Таможенная экспертиза сырьевых товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 21:45, курсовая работа

Описание работы

Актуальность рассматриваемой темы связана с тем, что в настоящее время в связи с увеличением активности потребителей, расширением внешнеэкономических связей между различными государствами, в частности между странами – участницами Таможенного союза возникает необходимость улучшения качества обслуживания и улучшения качества товаров. В связи с повышением требований рядовых потребителей к качеству продукции меняются стандарты качества, и соответствующие технические регламенты увеличивают количество качественных оценок в отношении продукции, которая идет на экспорт. В связи с этим возникает необходимость проведения экспертиз для оценки качества продукции, проверки уровня ее безопасности для использования в производстве и применением рядовыми потребителями.

Файлы: 1 файл

Kurs_Boldenkov.doc

— 390.50 Кб (Скачать файл)

В 2013 году произошло существенное увеличение экспорта стальной продукции. Экспорт черных металлов (кроме чугуна, ферросплавов, отходов   и лома) увеличился по сравнению с 2012 годом на 15,1% до 27,3 млн. тонн. Более половины от этой величины составили полуфабрикаты. Экспорт полуфабрикатов увеличился на 16,5% до 14,9 млн. тонн.

Существенное увеличение экспорта на фоне неблагоприятной конъюнктуры мирового рынка стальной продукции объясняется ростом поставок заготовки российскими компаниями на свои зарубежные предприятия для дальнейшего передела, о чем говорилось выше. Несмотря     на рост экспорта в физических объемах, доходы от экспорта черных металлов (кроме чугуна, ферросплавов, отходов и лома) в страны дальнего зарубежья снизились в 2013 году на 9,0% до 13,1 млрд.$, что объясняется неблагоприятной ценовой ситуацией. Вместе с тем доходы от экспорта полуфабрикатов увеличились за год на 2% до 7,5 млрд. $. В 2014 году можно ожидать снижения экспортных поставок в силу роста конкуренции                     и возможного ухудшения конъюнктуры рынка.

 

1.2. Идентификационные признаки  чугуна и стали 

и классификация по ТН ВЭД ТС

 

Идентификация продукции – это процедура, которая позволяет установить соответствие конкретной однородной продукции, подлежащей подтверждению соответствия стандартам, нормам, ГОСТам, требованиям, предъявляемым к данной модели, типу (виду) продукции в нормативной           и нормативно-технической документации или другой информации                 по продукции (товару). Основное понятие продукции – это результат труда, добытый или изготовленный человеком для удовлетворения общественных или личных потребностей. Продукция в сертификации – это объект подтверждения соответствия ее потребительских качеств и безопасности. Продукцией является всякая продукция, производимая и (или) реализуемая       на территории Российской Федерации, экспортируемая за пределы Российской Федерации, а также, импортная продукция, ввозимая в Россию                       для её последующей реализации и эксплуатации. Чтобы правильно определить какому нормативному документу подлежит исследуемая продукция: обязательной сертификации, декларированию или продукция не входит             в перечни по обязательному подтверждению соответствия, орган                     по сертификации и эксперт должны ее идентифицировать по определенным признакам и свойствам, т.е. установить соответствие самой продукции              и описанию на неё. Вся информация по продукции предоставляется заявителем. По результатам идентификации выдается заключение                     о соответствии (не соответствии) продукции описанию и образцу. Только теперь можно перейти к дальнейшим этапам подтверждения соответствия продукции.[15; c. 76]

Идентификация бывает потребительская, видовая или ассортиментная, сортовая, качественная и специальная. При любом виде идентификации самым основным источником является маркировка и этикетка продукции, нормативные документы (ТУ, ТО, ГОСТы), различная техническая документация, товарно-сопроводительные документы. Все, что может указывать на потребительские свойства, показатели безопасности, категории продукции. Для каждого вида продукции существуют специфические характеристики, позволяющие правильно идентифицировать продукцию. Испытания продукции предусматривают испытания групп продукции              на разные показатели. Например, это могут быть микробиологические, органолептические, физико-химические показатели (парфюмерно-косметическая продукция), показатели на электромагнитную совместимость (электротехническая продукция) и т.п. Основная цель идентификации продукции – это защита потребителя от возможности приобретения некачественной продукции, защита от недобросовестного изготовителя        или поставщика, обеспечение безопасности продукции для окружающей среды, здоровья и жизни потребителя. Неправильная идентификация продукции, например, промышленного оборудования, которая эксплуатируется на потенциально опасных объектах, может привести               к авариям, техногенным катастрофам или другим необратимым негативным последствиям. Идентифицировать продукцию необходимо также тогда, когда Заявитель предоставил потребителям или контролирующим организациям неполную и/или неточную информацию о продукции. [11; c. 61]

Идентифицировать продукцию необходимо по параметрам, признакам, показателям и требованиям к конкретной группе продукции и которых достаточно для подтверждения соответствия, что и будет являться основанием для выдачи разрешительного документа на определенный срок                          и по выбранной схеме. Методами идентификации можно считать действия компетентных органов, аккредитованных в системе сертификации Российской Федерации, направленные на определение принадлежности продукции              к конкретной группе продукции по кодам ОКП, наименования продукции, области применения и предотвращение введения потребителя в заблуждение    в период реализации и эксплуатации. К методам идентификации относится: экспертиза и проверка документов, визуальный осмотр, органолептический метод, испытания. Результат идентификации – это заключение, подписанное экспертом в установленном законом порядке. Заключение оформляется          на специальном бланке и подписывается экспертом, который имеет свидетельство компетентности на данный конкретный вид продукции. Практическое применение идентификации продукции отражено                              в разрешительном документе. Это - сертификат или декларация ГОСТ Р, сертификат соответствия или декларация техническому регламенту России или Таможенного союза. [7; c. 68]

Указания на идентификацию продукции:

  • наименование продукции по коду ОКП и группе продукции            и конкретизация, если к данному коду относится ряд однородной продукции;
  • торговая марка, что является отличительным признаком любой продукции;

- серия, тип, модель, артикул;

- нормативный документ, по которому продукция изготавливается – ГОСТ, ТУ, рецептура, СанПиН, и т.д., а также, могут быть перечислены пункты нормативных документов; (если в документе прописывается ТУ,         то эксперт должен проверить совпадает ли код ОКП и первые четыре цифры ТУ, если продукция импортная, то код ОКП присваивается экспертом, как раз, исходя из описания и маркировки продукции).

Код ТН ВЭД присваивают таможенные представители                          или логистические службы и для органов по сертификации в РФ код имеет важное информационное значение.

Например:

«Чугун предельный и зеркальный в чушках, болванках или прочих первичных формах, арт. Х, ХХ, ХХХ

ТУ-5463-001-ХХХХХХХХ-2008

Серийный выпуск

Код ОКП 203547

ТН ВЭД 7201

Пример данной записи из декларации ГОСТ Р может о многом сказать специалистам и компетентным органам. Подтверждение соответствия нормативным документам на чугун и сталь является обязательной процедурой, так как основным аспектом здесь является обеспечение безопасного применения данной продукции. Распространяется требование                           на всю производимую в России и ввозимую из-за рубежа продукцию, предназначенную для строительства и производственных действий.

Предметом идентификации сырьевой продукции является определение категории продукции, т.е. относится ли она к категории «сырьевой» или нет.

Классификация применяется следующая:

- чугун предельный и зеркальный  в чушках, болванках или прочих  первичных формах;

- гранулы и порошки из предельного и зеркального чугуна, черных металлов;

- полуфабрикаты из железа или  нелегированной стали;

- трубы, трубки и профили полые, бесшовные, из черных металлов (кроме  чугунного литья);

- металлоконструкции из черных  металлов;

- металлическая ткань из черных металлов;

- цепи из черных металлов;

- пружины, рессоры и листы для  них, из черных металлов;

- радиаторы для центрального  отопления из черных металлов;

- изделия литые прочие из  черных металлов;

- изделия прочие из черных  металлов.

После проведённой идентификации выпускают сертификат, который должен оформляться в строгом соответствии с существующими стандартами   и действующими нормами и гостами.

Решением Таможенного Союза № 769 от 23.09.2011 г. был утвержден текст Технического Регламента «О безопасности упаковки». Целью разработки является установление единых требований к сырьевой продукции для применения на таможенной территории России, Белоруссии, Казахстана. Требования, предъявляемые к данной продукции должны обеспечивать безопасность людей во время транспортировки сырьевой продукции,                а также обеспечивать безопасность и сохранность самой сырьевой продукции. Также как и при обязательной сертификации ГОСТ Р идентификация данной продукции для подтверждения ее на соответствие ТР ТС имеет первостепенное значение. Появились отличительные черты в маркировке продукции, в частности, маркировка единым знаком обращения                        на таможенной территории. Поставщики и изготовители обязаны следовать нормам Технического Регламента ТС, а органы по сертификации четко соблюдать правила по которым происходит подтверждение соответствия        на данную продукцию. [14; c. 59]

Идентификация – это основной начальный этап для эксперта и органа по сертификации, который определяет принадлежность продукции, подчеркивает ее свойства и потребительские качества, и, главное, защищает потребителя от фальсификации продукции и информации о ней.

 

1.3. Нормативно-правовая база,

регламентирующая производство экспертизы

 

Одной из основных задач таможенных органов Российской Федерации является обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации                  о таможенном деле, а также иных отраслей законодательства Российской Федерации и международных нормативных правовых актов и договоров Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на них, обеспечивается, в том числе, системой мер таможенного контроля.

Перечень форм таможенного контроля установлен ст.110 ТК ТС. Производство таможенной экспертизы не определено законодателем                  в качестве формы таможенного контроля, вместе с тем таможенная экспертиза является одной из самых действенных мер таможенного контроля.

Нормативно-правовое регулирование производства таможенной экспертизы в Российской Федерации осуществляется ТК ТС, решениями Евразийской экономической комиссии, Федеральным законом                          от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», правовыми актами Федеральной таможенной службы (далее – ФТС России).

Таможенная экспертиза – это организация и проведение исследований, осуществляемых таможенными экспертами и (или) иными экспертами              с использованием специальных и (или) научных познаний для решения задач    в области таможенного регулирования (ст. 137 ТК ТС).

С точки зрения общей теории экспертизы, таможенные экспертизы      не представляют самостоятельный вид экспертиз. «Таможенная экспертиза» – это понятие собирательное, объединяющее экспертизы разных родов и видов, проводимых в целях разрешения вопросов, возникающих при совершении таможенных операций (экономические, химические, криминалистические       и др.), для каждого из которых характерны свои методы и методики исследования.

Специфичность таможенной экспертизы определяется и тем,               что вопросы, связанные с решением основных таможенных задач (контроль достоверности заявленного кода товара ТН ВЭД ТС, таможенной стоимости, страны происхождения и пр.), практически никогда не ставятся                  перед экспертами Министерства внутренних дел Российской Федерации        или Министерства юстиции Российской Федерации. Вопросы для решения названных задач адресуются таможенной экспертизе. В свою очередь, многие виды экспертиз, которые традиционно выполняются в экспертных подразделениях Минюста России и МВД России, проводятся и экспертами ЦЭКТУ ФТС России (например, криминалистические и др.).

Давая определение «таможенной экспертизе» как организации               и проведению исследований, осуществляемых таможенными экспертами          и (или) иными экспертами, законодатель предоставляет право                                  на ее проведение не только таможенному эксперту, но и иным экспертам. Вместе с тем следует отметить, что ст. 138 ТК ТС устанавливается приоритетное право производства таможенной экспертизы таможенными экспертами.

Таможенный эксперт - сведущее независимое физическое лицо,            не заинтересованное в результате таможенного контроля.  Само сведущее лицо должно обладать специальными знаниями (специальной проверяемой компетентностью). Термин «таможенный эксперт» не  обозначает правовой статус сведущего лица, а представляет   правовую (процессуальную) роль,      на которую его назначает правомочное должностное лицо таможенного органа. На правовую роль таможенного эксперта можно назначить должностное лицо специализированного (экспертно-криминалистического) таможенного органа. Кроме того, данное должностное лицо экспертно-криминалистического подразделения может получить правовой статус эксперта на право проведения определенного вида экспертиз, но не всех таможенных экспертиз.

Комиссия Таможенного союза на основании положений Таможенного кодекса, регулирующих таможенную экспертизу, может принимать нормативные правовые акты, регламентирующие таможенную экспертизу, исследования товаров в таможенных целях и применение специальных знаний сведущих лиц.

В этой связи Комиссии Таможенного Союза целесообразно создать рабочую группу представителей экспертно-криминалистических подразделений таможенных органов государств-участников Таможенного союза по подготовке:

- проекта Порядка назначения  и проведения экспертиз и исследований   в таможенных целях для государств-участниц  Таможенного союза;

- единой системы стандартизации  в экспертно-криминалистических  подразделениях таможенных органов  Таможенного союза (в том числе  экспертных методик исследования товаров);

- переподготовки должностных лиц  экспертно-криминалистических подразделений  таможенных органов Таможенного  союза по единым учебным программам, а также взаимное признание  результатов аттестации претендентов в эксперты на право самостоятельного проведения определенных видов экспертиз в таможенных целях;

- порядка взаимной апробации  методик  экспертного исследования         и их добровольная сертификация  в государствах-участниках.[9; c. 64]

Экспертизы и исследования в таможенных целях весьма специфичны, поскольку в отличие от экспертиз МВД РФ, Минюста РФ и др. действующие лица всегда одни и те же - таможня и участник ВЭД, а вопросы, решаемые экспертами, должны разрешить задачи, стоящие перед таможенными органами, обеспечивающими соблюдение законодательства при перемещении таможенной границы. При этом одними из главных задач являются  контроль достоверности заявленных сведений для контроля кода товара в соответствии с ТН ВЭД, его  таможенной стоимости, и страны происхождения.[7; c. 61]

Информация о работе Таможенная экспертиза сырьевых товаров