Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 13:28, курсовая работа
Цель данной работы – исследовать внешнеэкономическую политику России, её сущность и основные составляющие. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- дать определение внешнеэкономической политики и охарактеризовать историю формирования внешнеэкономической политики в России.
- охарактеризовать механизм государственного регулирования внешнеэкономических связей.
- выявить внешнеэкономические приоритеты страны и определить место России во внешнеэкономических связях.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее
время имеет место
Помимо
внешнеторговой политики государства
осуществляется и внешнеторговая политика
иных субъектов международных
Актуальность данной темы обусловлена быстрым темпом развития современных экономических связей и необходимостью изучения, открывающихся, в настоящее время, новых возможностей для повышения уровня торгово-экономического сотрудничества.
Объектом изучения курсовой работы является внешнеэкономическая политика России, её цели и этапы эволюционного развития, а предметом - исследование современных тенденций развития внешнеэкономических связей страны.
Цель
данной работы – исследовать
- дать
определение
- охарактеризовать механизм государственного регулирования внешнеэкономических связей.
- выявить
внешнеэкономические
До начала девяностых годов, когда Россия входила в качестве одной из республик в состав бывшего СССР, система внешнеторгового регулирования, носила жестко централизованный характер, соответствующий всей системе управления народным хозяйством.
Распределение всех ресурсов определялось потребностями народного хозяйства. Импорт обеспечивал получение недостающих товаров из-за границы, а экспорт был предназначен главным образом для получения необходимой для оплаты валюты. Экспортные и импортные товары продавались и покупались на внешнем рынке через специализированные экспортно-импортные объединения, каждое из которых обладало монополией на продажу или покупку. Поставки на экспорт или импорт любого товара были фактически монополизированы внешнеторговыми объединениями.
Разница между внутренними и мировыми ценами на экспортные товары компенсировались из государственного бюджета. Банк для внешней торговли и Государственный банк финансировали деятельность внешнеторговых объединений.
Всё это
приводило к крайне неэффективному
функционированию внешнеторгового
механизма, отсутствию каких-либо стабильных
налаженных связей между национальными
производителями и
России необходима была четкая законодательная база, которая смогла бы регулировать всю экономическую деятельность страны. И спустя десятилетия, она появилась в Российской Федерации. Это федеральные законы, кодексы, соглашения, налоговая база и др.
Регулирование
внешнеэкономической
В промышленно
развитых странах сложился механизм
государственного регулирования
В процессе выполнения данной работы, были использованы: исследовательский, описательный и статистический методы. При подготовке работы была использована учебная и научная литература В.В. Гущина, Т.М. Исаченко, И.Т Балабанова, В. В. Покровской, Н.Л. Гаращенко и других авторов. Так же использовались различные источники информации: учебные пособия, научные публикации, федеральные законы, статистические сборники, информация из сети Интернет. Курсовая работа состоит из: введения, трех глав с параграфами, заключения, и списка литературы.
I. ИСТОРИЯ И СУЩНОСТЬ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
1.1. История становления
Основой
внешнеэкономической политики страны
является ее законодательная база,
т.е. система законодательных актов,
определяющих правила осуществления
внешнеэкономической
Распад
Советского Союза (1991 г.) и образование
на его территории большой группы
суверенных государств поставили перед
Россией актуальную задачу создания
современной системы
В существовавших
в то время условиях число участников
внешнеэкономической
Серьезным
шагом на пути создания новой системы
регулирования
В течение
1991-1999 гг. был принят целый ряд
законодательных актов, призванных
создавать систему
В 1999 г. Была
принята новая редакция Закона “Об
иностранных инвестициях в
1.2. Сущность и понятие
Внешнеэкономическая политика – это целенаправленные действия государства и его органов по определению режима регулирования внешнеэкономических связей и оптимизации участия страны в международном разделении труда. "Основными составляющими внешнеэкономической политики являются: внешнеторговая политика, политика в области привлечения иностранных инвестиций и регулирования национальных капиталовложений за рубежом, валютная политика"2. Внешнеэкономическая политика решает и задачи географической сбалансированности внешнеэкономических операций с отдельными государствами и регионами, что связано с обеспечением экономической безопасности страны.
Основные
средства обеспечения
Валютная
политика государства - составная часть
экономической и
Таможенная политика государства - система мер, применяемых государством с целью установления определенного режима таможенного налогообложения на импортируемые в страну товары и прохождения ими таможенных формальностей. Налог на экспорт и импорт - обязательный налоговый платеж, взимаемый государством с экспортеров и импортеров и зачисляемый в федеральный или местный бюджеты. Налоги на экспорт и импорт представляют собой финансовый инструмент регулирования внешнеторговых операций на государственном уровне.
Внешнеторговая политика государства – это определение стратегии и совокупность разнообразных форм и средств деятельности государства, направленных на развитие и регулирование торговых отношений с другими странами мира. Известны два её направления: протекционизм и фритредерство.
Протекционизм – направлен на защиту собственной промышленности или сельского хозяйства от иностранной конкуренции на внутреннем рынке, используются таможенные тарифы и другие барьеры, призванные не допустить иностранные товары на внутренний рынок или ухудшить их конкурентоспособность. Протекционизм был характерен для периода формирования капитализма.
Фритредерство – политика свободной торговли. Предполагает отмену различного рода ограничений на пути иностранных товаров. Для политики свободной торговли характерны низкие таможенные пошлины или полная их отмена, ликвидация различных ограничений импорта и т.д.
Проводя внешнеэкономическую политику, государство стремится:
- создать
для своих предпринимателей
- способствовать
расширению
Международная
торговля позволяет государствам совершать
обмен тех товаров, которые у
них в избытке на те, которые
им необходимы. В настоящее время
обмен идет по таким основным направлениям,
как: международная торговля товарами
и услугами, кооперация производства,
обмен в области науки и
техники, движение капиталов и зарубежных
инвестиций, миграция рабочей силы,
валютно-кредитные отношения. Совершенствуя
направления своей
Стоит
так же отметить, что стабильность
позиций внешнеэкономических
- международной ситуацией вообще в системе внешних связей.
- положением в национальной экономике.
- социально-политической ситуацией в стране.
II. ГОСУДАРСВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ
2.1. Цели и принципы
Основные цели и принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности в России сформулированы в Федеральном Законе от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ “Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности” (вступившего в силу с 18 июня 2004 г.).
К важнейшим
целям государственного регулирования
относят обеспечение
"Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в России осуществляется в соответствии со следующими принципами"3
- защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а так же прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг.
- равенство и не дискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом.
- единство таможенной территории Российской Федерации.
- взаимность в отношении другого государства.
- обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации и осуществление возникающих прав из этих договоров прав Российской Федерации.
- выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых применяется меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности.