Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 18:13, курсовая работа
Целью данной работы является изучение особенностей адаптивного спорта применительно к лицам с поражением зрения.
В рамках этой поставленной цели решаются следующие задачи:
1. Описать адаптивный спорт как средство реабилитации и социальной адаптации.
Определить проблемы, особенности и перспективы спорта для слепых.
Введение ………………………………………………….………………….
3
1. Адаптивный спорт как средство реабилитации и социальной адаптации ........................................................................................................
5
История адаптивного спорта ………………………………….…
6
Параолимпийский спорт …………………………………………
8
2. Спорт для лиц с поражением зрения ……………………………...........
10
Особенности видов спорта для инвалидов по зрению ……........
13
Футбол слепых …………….….…….……………………
14
Спортивные игры для лиц с поражением зрения ……....
15
Физическая культура и адаптивный спорт для детей с поражением зрения ..........................................................
18
3. Опыт работы со спортсменами в адаптивном спорте …………...........
20
3.1. Подготовка спортсмена-лыжника ……...…………………………..
20
Заключение ……………………………………..……………..………….….
27
Список использованной литературы ………………………………………
30
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Нижегородский государственный
университет
имени Н.И. Лобачевского»
Факультет физической культуры и спорта
Курсовая работа по дисциплине
Адаптивная физическая культура
На тему:
Адаптивная физическая культура для лиц с поражением зрения
Исполнитель: студент
ФКС, III курса, группы 16-32 Жуков С.А
Научный руководитель: кандидат пед. наук, доцент Самыличев А.С.
Нижний Новгород
2013 год
Содержание
Введение ………………………………………………….…………………. |
3 |
1. Адаптивный спорт как средство
реабилитации и социальной |
5 |
|
6 |
|
8 |
2. Спорт для лиц с поражением зрения ……………………………........... |
10 |
|
13 |
|
14 |
|
15 |
|
18 |
3. Опыт работы со спортсменами
в адаптивном спорте …………...... |
20 |
3.1. Подготовка спортсмена-лыжника ……...………………………….. |
20 |
Заключение ……………………………………..……………..………….…. |
27 |
Список использованной литературы ……………………………………… |
30 |
Введение
Всеобщее распространение имеет точка зрения, согласно которой забота общества о своих согражданах-инвалидах является мерилом его культурного и социального развития. Одним из показателей цивилизованного общества является его отношение к инвалидам.
По данным Всемирной организации здравоохранения инвалиды составляют около 10 % населения земного шара. Эта статистика характерна и для России (15 млн. инвалидов). Несмотря на успехи медицины, их число медленно, но неуклонно растет, особенно среди детей и подростков. До недавнего времени проблемы этой довольно значительной категории населения игнорировались, и все же в последнее время в результате постепенной гуманизации общества были приняты Всеобщая декларация прав человека, Всемирная программа действий в отношении инвалидов и Стандартные Правила ООН по реализации равных возможностей инвалидов. Во многих странах приняты законодательные акты, в которых нашли отражение и проблемы инвалидов.
Почему развитые страны уделяют сегодня большое внимание развитию программ физической активности и спорта среди инвалидов?
Основная цель привлечения инвалидов к регулярным занятиям физической культурой и спортом – восстановить утраченный контакт с окружающим миром, создать необходимые условия для воссоединения с обществом, участия в общественно полезном труде и реабилитации своего здоровья. Кроме того, физическая культура и спорт помогают психическому и физическому совершенствованию этой категории населения, способствуя их социальной интеграции и физической реабилитации.
Всего в мире, по данным ВОЗ, насчитывается около 200 млн слепых и слабовидящих людей. Каждую секунду в мире слепнет ребенок, каждые 5 секунд – взрослый, причем женщины слепнут чаще мужчин. По данным ВОЗ, если не будут приняты срочные меры, к 2020 году число слепых в мире удвоится. По данным ВОЗ, в России каждый второй житель имеет проблемы со зрением, в стране насчитывается более 275 тысяч слепых и слабовидящих.
В зарубежных странах очень популярны среди инвалидов по зрению занятия физической культурой и спортом с целью отдыха, развлечения, общения, поддержания или приобретения хорошей физической формы, необходимого уровня физической подготовленности. Инвалиды по зрению, как правило, лишены возможности свободного передвижения, поэтому у них часто наблюдаются нарушения сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также другие нарушения здоровья. Физическая культура и спорт в таких случаях является действенным средством профилактики и восстановления нормальной жизнедеятельности организма. Именно поэтому развитие в России адаптивной физической культуры и спорта – настоятельное требование времени.
Объектом исследования работы является адаптивная физическая культура для лиц с поражением зрения, т.е. физическая культура для людей с ограниченными возможностями вследствие нарушения здоровья.
Предметом исследования являются особенности адаптивного спорта для лиц с поражением зрения.
В работе выдвигается гипотеза о том, что адаптивный спорт для лиц с поражением зрения – это универсальная форма самосовершенствования, самовыражения и самоутверждения.
Целью данной работы является изучение особенностей адаптивного спорта применительно к лицам с поражением зрения.
В рамках этой поставленной цели решаются следующие задачи:
1. Описать адаптивный спорт как средство реабилитации и социальной адаптации.
Теоретическая значимость работы заключается в обобщении материалов и опыта подготовки спортсменов-инвалидов по зрению.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов и фактов, приведенных в работе, как теоретический материал при изучении адаптивной физической культуры.
адаптации
Физическая культура – это особая и самостоятельная область культуры, которая имеет свою специфику в приложении к инвалидам по зрению, занимающихся физическими упражнениями и массовым спортом. Она представляет собой единство реальной практической и психической деятельности. В процессе этой деятельности, человек с ограниченными возможностями вступает в связи и отношения с общественной и природной средой.
Для инвалидов по зрению занятия физической культурой и спортом являются фактором улучшения самочувствия, повышения уровня здоровья и уровня физической подготовленности. Помимо этого, они несут удовлетворение потребности в общении, расширении круга знакомств, самореализации. Физкультурно-оздоровительные программы приводят к расширению возможностей двигательных действий инвалидов, позволяют им, повышая свои физические кондиции, включаться в общественный труд.
Занятия физической культурой и спортом также имеют большое социально-психологическое значение. Прежде всего, заметное положительное влияние эти занятия оказывают на родителей инвалидов. Родители, у которых дети занимаются ФК и спортом, получают возможность гордиться своими детьми и более активно принимать участие в процессе их социальной адаптации. Специалисты, работающие с инвалидами, становятся добрее и милосерднее [ 2, c.16].
Таким образом, физкультурно-оздоровительные мероприятия и спорт являются важнейшими и наиболее эффективными средствами реабилитации инвалидов, интеграции их в современное общество. Они создают мощные стимулы для возвращения инвалидов в активную, насыщенную жизнь, расширяют круг общения, способствуют появлению новых друзей и новых интересов, позволяют максимально раскрыть физические и духовные возможности инвалидов. Активизация работы с инвалидами по зрению способствует гуманизации всего общества, что имеет большое социальное значение.
Появление видов спорта, в которых могут участвовать инвалиды, связывают с именем английского нейрохирурга Людвига Гуттмана. Во время Второй мировой войны на базе Сток-Мандевильского госпиталя в английском городе Ейлсбери он учредил Центр лечения спинальных травм. Преодолевая извечные стереотипы по отношению к людям с физическими недостатками, Людвиг Гуттман утверждал: «Важно не то, что потеряно; важно то, что осталось». В соответствии с этой концепцией он ввел спортивные упражнения в процесс реабилитации военнослужащих с травмами спинного мозга.
Группа инвалидов, которая впервые за всю историю спорта взяла в руки спортивное снаряжение, состояла из 16 парализованных мужчин и женщин, бывших военнослужащих. Произошло это 28 июля 1948 года в госпитале Сток-Мандевиль, где были проведены первые соревнования по стрельбе из лука для спортсменов на колясках. Дата начала соревнований символически совпадала по времени с открытием Олимпийских игр в Лондоне.
В 1956 году Людвиг Гуттман вырабатывает хартию спортсменов, формирует основы, на которых далее развивается спорт с участием людей с физическими недостатками.
Целью Сток-Мандевильских игр Гутман считал объединение парализованных мужчин и женщин со всех частей света в международном параолимпийском движении, чтобы именно спорт вдохнул надежду, подбодрил тысячи парализованных.
Символично, что во время проведения Олимпийских игр в Мельбурне (Австралия) Сток-Мандевильские игры были награждены Кубком Фернли. Почетный приз вручается организации, которая достигла значительных успехов в популяризации олимпийского движения.
Благодаря усилиям Гуттмана, который на практике доказал, что спорт для людей с физическими недостатками создает предпосылки для их успешной жизнедеятельности, восстанавливает психическое равновесие, позволяет вернуться к полноценной жизни, невзирая на физические проблемы, в 1960 году в Риме, через несколько недель после завершения XVII Олимпийских игр были проведены международные соревнования инвалидов. В них участвовали 400 спортсменов из 23 стран. Физически здоровых атлетов на спортивных олимпийских аренах заменили люди мужественного характера, которые открывали счет необходимым и захватывающим играм.
В 1964 году в Токио состязания проходили по семи видам спорта, и именно тогда впервые был официально поднят флаг, сыгран гимн и была обнародована официальная эмблема Параолимпийских игр. Затем состоялись подобные соревнования в Тель-Авиве, а в 1972 году в Торонто было для того времени рекордное количество параолимпийцев – более тысячи из 44 стран. С каждыми следующими играми увеличивалось число участников, расширялась география стран, росло количество видов спорта. Игры с того времени проводятся регулярно – каждые 4 года, фактически срок их проведения совпадает с прохождением Олимпийских игр.
Советские параолимпийцы впервые получили признание в 1988 году. Тогда официально было признано, что у нас есть инвалиды и они занимаются физкультурой и спортом. Наша первая делегация спортсменов-инвалидов, состоящая только из лиц с поражением зрения, отправилась на Параолимпиаду в Сеул. С тех пор она проводится на тех же аренах, на которых состязаются здоровые олимпийцы. Именно с этого времени Игры получили статус «Параолимпийских».
Графическим символом мирового Параолимпийского движения стали красная, синяя и зеленая полусферы, которые символизируют ум, тело, непокорный дух.
До 2000 года Параолимпийские игры проводились 6 раз в тех же самых городах и трижды в тех же самых странах, что и Олимпийские игры. В 1982 году появился орган, который содействовал распространению Параолимпийских игр, - Международный координационный комитет Всемирной организации спорта инвалидов. Через десять лет, в 1992 году, его правопреемником стал Международный Параолимпийский Комитет (МПК) [ 11, c.29].
По данным Российского центра Параолимпийского спорта, состязания параолимпийцев проходят во многих видах спорта. Состязания по стрельбе из лука проводятся в течение более чем 50 лет. Сегодня в них принимают участие даже инвалиды-колясочники. Введены женские и мужские спортивные категории.
Легкоатлетическая программа Параолимпийских игр включает в себя широчайший спектр видов состязаний. В состязаниях принимают участие колясочники, протезисты и слепые, причем последние действуют в связке с наводящим. Как правило, в легкоатлетическую программу входят трасса, бросок, прыжки, пятиборье и марафон. Скорость и волнение – это основные черты велосипедного спорта.
В начале восьмидесятых впервые состоялись соревнования, в которых приняли участие спортсмены с нарушениями зрения, уже в 1984 году на международных играх инвалидов состязались также парализованные спортсмены и ампутанты. Конные соревнования, открытые для инвалидов-парали-тиков, ампутантов, слепых и с нарушениями зрения, умственной отсталостью, проводятся только в индивидуальном классе.
Информация о работе Адаптивная физическая культура для лиц с поражением зрения