Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 13:26, контрольная работа
Интересы укрепления здоровья населения требуют увеличения производства хлеба с использованием ржаной муки, хлеба из муки второго сорта, выпуск которого практически прекращен. Остаются крайне незначительными объемы выработки хлебобулочных изделий лечебного и профилактического назначения. Не развертывается работа по созданию в стране производственной базы для выпуска сухих диетических смесей, которые можно было бы использовать в лечебно-оздоровительных учреждениях и в домашних условиях.
Введение…………………………………………………………….…….2
Глава 1. Основные сведения о хлебопекарных изделиях…………...…4
Глава 2. Мировой рынок хлебобулочных изделий.………………...….9
Глава 3.Современное состояние хлебопекарной отрасли……………11
Заключение………………………………………………………………20
Обзор литературы……………….………………………………………21
Диетические хлебные изделия предназначены для лечебного и профилактического питания людей, которым противопоказаны обычные хлебные изделия.
В зависимости от назначения они подразделяются на следующие виды:
- бессолевые изделия:
Ахлоридный хлеб, Ахлоридные сухари,
бессолевой обдирный хлеб - для
больных с заболеваниями почек,
- с пониженной кислотностью:
булочки с пониженной
- с пониженным содержанием углеводов: белково-отрубной, белково- пшеничный хлеб и молочно-отрубной хлеб, булочки с добавлением яичного белка, ржаной диабетический хлеб - для получивших ожоговую травму, больных сахарным диабетом, ожирением, острым ревматизмом;
- с пониженным содержание
белка: безбелковый бессолевой
и безбелковый хлеб из
- с повышенным содержанием пищевых волокон: Зерновой хлеб, Докторские хлебцы, Барвихинский хлеб, хлеб и булочки пшеничные пониженной калорийности - рекомендуется при атониях кишечника (страдающим вялостью кишечника);
- с добавлением лецитина или овсяной муки: диетические отрубные хлебцы с лецитином, хлебцы Геркулес - при атеросклерозе, ожирении, заболевании печени, нервном истощении, пониженной функции кишечника;
- с повышенным содержанием йода: диетические отрубные хлебцы с лецитином и морской капустой, Соловецкий хлеб - при заболеваниях щитовидной железы, сердечно-сосудистой системы, дефиците йода.
Национальные виды хлеба - особая группа хлебобулочных изделий. Их производство и потребление традиционны для коренного населения разных государств. К ним относятся: лаваш (Армения, Грузия), чебурек (Азербайджан), лепешки (Казахстан, Узбекистан), пита и др. Производят их из разных сортов пшеничной муки на жидких или прессованных дрожжах, а иногда на специальных заквасках. Тесто разделывают чаще всего в виде тонких лепешек, пластов, колец. Выпекают в специальных печах (торни, тандыры и др.) на галечном поду или прикрепляют к боковым стенкам либо своду пекарной камеры, в которой одновременно с выпечкой горит топливо.
2. Мировой рынок хлебобулочных изделий
Хлебобулочные изделия — это та продукция, которая всегда пользовалась спросом, однако именно в последнее время проявилась тенденция к росту данного сегмента пищевой промышленности. В то же время растут продажи не только готового хлеба, но и полуфабрикатов, связанных с домашним приготовлением булок — например замороженного теста. Медленный, но верный рост сектора, согласно последнему анализу, приведёт к тому, что общий объём «хлебного рынка» к 2015 году составит 410 миллиардов долларов США.
По данным нового доклада Global Industry Analysts, в плане потребительских предпочтений существует заметный сдвиг к покупке более функциональных продуктов. Покупать стремятся более натуральную и здоровую еду, и хлеб здесь — не исключение. В основном обращают внимание на хлеб, насыщенный витаминами, произведенный из цельного зерна и с присутствием волокон. Растёт популярность сухих завтраков, цельнозернового хлеба и печенья.
В докладе «Хлебобулочные изделия: Всемирный стратегический бизнес-отчет» (Bakery Products: A Global Strategic Business Report), отмечается рост продаж штучных мелких хлебобулочных изделий. В то же время указывается, что представители хлебопекарен во время кризиса заняли довольно осторожную позицию с точки зрения внедрения инноваций. Ведь в период перемен и нестабильности нужно было ещё доказывать своим постоянным клиентам необходимость их внедрения, а этим заниматься хотели далеко не все.
Аналитики также отметили,
что мелкие частные торговцы получили
больше прибыли от торговли хлебобулочными
изделиями, нежели крупные розничные
сети. На региональном уровне отмечается,
что в хлебобулочном
Хлебопекарни в Европе переживают спад в производстве традиционных хлебобулочных изделий. Однако их представители заявляют, что снижение спроса в настоящее время компенсируется ростом покупок таких изделий, как, например, бутерброды и др.
В Великобритании хлебобулочная промышленность довольно легко справилась с рецессией. Как и в других европейских странах, большую помощь здесь оказали смежные производства в пищевой промышленности, а также грамотная ценовая политика.
Следует отметить ещё одну тенденцию: в крупных магазинах начинают открываться свои небольшие хлебобулочные производства, торгующие под частными марками розничных сетей, но одновременно являющиеся обособленными подразделениями. В Великобритании такому примеру последовала Tesco, а во Франции — Carrefour.
Кроме того, исследователи наблюдают следующий процесс — мировой рынок хлебобулочных изделий в настоящее время всё более консолидируется благодаря проникновению крупных транснациональных компаний на рынок питания.
3 Современное состояние хлебопекарной отрасли
Хлебопекарная отрасль Республики
Беларусь относится к числу наиболее
распространённых в территориальном
отношении подразделений
Основной задачей, стоящей пред отраслью, является обеспечение населения качественной хлебобулочной продукцией в необходимом ассортименте и количестве. [21, c. 8] В общем объёме промышленного производства Беларуси хлебопекарная промышленность занимает 1%, в Пищевой промышленности 6%, она объединяет более 150 организаций и обособленных подразделений с численностью промышленно-производственного персонала около 20 тыс. чел. [6, c. 15]
Таблица 2.1 – Объем производства хлеба и хлебобулочных изделий (тыс.т)
2005г. |
2009г. |
2010г. |
2011г. | |
Объем производства |
661,1 |
596,1 |
578,8 |
499,4 |
Согласно данным официальной статистики, в республике всеми субъектами хозяйствования было произведено 499,4 тыс. тонн хлебобулочных изделий, что на 0,7% больше, чем в 2010 году. [9, c.54]
Рисунок 2.1 – Удельный вес объемов производства основных производителей хлебобулочных изделий Беларуси в 2011г.
В 2011 году организациями, входящими в состав Департамента по хлебопродуктам было разработано более 1000 наименований хлебобулочных и кондитерских изделий, а также освоено в производстве более 3000 новых видов. Активно продолжают работать хлебозаводы по развитию собственной торговой сети, через которую реализуется более 10% хлебобулочных изделий. В настоящее время в системе функционируют 343 собственные торговые точки, в том числе 62 фирменных магазина. С целью улучшения качества и конкурентоспособности продукции, увеличения поставок на экспорт на всех предприятиях внедрена и сертифицирована система менеджмента качества, в том числе на 48 хлебозаводах на основе ИСО серии 9001 и на 18 – НАССР.
Увеличились поставки хлебобулочных изделий в Минск на 22% по сравнению с 2010 годом, где они пользуются заслуженным спросом у минчан. Выросли в 1,5 раза поставки на экспорт и составили 4,3 млн.$. В рассматриваемом периоде наибольшим спросом у потребителей пользовался заварной хлеб, на долю которого пришлось около 67%, что составило 144,4 тыс.тонн. Подовых сортов хлебобулочных изделий было выработано 110,4 тыс.тонн или 51% от всего объёма. Булочных изделий – 95,9 тыс.тонн, в том числе сдобных – 83,3 тыс.тонн, диетических и обогащенных – 107,4 тыс.тонн.
Выпускались и другие виды продукции, так, в 2011 году была выработана 261 тонна замороженного теста, полуфабрикатов и готовых изделий, 1,3 тыс.тонн пирожков и пончиков, 964 тонны ржаного солода.
В последние годы вырос спрос
на обогащённую и диетическую
продукцию, удельный вес которой
в объёме производства хлебобулочных
изделий составляет более 33%. Сегодня
потребителю предлагается более 400
наименований хлебобулочных изделий,
в том числе изделия с
Рисунок 2.2 - Производство хлеба и хлебобулочных изделий в 2011 году по областям и г. Минску,%
Гомельская область занимает третье место по объёмам производства хлеба и хлебобулочных изделий в 2011 году с долей в 14%, уступая лишь 6% и 2% г. Минску и Брестской области соответственно, что обусловлено наличием достаточно высокого и устойчивого спроса на данную категорию продуктов.
Крупнейшей структурой, отвечающей за производство хлеба и хлебобулочных изделий на территории Республики Беларусь, является Департамент по хлебопродуктам Министерства сельского хозяйства и продовольствия. Он представлен шестью республиканскими унитарными предприятиями – «Брестхлебпром», «Борисовхлебпром», «Витебскхлебпром», «Гомельхлебпром». На долю департамента сегодня приходится порядка 55,7% всего объема производимых в Беларуси хлебобулочных изделий. Такие как:
Таблица 2.2 – Хлебобулочные изделия, производимые департаментом в 2011г.
Изделия |
тыс.тонн |
Заварной хлеб |
144,4 |
Подовые хлеба |
110,4 |
Булочные изделия |
95,9 |
Сдобные изделия |
83,3 |
Диетические и обогащенные изделия |
107,4 |
Наибольшим спросом у потребителей в 2011 году пользовался заварной хлеб. На его долю пришлось около 67%, что в натуральном выражении составило 144,4 тыс. тонн. Выпускались и другие виды продукции. В 2011 году разработано более 1000 наименований хлебобулочных и кондитерских изделий и освоено в производстве более 300 новых видов.
На втором месте по производству хлебной продукции находится КУП «Минскхлебпром». За 2011 год фактическое выполнение товарной продукции в действующих ценах составило 160,9% к уровню 2010 года. В структуре объема производства в стоимостном выражении хлебобулочные изделия занимают 74,4% в натуральном –91,5%. В структуре объма производства в стоимостном выражении хлеб составляет 63,9%. [23, c. 34]
Специалистами предприятия уделялось большое внимание изучению потребительского спроса на хлебобулочные и кондитерские изделия, обновлению ассортимента хлеба по-прежнему остаются национальные заварные хлебы.
Лидерами продаж 2011г. стали хлебы под известными брендами, приведёнными в таблице.
Таблица 2.3–Лидеры продаж 2011года, производимые КУП «Минскхлебпромом»
Наименование хлебов |
% от общего
объема производства |
«Нарочанский» |
50 |
«Бородинский» |
22 |
«Балтийский» |
15 |
«Майский» |
82 |
«Ситны» |
40 |
«Водар» |
91 |
Разработаны новые заварные хлебы: хлеб «Былинный» любительский, хлеб «Белая Русь» духмяны, хлеб «Беларуская нива», хлеб «Матулин ласунак» и другие.
Третье место занимает Белкоопсоюз. 74 хлебопекарных предприятия Белкоопсоюза произвели в прошлом году порядка 18% от всего объема выпускаемых в республике хлебобулочных изделий.
Таблица 2.4–Хлебобулочные изделия, производимые Белкоопсоюза в 2011г.
Изделия |
тыс.тонн |
Заварной хлеб |
38,6 |
Подовые хлеба |
12,2 |
Булочные изделия |
31,3 |
Изделия в упакованном виде |
29,7 |
Диетические хлебобулочные изделия |
45,6 |
Специалистами технологической службы системы потребкооперации постоянно ведётся работа по обновлению ассортимента, разработке и внедрению новых наименований продукции. За 2011 год разработано и внедрено в производство 395 новых рецептур, в том числе хлебобулочные изделия -300. [22, c.8-12]
Хлебопекарные предприятия системы хлебопродуктов вырабатывают 75% хлеба и хлебобулочных изделий от общего производства в республике, обеспечивают своей продукцией свыше 7 млн. человек. Ассортимент изделий, вырабатываемый ежесуточно на хлебозаводах, насчитывает более 300 наименований хлебобулочных и около 400 кондитерских и постоянно расширяется. Специалисты отрасли работают над улучшением качества, увеличением объемов расфасованной и упакованной продукции с целью повышения ее конкурентоспособности. При хлебозаводах функционируют около 300 магазинов, в том числе 54 фирменных. [2, c. 23]
Информация о работе Современное состояние хлебопекарной отрасли