Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 14:17, курсовая работа
Цель работы: осветить роль Всемирной торговой организации в международной торговле; проанализировать отношения России и Всемирной торговой организации; рассмотреть ход и суть переговоров; оценить положительные и отрицательные стороны вступления России в ВТО; проанализировать задачи соблюдения национальных интересов России.
Введение________________________________________________5
Глава I. Что такое ВТО?___________________________________6
1.1 Цели и принципы ВТО_____________________________6
1.2 Организационная структура ВТО_____________________8
1.3 Цели и задачи присоединения к ВТО__________________9
Глава II. Вступление России в ВТО__________________________10
2.1 Заявка____________________________________________10
2.1.1 СССР________________________________________10
2.1.2 Российская Федерация_________________________11
2.2 Процедура________________________________________12
2.3 Сроки____________________________________________12
2.4 Ход переговоров___________________________________13
2.4.1 2003-2004 гг._________________________________13
2.4.2 2005 год_____________________________________14
2.4.3 2006 год_____________________________________14
2.4.4 2007 год_____________________________________16
2.4.5 2008 год_____________________________________16
2.4.6 2009-2011 гг.________________________________17
2.5 Суть переговоров__________________________________18
2.5.1 Евросоюз____________________________________19
2.5.2 США________________________________________21
2.5.3 Грузия_______________________________________24
2.6 Уступки России___________________________________25
2.6.1 Сельское хозяйство____________________________25
2.6.2 Доступ на рынок______________________________25
2.6.3 Авиасборы___________________________________26
2.7 Общественное мнение______________________________27
2.8 Последствия______________________________________28
2.8.1 Преимущества________________________________28
2.8.2 Издержки____________________________________29
Глава III. Практическая часть_______________________________31
3.1 Весы медицинские ВЭМ-150________________________31
3.2 Государственная поверка весоизмерительных приборов_33
3.3 Методика поверки (по ГОСТ 8.453-82)_______________34
3.3.1 Условия поверки и подготовка к ней_____________34
3.3.2 Проведение поверки___________________________34
3.4 Оформление результатов поверки____________________36
Заключение______________________________________________37
Библиографический список_________________________________39
Приложения_____________________________________________42
Между тем, в 2002 году сообщалось, что Россия и Евросоюз достигли консенсуса по половине из поставленных вопросов, а в 2004 пресса писала, что «список разногласий между двумя сторонами умещается на одной странице».
В мае 2004 года Россия и ЕС подписали двусторонний протокол. В отношении авиасборов России удалось договориться, что будут ликвидированы только некоторые из них, и предусмотреть достаточно долгий переходный период — до 2013 года. Также было решено, что уравниванием внутренних и внешних цен на газ Россия займётся только после официального вступления в ВТО [6].
Однако это не поставило точку в переговорах с Евросоюзом. В 2005 году еврокомиссар по торговле Паскаль Лами, с которым все предыдущие годы контактировала российская делегация, стал генеральным директором ВТО. Новый еврокомиссар по торговле Питер Мандельсон призвал пересмотреть заключённое ранее двустороннее соглашение и выдвинул ряд дополнительных требований. В частности, Мандельсон потребовал отменить все транссибирские авиасборы, кроме аэронавигационных, отказаться от практики «навязывания европейским авиакомпаниям услуг «Аэрофлота» и счёл дискриминационным требование к инвестиционным проектам в сфере производства автомобилей, обязывающее при автосборке использовать российские компоненты.
7 декабря 2010 года, накануне открытия 26-го саммита Россия-ЕС, был подписан меморандум о завершении переговоров. Россия обязалась снизить пошлины на необработанную древесину до уровня 5—15 % таможенной стоимости в зависимости от её вида и к 1 июля 2013 года выровнять внутренние и экспортно-импортные железнодорожные тарифы [3,6].
Традиционно США становится последней страной, с которой страны-кандидаты ВТО заключают соглашение. Для России, добивающейся членства во Всемирной торговой организации, это государство стало наиболее требовательным и неуступчивым партнёром. Помимо непосредственно экономических расхождений, СМИ указывали среди причин затяжного характера переговоров политические мотивы, разногласия между администрацией президента США и Конгрессом, а также действие поправки Джексона-Вэника (Закон о торговле США, ограничивающий торговлю со странами, препятствующими эмиграции, а также нарушающими другие права человека) [10], которая была принята американским Конгрессом в 1974 году и по сей день значительно ограничивает торговлю между двумя странами.
Принципиальным для обеих сторон стал вопрос открытости финансового рынка. США настаивали на том, чтобы Россия пустила на свою территорию филиалы американских банков и страховых компаний. Москва не соглашалась, мотивируя отказ тем, что сильная конкуренция может пагубно сказаться на неокрепшем российском финансовом рынке.
Компромисс был найден, что сделало возможным подписание в 2006 году договора с США: филиалы американских банков на территории России открываться не будут. Но дочерние отделения банков могут функционировать при условии 50-процентной квоты участия в них российского капитала. Филиалы страховых компаний Россия допустила, но согласовала девятилетний переходный период.
США настаивали также на снижении субсидий агропромышленного комплекса и отмене российских пошлин на ввозимую из-за рубежа авиатехнику. Кроме того американская сторона озвучивала пожелание о снижении ввозных пошлин на кисломолочную продукцию. В середине 2006 года переговорный процесс оказался в безвыходном положении из-за несогласия сторон по вопросам фитосанитарного контроля свинины, поступающей из США [6].
В рамках переговоров по ВТО США решительно ставили и вопрос о защите интеллектуальной собственности. По подсчётам экспертов, только в 2005 году из-за деятельности российских пиратов американские правообладатели потеряли $1,7 млрд. Суммарный ущерб за 2001—2005 год оценивался в $6,5 млрд.
В частности, под давлением США был закрыт российский интернет-магазин allofmp3.com. Этот сайт, продававший музыкальные файлы по цене $0,1—0,2 (в то время как одна композиция на iTunes стоила $0,9), действовал в полном соответствии с российским законодательством (позволявшем коллективное управление авторскими правами без прямого согласования с правообладателями), но в США считался пиратским. Американская аудитория сайта накануне закрытия составляла 345 тыс. пользователей в месяц.
В этой сфере Россия взяла на себя обязательства не сдавать в аренду фабрикам по производству оптических дисков площади на режимных предприятиях и прекратить выдачи лицензий обществам по управлению правами. 19 ноября 2006 года был подписан 850-страничный двусторонний протокол о завершении переговоров между США и Россией, на тот момент активный диалог с США длился уже шесть лет.
Помимо договорённости об открытии российского страхового рынка и увеличения вдвое (до 50 %) квот на присутствие зарубежного капитала в банковской сфере, протоколом была оговорена возможность функционирования в России иностранных компаний, занятых в производстве компьютерной техники, дистрибуции товаров и оказании бизнес-услуг. Россия также взяла на себя обязательства в ближайшие годы обнулить пошлины на ввоз меди и снизить пошлины на металлолом. Что касается импорта мясной продукции, то Россия отстояла право сохранить квоты. Вопрос об интеллектуальной собственности был снят американской стороной. Тогда же было достигнуто соглашение об отмене поправки Джексона-Вэника [4,6].
Однако в начале 2007 года американский представитель в ВТО Сюзан Шваб сообщила, что США не готовы к отмене поправки в связи с тем, что Россия медлит со вступлением в ВТО. Позиция США по вопросам интеграции России в ВТО не всегда определялась сугубо экономическими факторами. Так, в 2008 году высказывания американских политиков давали основания прогнозировать осложнение процедуры вступления из-за участия российских войск в вооружённом конфликте в Южной Осетии. Российские эксперты полагали также, что США ждёт от России уступок по иранскому вопросу в обмен на членство в ВТО.
Консультации с США в очередной раз были объявлены завершёнными в октябре 2010 года, когда министр финансов Алексей Кудрин заявил, что «Россия и США сняли все вопросы по ВТО» [15].
Изначально Грузия оказалась второй после Киргизии страной, с которой России удалось прийти к соглашению по всем вопросам. Протокол об окончании двусторонних переговоров был подписан в 2004 году. Однако после этого грузинская сторона дважды тормозила процесс вступления России в ВТО. В 2006 году это государство отозвало свою подпись в ответ на эмбарго на импорт грузинского вина и боржоми. В истории ВТО это стало первым прецедентом возобновления уже завершённых переговоров.
Стабилизируя ситуацию, Россия согласилась на отмену транспортных и визовых ограничений в отношении Грузии и обещала рассмотреть возможность возобновления ввоза грузинских товаров. Ещё одним спорным вопросом оставался таможенный режим на границах на тот момент непризнанных республик Абхазии и Южной Осетии. Однако обсуждение этого вопроса в 2008 году Грузия бойкотировала, протестуя против наметившегося сближения России с мятежными регионами, которые Грузия считает частью своей территории [6,14].
В конце 2010 года Грузия по-прежнему возражала против вступления России в ВТО, но не воспользовалась правом вето официально и выражала готовность к диалогу.
Проблема решилась осенью 2011 года, когда под нажимом Евросоюза и при посредничестве Швейцарии Грузия согласилась пустить Россию в организацию. Таким образом, 18 ноября 2011 года, когда Михаил Саакашвили утвердил соответствующее соглашение, последнее препятствие на пути РФ в ВТО было снято. В соответствии с условиями пакета соглашений, будет проводиться международный мониторинг товарооборота по территориям Абхазии и Южной Осетии компанией. Мониторинг будет вестись в электронном формате [14].
В 2010 году Россия пошла на значительные уступки в вопросах регулирования в своём сельском хозяйстве. 27 сентября министр сельского хозяйства Елена Скрынник встречалась с представителями 20 государств, и объявила, что до 2012 года объём господдержки национального агропромышленного комплекса останется на прежнем уровне, а в 2013—2017 годах будет сокращён вдвое — с $9 млрд. в год до $4,4 млрд.
Долгое время позиция Москвы в этом вопросе была принципиальной: российские переговорщики пытались оставить агросубсидии в прежнем объёме, а правительство развивало программы господдержки АПК. Согласно данным, уровень господдержки сельского хозяйства России и без того значительно ниже, чем в других государствах: в США на рубль произведённой продукции господдержка составляет 16 копеек, в странах Евросоюза 32 копейки, в РФ — 6 копеек [6,12].
В результате переговоров Россия согласилась дать зарубежным страховым компаниям возможность открывать прямые филиалы на территории страны. В сфере бизнес-услуг, дистрибуции товаров и производства компьютерной техники разрешено появление компаний со 100-процентным иностранным капиталом [3].
По мнению членов ВТО, монополия «Ростелекома» на междугороднюю и международную связь противоречила принципам открытости телекоммуникационной сферы.
Некоторое время Россия пыталась отстоять действующее положение вещей, но на переговорах в феврале 2005 года уже выражала готовность демонополизировать свой рынок [6]. В мае 2005 года Россвязьнадзор выдал первую, помимо существующей у «Ростелекома», лицензию на дальнюю телефонную связь, её получила компания «Центринфоком». В начале 2010 года газета «Московский комсомолец» констатировала, что в Москве в сфере телекоммуникационных услуг наиболее активны три компании (Ростелеком, МТТ и Комстар) и создание конкурентной среды позитивно отразилось на ценах на междугороднюю и международную связь [17].
Россия проявила настойчивость и в вопросах неприкосновенности банковского сектора и не поддержала предложение американцев допустить на российский рынок прямые филиалы иностранных банков. Необходимость зафиксировать это условие законодательно изложена в проекте «Стратегии развития банковского сектора до 2015 года». Вместе с тем, российская сторона пошла на определённые уступки, повысив долю иностранного капитала с 25 % до 50 % и разрешив 100-процентную иностранную собственность на банки, брокерские и инвестиционные компании [3].
Россия согласилась на отмену авиасборов за транссибирские перелёты пассажирских самолётов иностранных авиаперевозчиков через свою территорию. Наибольшие претензии вызывал у Евросоюза тот факт, что пролетающие над Сибирью самолёты платили России до $400 млн. в год. К примеру, размер пошлин для Boeing-757 составлял $87 за 100 км.
Часть этой суммы перечислялись «Аэрофлоту» и без этих средств компания, по признанию её руководства, была бы убыточной.
В 2004 году, подписывая протокол с Евросоюзом, Россия взяла на себя обязательство пересмотреть систему сборов и постепенно отменить их к 2013 году.
Официально общая сумма получаемых «Аэрофлотом» роялти составляла в 2011 году почти $500 млн. Из них $300 млн оставалось на балансе «Аэрофлота», остальное перечислялось в госбюджет, а также Росаэронавигации и Росавиации. В ноябре 2011 года стало известно, что авиакомпании Евросоюза перестанут платить России за пролёт самолетов над её территорией поэтапно. Полная отмена авиасборов планируется не позднее 1 января 2014 года [3,6].
Как писала «Независимая газета», ещё в 2001 году бизнесмены из российских регионов путали ВТО с ООН, Всемирным банком и Международной торговой палатой [21]. В 2009 году, согласно результатам опроса ВЦИОМ, около 41 % россиян считали, что вступление во Всемирную торговую организацию соответствует интересам России. Категорически против вступления высказывались 20 % респондентов, а 39 % затруднялись дать оценку. Большинство россиян были уверены, что правительство должно отстоять право господдержки таких отраслей экономики как сельское хозяйство и пищевая промышленность (86 % опрошенных), добыча нефти и газа (80 %), самолётостроение (70 %), банковские и страховые услуги (66 %) и лёгкой промышленности (65 %) [22].
Согласно экспертным прогнозам, членство в ВТО обеспечит России ежегодный прирост её ВВП на уровне 1,2 %, а по оценкам Всемирного банка — до 11 % ВВП в долгосрочной перспективе. Оно откроет российской продукции доступ к мировым рынкам, даст стране эффективный механизм взаимодействия с иностранными партнёрами, повысит инвестиционную привлекательность российского бизнеса и гарантирует рост объёмов внешней торговли.
Российские экспортёры получат равные права с другими участниками мирового рынка, отчего выиграют конкурентоспособные игроки, ориентированные на внешний рынок.
В первую очередь — крупные экспортёры сталелитейной и сельскохозяйственной продукции, минеральных удобрений, зерна и древесины, нефтегазовая промышленность.
Информация о работе Всемирная торговая организация и Россия. Вчера, сегодня, завтра