Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 11:48, реферат
Физиологически активные вещества, содержащиеся во вку-
совыхтоварах, можно разделить на следующие группы: алкалои-
ды, спирт этиловый, гликозиды, катехины, витамины и витами-
ноподобные вещества, минеральные вещества.
К алкалоидосодержащим вкусовым товарам относятся чай,
кофе, безалкогольные тонизирующие напитки на основе колы.
К спиртосодержащим вкусовым товарам относятся ал-
когольные, слабоалкогольные напитки.
сортиментную характеристику
спирт и вода. Различия между ними обусловлены количествен-
ным соотношением указанных компонентов. Так, содержание
этилового спирта в
в слабоалкогольных - 1,5 - 9%. Массовая доля воды в них зависит
не только от содержания
ных веществ: сахаров, органических кислот, дубильных, кра-
сящих, минеральных, пектиновых веществ и т. п. Кроме того, в
состав сухих веществ пива входят еще горькие хмелевые смолы и
кислоты.
Этиловый спирт получают путем сбраживания углеводосо-
держащего сырья (зерна пшеницы, ржи, кукурузы, плодов, в том
числе и винограда). При этом в качестве побочных продуктов об-
разуются и вредные примеси (метиловый, амиловый, изобутило-
вый и тому подобные спирты), называемые сивушными из-за не-
приятного вкуса и запаха. Поэтому их количество в готовой про-
дукции ограничивается. Превышение предельно допустимого
уровня приводит к утрате
напитки готовят путем
ления к винам, настоям и т. п.
Как уже указывалось, этиловый спирт определяет в основ-
ном физиологическую ценность товаров этих подгрупп. Другие
физиологически активные
словлены применяемым растительным сырьем. Так, в ликеро-
водочных изделиях и винах состав органических кислот, мине-
ральных, красящих, дубильных и иных веществ зависит от ис-
пользования плодовых соков,
пряно-ароматических
ФАВ ликеро-водочные изделия и вина близки к исходному рас-
тительному сырью, хотя отдельные изменения веществ все же
происходят (например, окисляются дубильные, красящие ве-
щества). Вместе с тем при производстве и длительном созревании
в напитках образуются и новые вещества (сложные эфиры, мела-
ноидины и т. п.).
По количественному составу
ходного сырья в алкогольных напитках уменьшается за счет раз-
бавления водой и этиловым спиртом, образующимся при сбражи-
вании сахаров, а также за счет синтеза новых веществ из исход-
ного сырья или выпадения в осадок (например, в винах в осадок
выпадают пектиновые, дубильные, белковые, красящие вещества,
виннокислый калий и др.). Вместе с тем концентрация раствори-
мых веществ может возрастать. Так, для смягчения горько-
жгучего вкуса этилового
алкогольные напитки добавляют сахар в виде сиропа или сахаро-
содержащее сырье (соки спиртованные, концентрированные или
стерилизованные и т. п.). Иногда для подкисления напитков до-
бавляют кислоты.
При производстве пива спирт и сахар не добавляют. Состав
его экстрактивных веществ
ров и других растворимых
левого сусла, а также
гие вещества, В состав игристых, шипучих вин и пива входит
также диоксид углерода (СО2), влияющий на вкус, игристость
вин и пену пива.
Таким образом, если
наиболее значимым для них
веществам, их можно
на следующие группы:
• по содержанию алкоголя (только вкусовые напитки) на
алкогольные (9-96%), слабоалкогольные (1,5-9%), безалкоголь-
ные (0-1,5%);
• по содержанию сахаров — на среднесахаристые (10-40%),
к которым относятся ликеры, наливки, кремы, сладкие настойки,
десертные вина, соки с сахаром; низкосахаристые (1-9%), вклю-
чающие пиво, многие безалкогольные напитки, водки большин-
ства наименований, натуральные вина, чай и кофе; безсахаристые
(0%), в число которых входят питьевая и минеральные воды, вод-
ка, кроме отдельных наименований, безалкогольные напитки на
сахарозаменителях;
• по содержанию органических кислот — на низкокислот-
ные (0,1-1,0%), включающие вина, ликеро-водочные изделия, пи-
во, безалкогольные напитки, кофе; не содержащие кислот (водки,
питьевая и минеральные воды);
• по количеству минеральных веществ вкусовые товары от-
носятся к продуктам с низким их содержанием (0,01-0,5%). В
этой группе отсутствуют
вещества.
Кроме перечисленных веществ, следует выделить также
подгруппы вкусовых товаров,
бильных и красящих веществ фенольной природы, которые обла-
дают Р-витаминной активностью.
и плодово-ягодные вина, особенно с красной окраской, чай, кофе,
ликеро-водочные изделия на плодах и травах.
3Чай
Чай – это продукт,
листа ручного или
Чай – один из самых
питков. Высокие вкусовые качества, тонкий изысканный аромат,
хорошее стимулирующее и
века нашли признание в разных странах мира. Более двух третей
населения земного шара
дневно население земного шара заваривает около 3 млн. кг чая.
Родиной культурного чайного растения является Китай, где
оно известен более четырех с половиной тысячелетий.
Когда-то в России всерьез
употребление чая, однако сама жизнь доказала – те, кто любят
чай и пьют его много, живут дольше. Известны долгожители
Средней Азии, Востока, немало их в Англии, где чаепитие очень
популярно. В настоящее время Англия находится на 1-м месте по
уровню потребления чая – 2530 г на душу населения в год.
Потребление чая в России
тилетия, но все же Россия входит в первую десятку стран по по-
треблению чая – 600 г на душу населения, опережая США, где
потребление чая почти в 2 раза меньше – 340 г.
В прошлом Китай и Япония были основными поставщика-
ми чая, но ныне утратили свою главенствующую роль. В XIX в.
англичане начали широко
затем с 1870 г. остров Цейлон стал превращаться в чайную план-
тацию.
Сейчас Индия является самым крупным производителем и
экспортером чая в мире, где выращивают не китайское чайное
растение, а собственную ассамскую разновидность чайного рас-
тения, дающую более ароматный и вкусный чай. Второй круп-
нейшей чаепроизводящей страной является Китай, производящий
чайную продукцию самого
в мире по производству и
второе по экспорту чая
Ланка (о. Цейлон). В настоящее время чайное растение выращи-
вают более чем в 35 странах Европы, Азии, Америки, Африки и
Австралии. По данным И. П. Чепурного, основными странами-
производителями чая являются Индия, Китай и Кения (табл.5).
В настоящее время
но (только в Краснодарском крае), поэтому более 90% потреб-
ляемого в нашей стране чая импортируется. Тем не менее, Россия
является единственной
3.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЧАЙНОГО РАСТЕНИЯ
Чай – вечнозеленое растение, принадлежащее к семейству
Theaceal (чайные), роду thea. Этот род объединяет два вида: Thea
sinensis L. (чай китайский) и Thea assamica (чай индийский). Вид
Thea sinensis L. представляет собой субтропический кустарник,
обладающий достаточно высокой морозостойкостью (до -12-
15°С). Он включает в себя три основные разновидности: япон-
скую, китайскую и крупнолистовую китайскую. Вид Thea as-
samica – небольшое дерево (до 2 м высотой в культурном виде, до
17 м – в природном) с крупными тонкими пузырчатыми листья-
ми, оно выращивается в Индии, Шри-Ланке, на Яве и в других
чаепроизводящих странах,
стью, листья содержат много физиологически ценных веществ,
морозостойкость невелика.
Чайное растение возделывают для получения молодых:
двух-трех-листных побегов с нераспустившейся листовой поч-
кой_– флешей и одно-
служащих сырьем для
у индийского чая, самые мелкие – у японского. Размер и масса
флешей зависят также от
ния.
В зависимости от сорта
бывает округлой, яйцевидной, эллипсовидной, ланцетовидной и
др. Площадь листовых пластинок 6-40 см2, листья имеют корот-
кий черешок и пилообразные зубчики. Светло-зеленые листья
дают чай более лучшего качества, чем темно-зеленые.
Самый лучший чай дают
трехлистные флеши и
ги и листья дают чай низкого качества. Чем меньше размер ли-
стьев, тем ценнее сорт чайного растения. Сбор чайного листа
производят как вручную, так и машинным способом, при кото-
ром вместе с молодыми
листья и побеги.
. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДАЖИ ЧАЯ И ЧАЙНЫХ НАПИТКОВ
2.1 Приемка по количеству
Приемка товаров. Поступившие
в магазин товары принимают материально-
Принимают товар по сопроводительным документам (накладным, счету, счету-фактуре, счет-платежному требованию), соответствующим требованиям стандартов. В процессе приемки пользуются Инструкцией по приемке товаров.
Приемка состоит из проверки сопроводительных документов, количества мест, массы (веса) их состояния тары, маркировки, упаковки.
Приемку товаров проводят
в специальном подсобном
При приемке по количеству проверяют фактическое наличие товаров, их массу (вес), состояние тары, способ и плотность укладки, маркировку и
Приемка затаренных товаров производится одновременно с вскрытием тары, но не позднее 24 ч для скоропортящихся товаров и 10 дней для всех остальных с момента их поступления в магазин.
Если в процессе приемки
обнаружилось несоответствие фактической
массы (веса) товара весу, указанному в
сопроводительных документах, или несоответствие
качества требованиям стандарта, то
администрация магазина вправе приостановить
приемку и вызвать
Если товар поступает в стандартной таре, его не перевешивают, а массу (вес) определяют по маркировке на таре.
2.2 Приемка по качеству
Перед приемкой по качеству проверяют в сопроводительных документах отметки о времени изготовления товара и о его качестве.
Если качество товара вызывает сомнение или результаты органолептической проверки расходятся с данными сопроводительных документов, то проводят лабораторный анализ. Чаще применяют сплошную проверку качества; если проверка производится выборочно, то ее результат распространяют на всю партию.