Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 17:33, курсовая работа
Россия испокон веков считается родиной водки. В нашей стране напиток является национальным, и это лишь увеличивает популярность водки именно российского производства за рубежом. Думаю, наша продукция в высшей степени конкурентоспособна и обладает огромным экспортным потенциалом.
1. Введение
1.1. Состояние и перспективы развития потребительского рынка водки. Стр.____
1.2. Цели и задачи курсовой работы. Стр.____
1.3. История развития водки. Стр._____
2. Основная часть.
2.1. Влияние водки на организм человека. Стр._____
2.2. Классификация водки. Стр._____
2.3. Проверка качества водки по ГОСТу. Стр._____
2.4. Характеристика магазина ЗАО «Магнит». Стр._____
2.5. Характеристика ассортимента водки в магазине ЗАО «Магнит». Стр._____
2.6. Анализ ассортимента водок, реализуемых магазином ЗАО «Магнит». Стр.___
2.7. Выводы и предложения. Стр.____
3. Заключение. Стр.___
4.Список использованной литературы. Стр.___
5. Приложения. Стр.___
Россия испокон веков считается родиной водки. В нашей стране напиток является национальным, и это лишь увеличивает популярность водки именно российского производства за рубежом. Думаю, наша продукция в высшей степени конкурентоспособна и обладает огромным экспортным потенциалом.
Рынок алкогольной продукции, и в России это было издревле, представлял и до сих пор представляет особое значение для российской экономики в целом т.к. характеризуется высокой рентабельностью и быстрым оборотом капитала. Именно в данной связи он, с точки зрения его современного развития и перспектив, в рамках международной конкуренции является особенно актуальным.
Во всем мире водка является наиболее популярным крепким алкогольным напитком. Ежегодно в мире потребляется 7-8 млрд. бутылок легально произведенной водки общей стоимостью примерно $45 млрд. На Россию приходится 35% мирового потребления в натуральном выражении. Северные земные территории в большей степени сосредоточены в нашей стране, и, несмотря на плоды цивилизации, мы остаемся государством с самой ярко выраженной северной структурой потребления алкоголя. Но причины этого явления в России давно уже не климатические, а социальные. В последние несколько лет в общем объеме продаж крепкого алкоголя на долю водки приходится около 20% в денежном выражении, что вдвое превышает объемы реализации виски и почти вчетверо - коньяка и бренди.
В настоящее время доля импортного алкоголя на российском рынке довольно велика, она составляет около 60 %.
Высокий уровень теневого оборота алкогольной продукции, составляющий около 50% от общего объема рынка, криминализация алкогольного рынка, косвенная реклама алкогольных напитков, отсутствие социальных институтов, пропагандирующих здоровый образ жизни, постоянно увеличивают уровень потребления спиртных напитков, в основном за счет притока молодежи в среду потребителей. Все это требует особого внимания со стороны государства.
В этой связи очень актуальными является вопросы контроля за ввозимой алкогольной продукции, предотвращение ввоза контрафактной продукции и не соблюдения законодательства Российской Федерации.
Сейчас в России производят более 6 000 марок водки. В общем объеме производства алкогольной продукции на территории Российской Федерации в 2011 г. объем производства вина составил 35%, водки – 41%, коньяка – 4%, слабоалкогольных напитков – 15%, других алкогольных напитков – 5%.
По данным Росстата объем производства водки на территории Российской Федерации в 2011 году сократился по сравнению с 2010 годом на 9,5% и составил 86,3 млн. дал.
В 2011 году общий объем розничной продажи алкогольной продукции увеличился на 1,2% и составил 336,2 млн. декалитров против 331,5 млн. декалитров в 2010 году.
Структура розничных продаж по видам алкогольной продукции в 2011 году представлена на Диаграмме 2.
Диаграмма 1 Структура розничных продаж алкогольной продукции в РФ в 2011 г.
В структуре розничных продаж алкогольной продукции на территории Российской Федерации в 2011 году основное место занимает водка – 40,5%, вина столовые – 19,6%, вина игристые – 8,9%, слабоалкогольные напитки – 9,5%, прочие виды алкогольной продукции занимают 21,5% от общего объема розничных продаж алкогольной продукции. Следует также отметить, что в структуре реализации алкогольной продукции водка составляет более 40% на протяжении 2010-2011 гг.
По сравнению с объемами производства объем отгрузок крепкой алкогольной продукции в 2011 году относительно 2010 года вырос на 1,5% в натуральном выражении.
В целом розничные продажи водки и ликёроводочных изделий в России демонстрируют отрицательную динамику на протяжении последних пяти лет. С 2006 по 2010 гг. продажи упали на 15% – с 1,97 млрд. л до 1,67 млрд. л. Потребители перемещались в смежные сегменты алкогольного рынка (вино, пиво, коньяк, виски). Однако с наступлением кризиса сокращение потребления водки и ликёроводочных изделий остановилось. В пересчете на спирт водка и ликёроводочных изделий дешевле дорогих аналогов, что является важным преимуществом водки для значительной доли потребителей. За период с 2006 по 2010 гг. стоимостный оборот рынка водки и ликёроводочных изделий увеличился на 22%: с 406,6 до 496,3 млрд. руб. При ежегодном падении натуральных продаж водки и ликёроводочных изделий, стоимостные продажи постоянно росли. В среднем цены на водку и ликероводочные изделия растут на 9,5% ежегодно.
Таблица 1 Продажи водки и ликероводочных изделий, Россия, 2006-2010 гг. (млрд. руб.,%)
Параметр |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Стоимостный объем продаж (млрд. руб.) |
406,61 |
416,53 |
450,51 |
462,82 |
496,27 |
Динамика стоимостного объема продаж (% к предыдущему году) |
- |
2,4 |
8,2 |
2,7 |
7,2 |
Это объясняется ростом розничных цен, основным фактором которого является рост акцизов. Так, если в 2006 году акциз на алкогольную продукцию с содержанием этилового спирта свыше 25% составлял 88,20 руб., то в 2011 году ставка акциза на алкогольную продукцию с содержанием этилового спирта свыше 9% составила уже 230 рублей.
Кроме того, предусмотрен рост ставок акцизов на алкогольную продукцию в ближайшие годы. Так, за период с 2012 по 2014 годы налоговая ставка на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% возрастет почти в два раза. На указанную алкогольную продукцию ставка акциза в I полугодии 2012 года составляет 254 руб., во II полугодии вырастет до 300 руб., в 2013 году - до 400 руб., в 2014 году - до 500 руб.
По данным Росстата объем розничной продажи водки и ликёроводочных изделий в 2011 году составил 153,3 млн. декалитров. Таким образом, разница между объемами производства и розничной продажи водки и ликёроводочных изделий в 2011 году составила 59,4 млн. декалитров или 38,7% к объему розничной продажи.
Превышение объемов реализации водки и ликёроводочных изделий над объемами производства на 38,7% свидетельствует о наличии контрафактной продукции, по разным оценкам достигающей 24% от легального оборота водки и ликёроводочных изделий.
Наибольшая доля производимой водки ОАО «Росспиртпром» относится к низкому и среднему ценовым сегментам. Основная доля потребителей водки сконцентрирована именно в данных сегментах рынка (Диаграмма 3).
Диаграмма 2 Доли потребителей по ценовому сегменту
Для более детального анализа ситуации на рынке водки проанализированы данные по объемам потребления данного вида алкогольной продукции в расчете на 1 жителя РФ. В соответствии с данными Росстата, объемы потребления водки в сегменте крепкой алкогольной продукции на душу населения в динамике за два года изменились незначительно - с 0,94 дал в 2010 году до 0,95 дал в 2011 году. Потребление водки в 2011 году по федеральным округам на душу населения приведено на Диаграмме 4.
Диаграмма 3 Объем потребления водки по федеральным округам на душу населения в 2011 г
В настоящий момент ОАО «Росспиртпром» представлен во всех федеральных округах, кроме Северо-Кавказского и Дальневосточного округов (Таблица 6).
Таблица 2 Регионы присутствия компании ОАО «Росспиртпром» в сегменте водки алкогольного рынка РФ.
Федеральные округа |
Средняя з/п, руб. |
Численность, чел. |
Удельная доля численности по округам, % |
Филиалы ОАО «Росспиртпром» |
ЦФО |
25 913,8 |
38 537 608 |
27% |
Костромской ЛВЗ |
СЗФО |
23 880,8 |
13 660 139 |
10% |
Петровский ЛВЗ |
ЮФО |
15 584,6 |
13 884 044 |
10% |
Волгоградский ЛВЗ |
СКФО |
12 624,7 |
9 492 909 |
7% |
|
ПФО |
15 753,4 |
29 811 477 |
21% |
Чебоксарский ЛВЗ |
УФО |
25 949,2 |
12 143 438 |
8% |
Златоустовской ЛВЗ |
СФО |
18 964,2 |
19 260 935 |
13% |
Фокинский ЛВЗ |
ДФО |
26 389,1 |
6 265 833 |
4% |
Как видно из приведенной таблицы наиболее значимыми потребителями водки с точки зрения численности населения и объемов потребления на душу населения является Центральный Федеральный округ и Приволжский федеральный округ. Самый высокий показатель потребления на душу населения водки в Дальневосточном федеральном округе.
На данный момент основными отечественными игроками на российском водочном рынке являются: МЗ "Кристалл", ТПГ "Кристалл", "Веда", РВВК, "Ливиз", "ОСТ-Алко", "Татспиртпром", ГК "Виноградов", ГК "Русский алкоголь", "Исток".
С точки зрения географического расположения производителей, можно выделить 3 региона: Северо-Западный, Центральный и Северо-кавказский. В последние несколько лет очень активно на нашем рынке работают украинские производители, в первую очередь Nemiroff и "Союз-Виктан", что вызывает у наших производителей довольно нервную реакцию.
- Изучить влияния потребления водки на организм человека;
- изучить потребительский рынок водки;
- изучить ассортимент,
классификацию водок и
- исследовать
ассортимент водок,
- дать характеристику
продовольственного магазина «
1.3. История развития водки.
Водка и Россия в массовом сознании – понятия
почти тождественные. Без этого крепкого
алкогольного напитка не обходится ни
одно мероприятие, как радостное, так и
скорбное. Традиционно водка считается неотъемлемой частью
русской культуры.
Несмотря на это, многие интересные факты
происхождения водки, связи ее с историей
нашей страны, культура потребления напитка,
остаются тайной за семью печатями. Давайте
совершим небольшой экскурс в прошлое
и разберемся, что является правдой, а
что стереотипами, не подтвержденными
историческими источниками.
Россия – родина водки?
На самом деле, все не так просто. Россия
познакомилась с предшественником водки,
продуктом перегонки забродившего сока
винограда под названием «aqua vitae» (вода
жизни) относительно недавно, только в
14 веке. Впервые в Москву его привез генуэзский
посол, отправлявшийся в Литву по торговым
делам. На русских придворных того времени
этот крепкий алкогольный напиток большого
впечатления не произвел. Гораздо большей
популярностью пользовались мед и пиво , «aqua vitae» стала использоваться
в основном в качестве лекарственного
средства.
По легенде, первым производителем водки
на Руси стал монах Чудова монастыря Исидор.
Именно ему приписывается авторство создания
абсолютно нового крепкого алкогольного
напитка. Оригинальность напитка заключалась
в том, что его производили только на основе
зернового сырья. Именно зерновая, ржаная водка – эксклюзивный напиток русского
государства.
Первой запатентованной русской национальной
водкой стала в 1894 году «Московская
особенная», содержавшая 40 весовых частей
этилового спирта и пропущенная через
угольный фильтр. В 1953 году водка этой
марки была удостоена Золотой медали на
международной выставке в Берне.
Водка – хлебное вино.
Название «водка» появилось гораздо позже
самого спиртного напитка.
Водка – это уменьшительно-ласкательная
форма слова «вода», т.е. "водонька",
"водичка". Такое название напиток
получил за свою кристальную чистоту и
прозрачность, таинственность и простоту
одновременно.
Долго время водку называли «вином», прибавляя
к этому термину различные эпитеты:
"вареное вино" и "перевар" -
одно из первых названий, связанных с производством
водки;
"хлебное вино" - общее название водки
во второй половине XVII века;
"оржаное винцо", "житное вино"
- обозначение водки до середины XIX века;
"зелено-вино", "хмельное вино",
"зелье пагубное" – фольклорные,
разговорные термины;
"горькое вино" – водка с горьковатыми
травами, позже – синоним несчастной жизни.
"горящее, жженое вино", "горячее
вино" – украинская "горилка";
"корчма" - водка незаконного производства,
то есть самогон.
Водка в истории России.
В качестве русского национального напитка водка сыграла немаловажную роль в
истории страны.
Во времена Екатерины II, когда впервые
была получена водка высочайшего качества,
ее цена в несколько раз превосходила
цену самых редких коньяков Франции. Получить
в подарок такой напиток считали за честь
все монархи мира. Великий шведский ботаник
Карл Линней, отведав русский национальный
горячительный напиток, написал целое
исследование, посвященное водке: "Водка
в руках философа, врача и простолюдина.
Сочинение прелюбопытное и для всякого
интересное", изданное в 1790 г. Русскую
водку высоко ценили Эммануил Кант, Иоганн
Вольфганг Гете, Вольтер.
После Наполеоновских войн водка была
завезена во Францию, где имела грандиозный
успех в качестве благородного напитка
освободителей страны от тирана Бонапарта.
Многие известные российские дворянские
семейства жили на доходы от производства
водки. Александр Сергеевич Пушкин имел
возможность получить образование в Царскосельском
лицее благодаря винокуренному заводу
в Болдино, принадлежащему его деду, Льву
Александровичу Пушкину.
Во всем мире русская водка имеет статус элитарного высококачественного
напитка, пользующегося большим спросом
на мировом рынке.
2. Основная часть.
Что такое водка? 100 г водки — это 40 грамм яда — этилового спирта — “одетого” в 60 грамм воды и разные экстракты.
Прототип водки изготовил в XI веке персидский врач Ар-Рази, который первым выделил этанол путём перегонки. Жидкость (водка) использовалась исключительно в медицинских целях, так как Коран запрещает употребление алкоголя. В Европе первая перегонка спиртосодержащей жидкости была сделана итальянским монахом-алхимиком Валентиусом.
В России водка появилась в конце XIV века. В 1386 году генуэзское посольство привезло в Москву первую водку («aqua vitae» — «живая вода») и представили её князю Дмитрию Донскому. Алхимики Прованса приспособили изобретённый арабами перегонный куб для превращения виноградного сусла в спирт. Коран запрещает мусульманам употребление любых спиртных напитков, поэтому арабы использовали спирт для приготовления духов. В Европе же от «аквавиты» родились все современные крепкие напитки: бренди, коньяк, виски, шнапс и русская водка. Получаемая в результате перегонки перебродившего сусла летучая жидкость воспринималась как концентрат, «дух» вина (по-латыни «spiritus vini»), откуда и происходит современное название этой субстанции во многих языках, в т.ч. в русском - «спирт».
Водка — один из видов наркотиков.
Наркотики — это любые химические соединения, которые воздействуют на функционирование организма.
Здесь особенно уместно назвать психоактивные наркотики: те, которые воздействуют на организм, вызывая поведенческие изменения, вроде эйфории и галлюцинаций.
Психоактивные наркотики подразделяют на четыре главные группы в соответствии с их воздействием:
1. Депрессанты.
2. Стимуляторы.
3. Галлюциногены.
Водка относится к числу депрессантов.
Использование и зачастую производство многих наркотиков, которыми злоупотребляет большое число людей, запрещено во многих странах, но водка одна из наиболее широко распространенных наркотических вещества, водка узаконенна и легко доступна.
Водка - общее воздействие на организм.
Что способна
сделать водка с нашим
- Кровь. Водка угнетает продукцию тромбоцитов, а также белых и красных кровяных телец. Итог: малокровие, инфекции, кровотечения.
- Мозг. Водка
замедляет циркуляцию крови в
сосудах мозга, приводя к посто
Информация о работе Состояние и перспективы развития потребительского рынка водки