5. По применению для
оценки: базовые (абсолютные), имеющие
физический смысл (показатель мощности)
и относительные (рентабельность).
6. По количеству характеризуемых
свойств: единичные (качество является
функцией одного параметра), комплексные
(показатели, объединяющие ряд свойств,
каждое из которых описывается
своим параметром) и интегральные
(объединяющие ряд комплексных
показателей)
7. По возможности оценки:
формализованные (имеют количественную
оценку) и неформализованные (имеют
качественную оценку субъективного
характера).
Градация, класс, сорт отражают
предусмотренное или установленное различие
в требованиях к качеству, которые, в свою
очередь, устанавливают взаимосвязь функционального
использования и затрат. В результате
выявления соответствия или несоответствия
установленным требованиям все товары
по назначению могут быть подразделены
на три градации качества.
К первой градации относятся
товары, пригодные к использованию по
назначению. Этот представлен стандартными
товарами, которые подлежат реализации
без каких-либо ограничений.
Вторая градация – товары, условно
пригодные для использования по назначению.
Принадлежность к данному классу определяется
градациями нестандартных товаров или
брака с устранимыми дефектами.
Третья градация – опасные
товары, непригодные для использования
по назначению. К этому классу относятся
неликвидные отходы.
49. Техническое
законодательство и техническое
регулирование в РФ.
Система
законодательных и нормативных актов
в сфере технического регулирования включает
следующие основные элементы:
федеральный
закон «О техническом регулировании»
(№184-ФЗ, далее – Закон);
международные
соглашения, принятые Российской Федерацией
в области технического регулирования;
систему
(свод) общих и специальных технических
регламентов;
методики
расчетов, испытаний и контроля параметров,
принимаемые в соответствии с техническими
регламентами Правительством Российской
Федерации;
совокупность
стандартов – национальных, отраслевых,
корпоративных (стандартов ассоциаций,
саморегулируемых организаций, отдельных
предприятий).
В установленной Законом системе технического
законодательства принципиальным является
разделение норм на обязательные и добровольные.
Все
обязательные требования вводятся техническими
регламентами, принимаемыми в соответствии
с законодательно установленными процедурами
(опубликование уведомления о разработке,
публичное обсуждение и пр.). Требования,
не входящие в технические регламенты
(например, требования стандартов или
ведомственных документов), по Закону
не могут являться обязательными и носят
лишь рекомендательный характер.
Перечень
общих технических регламентов исчерпывающе (закрытым списком) определен
законом «О техническом регулировании».
Общие технические регламенты принимаются
по вопросам:
безопасной
эксплуатации и утилизации машин и оборудования;
безопасной
эксплуатации зданий, строений, сооружений
и безопасного использования прилегающих
к ним территорий;
биологической
безопасности;
пожарной
безопасности;
экологической
безопасности;
электромагнитной
совместимости;
ядерной
и радиационной безопасности.
Формулировка
«по вопросам» не означает, что по каждой
из указанных позиций может приниматься
неограниченное число технических регламентов.
Таким образом, число общих технических
регламентов не превышает семи.
50. Оценка
качества товаров, порядок проведения
работ по экспертизе товаров
Оценка качества товара по
существу — это установление соответствия
товара общественным потребностям. Существует
некоторая иерархическая связь между
оценкой уровня качества, оценкой качества
и контролем качества.
Контроль
качества представляет собой проверку
соответствия показателей качества конкретного
товара требованиям, установленным стандартами,
техническими условиями, а также требованиям,
определенным в договоре поставки. Целью
контроля качества является проверка
ограниченного числа показателей и установление
сорта изделия.
Оценка
качества — это более широкое понятие,
чем контроль качества. При проведении
оценки качества привлекается большее
количество показателей качества.
Оценка
уровня качества — это совокупность
операций, включающая выбор номенклатуры
показателей качества оцениваемой продукции,
определение значений этих показателей
и сопоставление их с базовыми. Уровень
качества — это относительная характеристика
качества продукции, основанная на сравнении
значений показателей качества оцениваемого
товара с базовыми значениями соответствующих
показателей. Оценка уровня качества имеет
более широкий смысл, чем оценка качества
и контроль качества. Оценку уровня качества
проводят при решении вопроса о постановке
продукции на производство, выборе лучшего
товара для реализации, анализе динамики
уровня качества, планировании показателей
качества товаров и пр.
Экспертная организация оказывает
услуги по экспертизе российским, иностранным
и совместным организациям по заявкам
на основании:
договора установленной формы;
долгосрочной письменной заявки,
содержащей гарантии заказчика по созданию
условий для проведения экспертиз и оплате
расходов за оказанные услуги.
При этом вызов эксперта может
осуществляться по письму или по телефону
в виде разовой заявки, с указанием конкретной
задачи экспертизы.
Допускается выполнение работ
по письменным разовым заявкам, содержащим
гарантии заказчика по созданию условий
для проведения экспертиз и оплате расходов
за оказанные услуги.
Задача экспертизы должна содержать
следующую обязательную информацию: цель,
предмет экспертизы, объем экспертируемой
партии и метод исследования.
Если выполнение задачи экспертизы
требует применения метода разрушающего
контроля, в заявке должно быть отражено
согласие заказчика на разрушение образца
товара (в количестве, предусмотренном
нормативными документами). Отказ от выполнения
заявки должен быть мотивирован руководителем
подразделения Экспертной организации
и дан в письменном виде.
Заявка регистрируется на фирме,
отделе или бюро экспертиз (далее – “подразделение
Экспертной организации”) в “Журнале
регистрации документов по проведению
экспертизы” (далее – “Журнал”) или в
компьютерной автоматизированной системе
с присвоением ей порядкового номера.
Порядковый номер состоит из десяти знаков
и формируется следующим образом: ХХХ-ХХ-ХХХХХ,
где знаки:
“1–3” – индекс Экспертной
организации, соответствующей индексу
территориальной торгово-промышленной
палаты РФ в Номенклатуре дел ТПП РФ;
“4–5” – индекс подразделения
Экспертной организации;
“6–10” – порядковый номер,
нумерация начинается с первого рабочего
дня нового года. С целью упорядочения
регистрации и поиска документов – заявке,
наряду, акту экспертизы или сертификату
присваивается одинаковый номер.
На основании зарегистрированной
разовой заявки в подразделении Экспертной
организации оформляется наряд на проведение
экспертизы (Приложение 1). В наряде должны
быть указаны: номер, дата поступления
заявки, дата начала экспертизы, сведения
о товаре и заказчике согласно заявке,
задача экспертизы.
Руководитель подразделения
Экспертной организации обязан после
регистрации разовой заявки в сроки, согласованные
с заказчиком (по скоропортящимся товарам
в течение 24 часов), направить эксперта
для проведения экспертизы: выдать ему
наряд, в котором указать фамилию эксперта
и дату выдачи наряда, подписать наряд
и заверить свою подпись печатью или круглым
штампом. Оформленный таким образом наряд
является основанием для эксперта на проведение
экспертизы от имени Экспертной организации.
О факте выдачи наряда эксперту должна
быть сделана соответствующая запись
в журнале или введена соответствующая
дополнительная информация в компьютерную
автоматизированную систему.
В случае если экспертиза проводится
группой экспертов, один из них назначается
ответственным.
После получения наряда, если
экспертиза проводится у заказчика, эксперт
должен:
Сообщить заказчику по телефону
о своем выезде на экспертизу по зарегистрированной
заявке и работать в соответствии с распорядком
рабочего дня заказчика экспертизы.
Необходимость и условия работы
эксперта в выходные и праздничные дни
и после окончания рабочего дня согласовывается
между заказчиком и Экспертной организацией
дополнительно. Срок начала проведения
экспертизы может быть перенесен по письменной
мотивированной просьбе заказчика.
Убедиться в том, что для своевременного
и объективного проведения экспертизы
созданы условия:
обеспечено участие в проведении
контрактной экспертизы не менее двух
представителей заказчика, которые должны
будут подписывать констатирующую часть
акта экспертизы. В остальных случаях
представителей заказчика в проведении
экспертизы и наличие их подписей на акте экспертизы не обязательны.
Если товар подлежит досмотру таможенной
и/или карантинной службами, заказчиком
должно быть обеспечено присутствие представителей
этих служб; обеспечено, если это необходимо,
присутствие представителей изготовителя
или поставщика;
предоставлена коммерческая,
товаросопроводительная, нормативно-техническая
документация. В тех случаях, когда заказчик
экспертизы не является первым товарополучателем,
а документы поставщика отсутствуют, должны
быть предоставлены сопроводительные
документы организации, пере отправившей
товар;
предоставлены для работы рабочий
стол в освещенном (в холодное время года
отапливаемом) помещении; подсобные рабочие,
теплая спецодежда для работы в холодном
помещении или на улице в холодное время
года; в случае необходимости – отдельное
помещение для обеспечения сохранности
товара; обеспечено соблюдение техники
безопасности при проведении экспертизы
и личная безопасность эксперта;
предоставлен, в случае необходимости,
образец-эталон, с которым эксперт должен
ознакомится, проверив его надлежащее
оформление;
обеспечен свободный доступ
к товару;
товар рассортирован по партиям.
Неоднородные партии могут подвергаться
экспертизе, как единая, при наличие письменной
просьбы заказчика, прилагаемой к акту
экспертизы, если это не противоречит
нормативно-технической документации
на предъявленную продукцию;
предоставлены измерительные
средства в исправленном состоянии с действующим
сроком клейма Госповерителя.
Организовать свою работу в
соответствии с требованиями настоящей
Инструкции, в зависимости от фактических
условий.
Если заказчик считает необходимым
внести изменения в формулировку задачи
экспертизы и/или объемы работ, он должен
подтвердить это письменно. Эксперт проводит
экспертизу с учетом изменений, внесенных
заказчиком, предварительно согласовав
все изменения с руководителем подразделения
Экспертной организации.
Если заказчик просит провести
экспертизу одной и той же партии на соответствие
не только требованиям условий контракта
(договора), но одновременно и отечественного
и/или международного стандарта – допускается
проведение двух или трех экспертиз отдельно:
одной – на соответствие товара требованиям
условий контракта (договора), другой (других)
– на соответствие требованиям отечественного
и/или международного стандарта.
В тех случаях, когда эксперт
прибыл на место проведения экспертизы,
а экспертиза не состоялась по вине заказчика:
не поступил товар, заказчиком не предоставлены
необходимые документы, не созданы условия
для проведения экспертизы (рабочее место,
освещенное, отапливаемое в холодное время
года помещение, подсобные рабочие и т.
п.), не обеспечены: сохранность товара,
соблюдение техники безопасности, личная
безопасность эксперта и др. – эксперт
обязан обратиться к руководителю подразделения
Экспертной организации по телефону для
получения дальнейших распоряжений. Если
руководителем принято решение об отказе
в проведении экспертизы, заявка аннулируется.
Заказчику на основании служебной записки,
составленной экспертом на имя руководителя
подразделения Экспертной организации,
дается письменный аргументированный
отказ.