Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 18:07, контрольная работа
Рынок картофеля и плодоовощной продукции представляет собой совокупность обменных отношений, посредством которых осуществляется купля-продажа этих продовольственных товаров и уравновешиваются интересы производителей и покупателей. Как показывает практика, эти интересы противоречивы, так как производителями движет желание получить максимальную прибыль, а потребителями – желание качественно удовлетворить потребности. Как объект анализа рынок картофеля и плодоовощной продукции характеризуется следующими показателями: емкостью, уровнем сбалансированности спроса и предложения, условиями реализации.
1. Спрос на картофель и плодоовощную продукцию. Обеспеченность кар-
тофелем и плодоовощной продукцией. Степень самообеспеченности.
Внешняя торговля…………………………………………………………2 - 9
1.1. Рынок картофеля и плодоовощной продукции. Внешняя торговля.
1.2. Импорт и экспорт.
2. Производство продукции. Конкурентоспособность. Колебания урожай-
ности……………………………………………………………………….10 - 15
2.1.Производство продукции. Колебания урожайности.
2.2.Конкурентоспособность.
3. Сбыт картофеля и плодоовощной продукции. Переработка………..16 - 18
4. Ценообразование и долгосрочная динамика цен. Колебания цен…..19 - 22
4.1. Ценообразование.
4.2.Динамика изменения цен.
5.Список использованной литературы………………
2. Производство
продукции.
2.1.Производство продукции. Колебания урожайности.
Урожай овощей в 2010 году составил 12,1 млн т, что на 9,4% меньше, чем в 2009 году.
Валовой сбор, тыс. т |
Урожайность, ц/га (с убранной площади) |
Посевная площадь, Тыс. га | |||||||
2009 |
2010 |
2010 в % к 2009 |
2009 |
2010 |
2010 в % к 2009 |
2009 |
2010 |
2010 в % к 2009 | |
Всего |
13401,5 |
12144,8 |
90,6 |
199,2 |
180,5 |
90,6 |
653,2 |
662,6 |
101,4 |
в т.ч. в сельхозорганизациях |
2462,4 |
2064,4 |
83,8 |
229,1 |
198,9 |
86,8 |
87,3 |
89,7 |
102,7 |
в крестьянских (фермерских) хозяйствах |
1385,1 |
1385,3 |
100,0 |
202,8 |
201,7 |
99,4 |
72,4 |
74,5 |
102,9 |
в хозяйствах населения |
9553,9 |
8694,9 |
91,0 |
193,8 |
174,8 |
90,2 |
493,6 |
498,3 |
100,9 |
Таблица 1 - Производство овощей в 2010 г. (Данные Росстата)
Рисунок 1. Валовой сбор овощей 2009-2010
Рисунок 2. Урожайность овощей 2009-20010
Рисунок 3. Посевная площадь овощей 2009-2010
Большую часть урожая овощей собрали в хозяйствах населения 73 процента. Сельскохозяйственные организации собрали 16 % всего урожая, а крестьянские хозяйства - 11 процентов.
Производство овощей, сократилось,
не смотря на то, что посевных площадей
было засеяно больше, чем в предыдущем
году. Увеличение посевных площадей произошло
почти по всем федеральным округам,
кроме Сибирского федерального округа.
Наибольшее снижение урожая овощей произошло
в Приволжском федеральном
Таблица 2 - Производство овощей по федеральным округам за 2010 г. (Данные Росстата
Федеральные округа |
Валовой сбор, тыс.т |
Урожайность, ц с 1 га убранной площади |
Посевные площади, тыс.га | |||
2010 г. |
2010 г. в % к 2009 г. |
2010 г. |
2010 г. в % к 2009 г. |
2010 г. |
2010 г. в % к 2009 г. | |
Российская Федерация |
12144,8 |
90,6 |
180,5 |
90,6 |
662,6 |
101,4 |
Центральный |
2247,1 |
79,6 |
153,9 |
81,0 |
144 |
101,1 |
Северо-Западный |
553,7 |
96,3 |
246,6 |
95,5 |
21,1 |
100,5 |
Южный |
2576,9 |
99,6 |
163 |
98,5 |
158,4 |
101,5 |
Северо-Кавказский |
1691,9 |
108,5 |
186,2 |
103,3 |
88,2 |
103,8 |
Приволжский |
2356,2 |
80,5 |
182,9 |
81,9 |
127,4 |
102,4 |
Уральский |
751,8 |
86,7 |
218 |
86,2 |
34 |
101,2 |
Сибирский |
1567,5 |
93,6 |
235,2 |
95,6 |
64,9 |
97,6 |
Дальневосточный |
399,4 |
102,7 |
158,3 |
100,3 |
24,6 |
101,2 |
Рисунок 4. Производство овощей по федеральным округам за 2010г
Отгрузка овощей сельхозорганизациями также сократилась в 2010 году. Самым значимым сокращением в производстве было в Центральном и Северо-Западном федеральных округах на 19,6 и 15,7 процентов соответственно.
2.2.Конкурентоспособность.
Плодоовощеконсервное производство - одна из важнейших отраслей АПК страны, которая обеспечивает равномерное потребление плодоовощной продукции в течение года, улучшает снабжение продуктами питания население страны.
Объем производства плодоовощной продукции определяется потребительским спросом, который, в свою очередь, формируется под воздействием предложения консервной продукции на рынке. Исходя из нормативов, среднее потребление продукции в свежем виде на душу населения должно составлять 80 %, а в переработанном виде — 20 %. В США этот показатель составляет 50 %, а в ряде европейских стран превышает 80 %.
На практике же увеличение предложения в одной форме продукта изменяет потребность в другом виде того же продукта. Увеличение потребления овощей в свежем виде значительно уменьшает потребность в плодоовощной продукции в консервированном виде.
Так как плодоовощная продукция – скоропортящийся товар, потребление ее в свежем виде в течение длительного срока, а также доставка ее к месту сбыта - не простая проблема, поэтому требуется ее быстрая и качественная переработка.
С освоением рыночных отношений возросло количество сельских товаропроизводителей, малых частных предприятий по переработке овощной продукции, в городах и поселках функционирует множество мелкооптовых продовольственных точек, хотя часто они не получают ожидаемую прибыль в силу неналаженности каналов реализации. Вместе с тем уровень переработки вторичных сырьевых ресурсов и внедрение малоотходных и безотходных технологий в плодоовощном подкомплексе становятся недостаточными. Промышленная переработка плодов и овощей сельских товаропроизводителей находится на низком технологическом уровне.
Сложившаяся система и состояние заготовки, хранения, транспортировки и реализации плодоовощной продукции не отвечают современным требованиям потребительского рынка. Выпускаемая продукция должна выдерживать жесткую конкуренцию, правила которой диктует мировой рынок. Неудовлетворительное хранение и транспортировка ведут к утрате природных достоинств свежей продукции, а потери превышают 40 % объема ее среднегодового производства.Оптимальное распределение плодоовощной промышленности по направлениям использования состоит: в реализации в свежем виде; в хранении и в переработке.
Производство плодоовощной
продукции с каждым годом только
увеличивается, а качество выпускаемой
продукции оставляет желать лучшего,
да и несвоевременность
Среди причин, обусловливающих неустойчивое положение плодоовощной перерабатывающей промышленности РФ выделяются:
¾ нарушение паритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию;
¾ отсутствие льготного кредитования;
¾ нестабильность рыночных конъюнктур;
¾ низкая конкурентоспособность и т.д.
Региональная структура производства плодоовощеконсервной продукции.
Картофель. Наибольшие посевы
расположены вблизи крупных городов
и промышленных центров. Основные посевные
площади расположены в
Овощеводство развито
повсеместно, однако наибольшие посевы
сосредоточены в Северо-
3. Сбыт картофеля
и плодоовощной продукции.
Основной объем овощной продукции реализуется через предприятия торговли -69 % и только 31 % – на рынках. Причем 86 % всей овощной продукции реализуют предприятия негосударственной формы собственности и только 14 % – государственные (через предприятия торговли). Овощная продукция реализуется также через собственную торговую сеть, предприятиям общественного питания, по бартеру.
Основную долю в ассортименте овощей, реализованных сельскохозяйственными товаропроизводителями в последние годы, составляла продукция открытого грунта – капуста, морковь, свекла (более 75 % общего объема реализации). Изменения в структуре производства овощей могут способствовать улучшению экономических и финансовых показателей отрасли. Для их осуществления необходимо учитывать особенность рынка овощей. Она заключается в резко выраженной сезонности их реализации. Только 25 % овощей реализуется в первом полугодии, а 75 % – во втором.
Способы переработки фруктов, овощей, плодов, ягод и картофеля разнообразны. Однако, по моему мнению, хранение плодоовощной продукции в свежем виде и быстрое замораживание фруктов и овощей являются сегодня двумя наиболее приоритетными направлениями в развитии современного агропромышленного хозяйства. Только при использовании этих способов переработки плодоовощная продукция сохраняет в полной мере все свои полезные и органолептические свойства".
Рынок фруктов и овощей требует хорошего качества каждый день. Этот рынок имеет потребность в яблоках, землянике, клубнике, бананах, вишнях, овощах, и самое главное - все эти фрукты и овощи должны иметь такое качество, будто бы только что з грядки или сада.
В то же время, процесс хранения или переработки должен поддерживать органолептические качества, что должно позволить не терять витамины, минералы, а также сохранить биологические и диетические характеристики фруктов и овощей. Hа нашей земле вырастает множество всяких овощей, плодов, зеленных, бахчевых, ягод, в общем, всего того, что представляет основу рационального питания, что специалисты называют сегодня "сочное растительное сырье". Именно это сырье и должно составлять 90% составной части питания в каждой возрастной группе - от мала до велика. По мнению специалистов, каждому человеку за год надо съесть приблизительно 103 кг овощей в перечислении на свежие продукты. Однако в данное время потери урожая, в том числе и плодоовощных продуктов, уже на стадии хранения составляют свыше 25%.
Основной причиной этих потерь наряду с мелкими грызунами и насекомыми являются разные микроорганизмы (плесень, стрептококки, грибки, споровые бактерии и др.) и просто недостаточное или некачественное обеспечение холодильными складами и хранилищами.
Развитие современного агропромышленного хозяйства наряду с получением высоких урожаев ставит проблему продолжительного хранения и качественной переработки сельхозпродуктов.
В связи с этим одной из наиболее важных задач является задача разработки новых технологий хранения и переработки урожая, при которых потери урожая были бы сведены к минимуму. При этом внешний вид и полезные свойства продуктов, находящихся на длительном хранении, сохранялись бы в естественном и неизменном виде на протяжении всего срока хранения.Успех хранения плодоовощной продукции зависит от того, какие условия будут созданы для хранения. Созданием оптимальных условий хранения можно повысить лежкость плодов и овощей и, наоборот, при нарушении режима хранения можно полностью потерять лежкую продукцию.Процесс предварительного охлаждения плодоовощной продукции является основным условием и залогом сохранения качества плодоовощной продукции при ее закладке на продолжительное хранение или дальнейшей переработке
Охлаждением можно удлинить хранение фруктов и овощей лишь на короткое время. На практике это используют лишь при продолжительном складировании сырья перед обработкой. Температура складирования должна быть минимальной, что как можно ближе находиться над точкой замерзания. С точки зрения угнетения всех биохимических реакций удобно складировать при низких температурах и готовые продукты. Лучше сохраняются их естественные и органолептические свойства.
Основные факторы успешного хранения в холодильных камерах, складах и хранилищах - это температура, влажность и состав газовой среды.
Температуру хранения подбирают с учетом биологических особенностей культуры, сорта, степени зрелости и назначения: для потребления в свежем виде - одна, для переработки - вторая, для семенных целей - третья.
Для большинства видов плодоовощной продукции оптимальные температуры для хранения находятся в пределах от 0 до 8°С.
4. Ценообразование и долгосрочная динамика цен. Колебания цен.
4.1. Ценообразование
Картофель и овощи, как любой товар, реализуется по разным ценам в зависимости от спроса и предложения, места и времени продажи, условий сделки, типа, рынка, ценовой информации и ее полноты, ряда других факторов.
Для картофеля и овощей характерны колебания цен, связанные с сезонностью производства в отрасли. Сезонные колебания цен означают ценовые различия, которые проявляются в течение года, месяца и даже недели. Их относят к краткосрочным, и проявляются они в России по отношению к большинству продуктов плодоводства, срок хранения которых ограничен. Сезонные колебания цен связаны с периодами значительного увеличения предложения, низкой эластичностью спроса по сравнению с эластичностью предложения. Самые низкие цены на картофель, овощи, плоды складываются на рынке в период массового сбора урожая и некоторое время после, него; далее они повышаются вплоть до поступления продукции урожая следующего года.
Для снижения сезонных колебаний цен создают запасы путем закладки продукции на хранение. В этом случае производитель может отложить реализацию продукции, ожидая повышения рыночных цен. Однако не все производители имеют необходимые условия и сооружения для хранения, кроме того, затраты могут быть слишком высокими и не возместятся ожидаемым повышением цен.
Типичным примером сезонного предложения и сезонных колебаний цен является картофель. Могут быть различные варианты его поступление на рынок: из текущего производства без хранения; из текущего производства и хранения (в различном соотношении); из запасов хранения (полностью).
Колебания розничных цен
также носят сезонный характер. С
начала года цена стабильно повышается
и достигает максимального
По отдельным культурам изменение розничных цен во времени примерно одинаковое. Данная тенденция прослеживается из года в год. Разброс цен по видам овощей достаточно высок, что также влияет на потребительский рынок данной продукции и ее ассортимент. Основную долю в поставляемых сельскохозяйственными товаропроизводителями овощах занимают те, которые имеют относительно низкие розничные цены. Это значительно обедняет рынок. Овощи с более высокими ценами пользуются меньшим спросом, поэтому производители не стремятся увеличивать их предложение.
Информация о работе Рынок картофеля и плодоовощной продукции