Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 14:17, курсовая работа
Цель работы: осветить роль Всемирной торговой организации в международной торговле; проанализировать отношения России и Всемирной торговой организации; рассмотреть ход и суть переговоров; оценить положительные и отрицательные стороны вступления России в ВТО; проанализировать задачи соблюдения национальных интересов России.
Введение________________________________________________5
Глава I. Что такое ВТО?___________________________________6
1.1 Цели и принципы ВТО_____________________________6
1.2 Организационная структура ВТО_____________________8
1.3 Цели и задачи присоединения к ВТО__________________9
Глава II. Вступление России в ВТО__________________________10
2.1 Заявка____________________________________________10
2.1.1 СССР________________________________________10
2.1.2 Российская Федерация_________________________11
2.2 Процедура________________________________________12
2.3 Сроки____________________________________________12
2.4 Ход переговоров___________________________________13
2.4.1 2003-2004 гг._________________________________13
2.4.2 2005 год_____________________________________14
2.4.3 2006 год_____________________________________14
2.4.4 2007 год_____________________________________16
2.4.5 2008 год_____________________________________16
2.4.6 2009-2011 гг.________________________________17
2.5 Суть переговоров__________________________________18
2.5.1 Евросоюз____________________________________19
2.5.2 США________________________________________21
2.5.3 Грузия_______________________________________24
2.6 Уступки России___________________________________25
2.6.1 Сельское хозяйство____________________________25
2.6.2 Доступ на рынок______________________________25
2.6.3 Авиасборы___________________________________26
2.7 Общественное мнение______________________________27
2.8 Последствия______________________________________28
2.8.1 Преимущества________________________________28
2.8.2 Издержки____________________________________29
Глава III. Практическая часть_______________________________31
3.1 Весы медицинские ВЭМ-150________________________31
3.2 Государственная поверка весоизмерительных приборов_33
3.3 Методика поверки (по ГОСТ 8.453-82)_______________34
3.3.1 Условия поверки и подготовка к ней_____________34
3.3.2 Проведение поверки___________________________34
3.4 Оформление результатов поверки____________________36
Заключение______________________________________________37
Библиографический список_________________________________39
Приложения_____________________________________________42
Чтобы стать членом ВТО, России предстояло согласовать с Рабочей группой условия доступа импортных услуг на национальный рынок, определить ставки таможенных пошлин для ввозимых товаров, обозначить масштабы внутренней господдержки аграрного сектора и уровень экспортных субсидий на сельхозтовары и продовольствие. Помимо этого государство должно было принять обязательства по приведению российского законодательства в соответствие с требованиями ВТО.
В 1998 году Россия сформулировала первоначальные предложения по тарифам и сельскому хозяйству. В 1999 году представила предложения по торговле услугами. Это дало возможность перейти на этап двусторонних переговоров. С 2000 года переговоры стали полномасштабными: поиск компромиссов шёл по всем направлениям экономической деятельности, контролируемых ВТО [14].
Одновременно с этим Россия проводила многочисленные двухсторонние встречи, уточняя позиции заинтересованных стран и отстаивая собственные интересы. Переговоры по тарифным вопросам осуществлялись более чем с 50 странами, доступ на российские рынки вынесли на обсуждение около 30 государств.
Подписав протоколы со всеми странами-членами ВТО, выразившими заинтересованность в переговорах, государство-кандидат должно провести многосторонние переговоры [15].
Сроки вступления переносились неоднократно. Изначально заявлялось, что Россия станет членом ВТО в 2003 году, затем ожидалось, что это произойдёт в 2006 году, в дальнейшем окончательным сроком указывали 2007 год. После успехов 2010 года, когда были устранены разногласия с США и Евросоюзом, было объявлено, что Россия станет членом ВТО в 2011 году [3].
Глава российской делегации на переговорах по вступлению России в ВТО, директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития РФ Максим Медведков в декабре 2010 года говорил, что требующие решения в многостороннем формате вопросы «по пальцам одной руки можно пересчитать», среди них сельское хозяйство и квоты на ввоз мяса. Также предстоит внести существенные поправки в Доклад рабочей группы, эта необходимость продиктована тем, что Россия стала членом Таможенного союза с перспективой Единого экономического пространства с Белоруссией и Казахстаном, что должно найти отражение в документе [16-17].
Первый протокол о завершении двусторонних переговоров был подписан 26 ноября 2003 года — это было соглашение с Новой Зеландией, оно касалось только вопросов доступа к рынку [18]. В ходе встреч 2003—2004 годов своё согласие на членство России в ВТО документально зафиксировали Чили, Тайвань, Сингапур, Китай, Южная Корея, Венесуэла, и Грузия.
Однако долгое время российским дипломатам не удавалось подвести черту под диалогом с Европейским союзом.
Наконец, в мае 2004 года министр экономического развития РФ Герман Греф и комиссар ЕС по торговле Паскаль Лами поставили подписи под соответствующим документом. После этого Россия сосредоточила усилия на общении с наиболее серьёзным партнёром — США.
В 2005 году Россия согласовала условия своего членства в ВТО с Турцией, Египтом, Канадой, Филиппинами, Парагваем и Никарагуа. На том этапе в Минэкономразвития РФ считали, что к концу 2005 года переговоры будут завершены со всеми выразившими заинтересованность странами, а конечным сроком вступления в ВТО называли 2006 год.
Такие прогнозы основывались на том, что обсуждение вопросов по товарам и услугам на начало 2005 года были завершены с 15 членами ВТО, ещё 6 стран были готовы подписать протоколы, 9 государств согласились поддержать присоединение России, не вступая в переговоры, а с 15 странами переговоры находились «в различных активных стадиях». В конце 2005 года России было необходимо договориться с США, Австралией, Колумбией и Швейцарией.
Ситуация осложнялась тем, что оказались под сомнением уже достигнутые договорённости с Евросоюзом, так как новый комиссар по торговле Питер Мандельсон призвал пересмотреть договор, заключённый в 2004 году. Одновременно Грузия выразила недовольство позицией России по таможенно-пропускным пунктам на российско-грузинской границе [6].
В 2006 году были ратифицированы договорённости с Индией, Швейцарией, Бразилией, Австралией, Колумбией, Японией и Молдавией.
Однако переговоры с США оказались в безвыходном положении, разногласия касались доступа на финансовый рынок, вопросов интеллектуальной собственности, импорта мяса и пошлин на иностранные самолёты [19].
Одновременно с этим Грузия официально отозвала своё согласие на вступление России в ВТО и некоторое время отказывалась возобновить диалог.
Переговоры с Соединёнными Штатами по мнению российской стороны замедлялись искусственно, именно этим Владимир Путин объяснял представленный США список вопросов, требующих дополнительного согласования, «который считали давно пройденным». В июле 2006 года было объявлено, что если с США не будет достигнута договорённость о вступлении в ВТО, то Россия снимет с себя все принятые и исполняемые обязательства в отношении торгового клуба. Одновременно на случай неблагоприятного исхода переговоров был подготовлен законопроект, ограничивающий ввоз мяса птицы из США [6].
21 октября 2006 года Владимир Путин в телефонном разговоре с госсекретарём США Кондолизой Райс заявил, что Россия откажется от вступления в ВТО, если ближайшие переговоры не будут прогрессивными. Вскоре после этого главы обеих стран получили письмо, подписанное топ-менеджерами 13 американских компаний, включавших Shell, Ford и Boeing, с просьбой о «скорейшем подписании коммерчески оправданного двустороннего соглашения». В ноябре 2006 года в рамках саммита АТЭС был подписан двусторонний протокол между Россией и США.
Так как в 2006 году истёк 12-летний срок, предусмотренный уставом ВТО на рассмотрение кандидатской заявки, России пришлось возобновить переговоры со всеми участниками торгового клуба. Большинство совместных договоров, впрочем, удалось перезаключить без каких-либо дополнительных требований.
В 2007 году вступление России в ВТО одобрили Сальвадор и Коста-Рика, однако о желании участвовать в диалоге объявили Камбоджа и незадолго до этого вступивший в ВТО Вьетнам. С обоими государствами были в скором времени достигнуты соглашения. Столь же прогрессивным был и диалог с Гватемалой.
Нерешёнными оставались противоречия с Грузией. Кроме того предстояло договориться и с Саудовской Аравией, которая на тот момент ещё не подключилась официально к переговорному процессу. В это время претензии предъявила Финляндия, недовольная планируемым повышением пошлин на экспортную российскую древесину [3].
Переговоры с Саудовской Аравией и Объединёнными Арабскими Эмиратами были завершены в 2008 году. В тот момент Россия и Украина были одинаково близки к ВТО. Российская сторона ожидала, что Украина, став полноправным членом ВТО, вызовет Россию на переговоры, которые могли бы оказаться непростыми.
16 мая 2008 года Украина стала членом ВТО. Президент Виктор Ющенко первоначально заявил, что не станет препятствовать России. Позже Украина подала официальную заявку на участие в переговорном процессе, но спустя пять месяцев отозвала её. Этот ход эксперты объяснили нежеланием Украины портить отношения в период определения цены на газ.
В 2008 году Россия по сути стояла перед завершающими многосторонними переговорами, когда вооружённый конфликт в Южной Осетии «отбросил Россию в переговорном процессе на много лет назад». Осложнились отношения с Грузией и США [1,6].
Первый вице-премьер России Игорь Шувалов заявил, что Россия намерена выйти из ряда обременительных и невыгодных для России соглашений с партнёрами по ВТО и позже констатировал, что в ближайшей перспективе Россия не видит возможности для вступления в эту организацию.
В середине 2009 года Россия объявила, что войдёт в ВТО в составе не существовавшего ещё на тот момент Таможенного союза (ТС). Страны-партнёры России по ТС находятся в схожей ситуации относительно ВТО: Белоруссия пытается присоединиться к этой организации с 1995 года, Казахстан — с 1996 года. В дальнейшем три страны нацелены на перспективу Единого экономического пространства.
Предполагалось, что текущие заявки государств-членов Таможенного союза на вступление в ВТО будут аннулированы. Позже Россия отказалась от этой затеи.
2010 год ознаменовался прорывом в переговорном процессе: 1 октября было объявлено, что сняты все спорные вопросы в переговорах с США, а 7 декабря в Брюсселе был подписан двусторонний договор между Россией и Евросоюзом.
К концу 2011 года России оставалось договориться лишь с Грузией, что она успешно осуществила в ноябре [3].
После этого Владимир Путин заявил, что все страны мира благодаря этому смогут работать на принципах ВТО не только в России, но и на всём пространстве уже созданного и функционирующего Таможенного союза, которое также состоит из не входящих в ВТО Белоруссии и Казахстана.
16 декабря 2011 года Владимир Путин
подписал протокол о
Переговоры о присоединении России к ВТО велись 18 лет, с 1993 года по 2011 год. Россия стала членом ВТО 22 августа 2012 года.
За годы переговорного процесса Россия обсуждала самые разные аспекты своего экономического режима и внешнеторговой деятельности. Переговоры с Австралией и Колумбией затянулись из-за несогласия по вопросам поставки в Россию сахара. Австралия помимо этого ставила вопрос о доступе к природным ресурсам РФ.
Шри-Ланка среди прочего обсуждала условия импорта цейлонского чая. Молдавию волновали перспективы торговли вином. Саудовская Аравия требовала поднять внутренние цены на газ. Русско-турецкие переговоры были сосредоточены на обсуждении импорта в РФ изделий из кожи, доступа на рынки туризма и финансовых организаций [1,6].
Ряд требований, предъявляемых членами ВТО, российская сторона считала завышенными и необоснованными. Глава российской делегации на переговорах по вступлению России в ВТО, директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития РФ Максим Медведков рассказывал журналистам:
«На переговорах по тарифам от нас требовали отмены импортных пошлин на холодильники, которые мы сами производим. Требовала этого страна, которая холодильники никогда не производила. Мы спрашиваем эту страну: а зачем вам это нужно?
Они говорят: вы знаете, у нас есть долгосрочная программа развития, через 12—15 лет мы собираемся начать производство холодильников.
Вторая история была с чёрной икрой. У нас существует пошлина, она никому не наносит вреда, поскольку Россия — это одна из двух стран мира, которые эту икру чёрную производят. Тем не менее, тут тоже нашлись партнёры, которые сказали, что, может быть, лет через 10 они начнут производство своей чёрной икры. То есть, может быть, свое Каспийское море построят или Волгу?»
Тем не менее, нашлись компромиссные формулы по всем спорным вопросам, включая те, что выносили на обсуждение Евросоюз, США и Грузия, с которыми согласование условий членства в ВТО было наиболее проблематичным [20].
Переговоры с Евросоюзом складывались сложно. В 2002 году ЕС выступил с предложением сделать воздушное пространство России бесплатным для самолётов иностранных компаний. Также Россию склоняли к принятию необязательного для членов ВТО соглашения о гражданской авиации, подразумевающего отмену импортных пошлин на авиатехнику, комплектующие, а также отказ от господдержки авиастроительной отрасли.
Камнем преткновения стала энергетика: в 2003 году Евросоюз выдвинул России ультиматум, требуя поднять цены на газ и электричество на национальном рынке до уровня мировых, отменить экспортные субсидии, открыть российские газопроводы для транзитных потоков, разрешить строительство частных трубопроводов на территории страны, ликвидировать монополию «Газпрома» [6].
Президент Владимир Путин назвал позицию ЕС «выкручиванием рук», отмечая, что «бюрократы Евросоюза» или не осознают, что мгновенный переход на мировые тарифы обвалит российскую экономику, или же хотят помешать вступлению России в ВТО.
Кроме этого на ранней стадии переговоров российские переговорщики не находили взаимопонимания с Евросоюзом в вопросах продолжительности переходного периода, в течение которого Россия должна реформировать своё законодательство в области господдержки, интеллектуальной собственности и санитарных норм. Пошлины на импорт, по мнению делегации Евросоюза, должны были составлять 11 %, в то время как Россия настаивала на 19,8 %.
Информация о работе Всемирная торговая организация и Россия. Вчера, сегодня, завтра