Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 18:13, курсовая работа
Целью данной работы является изучение особенностей адаптивного спорта применительно к лицам с поражением зрения.
В рамках этой поставленной цели решаются следующие задачи:
1. Описать адаптивный спорт как средство реабилитации и социальной адаптации.
Определить проблемы, особенности и перспективы спорта для слепых.
Введение ………………………………………………….………………….
3
1. Адаптивный спорт как средство реабилитации и социальной адаптации ........................................................................................................
5
История адаптивного спорта ………………………………….…
6
Параолимпийский спорт …………………………………………
8
2. Спорт для лиц с поражением зрения ……………………………...........
10
Особенности видов спорта для инвалидов по зрению ……........
13
Футбол слепых …………….….…….……………………
14
Спортивные игры для лиц с поражением зрения ……....
15
Физическая культура и адаптивный спорт для детей с поражением зрения ..........................................................
18
3. Опыт работы со спортсменами в адаптивном спорте …………...........
20
3.1. Подготовка спортсмена-лыжника ……...…………………………..
20
Заключение ……………………………………..……………..………….….
27
Список использованной литературы ………………………………………
30
Заманчиво одолеть сложную лыжную трассу, но лучше не рисковать. В местах массового катания могут быть тоже опасные участки. Самый подходящий вариант для катания незрячего лыжника в паре с лидером – это слабопересеченная местность, по возможности малолюдная.
При теоретической подготовке спортсмена рассказ сопровождается демонстрацией изображений лыжника в обычном и рельефном исполнении: фигуры из пластилина, аппликации в виде различных зафиксированных движений лыжника, показывающего технику бега классическим стилем, шарнирные фигуры из картона или твердой полихлорвиниловой пленки. Шарнирную фигуру используют для демонстрации последовательно движения лыжника, после чего спортсмену предлагается с помощью инструктора скопировать показанные движения.
Усвоенные движения закрепляются через многократные повторения до выработки устойчивого навыка. При этом оправданы вспомогательные упражнения (прыжки в длину с места и многоскоки). Отрабатываются правильные движения рук сначала без нагрузки, а затем с резиновыми амортизаторами. Эта серия упражнений является подготовительной для имитации лыжных ходов классического стиля бега.
Имитация лыжного бега разучивается при проведении занятий на открытом воздухе в подготовительном сезоне до наступления устойчивого снежного покрова.
Место проведения занятий должно быть оборудовано ориентирующими устройствами, облегчающими безошибочное движение незрячих лыжников в нужном направлении и обеспечивающими их безопасность. Это могут быть: бывший в употреблении компрессорный шланг, вытянутый в длину, уложенный на землю строго по осевой линии импровизированной лыжни и закрепленный от бокового смещения; желобки в виде лыжной колеи и др. Безусловным требованием при проведении занятий по имитации движения по дорожке трека должно быть соблюдение интервала между следующими друг за другом незрячими не менее 7-10 м. За этим должен следить инструктор и, по необходимости, исправлять нарушения во избежание травматизма.
Занятия на первом снегу проводятся на том же треке. Несколько дней незрячий катается без палок, тренируя устойчивость и равновесие при так называемом 2-х шажном попеременном ходе. Здесь самое сложное – добиться умения как можно дольше скользить на одной лыже, не снижая скорости.
В процессе регулярных занятий, постепенно увеличивая объем нагрузок (в разумных пределах, при обязательном медицинском контроле), можно добиться неплохих результатов.
Таким образом, успех тандема зрячего лидера и незрячего спортсмена зависит в немалой степени от их взаимопонимания во время гонки. Отсутствие визуального контакта лидера с незрячим лыжником компенсируется краткими, отчетливыми командами лидера, лаконичными подтверждениями незрячего, что команда им понята и принята (ответами «да», «нет» и т. д.), и обоюдным «слуховым» вниманием. От усталости, из-за учащенного дыхания, тяжелых погодных условий возможны искажения и ошибки в восприятии команд незрячим при недостаточно внятном и четком произношении их лидером. Это может привести к печальным последствиям.
Нетрудно представить, какие высокие требования предъявляются к лидеру, если знать, что на равнинных участках спортсмены развивают скорость до 25 км/час (7 м/сек.) Запас скорости у лидера, по сравнению с подопечным, должен быть таким, чтобы уверенно держать минимальную дистанцию между собой и незрячим, а именно: не убегать от него и не допускать наезда на себя. Это, пожалуй, самое главное в мастерстве лидирования.
Незрячий, привыкший к своему лидеру и доверяющий ему, почти полностью избавляется от нервно-психического напряжения и за счет этого может значительно повысить свой спортивный результат. Психологическая совместимость зрячего человека и незрячего крайне необходима.
Нужно всегда быть рядом со своим подопечным, не выпускать их из поля зрения, то есть быть готовым в любой момент оградить его от неприятностей различного характера. Волнения и психологический дискомфорт обычны для незрячих спортсменов перед стартом, после финиша, а также при поездках в городском транспорте с инвентарем в руках и даже в зале ожидания вокзала, аэропорта. Важно не допускать такого состояния спортсмена.
Все заботы об исправности лыж, креплений, лыжных ботинок, лыжных палок, о грамотной смазке и вплоть до проверки состояния одежды возлагаются на тренера. При этом ему следует позаботиться и о своей экипировке, чтобы все было надежно.
Нужно прокатиться по трассе, изучить ее досконально накануне соревнований тренеру необходимо сначала одному, а затем вместе с незрячим. Такая технология придаст незрячему и его лидеру больше уверенности в победе. Любой лыжник мечтает о хорошо подготовленной лыжне, а незрячий особенно. Извилистая, с колдобинами лыжня вынуждает незрячего и его лидера заботиться больше о том, чтобы удержать равновесие и не упасть, устоять на лыжне, нежели о скорости. В такой ситуации остается только одно – сконцентрироваться.
Сегодня занятие спортом стало дорогостоящим удовольствием, а для инвалидов без солидной финансовой поддержки это исключается вообще. Остается физкультура, в основном индивидуальная с применением обычных снарядов: амортизаторов, гантелей, тренажеров. Но и «подкачиваться» следует грамотно, чтобы не надорваться. Медицинский контроль обязателен [13, c.117].
Заключение
Выдвинутая в работе гипотеза о том, что адаптивный спорт для лиц с поражением зрения – это универсальная форма самосовершенствования, самовыражения и самоутверждения, нашла свое подтверждение в материалах работы.
Действительно, в наше время основная цель привлечения инвалидов к регулярным занятиям физической культурой и спортом – восстановить утраченный контакт с окружающим миром, создать необходимые условия для воссоединения с обществом, участия в общественно полезном труде и реабилитации своего здоровья.
Поставленная цель работы – изучение особенностей адаптивного спорта применительно к лицам с поражением зрения – достигнута. Главная особенность подготовки спортсмена-инвалида по зрению: у инвалидов желания и упорства намного больше, чем у людей без физических недостатков, и это помогает им преодолевать трудности и в спорте, и в жизни. Этот факт способствует достижению высоких результатов спортсмена.
В рамках поставленной цели решены следующие задачи:
1. Показано, что адаптивный спорт есть средство реабилитации и социальной адаптации. Физкультурно-оздоровительные мероприятия и спорт являются наиболее эффективными средствами реабилитации инвалидов, интеграции их в современное общество. Они создают мощные стимулы для возвращения инвалидов в активную, насыщенную жизнь, расширяют круг общения, способствуют появлению новых друзей и новых интересов, позволяют максимально раскрыть физические и духовные возможности инвалидов.
2. Определены проблемы, особенности и перспективы спорта для слепых. Главная проблема физического воспитания и спорта при нарушении зрения заключается в выявлении общих и индивидуальных закономерностей управления процессами адаптации важных систем организма в целом. Эта проблема имеет сложную многоуровневую и многофакторную структуру и включает несколько главных аспектов: медицинские, социальные, психолого-педагогические, спортивные. Физическая реабилитация инвалидов по зрению остается актуальной проблемой современной России. Другая нерешенная проблема – подготовка специалистов и совершенствование научно-методи-ческого обеспечения физкультурно-спортивной работы среди инвалидов. Особенностью подготовки спортсмена-инвалида по зрению является то, что у инвалидов желания и упорства намного больше, чем у людей без физических недостатков, и это помогает им преодолевать трудности и в спорте, и в жизни. Этот факт способствует достижению высоких результатов спорт-смена. Но и цена этих результатов намного выше. С 2000 года средства на развитие спорта инвалидов предусматриваются в федеральном бюджете ежегодно, поэтому при условии достаточности финансирования развитие адаптивного спорта в России имеет хорошие перспективы.
Основной особенностью подготовки незрячих спортсменов-лыжников является высокие требования к лидеру и крайняя необходимость психологической совместимости зрячего человека и незрячего. Незрячий спортсмен, привыкший к своему лидеру и доверяющий ему, почти полностью избавляется от нервно-психического напряжения и за счет этого может значительно повысить свой спортивный результат.
Адаптивное физическое воспитание создает начальную базу для разностороннего развития физических способностей и двигательных навыков, формирует предпосылки для их значительного развития. Спорт же дает возможность полнее раскрыть эти способности и испытать огромное чувство радости, полноты жизни и владения своим телом, преодоление трудностей. Физическая культура и спорт для этой группы населения могут выступать как эффективное средство реабилитации и социальной адаптации.
Для инвалидов по зрению занятия физической культурой и спортом являются фактором улучшения самочувствия, повышения уровня здоровья и уровня физической подготовленности. Помимо этого, они несут удовлетворение потребности в общении, расширении круга знакомств, самореализации.
Человек с ограниченными возможностями, в том числе с поражением зрения, может все, нужно только ему помочь. Инвалиды должны быть включены в общую жизнь де-факто.
Список использованной литературы
Информация о работе Адаптивная физическая культура для лиц с поражением зрения