Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 18:07, контрольная работа
Рынок картофеля и плодоовощной продукции представляет собой совокупность обменных отношений, посредством которых осуществляется купля-продажа этих продовольственных товаров и уравновешиваются интересы производителей и покупателей. Как показывает практика, эти интересы противоречивы, так как производителями движет желание получить максимальную прибыль, а потребителями – желание качественно удовлетворить потребности. Как объект анализа рынок картофеля и плодоовощной продукции характеризуется следующими показателями: емкостью, уровнем сбалансированности спроса и предложения, условиями реализации.
1. Спрос на картофель и плодоовощную продукцию. Обеспеченность кар-
тофелем и плодоовощной продукцией. Степень самообеспеченности.
Внешняя торговля…………………………………………………………2 - 9
1.1. Рынок картофеля и плодоовощной продукции. Внешняя торговля.
1.2. Импорт и экспорт.
2. Производство продукции. Конкурентоспособность. Колебания урожай-
ности……………………………………………………………………….10 - 15
2.1.Производство продукции. Колебания урожайности.
2.2.Конкурентоспособность.
3. Сбыт картофеля и плодоовощной продукции. Переработка………..16 - 18
4. Ценообразование и долгосрочная динамика цен. Колебания цен…..19 - 22
4.1. Ценообразование.
4.2.Динамика изменения цен.
5.Список использованной литературы………………
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия
Кафедра экономики и управления
сельского хозяйства
К О Н Т Р О Л Ь Н А Я Р А Б О Т А
по предмету: «Рынок продовольственных товаров»
на тему: «Рынок картофеля и плодоовощной продукции»
выполнила студентка 6 курса
Ульяновск 2012
Содержание
1. Спрос на картофель
и плодоовощную продукцию.
тофелем и плодоовощной продукцией. Степень самообеспеченности.
Внешняя торговля…………………………………………………………
1.1. Рынок картофеля
и плодоовощной продукции.
1.2. Импорт и экспорт.
2. Производство продукции.
Конкурентоспособность.
ности…………………………………………………………………
2.1.Производство продукции. Колебания урожайности.
2.2.Конкурентоспособность.
3. Сбыт картофеля и
плодоовощной продукции.
4. Ценообразование и
4.1. Ценообразование.
4.2.Динамика изменения цен.
5.Список использованной литературы…………………………………..23
1. Спрос на картофель и плодоовощную продукцию. Обеспеченность картофелем и плодоовощной продукцией. Степень самообеспеченности. Внешняя торговля.
1.1. Рынок картофеля
и плодоовощной продукции.
Рынок картофеля и плодоовощной
продукции представляет собой совокупность
обменных отношений, посредством которых
осуществляется купля-продажа этих
продовольственных товаров и
уравновешиваются интересы производителей
и покупателей. Как показывает практика,
эти интересы противоречивы, так
как производителями движет желание
получить максимальную прибыль, а потребителями
– желание качественно
Россия относится к числу государств со значительными объемами производства и потребления картофеля. На ее долю приходится около 15 % его мирового валового сбора.
Основное количество картофеля в стране реализуется в свежем виде. На переработку используется всего 2–3 % валового сбора, в то время как в США на эти цели направляется более 60 % картофеля и из него вырабатывается свыше 50 видов готовых изделий и полуфабрикатов. Предприятия крахмалопаточной промышленности России загружены лишь на 5-10 % мощности, рынок готовой продукции неразвит.Овощеводство и плодоводство – важные отрасли сельского хозяйства. В них производятся продукты питания, отличающиеся прекрасными вкусовыми достоинствами, содержащие необходимые человеку витамины, кислоты, минеральные элементы и другие биологически активные вещества.
Сегодня плодоовощная отрасль полностью не удовлетворяет потребности населения в овощах и фруктах. Необеспеченность внутреннего рынка качественными овощами, плодами и ягодами дает возможность практически беспрепятственно заполнять его импортной продукцией, которая в потребительской корзине населения России составляет более 35 %.Проблема рационального размещения производства картофеля и овощей на территории страны включает не только локальное выделение крупных регионов с наиболее благоприятными почвенно-климатическими условиями для товарного возделывания определенных сортов, но и развитие в этих местах соответствующей материально-технической базы.
Стимулирующим фактором роста объемов производства продукции в личных подсобных хозяйствах населения является то, что здесь товаропроизводители сами определяют рынок и время сбыта, устанавливают цены реализации. Личные хозяйства населения, как правило, создают хорошие условия для хранения картофеля и овощей, и потери их незначительны. В целом продукция, реализуемая личными хозяйствами населения, отличается более высоким качеством, конкурентоспособна и, несмотря на большую трудоемкость, обеспечивает довольно высокий уровень рентабельности производства.
Спрос на картофель и плодоовощную продукцию определяется множеством факторов:
1) ценами;
2) вкусами потребителей,
которые формируются в
3) денежными доходами
населения: чем выше доходы, тем
больше средств семейного
4) числом покупателей на рынке – чем их больше, тем выше спрос;
5) ценами на замещающие
и взаимодополняющие товары (например,
увеличение цен на овощи
6) ожиданиями потребителей
в отношении таких факторов, как
инфляция, наличие товара и будущий
доход (если покупатели
На предложение картофеля и плодоовощной продукции также воздействует ряд факторов:
♦ себестоимость и цена продукции на рынке;
♦ изменение цен на ресурсы, потребляемые в процессе производства товаров: снижение цен на технику, топливо и смазочные материалы, минеральные удобрения приводит к увеличению производства и предложения;
♦ изменение технологии производства: если вводится более совершенная технология, снижаются издержки производства и выпускается больше продукции, что увеличивает предложение (например, внедрение технологии биологической зашиты растений от вредителей в тепличных комбинатах способствовало росту производства и предложения огурцов и томатов);
♦ изменение налогов и дотаций: первые повышают затраты, тем самым сокращая производство и предложение; вторые снижают затраты, увеличивают производство и предложение;
♦ изменение числа поставщиков – чем больше товаропроизводителей предлагают свою продукцию на рынке, тем больше количество предлагаемого товара (например, увеличение числа садовых и дачных участков способствует росту предложения картофеля, овощей и плодов);
♦ изменение ожиданий – ожидание снижения курса доллара па валютном рынке заставляет увеличивать текущее предложение картофеля, овощей и плодов.
1.2. Импорт и экспорт.
Итак, по данным официальной статистики (ГТК РФ), импорт картофеля свежего и охлажденного в 2001 году он составил 134,25 тыс. тонн, что в целом очень немного в общем объеме всего выращиваемого в нашей стране картофеля. 70% из этого объема завозилось в Россию из стран дальнего зарубежья, 30% - из стран СНГ (рис.1).
Основными поставщиками картофеля в 2000 год явились такие страны как Белоруссия (29%), Нидерланды (27%), Польша (12%).
Но картофель – является традиционным блюдом русской кухни, его объемы потребления в России достаточно высоки. На рисунке 3 отражена динамика продаж картофеля, например, в 2000 году было продано 5,56 млн. тонн картофеля, что на 17% превысило значение этого показателя в 1999 году. Но доля картофеля в обороте розничной торговли падает, в 1999 году картофель составил 7% розничных продаж товаров, а в 2000 году всего 6%. Это сложно объяснить ростом доходов населения и некоторым изменением структуры потребительской корзины в сторону более изысканных и дорогих продуктов питания. Доля потребительских расходов на картофель в структуре потребительского бюджета россиян в 2000 году составила 1%.
В экспорте свежих овощей основной объем приходится на картофель. На втором месте, также как и в импорте, располагается лук, при этом экспорт лука по итогам 2009 года значительно вырос (на 151%).Рынок картофеля и овощей в России формируется из отечественной и импортной продукции. Импорт картофеля в Россию очень незначителен. Ситуация на рынке картофеля в последние годы относительно стабильна. Спрос полностью покрывается за счет собственного производства, причем основное количество продукции поступает из личных хозяйств населения, в то время как на сельскохозяйственных предприятиях наблюдается ежегодное сокращение производства. Основными источниками поставок картофеля на межрегиональный российский рынок остаются его основные производители – Центральный. Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Уральский и Западно-Сибирский экономические районы.
Межрегиональные перевозки
продукции картофелеводства, составляющие
около 1 млн. т в год явно недостаточны.
Об этом свидетельствует то обстоятельство,
что в ряде ввозящих регионов Севера,
Юга и Дальнего Востока уровень
потребления картофеля
Основная масса овощей, произведенных на индивидуальных огородах, используется для личного потребления. Наиболее разнообразная овощная продукция поступает на рынок в период ее массовой уборки. В другие периоды разнообразие на прилавках поддерживается за счет импорта.
Несмотря на значительный
спрос населения на овощи, сельскохозяйственные
предприятия вынуждены
Значительное влияние на величину розничных цен в межсезонье оказывает импорт овощной продукции. В это время, особенно перед массовой уборкой нового урожая, основные потребности населения в овощах покрываются за счет импорта. Наибольший его объем приходится на I, II и IV кварталы (более 60 %). Ассортимент импортируемых овощных культур достаточно широк. Основную долю в них составляют те виды продукции, которые производятся в России в недостаточном количестве, скоропортящиеся, и не производимые совсем (мандарины, дыни, груши, апельсины, ананасы и др.) Несмотря на низкую платежеспособность населения, данная овощная продукция имеет спрос.
Основными поставщиками овощей и бахчевых культур являются Узбекистан, Нидерланды, Польша, Финляндия, Германия.
Для насыщения российского рынка овощной продукцией импорт овощей в ближайшее десятилетие ежегодно должен составлять около 2 млн. т.
Основной объем овощной
продукции реализуется через
предприятия торговли -69 % и только
31 % – на рынках. Причем 86 % всей овощной
продукции реализуют
Основную долю в ассортименте овощей, реализованных сельскохозяйственными товаропроизводителями в последние годы, составляла продукция открытого грунта – капуста, морковь, свекла (более 75 % общего объема реализации). Изменения в структуре производства овощей могут способствовать улучшению экономических и финансовых показателей отрасли. Для их осуществления необходимо учитывать особенность рынка овощей. Она заключается в резко выраженной сезонности их реализации. Только 25 % овощей реализуется в первом полугодии, а 75 % – во втором.
Производство картофеля,
овощей и плодов зависит от региональных
особенностей в большей степени,
чем другие отрасли земледелия. Прежде
всего, это связано с почвенно-
В результате производство, реализация и потребление овощей и плодов замыкаются на определенном регионе.
Решение проблем развития рынка плодоовощной продукции должно осуществляться комплексно с учетом региональных особенностей, как в производственной сфере, так и во всех звеньях цепочки продвижения товара от поля к конечному потребителю. Очевидно, что удовлетворение спроса на плодоовощную продукцию в условиях перехода к рынку должно обеспечиваться не только за счет увеличения объемов производства, но и за счет рационального использования овощей и плодов, что в первую очередь связано с сокращением потерь во время уборки, послеуборочной доработки, транспортировки и хранения.
Важнейшим условием рационального использования плодоовощной продукции, снижения потерь и, в конечном счете, более полного удовлетворения потребностей населения является развитие сети длительного хранения плодоовощной продукции непосредственно в хозяйствах. Опыт эксплуатации плодоовощехранилищ, имеющихся на овощеводческих и садоводческих предприятиях, показал высокую экономическую эффективность такой формы.
Информация о работе Рынок картофеля и плодоовощной продукции