Рынок картофеля и плодоовощной продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 18:07, контрольная работа

Описание работы

Рынок картофеля и плодоовощной продукции представляет собой совокупность обменных отношений, посредством которых осуществляется купля-продажа этих продовольственных товаров и уравновешиваются интересы производителей и покупателей. Как показывает практика, эти интересы противоречивы, так как производителями движет желание получить максимальную прибыль, а потребителями – желание качественно удовлетворить потребности. Как объект анализа рынок картофеля и плодоовощной продукции характеризуется следующими показателями: емкостью, уровнем сбалансированности спроса и предложения, условиями реализации.

Содержание работы

1. Спрос на картофель и плодоовощную продукцию. Обеспеченность кар-
тофелем и плодоовощной продукцией. Степень самообеспеченности.
Внешняя торговля…………………………………………………………2 - 9
1.1. Рынок картофеля и плодоовощной продукции. Внешняя торговля.
1.2. Импорт и экспорт.
2. Производство продукции. Конкурентоспособность. Колебания урожай-
ности……………………………………………………………………….10 - 15
2.1.Производство продукции. Колебания урожайности.
2.2.Конкурентоспособность.
3. Сбыт картофеля и плодоовощной продукции. Переработка………..16 - 18
4. Ценообразование и долгосрочная динамика цен. Колебания цен…..19 - 22
4.1. Ценообразование.
4.2.Динамика изменения цен.
5.Список использованной литературы………………

Файлы: 1 файл

рынок продовольственных товаров.docx

— 132.67 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Производство  продукции. Конкурентоспособность. Колебания урожайности.

2.1.Производство  продукции. Колебания урожайности.

Урожай овощей в 2010 году составил 12,1 млн т, что на 9,4% меньше, чем в 2009 году.

 

Валовой сбор, тыс. т

Урожайность, ц/га (с убранной площади)

Посевная площадь,

Тыс. га

2009

2010

2010

в % к 2009

2009

2010

2010

в % к 2009

2009

2010

2010

в % к 2009

Всего

13401,5

12144,8

90,6

199,2

180,5

90,6

653,2

662,6

101,4

в т.ч. в сельхозорганизациях

2462,4

2064,4

83,8

229,1

198,9

86,8

87,3

89,7

102,7

в крестьянских (фермерских) хозяйствах

1385,1

1385,3

100,0

202,8

201,7

99,4

72,4

74,5

102,9

в хозяйствах населения

9553,9

8694,9

91,0

193,8

174,8

90,2

493,6

498,3

100,9


 

Таблица 1 - Производство овощей в 2010 г. (Данные Росстата)

Рисунок 1. Валовой сбор овощей 2009-2010

Рисунок 2. Урожайность овощей 2009-20010

Рисунок 3. Посевная площадь овощей 2009-2010

Большую часть урожая овощей собрали  в хозяйствах населения 73 процента. Сельскохозяйственные организации  собрали 16 % всего урожая, а крестьянские хозяйства - 11 процентов.

Производство овощей, сократилось, не смотря на то, что посевных площадей было засеяно больше, чем в предыдущем году. Увеличение посевных площадей произошло  почти по всем федеральным округам, кроме Сибирского федерального округа. Наибольшее снижение урожая овощей произошло  в Приволжском федеральном округе - на 19,5 процентов. Ситуация могла бы стать еще хуже, если бы не произошло  увеличение производства овощей в Северо-Кавказском и Дальневосточном федеральных округах на 8,5 и 2,7 % соответственно.

Таблица 2 - Производство овощей по федеральным  округам за 2010 г. (Данные Росстата

Федеральные округа

Валовой сбор, тыс.т

Урожайность, ц с 1 га убранной площади

Посевные площади, тыс.га

2010 г.

2010 г.

в %

к 2009 г.

2010 г.

2010 г.

в %

к 2009 г.

2010 г.

2010 г.

в %

к 2009 г.

Российская Федерация

12144,8

90,6

180,5

90,6

662,6

101,4

Центральный

2247,1

79,6

153,9

81,0

144

101,1

Северо-Западный

553,7

96,3

246,6

95,5

21,1

100,5

Южный

2576,9

99,6

163

98,5

158,4

101,5

Северо-Кавказский

1691,9

108,5

186,2

103,3

88,2

103,8

Приволжский

2356,2

80,5

182,9

81,9

127,4

102,4

Уральский

751,8

86,7

218

86,2

34

101,2

Сибирский

1567,5

93,6

235,2

95,6

64,9

97,6

Дальневосточный

399,4

102,7

158,3

100,3

24,6

101,2


 

Рисунок 4. Производство овощей по федеральным округам за 2010г

Отгрузка  овощей сельхозорганизациями также сократилась в 2010 году. Самым значимым сокращением в производстве было в Центральном и Северо-Западном федеральных округах на 19,6 и 15,7 процентов соответственно.

2.2.Конкурентоспособность.

    Плодоовощеконсервное производство - одна из важнейших отраслей АПК страны, которая обеспечивает равномерное потребление плодоовощной продукции в течение года, улучшает снабжение продуктами питания население страны.

    Объем производства плодоовощной продукции определяется потребительским спросом, который, в свою очередь, формируется под воздействием предложения консервной продукции на рынке. Исходя из нормативов, среднее потребление продукции в свежем виде на душу населения должно составлять 80 %, а в переработанном виде — 20 %. В США этот показатель составляет 50 %, а в ряде европейских стран превышает 80 %.

    На практике же увеличение предложения в одной форме продукта изменяет потребность в другом виде того же продукта. Увеличение потребления овощей в свежем виде значительно уменьшает потребность в плодоовощной продукции в консервированном виде.

    Так как плодоовощная продукция – скоропортящийся товар, потребление ее в свежем виде в течение длительного срока, а также доставка ее к месту сбыта - не простая проблема, поэтому требуется ее быстрая и качественная переработка.

    С освоением рыночных отношений возросло количество сельских товаропроизводителей, малых частных предприятий по переработке овощной продукции, в городах и поселках функционирует множество мелкооптовых продовольственных точек, хотя часто они не получают ожидаемую прибыль в силу неналаженности каналов реализации. Вместе с тем уровень переработки вторичных сырьевых ресурсов и внедрение малоотходных и безотходных технологий в плодоовощном подкомплексе становятся недостаточными. Промышленная переработка плодов и овощей сельских товаропроизводителей находится на низком технологическом уровне.

Сложившаяся система и  состояние заготовки, хранения, транспортировки  и реализации плодоовощной продукции  не отвечают современным требованиям  потребительского рынка. Выпускаемая  продукция должна выдерживать жесткую  конкуренцию, правила которой диктует  мировой рынок. Неудовлетворительное хранение и транспортировка ведут  к утрате природных достоинств свежей продукции, а потери превышают 40 % объема ее среднегодового производства.Оптимальное распределение плодоовощной промышленности по направлениям использования состоит: в реализации в свежем виде; в хранении и в переработке.

Производство плодоовощной продукции с каждым годом только увеличивается, а качество выпускаемой  продукции оставляет желать лучшего, да и несвоевременность переработки  овощной продукции приводит к  очень большим потерям на пути от производителя до потребителя. К  сожалению, ввиду особенностей продукции, теряются их товарные характеристики.

Среди причин, обусловливающих неустойчивое положение плодоовощной перерабатывающей промышленности РФ выделяются:

¾   нарушение паритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию;

¾   отсутствие льготного  кредитования;

¾   нестабильность рыночных конъюнктур;

¾   низкая конкурентоспособность  и т.д.

Региональная структура  производства плодоовощеконсервной продукции.

Картофель. Наибольшие посевы расположены вблизи крупных городов  и промышленных центров. Основные посевные площади расположены в Центральном, Уральском, Центрально-Черноземном, Волго-Вятском и Западно-Сибирском экономических районах.

Овощеводство развито  повсеместно, однако наибольшие посевы сосредоточены в Северо-Кавказском, Поволжском, Центральном, Уральском  экономических районах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Сбыт картофеля  и плодоовощной продукции. Переработка.

    Основной объем овощной продукции реализуется через предприятия торговли -69 % и только 31 % – на рынках. Причем 86 % всей овощной продукции реализуют предприятия негосударственной формы собственности и только 14 % – государственные (через предприятия торговли). Овощная продукция реализуется также через собственную торговую сеть, предприятиям общественного питания, по бартеру.

    Основную долю в ассортименте овощей, реализованных сельскохозяйственными товаропроизводителями в последние годы, составляла продукция открытого грунта – капуста, морковь, свекла (более 75 % общего объема реализации). Изменения в структуре производства овощей могут способствовать улучшению экономических и финансовых показателей отрасли. Для их осуществления необходимо учитывать особенность рынка овощей. Она заключается в резко выраженной сезонности их реализации. Только 25 % овощей реализуется в первом полугодии, а 75 % – во втором.   

    Способы переработки фруктов, овощей, плодов, ягод и картофеля разнообразны. Однако, по моему мнению, хранение плодоовощной продукции в свежем виде и быстрое замораживание фруктов и овощей являются сегодня двумя наиболее приоритетными направлениями в развитии современного агропромышленного хозяйства. Только при использовании этих способов переработки плодоовощная продукция сохраняет в полной мере все свои полезные и органолептические свойства".

    Рынок фруктов и овощей требует хорошего качества каждый день. Этот рынок имеет потребность в яблоках, землянике, клубнике, бананах, вишнях, овощах, и самое главное - все эти фрукты и овощи должны иметь такое качество, будто бы только что з грядки или сада.

    В то же время, процесс хранения или переработки должен поддерживать органолептические качества, что должно позволить не терять витамины, минералы, а также сохранить биологические и диетические характеристики фруктов и овощей. Hа нашей земле вырастает множество всяких овощей, плодов, зеленных, бахчевых, ягод, в общем, всего того, что представляет основу рационального питания, что специалисты называют сегодня "сочное растительное сырье". Именно это сырье и должно составлять 90% составной части питания в каждой возрастной группе - от мала до велика. По мнению специалистов, каждому человеку за год надо съесть приблизительно 103 кг овощей в перечислении на свежие продукты. Однако в данное время потери урожая, в том числе и плодоовощных продуктов, уже на стадии хранения составляют свыше 25%.

    Основной причиной этих потерь наряду с мелкими грызунами и насекомыми являются разные микроорганизмы (плесень, стрептококки, грибки, споровые бактерии и др.) и просто недостаточное или некачественное обеспечение холодильными складами и хранилищами.

    Развитие современного агропромышленного хозяйства наряду с получением высоких урожаев ставит проблему продолжительного хранения и качественной переработки сельхозпродуктов.

    В связи с этим одной из наиболее важных задач является задача разработки новых технологий хранения и переработки урожая, при которых потери урожая были бы сведены к минимуму. При этом внешний вид и полезные свойства продуктов, находящихся на длительном хранении, сохранялись бы в естественном и неизменном виде на протяжении всего срока хранения.Успех хранения плодоовощной продукции зависит от того, какие условия будут созданы для хранения. Созданием оптимальных условий хранения можно повысить лежкость плодов и овощей и, наоборот, при нарушении режима хранения можно полностью потерять лежкую продукцию.Процесс предварительного охлаждения плодоовощной продукции является основным условием и залогом сохранения качества плодоовощной продукции при ее закладке на продолжительное хранение или дальнейшей переработке

    Охлаждением можно удлинить хранение фруктов и овощей лишь на короткое время. На практике это используют лишь при продолжительном складировании сырья перед обработкой. Температура складирования должна быть минимальной, что как можно ближе находиться над точкой замерзания. С точки зрения угнетения всех биохимических реакций удобно складировать при низких температурах и готовые продукты. Лучше сохраняются их естественные и органолептические свойства.

    Основные факторы успешного хранения в холодильных камерах, складах и хранилищах - это температура, влажность и состав газовой среды.

Температуру хранения подбирают  с учетом биологических особенностей культуры, сорта, степени зрелости и  назначения: для потребления в  свежем виде - одна, для переработки - вторая, для семенных целей - третья.

    Для большинства видов плодоовощной продукции оптимальные температуры для хранения находятся в пределах от 0 до 8°С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Ценообразование  и долгосрочная динамика цен.  Колебания цен.

4.1. Ценообразование

    Картофель и овощи, как любой товар, реализуется по разным ценам в зависимости от спроса и предложения, места и времени продажи, условий сделки, типа, рынка, ценовой информации и ее полноты, ряда других факторов.

    Для картофеля и овощей характерны колебания цен, связанные с сезонностью производства в отрасли. Сезонные колебания цен означают ценовые различия, которые проявляются в течение года, месяца и даже недели. Их относят к краткосрочным, и проявляются они в России по отношению к большинству продуктов плодоводства, срок хранения которых ограничен. Сезонные колебания цен связаны с периодами значительного увеличения предложения, низкой эластичностью спроса по сравнению с эластичностью предложения. Самые низкие цены на картофель, овощи, плоды складываются на рынке в период массового сбора урожая и некоторое время после, него; далее они повышаются вплоть до поступления продукции урожая следующего года.

    Для снижения сезонных колебаний цен создают запасы путем закладки продукции на хранение. В этом случае производитель может отложить реализацию продукции, ожидая повышения рыночных цен. Однако не все производители имеют необходимые условия и сооружения для хранения, кроме того, затраты могут быть слишком высокими и не возместятся ожидаемым повышением цен.

    Типичным примером сезонного предложения и сезонных колебаний цен является картофель. Могут быть различные варианты его поступление на рынок: из текущего производства без хранения; из текущего производства и хранения (в различном соотношении); из запасов хранения (полностью).

Колебания розничных цен  также носят сезонный характер. С  начала года цена стабильно повышается и достигает максимального размера  к июню. С июля она начинает снижаться  и минимальной становится в октябре  – в момент основного поступления картофеля и овощной продукции на прилавки магазинов.

    По отдельным культурам изменение розничных цен во времени примерно одинаковое. Данная тенденция прослеживается из года в год. Разброс цен по видам овощей достаточно высок, что также влияет на потребительский рынок данной продукции и ее ассортимент. Основную долю в поставляемых сельскохозяйственными товаропроизводителями овощах занимают те, которые имеют относительно низкие розничные цены. Это значительно обедняет рынок. Овощи с более высокими ценами пользуются меньшим спросом, поэтому производители не стремятся увеличивать их предложение.

Информация о работе Рынок картофеля и плодоовощной продукции