Типы и виды торгового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 13:11, курсовая работа

Описание работы

В современных экономических словарях можно найти множество определений торговли. Анализируя их, можно сказать, что торговля представляет собой важнейший элемент инфраструктуры рынка, ее роль не ограничивается лишь материальным распространением продукции. Розничная торговля стимулирует производство и задает ему определенное направление.
Именно в торговой сфере выясняется, насколько производство соответствует потребностям населения. Розничная торговля выполняет и социальную функцию, состоящую в сокращении затрат времени и финансовых средств на приобретение товаров.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..3
1.Тенденции развития розничной торговли в РФ…………………....5
2. Основные принципы размещения розничных торговых предприятий …………………………………………………………………………...9
3.Классификация и функции розничных торговых предприятий…………………………………...13
4. Специализация розничных торговых предприятий……………………………………………………………18
5 Типизация розничных торговых предприятий………………...………………………………………....20
Заключение …………………………………………………………….23
Список литературы……………………………………………………..24

Файлы: 1 файл

Курсовая_работаMicrosoft_Office_Word.doc

— 109.50 Кб (Скачать файл)

Составление заявок на завоз  товаров:

Оказание торговых услуг  покупателям;

Рекламирование товаров  и услуг;

Основными технологическими функциями являются:

Приемка поступивших  товаров по количеству и качеству;

Хранение товаров;

Выполнение операций, связанных с производственной доработкой товаров;

Внутримагазинное перемещение, размещение и выкладка товаров на торговом оборудование в зале;

Продажа товаров;

Выполнение расчетов с покупателями;

На ряду с перечисленными розничные торговые предприятия  выполняют также функции, связанные  с оказанием покупателям дополнительных услуг.

Розничные торговые предприятия классифицируют по следующим основным признакам:

  • По видам и особенностям устройства;
  • С учетом типа здания и особенностей его объемно-планировочного решения;
  • По видам (товарной специализации);
  • По размеру торговой площади;
  • По методам продажи товаров ;
  • С учетом функциональных особенностей ;
  • В зависимости от организационно-правовой формы 

 

По особенностям устройства розничные торговые предприятия подразделяют на магазины, магазины-склады, павильоны, киоски, палатки, автомагазины и др. 
Магазин — специально оборудованное стационарное здание или его часть, предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям. Магазины располагают комплексом торговых и неторговых помещений, необходимых для осуществления различных торгово-технологических операций. Это позволяет применять в них средства механизации трудоемких операций, создает благоприятные условия труда торговых работников, способствует повышению качества торгового обслуживания покупателей, предоставлению им дополнительных услуг. Поэтому желательно, чтобы в общей численности предприятий розничной торговли преобладали именно магазины. 
Магазины- склады осуществляют торговлю лесными, строительными и другими материалами, санитарно-техническим и отопительным оборудованием, комплектами деревянных деталей для жилых и садовых домов, топливом и др. В зависимости от вида реализуемых товаров в состав таких магазинов входят: торговый зал и административные помещения, зал товарных образцов, складские помещения (отапливаемые и неотапливаемые), навесы, площадки для хранения товаров. 
Павильоны, палатки, киоски, автомагазины относятся к мелкорозничной торговой сети. 
Павильон представляет собой оборудованное строение, имеющее торговый зал и помещения для хранения товарного запаса, рассчитанное на одно или несколько рабочих мест. 
Киоск — оснащенное торговым оборудованием строение без торгового зала. Киоск рассчитан на одно рабочее место продавца, на площади которого размещается товарный запас. 
Палатка — легко возводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанная на одно или несколько рабочих мест продавца, на площади которых размещен товарный запас на один день торговли. 
Автомагазины и другие средства передвижной торговли (автоприцепы, автоцистерны и т. д.) предназначены для торговли вразвоз. Их применяются для обслуживания жителей населенных пунктов, в которых отсутствуют магазины (например, в связи с нецелесообразностью их строительства из-за небольшой численности населения), а также в крупных городах в местах большого скопления людей.

С учетом типа здания и  особенностей его объемно-планировочного решения предприятия розничной торговли можно подразделить на отдельно стоящие, встроенные, встроенно-пристроенные, пристроенные и торговые центры. Кроме того, различают магазины одноэтажные и многоэтажные, с подвальными помещениями или без них. 
 
Отдельно стоящие магазины размещают в обособленных зданиях, построенных, как правило, по специально разработанным для них проектам. Все помещения встроенного магазина располагаются в габаритах жилого здания или здания иного назначения. Помещения встроенно-пристроенного магазина размещают не только в габаритах жилого здания, но и в объемах, вынесенных за эти габариты. Пристроенным называется магазин, ограждающая стена или стены которого являются общими или смежными со стенами жилого дома. 
 
Торговый центр представляет собой совокупность торговых предприятий и предприятий по оказанию услуг (общественного питания и бытового обслуживания), размещенных на одной территории. Предприятия, входящие в его состав, спланированы, построены и управляются как единое целое. В границах торгового центра должна быть расположена стоянка для автомашин.

По видам (товарной специализации) розничные торговые предприятия принято подразделять на универсальные, комбинированные, специализированные и смешанные. 
 
Предприятия розничной торговли определенного вида классифицируют на типы в зависимости от размера торговой площади и применяемых методов продажи товаров.

По размеру торговой площади выделяют магазины мелкие — до 250 м2, средние — от 251 до 1000, крупные — от 1001 до 5000 и особо крупные — свыше 5000 м2.

По методам продажи  товаров различают предприятия с индивидуальным обслуживанием покупателей (через прилавок обслуживания), торгующие посредством самообслуживания, по образцам и др.

С учетом функциональных особенностей розничные торговые предприятия делятся на стационарные, передвижные, сезонные, посылочные, комиссионные.

В зависимости от организационно-правовой формы розничные торговые предприятия подразделяются на государственные, муниципальные, кооперативные и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Специализация розничных торговых предприятий.

 

 

Специализация розничных торговых предприятий предусматривает их разделение по ряду признаков, основным из которых является ассортимент реализуемых товаров.

По этому признаку все магазины можно разделить на три группы:

1)   продовольственные;

2)   непродовольственные;

3)   смешанные.

В свою очередь продовольственные  и непродовольственные магазины в зависимости от степени ограничения а-та товаров и его полноты можно разделить на: 

 

 Универсальные;

       Комбинированные;

 Специализированные с широким ассортиментом;  

Специализированные с узким ассортиментом.

Товарный ассортимент универсальных  магазинов включает большое          число различных групп продовольственных  или непродовольственных товаров.

Комбинированные магазины реализуют  товары различных групп, объединенных по потребительским комплексам (товары для детей, женщин, мужчин) или по однородности спроса (диетические продукты, детское питание).

К комбинированным магазинам можно  отнести и те, которые осуществляют торговлю товарами нескольких (двух-трех) родственных групп (овощи – фрукты, мясо – рыба).

Специализированные магазины с  широким ассортиментом предлагают покупателям товары какой-

либо одной товарной группы (ткани, одежда).

В специализированных магазинах с  узким ассортиментом представлена часть какой-либо товарной группы (мужские сорочки, хлопчатобумажные ткани).

На распространение специализации  оказывает влияние и периодичность  покупок продовольственных и  непродовольственных товаров. Так, большинство продовольственных  товаров относятся к товарам  повседневного спроса. Посещая продовольственные магазины, покупатели часто совершают комплексную покупку (хлеб, молоко, мясо, овощи и др.). Поэтому важно, чтобы такие магазины размещались в непосредственной близости от потребителей, и в них были представлены все группы товаров частого спроса. Специализация же магазинов приводит к их удаленности от потребителей, создает неудобства для покупателей из-за необходимости посещать несколько магазинов для совершения комплексной покупки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Типизация розничных торговых предприятий.

 

Типизация представляет собой систему мероприятий, направленных на отбор рациональных типов магазинов, которые являются экономически эффективными  и обеспечивают высокое качество  обслуживания населения. При этом наряду с отбором из числа уже действующих типов магазинов ведется разработка новых технически совершенных типов.

Применение типизации снижает  затраты и сокращает сроки  строительства и реконструкции  магазинов за счет использования  типовых проектов. Она также способствует более рациональному управлению розничной торговой сетью, поскольку позволяет применять типовые решения по организации товароснабжения, формированию ассортимента, подбору торгово-технологического оборудования, рациональной организации труда.

При определении типа предприятия  учитываются следующие признаки: 

 

         Ассортимент реализуемых товаров;

         Размер торговой площади;

         Применяемые методы продажи товаров;

         Месторасположение.

Наиболее распространенными типами розничных торговых предприятий  в настоящее время являются следующие:   

 Универсам (супермаркет) –  магазин, реализующий продовольственные  товары универсального ассортимента  и непродовольственные товары  частого спроса преимущественно  методом самообслуживания, торговой  площадью от 400 м2;  

 Гастроном– магазин с индивидуальным обслуживанием покупателей через прилавок, реализующий продовольственные товары универсального ассортимента (с преобладанием гастрономии), торговой площадью от 400 м2;   

 Магазин "Продукты" (минимаркет) – предприятие розничной торговли, реализующее продовольственные товары узкого ассортимента (хлеб, кондитерские товары, гастрономия, винно-водочные изделия, пиво, безалкогольные напитки), с индивидуальным обслуживанием через прилавок, торговой площадью от 18 м2;   

 Универмаг – магазин, имеющий торговую площадь при размещении в городах от 3500 м2 (в сельской местности – от 650 м2), предлагающий универсальный ассортимент непродовольственных товаров и использующий различные методы торгового обслуживания покупателей (самообслуживание, по образцам, по каталогам, через прилавок обслуживания и др.).   

 Универмаг "Детский мир"  – предприятие розничной торговли, осуществляющее реализацию непродовольственных  товаров универсального ассортимента  для детей и применяющее различные  методы торгового обслуживания покупателей, с торговой площадью от 2500 м2;   

 Торговый дом – предприятие  розничной торговли, реализующее  товарные комплексы предметов  туалета и гардероба для женщин  и мужчин (одежда, обувь, ткани,  галантерея, парфюмерия), исполь- зующее  различные методы торгового обслуживания покупателей, торговой площадью от 1000 м2;   

 Магазин "Промтовары" –  предприятие розничной торговли, реализующее непродовольственные  товары узкого ассортимента, основные  из которых швейные и трикотажные  изделия, обувь, галантерея, парфюмерия, торговой площадью от 18 м2.

В сельской местности получили распространение  магазины "Товары повседневного  спроса", в которых покупатели могут приобрести все необходимые  на каждый день продовольственные товары, а также непродовольственные товары повседневного и частого спроса.

Типы торговых предприятий постоянно  изменяются и совершенствуются под  влиянием процессов,

Происходящих в экономике страны, научно-технического прогресса, социальных и других факторов.

Так, широкое распространение за рубежом и в крупных городах России получили гипермаркеты.

Они представляют собой магазины самообслуживания с очень большой торговой площадью (не менее

5000 м2). В них представлено до нескольких тысяч наименований как продовольственных, так и непродовольственных товаров.

Кроме того, в зарубежной торговле существует развитая сеть магазинов-дискаунтов, основная задача которых – продажа  товаров по более низким ценам  за счет уменьшения расходов, связанных  с обслуживанием товаров (их хранением, подготовкой к продаже и т.п.). Этому способствует:       

 Сокращение числа посредников;        

 Преобладание в ассортименте  товаров с высокой оборачиваемостью;        

 Применение самообслуживания;

        Использование  специальных стеллажей, позволяющих  выкладывать товары в открытой транспортной таре. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

 

В рыночных условиях розничная торговля в России ориентируется на развитие торговли в странах с развитой рыночной экономикой, где  сосредоточены большие людские  ресурсы, привлекаются значительные финансовые средства", широко внедряются достижения науки и техники.

Доля торговли (оптовой и розничной) в этих странах в  общем числе занятых превышает 20% общего числа работающего населения. Для западных стран характерен постоянный приток рабочей силы в сферу торговли при уже достигнутых значительных масштабах ее использования. Такое  положение объясняется тем, что  внутри сферы торговли возникла потребность  в новых видах коммерческой деятельности, обеспечивающих наибольшую эффективность  процесса продажи товаров. Создаются  специальные службы по изучению и  прогнозированию потребительского спроса, контролю за деятельностью  магазинов, анализу и определению  эффективности тех или иных форм и методов торговли, разработке и  конструированию новых видов  изделий на основе прогнозов вероятного спроса, внедрению стандартизации и  маркированию, информации покупателей  о потребительских качествах  и свойствах новых товаров, организации  выставок и т. д.

Широкое развитие получают гипер-и супермаркеты, располагающие  торговой площадью от 1500 до 10 000 м2 и  более и насчитывающие свыше 10 тыс. наименований товаров. Преимущества магазинов с большой торговой площадью очевидны: высокая скорость товарооборота, более низкие издержки обращения.

Информация о работе Типы и виды торгового предприятия