Рынок картофеля и плодоовощной продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 18:07, контрольная работа

Описание работы

Рынок картофеля и плодоовощной продукции представляет собой совокупность обменных отношений, посредством которых осуществляется купля-продажа этих продовольственных товаров и уравновешиваются интересы производителей и покупателей. Как показывает практика, эти интересы противоречивы, так как производителями движет желание получить максимальную прибыль, а потребителями – желание качественно удовлетворить потребности. Как объект анализа рынок картофеля и плодоовощной продукции характеризуется следующими показателями: емкостью, уровнем сбалансированности спроса и предложения, условиями реализации.

Содержание работы

1. Спрос на картофель и плодоовощную продукцию. Обеспеченность кар-
тофелем и плодоовощной продукцией. Степень самообеспеченности.
Внешняя торговля…………………………………………………………2 - 9
1.1. Рынок картофеля и плодоовощной продукции. Внешняя торговля.
1.2. Импорт и экспорт.
2. Производство продукции. Конкурентоспособность. Колебания урожай-
ности……………………………………………………………………….10 - 15
2.1.Производство продукции. Колебания урожайности.
2.2.Конкурентоспособность.
3. Сбыт картофеля и плодоовощной продукции. Переработка………..16 - 18
4. Ценообразование и долгосрочная динамика цен. Колебания цен…..19 - 22
4.1. Ценообразование.
4.2.Динамика изменения цен.
5.Список использованной литературы………………

Файлы: 1 файл

рынок продовольственных товаров.docx

— 132.67 Кб (Скачать файл)

Министерство сельского  хозяйства Российской Федерации

Ульяновская государственная  сельскохозяйственная академия

 

 

Кафедра экономики и управления

сельского хозяйства

 

 

К О Н Т Р О Л Ь Н А Я   Р А Б О Т А

по предмету: «Рынок продовольственных  товаров»

на тему: «Рынок картофеля и плодоовощной продукции»

 

 

 

выполнила студентка 6 курса

                                                                             заочного отделения (6 лет)

                                                                                экономич. факультета

                                                                                    спец-ть товароведение

                                                                                   и экспертиза товаров

                                                   Чиржа Е.С

                                                                                    шифр 27077

 

 

 

 

 

 

Ульяновск 2012

Содержание

1. Спрос на картофель  и плодоовощную продукцию. Обеспеченность  кар-

тофелем и плодоовощной продукцией. Степень самообеспеченности.

Внешняя торговля…………………………………………………………2 - 9

1.1. Рынок картофеля  и плодоовощной продукции. Внешняя  торговля.

1.2. Импорт и экспорт.

2. Производство продукции.  Конкурентоспособность. Колебания  урожай-

ности……………………………………………………………………….10 - 15

2.1.Производство  продукции. Колебания урожайности.

2.2.Конкурентоспособность.

3. Сбыт картофеля и  плодоовощной продукции. Переработка………..16 - 18

4. Ценообразование и долгосрочная  динамика цен. Колебания цен…..19 - 22

4.1. Ценообразование.

4.2.Динамика изменения  цен.

5.Список использованной  литературы…………………………………..23

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Спрос на картофель  и плодоовощную продукцию. Обеспеченность картофелем и плодоовощной продукцией. Степень самообеспеченности. Внешняя торговля.

1.1. Рынок картофеля  и плодоовощной продукции. Внешняя  торговля.

Рынок картофеля и плодоовощной продукции представляет собой совокупность обменных отношений, посредством которых  осуществляется купля-продажа этих продовольственных товаров и  уравновешиваются интересы производителей и покупателей. Как показывает практика, эти интересы противоречивы, так  как производителями движет желание  получить максимальную прибыль, а потребителями  – желание качественно удовлетворить  потребности. Как объект анализа  рынок картофеля и плодоовощной продукции характеризуется следующими показателями: емкостью, уровнем сбалансированности спроса и предложения, условиями  реализации.

    Россия относится к числу государств со значительными объемами производства и потребления картофеля. На ее долю приходится около 15 % его мирового валового сбора.

    Основное количество картофеля в стране реализуется в свежем виде. На переработку используется всего 2–3 % валового сбора, в то время как в США на эти цели направляется более 60 % картофеля и из него вырабатывается свыше 50 видов готовых изделий и полуфабрикатов. Предприятия крахмалопаточной промышленности России загружены лишь на 5-10 % мощности, рынок готовой продукции неразвит.Овощеводство и плодоводство – важные отрасли сельского хозяйства. В них производятся продукты питания, отличающиеся прекрасными вкусовыми достоинствами, содержащие необходимые человеку витамины, кислоты, минеральные элементы и другие биологически активные вещества.

    Сегодня плодоовощная отрасль полностью не удовлетворяет потребности населения в овощах и фруктах. Необеспеченность внутреннего рынка качественными овощами, плодами и ягодами дает возможность практически беспрепятственно заполнять его импортной продукцией, которая в потребительской корзине населения России составляет более 35 %.Проблема рационального размещения производства картофеля и овощей на территории страны включает не только локальное выделение крупных регионов с наиболее благоприятными почвенно-климатическими условиями для товарного возделывания определенных сортов, но и развитие в этих местах соответствующей материально-технической базы.

    Стимулирующим фактором роста объемов производства продукции в личных подсобных хозяйствах населения является то, что здесь товаропроизводители сами определяют рынок и время сбыта, устанавливают цены реализации. Личные хозяйства населения, как правило, создают хорошие условия для хранения картофеля и овощей, и потери их незначительны. В целом продукция, реализуемая личными хозяйствами населения, отличается более высоким качеством, конкурентоспособна и, несмотря на большую трудоемкость, обеспечивает довольно высокий уровень рентабельности производства.

    Спрос на картофель и плодоовощную продукцию определяется множеством факторов:

1) ценами;

2) вкусами потребителей, которые формируются в зависимости  от национальных и семейных  традиций, образа жизни (например, одни покупатели предпочитают  покупать картофель и овощи  в свежем виде, другие – в  жареном, консервированном, соленом  и т. д.), под действием рекламы;

3) денежными доходами  населения: чем выше доходы, тем  больше средств семейного бюджета  тратится на приобретение продовольственных  товаров; вместе с тем установлено,  что с ростом доходов снижается  потребление крахмалосодержащих  продуктов (картофель и макароны) и увеличивается потребление  овощей и плодов;

4) числом покупателей  на рынке – чем их больше, тем выше спрос;

5) ценами на замещающие  и взаимодополняющие товары (например, увеличение цен на овощи приводит  к повышению спроса на картофель);

6) ожиданиями потребителей  в отношении таких факторов, как  инфляция, наличие товара и будущий  доход (если покупатели считают,  что цены возрастут, они увеличивают  спрос, чтобы в будущем не  понести дополнительные расходы).

    На предложение картофеля и плодоовощной продукции также воздействует ряд факторов:

♦ себестоимость и цена продукции на рынке;

♦ изменение цен на ресурсы, потребляемые в процессе производства товаров: снижение цен на технику, топливо  и смазочные материалы, минеральные  удобрения приводит к увеличению производства и предложения;

♦ изменение технологии производства: если вводится более  совершенная технология, снижаются  издержки производства и выпускается  больше продукции, что увеличивает  предложение (например, внедрение технологии биологической зашиты растений от вредителей в тепличных комбинатах способствовало росту производства и предложения огурцов и томатов);

♦ изменение налогов и  дотаций: первые повышают затраты, тем  самым сокращая производство и предложение; вторые снижают затраты, увеличивают  производство и предложение;

♦ изменение числа поставщиков  – чем больше товаропроизводителей предлагают свою продукцию на рынке, тем больше количество предлагаемого  товара (например, увеличение числа  садовых и дачных участков способствует росту предложения картофеля, овощей и плодов);

♦ изменение ожиданий –  ожидание снижения курса доллара  па валютном рынке заставляет увеличивать  текущее предложение картофеля, овощей и плодов.

1.2. Импорт и экспорт.

   Итак, по данным официальной статистики (ГТК РФ), импорт картофеля свежего и охлажденного в 2001 году он составил 134,25 тыс. тонн, что в целом очень немного в общем объеме всего выращиваемого в нашей стране картофеля. 70% из этого объема завозилось в Россию из стран дальнего зарубежья, 30% - из стран СНГ (рис.1).

Основными поставщиками картофеля  в 2000 год явились такие страны как Белоруссия (29%), Нидерланды (27%), Польша (12%).

    Но картофель – является традиционным блюдом русской кухни, его объемы потребления в России достаточно высоки. На рисунке 3 отражена динамика продаж картофеля, например, в 2000 году было продано 5,56 млн. тонн картофеля, что на 17% превысило значение этого показателя в 1999 году. Но доля картофеля в обороте розничной торговли падает, в 1999 году картофель составил 7% розничных продаж товаров, а в 2000 году всего 6%. Это сложно объяснить ростом доходов населения и некоторым изменением структуры потребительской корзины в сторону более изысканных и дорогих продуктов питания. Доля потребительских расходов на картофель в структуре потребительского бюджета россиян в 2000 году составила 1%.

 

    В экспорте свежих овощей основной объем приходится на картофель. На втором месте, также как и в импорте, располагается лук, при этом экспорт лука по итогам 2009 года значительно вырос (на 151%).Рынок картофеля и овощей в России формируется из отечественной и импортной продукции. Импорт картофеля в Россию очень незначителен. Ситуация на рынке картофеля в последние годы относительно стабильна. Спрос полностью покрывается за счет собственного производства, причем основное количество продукции поступает из личных хозяйств населения, в то время как на сельскохозяйственных предприятиях наблюдается ежегодное сокращение производства. Основными источниками поставок картофеля на межрегиональный российский рынок остаются его основные производители – Центральный. Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Уральский и Западно-Сибирский экономические районы.

Межрегиональные перевозки  продукции картофелеводства, составляющие около 1 млн. т в год явно недостаточны. Об этом свидетельствует то обстоятельство, что в ряде ввозящих регионов Севера, Юга и Дальнего Востока уровень  потребления картофеля населением на 1/3 ниже, чем в вывозящих. Развитию межрегиональных перевозок препятствуют незначительные объемы его переработки в транспортабельные пищевые картофелепродукты, неосвоенность систем товарной обработки, прогрессивных техники и технологии перевозок.

    Основная масса овощей, произведенных на индивидуальных огородах, используется для личного потребления. Наиболее разнообразная овощная продукция поступает на рынок в период ее массовой уборки. В другие периоды разнообразие на прилавках поддерживается за счет импорта.

Несмотря на значительный спрос населения на овощи, сельскохозяйственные предприятия вынуждены сокращать  посевные площади под ними, так  как не могут составить конкуренцию  индивидуальным товаропроизводителям. Сельскохозяйственным предприятиям производство овощей обходится дороже, чем личным подсобным хозяйствам.

    Значительное влияние на величину розничных цен в межсезонье оказывает импорт овощной продукции. В это время, особенно перед массовой уборкой нового урожая, основные потребности населения в овощах покрываются за счет импорта. Наибольший его объем приходится на I, II и IV кварталы (более 60 %). Ассортимент импортируемых овощных культур достаточно широк. Основную долю в них составляют те виды продукции, которые производятся в России в недостаточном количестве, скоропортящиеся, и не производимые совсем (мандарины, дыни, груши, апельсины, ананасы и др.)       Несмотря на низкую платежеспособность населения, данная овощная продукция имеет спрос.

    Основными поставщиками овощей и бахчевых культур являются Узбекистан, Нидерланды, Польша, Финляндия, Германия.

Для насыщения российского  рынка овощной продукцией импорт овощей в ближайшее десятилетие  ежегодно должен составлять около 2 млн. т.

Основной объем овощной  продукции реализуется через  предприятия торговли -69 % и только 31 % – на рынках. Причем 86 % всей овощной  продукции реализуют предприятия  негосударственной формы собственности  и только 14 % – государственные (через  предприятия торговли). Овощная продукция  реализуется также через собственную  торговую сеть, предприятиям общественного  питания, по бартеру.

    Основную долю в ассортименте овощей, реализованных сельскохозяйственными товаропроизводителями в последние годы, составляла продукция открытого грунта – капуста, морковь, свекла (более 75 % общего объема реализации). Изменения в структуре производства овощей могут способствовать улучшению экономических и финансовых показателей отрасли. Для их осуществления необходимо учитывать особенность рынка овощей. Она заключается в резко выраженной сезонности их реализации. Только 25 % овощей реализуется в первом полугодии, а 75 % – во втором.

Производство картофеля, овощей и плодов зависит от региональных особенностей в большей степени, чем другие отрасли земледелия. Прежде всего, это связано с почвенно-климатическими условиями, а также транспортными  тарифами и другими расходами  на перевозку грузов. Особенно проблематична  доставка плодоовощной продукции в  районы Крайнего Севера. Кроме того, многие виды плодоовощной продукции  малотранспортабельные и при  перевозке с мест производства к  местам потребления их качество значительно  снижается. После длительной транспортировки  они пригодны только для немедленной  реализации или переработки.

В результате производство, реализация и потребление овощей и плодов замыкаются на определенном регионе.

    Решение проблем развития рынка плодоовощной продукции должно осуществляться комплексно с учетом региональных особенностей, как в производственной сфере, так и во всех звеньях цепочки продвижения товара от поля к конечному потребителю. Очевидно, что удовлетворение спроса на плодоовощную продукцию в условиях перехода к рынку должно обеспечиваться не только за счет увеличения объемов производства, но и за счет рационального использования овощей и плодов, что в первую очередь связано с сокращением потерь во время уборки, послеуборочной доработки, транспортировки и хранения.

    Важнейшим условием рационального использования плодоовощной продукции, снижения потерь и, в конечном счете, более полного удовлетворения потребностей населения является развитие сети длительного хранения плодоовощной продукции непосредственно в хозяйствах. Опыт эксплуатации плодоовощехранилищ, имеющихся на овощеводческих и садоводческих предприятиях, показал высокую экономическую эффективность такой формы.

Информация о работе Рынок картофеля и плодоовощной продукции