Типы и виды торгового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 13:11, курсовая работа

Описание работы

В современных экономических словарях можно найти множество определений торговли. Анализируя их, можно сказать, что торговля представляет собой важнейший элемент инфраструктуры рынка, ее роль не ограничивается лишь материальным распространением продукции. Розничная торговля стимулирует производство и задает ему определенное направление.
Именно в торговой сфере выясняется, насколько производство соответствует потребностям населения. Розничная торговля выполняет и социальную функцию, состоящую в сокращении затрат времени и финансовых средств на приобретение товаров.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..3
1.Тенденции развития розничной торговли в РФ…………………....5
2. Основные принципы размещения розничных торговых предприятий …………………………………………………………………………...9
3.Классификация и функции розничных торговых предприятий…………………………………...13
4. Специализация розничных торговых предприятий……………………………………………………………18
5 Типизация розничных торговых предприятий………………...………………………………………....20
Заключение …………………………………………………………….23
Список литературы……………………………………………………..24

Файлы: 1 файл

Курсовая_работаMicrosoft_Office_Word.doc

— 109.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Содержание 

 

Введение………………………………………………………………..3

1.Тенденции развития розничной торговли в РФ…………………....5

2. Основные принципы размещения розничных торговых предприятий …………………………………………………………………………...9

3.Классификация и функции  розничных торговых предприятий…………………………………...13

4. Специализация розничных торговых предприятий……………………………………………………………18

5 Типизация розничных торговых предприятий………………...………………………………………....20

Заключение …………………………………………………………….23

Список литературы……………………………………………………..24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

В современных экономических  словарях можно найти множество  определений торговли. Анализируя их, можно сказать, что торговля представляет собой важнейший элемент инфраструктуры рынка, ее роль не ограничивается лишь материальным распространением продукции. Розничная торговля стимулирует  производство и задает ему определенное направление.

Именно в торговой сфере  выясняется, насколько производство соответствует потребностям населения. Розничная торговля выполняет и  социальную функцию, состоящую в  сокращении затрат времени и финансовых средств на приобретение товаров.

Торговля является важнейшей  отраслью экономики страны, состояние  и эффективность функционирования которой непосредственно влияют как на уровень жизни населения, так и на развитие производства потребительских  товаров. Она составляет около 27% внутреннего  валового продукта РФ; по размеру налоговых  поступлений в федеральный бюджет торговля занимает второе место среди  основных отраслей экономики.

В настоящее время розничная  торговля РФ претерпевает кардинальные изменения. Эти изменения связаны, прежде всего, с резким сокращением  неорганизованной торговли, стремительным  и масштабным развитием российских розничных сетей, возникновением острой конкуренции между крупными отечественными и глобальными международными розничными сетями. Современные формы торговых предприятий необходимо развивать, опираясь на отечественный опыт и  опыт развитых зарубежных стран.

Цель и задача курсовой работы:

Изучение Тенденции развития розничной торговли в РФ.

Изучение Классификаций, специализаций  и размещения розничных торговых  предприятий.

Изучение Классификаций и функций  розничных торговых предприятий.

Изучение типизации магазинов.

Изучение специализации магазинов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Тенденции развития розничной торговли в РФ

 

Торговля является важнейшей  отраслью экономики страны, состояние и эффективность функционирования которой непосредственно влияют как на уровень жизни населения, так и на развитие производства потребительских товаров. Она составляет около 27% внутреннего валового продукта РФ; по размеру налоговых поступлений в федеральный бюджет торговля занимает второе место среди основных отраслей экономики. Сегодня розничные предприятия диктуют свою политику не только отдельным производителям и сегментам рынка, но и целым отраслям промышленности, регионам.

Возрастающее влияние результатов  торговли на динамику социально-экономического развития страны требует глубокого  теоретического и методологического  исследования тенденций развития розничной торговли и аспектов построения эффективной системы ее координации.

Значительные перемены в экономической  и политической жизни страны, произошедшие в течение последних лет, повлекли за собой существенные изменения  в характере и условиях функционирования всех отраслей народного хозяйства, в том числе и в розничной торговле. В настоящее время розничная торговля РФ претерпевает кардинальные изменения. Эти изменения связаны, прежде всего, с резким сокращением неорганизованной торговли, стремительным и масштабным развитием российских розничных сетей, возникновением острой конкуренции между крупными отечественными и глобальными международными розничными сетями.

Однако следует отметить, что, несмотря на стремительное развитие в последние годы отечественных розничных сетей, они пока еще не способны противостоять приходу крупных иностранных конкурентов. И по количеству, и по качеству, торговая сеть РФ еще не достигла уровня развитых стран мира. Например, такие розничные сети, как Edeka, Rewe (Германия) насчитывают в своем составе более 10 000 магазинов различного формата. На 10 крупнейших розничных сетей США приходится более 15% всего розничного товарооборота США. На четыре крупнейших фирмы в области розничной торговли Великобритании (Sainsbury/Savacentre, Tesco, Argyll и Asda) приходится 40% различных продовольственных магазинов и аптек. Доля же торговых сетей РФ на рынке в 2003 году составила всего 8% от общего объема всего оборота. По статистике консультационной компании ЗАО "Агриконсалт" в 2005г. сетевые операторы в России составляли всего 25% розничной торговли, для сравнения, независимые предприятия – 50%, в оставшейся нише содержится неорганизованная торговля.

 

За последние  два года объем товарооборота  через супермаркеты, гипермаркеты и универсамы увеличился в 2 раза, тем не менее, процесс замещения на розничном рынке таких форматов, как многопрофильные, специализированные и узкоспециализированные магазины с малой торговой площадью и оптовые рынки, будет проходить еще в течение долгого времени, так как обеспеченность торговыми площадями на 1000 жителей в РФ в целом, относительно невысокая; она в 2,5 раза меньше европейского уровня. Тем более что большая часть населения (около 60%) пока предпочитает делать покупки в традиционных местах: небольших розничных магазинах, рынках, киосках; в СЗФО эта цифра еще выше.

Вследствие этого приоритетными  направлениями развития розничной торговли РФ становятся следующие:

совершенствование нормативно-правовой базы, разработка и введение новых нормативов и стандартов, регламентирующих деятельность на потребительском рынке; 

создание эффективной  системы управления (координации) потребительским рынком для более полного удовлетворения спроса на товары  и услуги; 

реконструкция и модернизация объектов в соответствии с градостроительными требованиями и новейшими научно-техническими достижениями; 

развитие и  оптимизация структуры торговых сетей; развитие системы гипер- и супермаркетов, «магазинов у дома» и мелкорозничных рынков; 

приоритетное  развитие социально ориентированной  сети торгового обслуживания для малообеспеченных категорий граждан, в том числе и магазинов-дискаунтеров;  

обеспечение территориальной  доступности товаров для всех социальных групп населения; формирование адресных программ развития торговой сети; размещение новых предприятий там, где ощущается дефицит торговой сети;

упорядочение и качественные улучшения объектов мелкорозничной торговой сети, быстрейшее решение вопросов по ликвидации торговли в неустановленных местах; переводмелкорозничной сети в современные торговые комплексы;  

постепенный переход на преимущественно магазинные формы продажи (самообслуживание, торговлю через прилавок); внемагазинные формы торговли должны сохраниться для реализации сельхозпродукции, изделий народных промыслов, сезонных распродаж; 

учет приоритетов  потребителей: экономия времени и денег; наличие в торговых центрах культурно-развлекательных мероприятий;

повышение качества товаров и культуры обслуживания; забота о здоровье потребителей.

Таким образом, в связи  с формированием новых экономических отношений, радикальной сменой всей системы управления в России возникла необходимость разработки новых эффективно функционирующих механизмов координации потребительского рынка и розничной торговли. Очевидно, что сегодня необходима новая комплексная программа развития розничной торговли РФ, в которой одним из основных пунктов должен являться вопрос о взаимоотношении уже имеющейся структуры с международными розничными сетями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные принципы размещения розничных торговых предприятий.

Розничная торговая сеть должна быть максимально приближена к населению.

При размещение магазинов  в городе следует учитывать влияние  градостроительных ,  транспортных , социальных , и экономических факторов.

К градостроительным  фактором следует отнести величину города ,форму плана и функциональное зонирование его территории.

Транспортные факторы  включают направление и интенсивность основных потоков движение общественного и индивидуального транспорта.

Под влиянием социальных факторов происходит снижение совокупных затрат на посещение предприятий розничной торговли, достижения высокого уровня торгового обслуживания населения.

В основе рационального размещения сети розничных торговых предприятий в городах лежат принципы равномерности и группового размещения.

Принцип равномерности  применим к однотипным предприятиям и , в первую очередь , к магазинам ,торгующим товарами повседневного спроса. 

Принцип группового размещения означает необходимость территориального сближения магазинов разного  товарного профиля.

Не менее важным является принцип ступенчатого размещения розничных торговых предприятий,в соответствии с котором вся сеть магазинов делиться на предприятие местного и городского значения. При этом обязательно  должна учитываться функциональная роль сельских населенных пунктов, которые  в связи с этим делятся на следующие  типы:

Районные центры — города, поселки, крупные населенные пункты, являющиеся административными, экономическими и культурно-бытовыми центрами обслуживания сельских районов;

Межхозяйственные центры — малые города, поселки городского типа, крупные села без административных функций;

Внутрихозяйственные центры — центральные усадьбы сельскохозяйственных предприятий, леспромхозов, а также центры производственных подразделений (отделений, бригад и т. д.);

рядовые населенные пункты, представленные в основном мелкими  поселениями.

Функциональная значимость каждого населенного пункта в общей системы расселения на территории сельского административного района, намечаемые изменения в развитии поселений должны в первую очередь учитываться при решении вопросов перспективного развития и размещения розничной торговой сети потребительской кооперации.

Например, при новом строительстве, перепрофилировании и реконструкции действующих магазинов, расположенных в районных и межхозяйственных центрах, в зависимости от численности населения может быть следующий  состав розничной торговой сети:  

«Универсам» (торговой площадью от 250 до 850 м2) и «Универмаг» (торговой площадью от 650 до 3500 м2),

 «Продукты» (от 150 до 250 м2),

«Сельхозпродукты» (от 150 до 1000 м2),

«Хозтовары» (от 150 до 250 м2),

«Книги» (от 70 до 250 м2),

 «Товары для приусадебного хозяйства» (от 100 до 400 м2). В сравнительно крупных населенных пунктах этих двух типов (при численности жителей более 5 или 10 тыс. человек)

Целесообразно предусмотреть также магазины «Детский мир», «Культтовары», «Современное домашнее хозяйство», «Технике», «Сделай сам», «Хлеб», «Кулинария», магазины-склады по продаже строительных материалов и топлива.

В населенных пунктах с численностью собственного населения (или с общим количеством жителей на группу поселений в радиусе пешеходной доступности) свыше 100 человек размещают магазины «Товары повседневного спроса». При меньшей численности населения и отсутствии стационарной торговой сети могут быть построены стационарные торговые предприятия торговой площадью 25, 50 или 75 м2 в составе предприятий, объединяющие, кроме магазина, чайную или буфет, помещение для выездного бытового обслуживания, для приема сельскохозяйственных продуктов от населения и других видов обслуживания, или же открыты магазины на дому.

А при невозможности создания стационарной торговой сети торговое обслуживание населения должно осуществляться с помощью автомагазинов. Передвижные средства торговли должны также широко применяться и при обслуживании полевых станов и других мест массовых сельскохозяйственных работ.

Вопросы перспективного развития и размещения розничной торговой сети потребительской кооперации должны решаться с учетом происходящих изменений в экономике обслуживаемых ею районов, финансовых возможностей кооперативных организаций и других факторов на основе научно обоснованных перспективных  схем развития и размещения предприятий  розничной торговли, разрабатываемых  для каждого административного  района.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Классификация и функции розничных торговых предприятий

Розничная торговля представляет собой торговлю товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего пользования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Основу материально-технической базы торговли составляет розничная торговая сеть, представленная предприятиями розничной торговли.  Под   торговым     предприятием   понимают имущественный комплекс, используемый организацией для купли-продажи товаров и  оказания услуг торговли.

К основным торговым функциям предприятий розничной торговли следует отнести:

Изучение покупательского  спроса на товар;

Формирование ассортимента товаров;

Информация о работе Типы и виды торгового предприятия