Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 13:44, контрольная работа
Для осуществления непрерывного процесса товарного обращения на предприятиях как оптовой, так и розничной торговли необходимы определенные товарные запасы.
Товарный запас - это совокупность товарной массы, которая находится в сфере обращения и предназначена для продажи. Товарные запасы выполняют несколько функций в экономике.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ВОПРОС 3
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Задание 1 21
Задание 2 23
Задание 3 25
Задание 4 27
Список литературы 28
Целью планирования и нормирования товарных запасов является установление среднего запаса в днях, который обеспечил бы бесперебойную продажу товаров широкого ассортимента при наименьших затратах. В данной курсовой работе мы рассмотрим только нормирование товарных запасов и проведём их анализ.
В зависимости от наличия экономической информации и ряда других условий нормирование товарных запасов ведут различными методами. Наиболее применимы опытно-статистический, технико-экономический, экономико-статистический и метод удельных приращений.
Опытно-статистический метод основан на изучении сложившейся оборачиваемости отдельных видов товаров за прошлые годы, на учёте влияния различных факторов на скорость обращения. Для определения норматива на предстоящий период строятся динамические ряды фактических товарных запасов текущего хранения, и анализируется годовая товарооборачиваемость за 3-5 прошедших лет. Выявленные при анализе тенденции развития запасов экстраполируются с учётом объективных и субъективных факторов. В результате влияния этих факторов исчисляется расчётный норматив в днях оборота.
Но этот метод расчёта товарных запасов недостаточно совершенен, так как сводится в основном к простой экстраполяции фактически сложившегося уровня товарных запасов за ряд лет. При этом в расчёт переносится в той или иной степени недостатки прошлого, не в полной мере учитывается влияние факторов, формирующих объём товарных запасов, что приводит к необоснованности норматива.
Чаще всего торговые предприятия используют метод технико-экономических расчётов, он является достоверным и точным. Суть его состоит в том, что расчёт норм запаса товаров проводится по элементам в соответствии с процессом формирования запаса. При этом норма товарных запасов включает следующие элементы: время для приёмки, проверки и подготовки товаров к продаже; время пребывания товаров в форме торгового запаса; гарантийный запас (в случае неравномерности поставок, изменений в обороте и покупательском спросе).
Основной частью норматива товарного запаса является торговый запас, который состоит из двух частей:
Гарантийный запас предназначен для обеспечения бесперебойной продажи товаров в случае возникновения непредвиденных обстоятельств (резкое возрастание спроса, невозможность осуществить своевременную закупку и поставку товаров и т.д.).
Представительский ассортиментный набор – это демонстрационный запас, находящийся в торговом зале, который должен содержать всё многообразие ассортимента товаров данной товарной группы. Запас в размере однодневного оборота также хранится в торговом зале, ежедневно пополняется за счёт запаса текущего пополнения и предназначается для непосредственного отпуска товаров покупателям.
Таким образом, результатом технико-
Н = ПП + РЗ + 1/2ЗТП + ГЗ,
где: Н – норма товарного запаса в днях;
ПП – время на приёмку и подготовку товаров к продаже, дни;
РЗ – рабочий запас, дни;
ЗТП – запас текущего пополнения, дни;
ГЗ – гарантийный запас, дни.
Метод технико-экономических расчётов имеет свои преимущества и недостатки. С одной стороны этот метод позволяет учесть особенности формирования и использования товарного запаса по каждой группе товаров. Но с другой стороны он очень трудоёмкий и требует наличия большого объёма информации, которая не всегда систематизируется в торговых предприятиях.
При использовании экономико-
Первый, второй и третий шаги заключаются
в расчёте средних
К1ср = (К1 + К2) / 2
К2ср = (К2 + К3) / 2
Кnср = (К…ср + Кn-1ср) / 2.
Четвертый шаг – расчёт среднегодового изменения товарного запаса (∆) за весь анализируемый период:
∆ = ( Кnср – К1ср ) / ( n – 1 )
Пятый шаг – обоснование норматива товарного запаса на планируемый год:
Кпл = Кпрош + 2∆
или
Кпл = Котч + ∆
Сумма планируемых товарных запасов будет рассчитываться как произведение планируемого однодневного товарооборота на планируемый коэффициент, то есть:
ТЗпл = Орто * Кпл
Разновидностью экономико-
ТЗпл = ( ТЗ0 * ( ∆РТОпл * УП + 100 )) / 100
где ТЗ0 – сумма товарного запаса отчётного года, руб.;
∆РТОпл – темп прироста товарооборота в планируемом году по сравнению с отчётным, %;
УП – удельные приращения товарных запасов за предыдущие 3-5 лет.
УП = ∆ТЗ /∆РТО
где ∆ТЗ – среднегодовой темп прироста товарных запасов, %;
∆РТО - среднегодовой темп прироста товарооборота, %.
При этом среднегодовые темпы прироста товарных запасов и товарооборота рассчитываются по формуле:
∆ Х = √ Хn / Х0 * 100 – 100
где ∆ Х – среднегодовой темп прироста показателя, %;
Х – показатели товарооборота или товарного запаса;
Х0 – значение показателя в первом году анализируемого периода, руб.;
Хn – значение показателя в отчётном году анализируемого периода, руб.;
n – число лет в анализируемом периоде.
В основе метода удельных приращений лежит соотношение в темпах прироста товарных запасов и розничного товарооборота. Это соотношение можно назвать коэффициентом эластичности, показывающим, как изменяется товарный запас при условии изменения розничного товарооборота на 1%.
Этот же подход положен в основу метода расчёта плановой суммы товарного запаса с помощью модифицированной модели Уилсона:
ТЗ = √ L * РТО
где L – коэффициент соотношения товарного запаса и розничного товарооборота.
Преобразовав эту формулу, получим:
L = ТЗ² / РТО
Методы удельных приращений и модифицированной модели Уилсона дадут одинаковый результат, поскольку в основу их положен один и тот же принцип обоснования плановой величины товарных запасов исходя из сложившегося соотношения в изменениях товарного запаса и розничного товарооборота.
Коэффициент оборачиваемости и уровень обслуживания - показатели эффективности товарных запасов
В конце каждого месяца для контроля над дефицитом на предприятиях рекомендуется исчислять показатель уровня обслуживания покупателей по следующей формуле: уровень обслуживания покупателей - это процент спроса, который может быть удовлетворен непосредственно из запаса в течение установленного периода, отгрузка/спрос = отгрузка/(отгрузка + дефицит). Это показатель доступности запаса в момент, когда он необходим для покупателя. Если предприятие не полностью удовлетворяет спрос, покупатель вынужден искать дополнительное количество где-то еще, а именно,- у конкурента. Чем выше этот показатель, тем лучше, тем выше объем реализации, однако он должен быть сбалансирован с объемом инвестиций в товарные запасы. Оптимальное значение уровня обслуживания обычно около 95%. Для обеспечения полного уровня обслуживания покупателей из запаса потребуются значительные вложения средств в страховые запасы, что омертвляет запасы и вызывает рост издержек по хранению. При исчислении уровня обслуживания в расчет необходимо включить только те продажи, которые осуществляются из запаса. Нельзя в расчет включать продажи других типов, такие как:
Отгрузки данных типов товаров не показывают, насколько эффективно используются запасы для удовлетворения немедленных потребностей покупателей.
Данный показатель является важным
при анализе эффективности
С точки зрения достаточности оборотного капитала большое значение имеет показатель оборачиваемости товарных запасов. Он показывает, сколько раз в год запасы проходят через организацию. Показатель получается путем деления годовой суммы реализации на сумму товарных запасов по балансу.
В общем случае, когда это отношение является слишком большим (по сравнению с предыдущими или со средними данными по промышленности), то это показывает недостаточность запасов. Если же отношение слишком маленькое, это может означать, что товарные запасы чрезмерны или, возможно, устарели.
Другим показателем достаточности капитала является отношение суммы товарных запасов к чистому оборотному капиталу. Если это отношение показывает, что высокий может столкнуться с недостатком ликвидных средств и ей будет трудно выполнить свои обязательства в срок.
Исходя из приведенных выше показателей, можно сделать вывод, что скорость оборота товарных запасов должна быть настолько высокой, насколько это обосновано экономически.
Чем выше скорость оборота, тем выше ликвидность активов компании. В то же время, чем больше показатель оборачиваемости, тем больше вероятность отсутствия в запасе того, что требует покупатель, чаще навлекаются и транспортные расходы. Коэффициент оборачиваемости - это показатель того, насколько эффективно используются вложенные в товарные запасы денежные средства. Аналогично расчету уровня обслуживания, при расчете используется правило: если потребности заказчика удовлетворяются без участия запаса на складе, то необходимо исключить стоимость проданных таких товаров из расчетов.
Тип реализации, который не должен браться в расчет: прямые поставки от поставщика к покупателю, которые минуют запасы; специальные заказы покупателя, товары по которым отсылаются сразу же по прибытии; реализация неожиданно крупных партий товара.
Каждый вариант реализации может являться прибыльным, но в каждом случае запасы склада, который осуществляет продажу, остаются нетронутыми.
Какова же должна быть нормальная скорость оборота товарных запасов, к которой следует стремиться? Учет и отчетные данные об использовании товарных запасов должны давать сведения о скорости оборота товарных запасов в прошлом, с тем чтобы компания могла определить, какая оборачиваемость является наилучшей для данных товарных статей запасов. Предприятия обрабатывающей промышленности могут обратиться к индексам, показывающим типичные общие пропорции для отдельных отраслей производства. Обычно торговцы промышленными товарами на западных предприятиях имеют значение коэффициента оборачиваемости 6, если прибыльность 20 - 30 процентов. Если прибыльность составляет 15 процентов, число оборотов приблизительно 8. Если прибыльность 40 процентов, то солидная прибыль может быть получена 3 оборотами за год. Как было замечено ранее, не следует, что если 6 оборотов хорошо, то 8 или 10 оборотов лучше. Эти данные являются ориентировочными при планировании обобщающих показателей.
Какое количество оборотов запасов является оптимальным, которое можно закладывать в план конкретного предприятия? Ответ на этот вопрос довольно сложен, так как существует множество факторов, влияющих на ответ. Частота, с которой заказывается товар, время транспортировки, надежность поставки, минимальные размеры заказа, необходимость хранить определенные объемы, все эти факторы влияют на итоговое решение. К тому же накладывает большой отпечаток используемая прикладная программа по управлению запасами. Чарльзом Боденстабом было проанализировано большое количество компаний, использующих одну из систем SIC в управлении запасами. Результаты эмпирического исследования были обобщены в следующей формуле:
Ожидаемое количество оборотов = 12 / ( f * ( OF + 0.2 * L )),
где OF - средняя частота заказа в месяцах (т.е. временной интервал между размещением заказов поставщику);
L - средний период доставки в
месяцах (т.е. время между
f - коэффициент, который обобщает действие прочих факторов, влияющих на теоретическое количество оборотов.
Эти факторы следующие: ширина ассортимента в хранении, т.е. необходимость хранения медленно оборачивающихся запасов в целях маркетинга, большие чем требуется покупки в целях получения скидок за объем, требования минимальной партии закупки, ненадежность поставщика, факторы политики экономичного размера заказа, затоваривание в целях промоушн, использование поставки в две стадии.
Если эти факторы на обычном уровне, то коэффициент должен быть около 1,5. Если один или несколько факторов имеют экстремальный уровень, то коэффициент принимает значение 2,0. К тому же принимается два допущения при использовании этой формулы: неизбежные «мертвые запасы», которые создаются только из-за предполагаемого сезонного спроса, не берутся в расчет. Ниже приведена таблица, которая иллюстрирует значения этой формулы для серий различных значений периодов заказа и доставки, используя факторы 1,5 и 2,0.