Управленческий учет в торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 13:44, контрольная работа

Описание работы

Для осуществления непрерывного процесса товарного обращения на предприятиях как оптовой, так и розничной торговли необходимы определенные товарные запасы.
Товарный запас - это совокупность товарной массы, которая находится в сфере обращения и предназначена для продажи. Товарные запасы выполняют несколько функций в экономике.

Содержание работы

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ВОПРОС 3
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Задание 1 21
Задание 2 23
Задание 3 25
Задание 4 27
Список литературы 28

Файлы: 1 файл

Upr_analiz_v_otraslyakh.doc

— 310.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ (филиал)

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Кафедра экономического анализа и статистики

 

 

 

                                                                            

 

Контрольная работа

по дисциплине «Управленческий анализ в отраслях»

 

Вариант 3

 

 

 

                                                                       Выполнила: студентка   группы Бз-32

                                                              Учетно-финансового факультета

                                                                       Мухутдинова И.Ф.                   

                                                                         Проверила: Матузко С.А.

 

 

 

 

 

 

 

Пермь 2012 г.

 

Содержание:

стр.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ВОПРОС

3

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

 

Задание 1

21

Задание 2

23

Задание 3

25

Задание 4

27

Список литературы

28


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Управленческий  анализ запасов. Цели и задачи анализа. Показатели эффективности использования  запасов. Основные факторы, влияющие на величину товарных запасов, товарооборачиваемость и их оптимизацию)

 

Для осуществления непрерывного процесса товарного обращения на предприятиях как оптовой, так и розничной торговли необходимы определенные товарные запасы.

Товарный запас - это совокупность товарной массы, которая находится  в сфере обращения и предназначена  для продажи. Товарные запасы выполняют несколько функций в экономике. В частности, они:

  • обеспечивают непрерывность процесса обращения, а, следовательно, и производства, в процессе которых происходит их систематическое образование и расходование;
  • удовлетворяют платежеспособный спрос населения, поскольку являются одной из форм товарного предложения;
  • характеризуют соотношение между объемом и структурой спроса и товарного предложения.

С одной стороны, конечно, если на складе предприятия скапливаются значительные объемы товарных запасов, то это, прежде всего, говорит о неэффективном функционировании предприятия или же о неэффективном управлении именно товарными запасами на предприятии. Однако существует целый ряд причин, обуславливающих необходимость образования товарных запасов. Во-первых, это непрерывность процессов обращения с одной стороны и в ряде случаев сезонностью производства и потребления с другой стороны. Действительно, если спрос на какое-либо экономическое благо более-менее постоянен в течение года, то некоторые производства носят сезонный характер (например, сельскохозяйственное производство). И наоборот, если спрос на изделия колеблется в зависимости от сезона, например, спрос на одежду, то производство таких изделий должно производится в течение всего года, так как, возможно, что за сезонный период предприятия просто не смогут нарастить производственные мощности до такого уровня, чтобы за короткий период времени удовлетворить весь платежеспособный спрос. Более того, при организации производства таким образом значительно ухудшается его динамика, равномерность, периодически возникают такие явления как сезонная безработица. Это, безусловно, отрицательно сказывается на экономической конъюнктуре, поэтому предприятия стремятся избегать таких диспропорций.

Во-вторых, определенное наличие товарных запасов связано и с некоторыми особенностями организации функционирования предприятий розничной торговли. В большинстве случаев они расположены в разных местах с самим производством. Поэтому, на предприятия торговли товары необходимо доставлять с помощью транспортных средств. Естественно, что привозить по одной единице какого-нибудь товара на точку реализации - крайне нерационально. Наоборот, чем больше будет партия завозимого за один рейс товара, тем ниже будут коммерческие расходы по транспортировке груза. Правда, здесь необходимо сделать оговорку, что размер завозимой партии с точки зрения максимальной эффективности организации производства все-таки имеет достаточно четко определенный конечный размер. Это происходит вследствие того, что всвязи с ростом завозимой партии будут увеличиваться издержки, связанные с хранением товара. В результате в определенный момент уровень этих издержек превысит расходы на транспортировку товара, что сделает невыгодным дальнейшее наращивание товарных запасов.

Наконец, одними из причин создания товарных запасов являются возможность колебания  спроса на товар, существование вероятности  определенного скачка оптовых цен  на товар, а также некоторые другие причины, связанные с текущей  рыночной конъюнктурой.

В настоящий момент существует достаточно развитая классификация товарных запасов. Например, в зависимости от особенностей обращения выделяют:

  • товарные запасы текущего хранения, которые предназначены для удовлетворения повседневной потребности торговли в бесперебойной продаже товаров для населения. Эта группа товаров постоянно и равномерно пополняется;
  • запасы товаров сезонного накопления и досрочного завоза, что связано с сезонностью производства и потребления отдельных групп товаров. Иногда эту группу товаров разделяют на две группы: сезонные запасы и целевые запасы, которые включают в себя досрочный завоз товаров для определенных целей.

С точки зрения современной теории логистики различают несколько  иную классификацию товарных запасов. Они также делятся на текущие и сезонные запасы, причем последние рассматриваются в широком смысле, то есть в их состав входят целевые запасы, а также на страховые запасы, которые предназначены для непрерывного обеспечения товарами в случае возникновения различных непредвиденных обстоятельств.

Естественно, что для эффективного управления товарными запасами различных  видов их анализ необходимо проводить  с применением различных методов. В частности, значительно различаются  друг от друга процессы нормирования и планирования текущих и страховых запасов.

Однако наибольшую сложность в  организации экономического анализа  вызывает не столько различие в методиках  анализа, сколько крайне низкое качество учетной информации на предприятиях розничной торговли. Практически, чтобы  осуществить анализ товарных запасов и товарооборачиваемости на предприятиях розничной торговли приходится руководствоваться первичными и накопительными бухгалтерскими документами. Каких-то развитых форм отчетности или же учетных регистров на таких предприятиях не ведется. В частности, в форме №3-торговля «Отчет о продаже и остатках товаров» текущие товарные запасы, показывались вместе с товарными запасами сезонного и целевого характера. В этой же форме не отражались товары в пути, хотя в большинстве случаев для предприятий розничной торговли значения последних не высоки. На сегодняшний день эта форма отчетности практически утратила свое аналитическое значение.

Таким образом, основными источниками  информации, необходимой для экономического анализа товарных запасов и товарооборота, является внутренняя документация предприятия, в частности Журнал учета товаров, а также первичная документация по заготовлению и наличию на предприятии товарных запасов. С одной стороны, это, безусловно, существенно усложняет процесс проведения анализа, но, с другой стороны, делает максимально достоверными сведения о движении товарных запасов на предприятии.

 

Цели и задачи анализа  и планирования товарных запасов

Рациональная организация процессов  товародвижения и товароснабжения  предусматривает создание запасов товаров в основных каналах движения товаров. Поддержание ассортимента товаров в магазинах связано с организацией ритмичного их снабжения со складов оптовых баз или розничных предприятий. Важным является определение заявок на поставку товаров, которые должны находиться в продаже для постоянного удовлетворения спроса покупателей. Необходимость рационального управления товарными запасами в торговле связана с изменениями спроса и производства ряда товаров, нарушением сроков и размеров партий поставляемых товаров в розничную сеть, что определяет необходимость проведения анализа и планирования товарных запасов на торговом предприятии.

На предприятиях торговли проводят анализ и учёт товарных ресурсов. Основными  задачами анализа товарных запасов  являются: выявление соответствия их нормативам; установление динамики и оценка изменений, происшедших в объёме и структуре товарных запасов, в скорости оборачиваемости отдельных групп товаров; выявление и расчёт факторов, повлиявших на изменение товарных запасов.

При изучении товарных запасов на торговом предприятии традиционно  применяют следующие методы анализа  и учёта:

  1. Инвентаризация, то есть сплошная или выборочная проверка, как в целом по предприятию, так и по отдельным показателям, местам хранения, по отдельным товарным группам и товарам. Данные подсчёты оцениваются в действующих ценах и сводятся в общую сумму. Инвентаризация представляет собой большой трудоёмкий процесс, связанный с закрытием предприятия на время его проведения, что влияет на объём товарооборота и снижает доходы.
  2. Оперативный учёт, или снятие остатков, то есть сверка фактического наличия товаров с данными товарного отчёта. Этот метод не обеспечивает точности, так как основан на пересчёте не товаров, а товарных мест (мешков, коробок, рулонов и т.п.). Количество товаров определяется путём пересчёта с учётом соответствующих норм по действующим ценам.
  3. Балансовый метод, основанный на использовании формулы балансовой увязки показателей товарооборота:

З1 + П = Р + Д р + З2,

 где :  З1 – товарные запасы на начало анализируемого периода, руб.;

П – поступление товаров в  анализируемом периоде, руб.;

Р  -  реализация или объём  товарооборота в данном периоде, руб.;

Др – документированный расход товаров за анализируемый период,   не являющийся продажей, руб.;

З2 - товарные запасы на конец анализируемого периода, руб.

Этот метод позволяет обеспечить оперативный учёт и анализ товарных запасов во взаимосвязи с другими  показателями. Но он имеет недостаток – отсутствие возможности исключить  из расчётов некоторые не установленные потери, что приводит к искажению суммы запасов. Чтобы исключить неточности, необходимо данные балансового учёта систематически сопоставлять с данными инвентаризации и снятия остатков.

Анализируя товарные запасы, торговое предприятие решает следующие основные задачи: выявление соответствия фактических товарных запасов их нормативу; установление динамики и оценки изменений, происшедших в объёме и структуре товарных запасов, в скорости оборачиваемости отдельных групп товаров; выявление и расчёт факторов, оказавших влияние на изменение товарных запасов. Результаты экономического анализа ложатся в основу разработки конкретных мероприятий по улучшению состояния товарных запасов и ускорению оборачиваемости, по повышению эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия.

Анализ товарных запасов на предприятии  розничной торговли за определённый период включает:

  • сравнение их фактического размера в абсолютной сумме и в днях оборота с нормативами;
  • сравнение объёма и структуры товарных запасов с запасами прошлых лет, расчёт темпов изменения товарных запасов;
  • расчёт среднего запаса по товарным группам и определение фактической товарооборачиваемости;
  • сопоставление фактической товарооборачиваемости с нормативной, а также с товарооборачиваемостью за предыдущие годы;
  • установление влияния на изменение товарных запасов и товарооборачиваемости важнейших факторов (объёма и структуры товарооборота, поступления товаров и т.д.).

В результате анализа должны быть даны ответы на вопросы: какие факторы  оказали влияние на формирование и развитие товарных запасов; обеспечивают ли бесперебойную продажу товаров имеющиеся товарные запасы; соответствует ли фактический объём товарных запасов покупательскому спросу населения и другие.

 Результаты анализа используются  для планирования и нормирования товарных запасов. В настоящее время обязательного планирования товарных запасов не существует. Исходя из объёмов деятельности и численности персонала, мелкие предприятия торговли не ведут планирования товарных запасов или планируют их приблизительно. Средние и крупные торговые предприятия не могут отказаться от планирования и нормирования товарных запасов, так как эти показатели являются отправными моментами для определения объёмов закупки товаров в ассортиментном разрезе.

Информация о работе Управленческий учет в торговле