При таможенном контроле товаров
в пунктах пропуска, в частности, автомобильные
грузопотоки становятся оптимальными
по автодорожной сети Российской Федерации,
исчезают дополнительные затраты у участников
ВЭД в логистической цепочке поставок
потребителю импортного товара на территорию
России. По информации участников ВЭД,
процедура удаленного выпуска будет набирать
все большую популярность по мере отработки
и совершенствования данной технологии
и внедрения ее для более сложных групп
товаров, к которым можно отнести:
- скоропортящиеся продукты;
- фармацевтические компоненты;
- бытовую технику;
- ряд других товаров, требующих
дополнительного контроля в месте удаленного выпуска.
Товарооборот по удаленному
выпуску, по словам докладчика, составил:
46 000 000 $ США, при этом в бюджет государства
в виде таможенных платежей перечислено
190 100 000 рублей.6
Из вышесказанного можно сделать
вывод об основных преимуществах удаленного
выпуска товаров:
передача декларации и сопутствующих
документов в таможенные органы в электронном виде;
осуществление таможенного
декларирования товаров без привязки
предприятий к таможенным постам и месту
нахождения товара;
нет необходимости производить
таможенные операции на станции получателя;
оптимизация транспортной логистики
и сокращение финансовых затрат участников
ВЭД (отсутствие необходимости помещать
товары под таможенную процедуру внутреннего
таможенного транзита, а также предъявления товаров таможенному
органу при проведении таможенного досмотра
(осмотра) товаров и транспортных средств);
сокращение времени совершения таможенных операций (весь процесс таможенного оформления
занимает не более суток);
возможность получения бумажной
копии таможенной декларации с отметками о выпуске товаров
в удобном таможенном органе, находящемся в месте декларирования
или в месте нахождения товаров.
Делая вывод об основных преимуществах
применения технологии удаленного выпуска,
можно выделить такие как: осуществление
таможенного декларирования товаров без
привязки предприятий к таможенным постам
и месту нахождения товара, сокращение
времени совершения таможенных операций,
возможность оптимизации транспортно-логистических
схем и снижения за счет этого издержек
участников ВЭД.
- Недостатки применения технологии
удаленного выпуска товаров
Однако новые технологии имеют
не только позитивные стороны, связанные
с оптимизацией и прозрачностью взаимодействия
таможни и бизнеса, но и рядом проблем,
такие как:
- Проблемы информационного характера:
некоторое увеличение времени
декларирования товаров по сравнения с традиционным электронным
декларированием за счет проведения сверки
товаров таможенным постом нахождения
товаров. Особенно существенны временные затраты
при проведении сверки товарных партий
с большим количеством наименований товаров;
наличие информационных сбоев в работе программных продуктов;
- решение данных проблем относится
к компетенции разработчиков программных средств и ФТС.
Мы со своей стороны активно взаимодействуем с ними по направлению
совершенствования технологических ресурсов и прогнозируем улучшение
текущей ситуации.
- Проблемы нормативно-правового
характера:
отсутствие достаточного количества
связок с таможенными постами расположенными на границе;
отсутствие возможности декларирования
определенных товаров по технологии удаленного выпуска
из-за отсутствия компетенции
(в частности, компонентов при ввозе комплектных объектов).
Учитывая выбранный Правительством
Российской Федерации и ФТС вектор движения,
имеются основания полагать, что данные
проблемы будут решены в ближайшее время.
- Проблемы организационного
характера:
- Увеличение загрузки должностных
лиц как ЦЭДа, так и должностных лиц внешних таможенных
постов осуществляющих таможенные операции
по взаимодействию с ЦЭДом.7
На основе указанных проблем
предполагается разработка подходов для
применения технологии удаленного выпуска
по отношению к товарам, в отношении которых
используются другие процедуры:
- расширение сферы применения
электронного взаимодействия с перевозчиками;
- повышение пропускной способности
и технической оснащенности складов временного хранения;
- повышение стабильности работы
программ;
- создание центров электронного
декларирования с возможностью перераспределения
поданных деклараций в зависимости от
загруженности.
Исходя из вышесказанного, можно
подчеркнуть, что как и любые другие новые
технологии имеют не только позитивные
стороны, связанные с оптимизацией и прозрачностью
взаимодействия, но и рядом проблем.
1.4 Перечень лиц, применяющих
технологии удаленного выпуска товаров
В целях реализации Концепции
таможенного оформления и таможенного
контроля товаров в местах, приближенных
к государственной границе Российской
Федерации, с 1 февраля 2010 года в таможенных
органах Российской Федерации началось
применение положений Порядка совершения
должностными лицами таможенных органов
таможенных операций при декларировании
и выпуске товаров и транспортных средств,
размещаемых на складах временного хранения,
расположенных в местах, приближенных
к государственной границе Российской
Федерации.
Применение технологии удаленного
выпуска осуществляется таможенными органами
Северо-Западного таможенного управления
с 3 февраля 2010 года, когда был произведен
выпуск первых двух электронных ГТД, оформленных
по технологии удаленного выпуска, между
Выборгским таможенным постом Выборгской
таможни Северо-Западного таможенного
управления и Вашутинским таможенным
постом Зеленоградской таможни Центрального
таможенного управления.
В период с февраля по апрель
в реализации технологии в основном были
задействованы приграничные таможенные
органы (в частности, Выборгской, Псковской,
Карельской таможен), которыми были оформлены
29 ГТД.
В дальнейшем перечень таможенных органов,
участвующих в технологии удаленного
выпуска, был расширен за счет включения
в него 5 внутренних таможенных постов
Санкт-Петербургской таможни (в том числе
для частичного решения проблемы очередей
на таможенных постах в Санкт-Петербурге).
В мае ими были оформлены 45 ГТД.
В настоящее время перечень включает
в себя: 7 внутренних таможенных постов
Санкт-Петербургской, Карельской и Новгородской
таможен, а также 10 приграничных таможенных
постов Выборгской, Карельской, Кингисеппской,
Псковской и Себежской таможен.
В соответствии с установленным перечнем
таможенных органов, осуществляющих таможенное
оформление и таможенный контроль товаров
и транспортных средств в соответствии
с технологией удаленного выпуска, приграничные
таможенные органы СЗТУ взаимодействуют
с 16 внутренними таможенными органами
в регионах деятельности ЦТУ, СЗТУ и ПТУ.
По состоянию на 10 сентября 2010 года с
участием приграничных таможенных органов
СЗТУ оформлено 956 таможенных деклараций,
из них 262 таможенных деклараций во взаимодействии
с таможнями ЦТУ.
При недостатке квалифицированных специалистов
по таможенному оформлению в пограничном
таможенном органе технология удаленного
выпуска позволяет задействовать кадровый
потенциал внутреннего таможенного органа
одновременно с ускорением сроков доставки
уже оформленных грузов до получателя.
Товары после завершения таможенного
оформления, минуя крупные города и избегая
очередей на внутренних СВХ, направляются
непосредственно потребителю.
По данным ФТС России от 18
февраля 2010 г. № 317 «Об утверждении перечня
таможенных органов, осуществляющих таможенные
операции» приводится перечень таможенных
органов, осуществляющих таможенные операции
и таможенный контроль» с применением
технологии удаленного выпуска товаров
(изменен приказом ФТС РФ от 24 января
2011 г. № 123 “О внесении изменений в приказ
ФТС России от 18 февраля 2010 г. № 317”).8
Владимирский центр электронного
декларирования, далее (ЦЭД) владимирской таможни центрального таможенного управления, далее (ЦТУ);
Тверской тл1 (ЦЭД) тверской таможни ЦТУ;
Московский т/п (ЦЭД) московской таможни ЦТУ;
Новгородский т/п (ЦЭД) новгородской таможни северо-западного таможенного управления (СЗТУ);
Краснодарский т/п (ЦЭД) краснодарской таможни южного таможенного управления (ЮТУ);
Ростовский т/п (ЦЭД) ростовской таможни ЮТУ;
Башкортостанский т/п (ЦЭД) башкортостанской таможни ПТУ;
Екатеринбургский т/п (ЦЭД) екатеринбургской таможни уральского таможенного управления
(УТУ);
Южно-уральский т/п (ЦЭД) челябинской таможни УТУ;
Иркутский т/п (ЦЭД) иркутской таможни сибирского
таможенного управления (СТУ);
Новосибирский т/п (ЦЭД) новосибирской таможни СТУ;
Владивостокский т/п (ЦЭД) владивостокской таможни дальневосточного таможенного управления
(ДВТУ);
Приамурский т/п (ЦЭД) хабаровской таможни ДВТУ;
Таможенные органы,
в регионе деятельности которых располагаются
товары, декларируемые в таможенные органы
(ЦЭД):
- ОТОиТК №5 белгородского т/п белгородской таможни ПТУ;
- Грайворонский т/п белгородской таможни ЦТУ;
- ОТОиТК №1грайворонского т/п белгородской таможни ЦГУ;
- Новозыбковский т/п брянской таможни ЦГУ;
- ОТОиТК №2 новозыбковского т/п брянской таможни ЦТУ;
- ОТОиТК №3 новозыбковского т/п брянской таможни ЦГУ;
- ОТОиТК погарского т/п брянской таможни ЦТУ;
- Александровский т/п брянской таможни ЦТУ;
- Т/п курский курской таможни ЦТУ;
- Т/п мирный курской таможни ЦГУ;
- Крупецкий т/п курской таможни ВДУ;
- ОТОиТК №2 кру1шцкош т/11 курской таможни ЦГУ;
- ОТОиТК №2 новомосковского т/п смоленской таможни ЦГУ;
- Отоитк №3 новомосковского т/п смоленской таможни ЦТУ;
- Выборгский т/п выборгской таможни СЗТУ;
- ОТОиТК №2 выборгского тл1 выборгской таможни СЗТУ;
- Светогорский т/п выборгской таможни СЗТУ;
- Торфяновский т/п выборгской таможни СЗТУ;
- Пыталовский т/п псковской таможни СЗТУ;
- Печорский т/п псковской таможни СЗТУ;
- Ямбургский т/п кингисеппской таможни СЗТУ;
- Овинковский т/п себежской 1 таможни СЗТУ;
- Багратионовский т/п калининградской областной таможни СЗТУ;
- Вяртсильский т/п карельской таможни СЗТУ;
- Несветайский т/п ростовской таможни ЮТУ;
- Восточный т/п курганской таможни УТУ;
- Троицкий т/п челябинской таможни УТУ;
- Кулундинский т/п алтайской таможни СТУ;
- Черлакский т/п омской таможни СТУ;
- Благовещенский т/п благовещенской таможни ДВТУ;9
Начиная с 2011 года формируются
Центры электронного декларирования (ЦЭД)
– специализированные таможенные посты,
компетенция которых ограничена приемом
деклараций исключительно в электронном
виде, что позволяет обеспечить пропуск
товаров и транспорта с минимальными временными
затратами без осуществления полного
цикла оформления товарных партий с привязкой
к одному месту оформления. Преимущества
ЦЭД:
- проводят электронное декларирование товаров очень быстро в режиме реального времени;
- обеспечивают мгновенный доступ к актуальной информации;
- улучшают взаимодействия
сторон;
- повышают производительность;
- снижают материальные
издержки;
- исключают человеческий
фактор, сводят к минимуму возможность ошибок и неточностей;
- позволяют работать
с документами коллективно по нескольким
направлениям, с разных точек;
- сокращают потребности в дополнительном
персонале;
- снижают расходы на хранение документов;
- защищают документы
от повреждений и так далее.
По официальной информации
ФТС России в ходе реализации Концепции
таможенного оформления и таможенного
контроля товаров в местах, приближенных
к государственной границе Российской
Федерации, уже создано 23 центра электронного
декларирования, использующих в своей
деятельности преимущественно технологию
удаленного выпуска. Сегодня они созданы
на базах таможен:
- Московской,
- Московской областной,
- Ярославской,
- Тверской,
- Брянской,
- Владимирской,
- Минераловодской.
Основой технологии
является разделение операций на документальные
таможенные формальности там, где расположены
офисы участников ВТД, и фактический таможенный
контроль на приграничных терминалах.
По итогам десяти месяцев 2012 года, с применением
технологии удаленного выпуска было оформлено
164 тысячи деклараций на товары, тогда
как в 2011 году таких дек лараций было около
54тысяч. Развитие приграничной таможенно-логистической
инфраструктуры осуществляется совместно
с главами приграничных субъектов и бизнес-сообществом.
В 2012 году начали функционировать 10 таможенно-логистических
терминалов (всего 40). Объемы таможенного
декларирования на действующих терминалах
имеют устойчивую тенденцию к росту: за
10 месяцев 2012 года по сравнению с аналогичным
периодом 2011 года выросли на 32 %.10