Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2015 в 11:33, контрольная работа
Свойство – объективная особенность продукции (или товара), проявляющаяся при ее создании, оценке, хранении и эксплуатации.
Показатель качества – количественное и качественное выражение свойств продукции (или товара).
Качество является мерой потребительной стоимости.
Свойства и показатели качества товаров…………………………………3
Виды и формы товарной информации…………………………………10
Практическое задание «Изучение нормативной базы товарной информации. Расшифровка информационных знаков на маркировке»……14
Список использованных источников…………………………………………...27
Номинальным значением показателя качества выступает такое регламентированное значение показателя качества, от которого отсчитывается допускаемое отклонение. Номинальные значения показателей качества приводятся в стандартах и в других нормативных документах, в технических условиях, на чертежах, а также в справочной литературе.
Предельное значение показателя качества определяет наибольшее или наименьшее регламентированное значение показателя качества. Предельные значения показателей качества приводятся в нормативных документах и используются при контроле качества продукции.
Оптимальное значение показателя качества — это такое его значение, при котором достигается либо наибольший эффект от эксплуатации или потребления продукции при заданных затратах на ее создание и эксплуатацию или потребление, либо заданный эффект при наименьших затратах, либо наибольшее отношение эффекта к затратам.
Если значение показателя качества изменяется в пределах, установленных нормативными документами, то такое значение показателя качества будет называться допустимым.
Стадия определения показателя качества
По стадии определения показатели качества делят на:
- прогнозируемые,
- проектные,
- производственные,
- эксплуатационные.
Прогнозируемые показатели качества оцениваются на перспективу. С этой целью определяют возможные значения показателей качества на будущий период времени на основании анализа данных о качестве, т. е. с определенной долей вероятности оценивают требования потенциальных потребителей и предполагаемые значения показателей качества товаров, способных эти требования удовлетворить.
Проектные показатели качества закладываются на стадии непосредственной разработки изделия. Здесь определяется класс и тип изделия, условия эксплуатации. Оцениваются текущие требования потребителей, выбираются лучшие базовые образцы. Выявляется оптимальное значение показателей качества.
Производственные показатели оцениваются на всех технологических стадиях производства изделия.
Эксплуатационные показатели качества могут оцениваться в процессе непосредственной эксплуатации изделия. Например, уровень вибрации при работе холодильника. Эти показатели часто используются при оценке качества, при определении суммарного полезного эффекта от эксплуатации и т. п.
2 Виды и формы товарной информации
Товар – продукт, который предлагается рынку для приобретения по согласованным ценам. Товарная единица – обособленная целостность, характеризуемая показателями величины, цены, внешнего вида и др.
Насыщение рынка товарами, расширение и углубление ассортимента являются одним из достижений перехода к рыночным отношениям. Однако потребителю зачастую трудно разобраться в этом товарном многообразии, сделать компетентный выбор достаточной и достоверной информации о каждом наименовании выпускаемых в продажу товаров. Причем необходима информация не только о новых, но и о давно известных товарах.
Товарная информация – сведения о товаре, предназначенные для пользователей-субъектов коммерческой деятельности.
Первичными источниками товарной информации и одновременно исполнителями услуг по информированию продавцов и/или потребителей о продаваемых товарах являются производители. От того, насколько качественны эти информационные услуги, зависят скорость продвижения товаров по каналам распределения, интенсивность сбыта, стимулирование продаж, создание потребительских предпочтений и в конечном счете жизненный цикл товара. В то же время изготовитель не является единственным источником информации. Производственную информацию может дополнять продавец.
В зависимости от назначения товарную информацию подразделяют на три вида:
- основополагающую,
- коммерческую,
- потребительскую.
Основополагающая информация – основные сведения о товаре, имеющие решающее значение для идентификации и предназначенные для всех субъекта рыночных отношений. К основополагающей информации относятся вид и наименование товара, его сорт, масса нетто, наименование предприятия-изготовителя, дата выпуска, срок хранения или годности.
Коммерческая товарная информация – сведения о товаре, дополняющие основную информацию и предназначенные для изготовителей, поставщиков и продавцов, но малодоступные потребителю. Эта информация содержит данные о предприятиях-посредниках, нормативных документах о качестве товаров, ассортиментных номерах продукции по ОКП, ТН ВЭД. Примером является штриховое кодирование.
Потребительская товарная информация – сведения о товаре, предназначенные для создания потребительских предпочтений, показывающие выгоды вследствие применения конкретного товара и нацеленные в конечном счете на потребителей. Эта информация содержит сведения о наиболее привлекательных потребительских свойствах товаров: пищевой ценности, составе, функциональном назначении, способах использования и эксплуатации, безопасности, надежности.
Товарная информация может быть представлена различными формами, которые представлены в таблице 1 [9].
Таблица 1 – Формы товарной информации
Форма |
Характеристика |
Недостатки |
1 |
2 |
3 |
Словесная информация |
наиболее доступна для грамотного населения, если она дана на соответствующем языке. |
громоздкость: для размещения ее требуется значительная площадь на упаковке или товаре. Для ее восприятия необходимо время. |
Цифровая информация |
применяется чаще всего для дополнения словесной и в тех случаях, когда требуется количественная характеристика сведений о товаре (например, порядковые номера продукции, предприятия, масса нетто, объем, длина и сроки). Цифровую информацию отличает лаконичность, четкость и единообразие |
иногда доступна лишь профессионалам и непонятна потребителям (например, ассортиментные номера продукции, порядковые номера предприятий требуют расшифровки с помощью ОКП и ОКПО) |
Изобразительная информация |
обеспечивает зрительное и эмоциональное восприятие сведений о товарах с помощью художественных и графических изображений непосредственно товара или репродукции с картин, фотографий, открыток или других эстетических объектов (цветов животных, насекомых и т. п.) либо иных изображений. Основным назначением этой формы информации является с здание потребительских предпочтений за счет удовлетворения эстетических потребностей покупателей. К достоинствам изобразительной информации относятся наглядность, лаконичность, доступность восприятия, эстетичность и эмоциональность. |
возможности этой формы по представлению разносторонних сведений очень ограниченны, поэтому она не заменяет, а лишь дополняет словесную или цифровую информацию. |
Символическая информация |
– сведения о товаре, передаваемые с помощью информационных знаков. Для этой формы информации харак-терны лаконичность, однозначность |
восприятие требует определенной професси-ональной подготовки для расшифровки или |
Продолжение |
таблицы 1 |
|
1 |
2 |
3 |
Штриховая информация |
Предназначена для автоматизи-рованной идентификации и учета информации о товаре, закодированной в виде цифр и штрихов. Штриховой код наносится на транспортную или потребительскую упаковку многих товаров. |
восприятие этих символов требует специального оборудования, не может быть расшифрована простым потребителем. |
К товарной информации предъявляют следующие основные требования:
- достоверность - правдивые
и объективные сведения о
- доступность – информационная открытость сведений о товареждя всех пользователей,
- достаточность (достаточность информации может трактоваться как рациональная информационная насыщенность, что исключает предоставление как неполной, так и излишней информации).
Средствами товарной информации служат:
- маркировка;
- технические документы;
- нормативные документы;
- справочная, учебная и научная литература;
- реклама и пропаганда.
Указанные средства информации различаются соотношением основополагающей, коммерческой и потребительской информации. Общим для них является наличие основополагающей информации. Так, в маркировке наибольший удельный вес приходится на основополагающую и потребительскую информацию, а самый низкий – на коммерческую.
Покупатель приобретает различные товары и услуги, чтобы удовлетворить свои конкретные нужды и потребности. При этом он предпочитает покупать те товары, качество которых не вызывает особых сомнений. Нередко такой гарантией для покупателя является товарный знак, который ему знаком, или он уже покупал товары с таким знаком. Товарными знаками и знаками обслуживания признаются зарегистрированные в установленном порядке обозначения, призванные отличать товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических [4].
Большое значение для потребителя имеют следующие знаки:
- Знак соответствия (в области сертификации) – защищенный в установленном порядке знак, применяемый или выданный в соответствии с правилами системы сертификации.
- Эксплуатационные знаки
– знаки, предназначенные для
информации потребителя о
- Манипуляционные знаки
– знаки, предназначенные для
информации о способах
- Предупредительные знаки
предназначены для обеспечения
безопасности потребителя и
- Экологические знаки
предназначены для информации
об экологической чистоте
3 Практическое задание
«Изучение нормативной базы товарной информации.
Расшифровка информационных знаков на маркировке»
Цель работы: изучение действующих стандартов на маркировку, овладение умениями расшифровки информационных знаков.
Средства обучения: ГОСТ Р 51074-97 «Продукты пищевые. Информация для потребителей»; ГОСТ Р 51087-97 «Табачные изделия. Информация для потребителей»; ГОСТ Р 510-97 «Информация для потребителей. Непродовольственные товары»; стандарты на маркировку непродовольственных и продовольственных товаров однородных групп; натуральные образцы маркировки товаров (этикетки, бирки, клейма, штампы и др.)
Задание 1. Проанализируйте информацию маркировки двух товаров (продовольственного и непродовольственного) и установите соответствие обязательным требованиям действующих стандартов на маркировку одноименной продукции (носители маркировки обязательно прикладываются или приклеиваются к листам контрольной работы). Укажите, какие приемы использованы для обеспечения этих требований. Сделайте предложения по способам доведения недостаточной информации. Результаты оформите в виде таблицы 7.
Таблица 7 – Анализ информации на маркировке товаров
Наименование товара |
Элементы информации | |
требования ГОСТ |
фактическое соответствие | |
1 |
2 |
3 |
Примечание: в графе 2 указывается наименование требования, а в графе 3 отмечается знаком (+) соответствие или знаком (–) несоответствие.
Заключение: сделайте вывод о соответствии или несоответствии, предложите корректирующие мероприятия при несоответствии.
Информация о работе Свойства и показатели качества товаров. Виды и формы товарной информации