Адаптивная физическая культура для лиц с поражением зрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 18:13, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение особенностей адаптивного спорта применительно к лицам с поражением зрения.
В рамках этой поставленной цели решаются следующие задачи:
1. Описать адаптивный спорт как средство реабилитации и социальной адаптации.
Определить проблемы, особенности и перспективы спорта для слепых.

Содержание работы

Введение ………………………………………………….………………….
3
1. Адаптивный спорт как средство реабилитации и социальной адаптации ........................................................................................................

5
История адаптивного спорта ………………………………….…
6
Параолимпийский спорт …………………………………………
8
2. Спорт для лиц с поражением зрения ……………………………...........
10
Особенности видов спорта для инвалидов по зрению ……........
13
Футбол слепых …………….….…….……………………
14
Спортивные игры для лиц с поражением зрения ……....
15
Физическая культура и адаптивный спорт для детей с поражением зрения ..........................................................

18
3. Опыт работы со спортсменами в адаптивном спорте …………...........
20
3.1. Подготовка спортсмена-лыжника ……...…………………………..
20
Заключение ……………………………………..……………..………….….
27
Список использованной литературы ………………………………………
30

Файлы: 1 файл

Курсач афк.doc

— 139.00 Кб (Скачать файл)

И в этом смысле формирование мобильности – умения ориентироваться и передвигаться самостоятельно – первоочередная задача для людей с плохим зрением, а тем более, для незрячих, и голбол может стать важнейшим инструментом в её решении.

Подготовка спортсменов – это индивидуальность тренера, умноженная на  индивидуальность подопечного. Идеи появятся с приобретением соревновательного  опыта. В Англии проводится по нескольку турниров ежемесячно, в разных городах. На Украине есть команды взрослых во многих городах.

В России тоже есть немало команд, но сегодня обозначилась другая задача: голбол нужно развивать в школах. Если удастся зажечь ребят, убедить взрослых, регулярно проводить соревнования, опыт будет приобретаться в непосредственном  общении детей и тренеров не только на методических семинарах, но и в живом  общении. С опытом возникнут и необходимость, и понимание спортивной стороны голбола.

Поэтому Федерация спорта слепых обозначила четкую цель на ближайшую перспективу – увлечь, дать толчок широкому использованию такого общественно необходимого средства реабилитации детей с нарушениями зрения, как голбол. И особенно важно расширить его применение в школах. Федерация спорта слепых и Паралимпийский комитет России заинтересованы в развитии этого паралимпийского вида спорта и участия голболистов в Паралимпийских играх.

Торбол - это игра для людей с нарушением зрения (мужчин и женщин). В игре принимают участие две команды, в каждой по три игрока. Игра проводится в спортивном зале. Ворота находятся по обоим концам прямоугольного поля. Играют озвученным мячом (внутри находится колокольчик), который при броске должен пройти под тремя натянутыми поперек площадки шнурами.

Цель игры - забросить мяч за линию ворот соперничающей команды, в то время как соперник пытается помешать этому. Обе команды попеременно то атакуют, то защищают свои ворота.

К участию в соревнованиях допускаются спортсмены либо с полной, либо с частичной потерей зрения, согласно классификации ИБСА (В1, В2 или В3). Соревнования проводятся в двух группах: среди мужских и женских команд.

Игровое время матча составляет 10 минут чистого игрового времени. Матч состоит из двух таймов (периодов) по 5 минут каждый.

Команда получает два очка за победу, одно очко за ничью и ноль очков за поражение. Если команды имеют одинаковое количество очков, место определяется по лучшей разнице забитых и пропущенных мячей (забитые голы минус пропущенные голы) [7, c.77].

 

2.1.4. Физическая культура и адаптивный спорт для детей с поражением зрения

Резкое ухудшение зрения – очень тяжелое заболевание, в значительной мере ограничивает возможности человека, отражается на его психоэмоциональном состоянии, физическом развитии, социальной адаптации. В результате тяжелой патологии зрительного анализатора в определенной мере разрушается естественность функционирования организма, которая сопровождается комплексом психической неполноценности, часто выражающейся тревожностью детей, потерей уверенности в себе, пассивностью, изолированностью от других детей, или, наоборот, эгоцентризмом, агрессивностью.

Главная проблема физического воспитания и спорта при глубоком нарушении зрения у детей заключается в выявлении общих и индивидуальных закономерностей управления процессами адаптации важных систем организма в целом. Эта проблема имеет сложную многоуровневую и многофакторную структуру и включает несколько главных аспектов: медицинские, социальные, психолого-педагогические, спортивные.

Физическая реабилитация школьников инвалидов по зрению остается актуальной проблемой современной России.

Особенности состояния здоровья, специфика методов обучения инвалидов детства по зрению объединяет эту категорию учащихся в школах-интернатах для слепых и слабовидящих. Обращает внимание прогрессирование количества детей с этой патологией; их количество в специализированных школах-интернатах возросло за 10 лет более чем в 8 раз.

В одних и тех же классах школ-интернатов обучаются дети с разной патологией зрительного анализатора. Все учащиеся подразделяются на 2 группы для занятия физическими упражнениями: слепые и слабовидящие. Специфика их функциональных потерь вызывает необходимость разграничивать и методику их физического воспитания в этих группах.

Основная отличительная особенность этих методик заключается в возможности использования у слабовидящих физических упражнений с целью коррекции и восстановления нарушенных зрительных функций. В то время когда методика физического воспитания слепых, в основном, направлена на преодоление вторичных отклонений в развитии или вторичных дефектов возникающих в результате слепоты.

Мышечная деятельность во время выполнения физических упражнений стимулирует физические процессы, формируют новое функциональное состояние организма, который приспосабливается к дефекту, способствует компенсации нарушенных функций и адаптации вегетативных систем к физической нагрузке, улучшает деятельность сохраненных функций, в частности сенсорных систем.

Физическое воспитание и спорт слепых и слабовидящих детей – одно из самых важных средств всестороннего их развития, подготовки и приобщения их к трудовой деятельности. Педагогический процесс физического воспитания для этого контингента инвалидов имеет свои особенности, которые обусловлены не только нарушением зрения, но и наличием отклонений в физическом и психическом развитии. Одной из основных задач этого процесса в школах является коррекция физического развития [4, c.59].

Специальная литература содержит информацию об отставании в физическом развитии этой категории детей и о выявлении целого ряда аномалий двигательных функций. Возможность использования физических упражнений с целью коррекции нарушенных функций слабовидящих детей определяется ролью мышечного контроля, в сумме с очень незначительным зрительным, во всей жизнедеятельности ребенка. Ослабление мышечной системы при пониженной двигательной активности, неуверенность и излишняя осторожность при выполнении повседневных жизненно важных и необходимых движений сказываются на работе кардио-респираторной и других систем организма, что приводит к задержке физического и функционального развития детей. Учащиеся испытывают трудности с ориентировкой в пространстве, нередко у них нарушена координация движений.

Физкультурные занятия со слепыми и слабовидящими детьми и спорт должны, прежде всего, способствовать:

  • овладению навыками ориентировки в пространстве;
  • укреплению здоровья;
  • повышению уровня физического состояния;
  • коррекции физического развития;
  • ликвидации скованности в движениях;
  • тренировки координационной точности в движениях;
  • воспитанию чувства ритма и равновесия.

Потенциальные возможности (резервы) растущего и развивающегося организма ребенка даже с такой тяжелой патологией, как заболевания зрительного анализатора, достаточно высоки, для того, чтобы при грамотном использовании форм, средств и методов физического воспитания и спорта способствовать успешной физической реабилитации слепых и слабовидящих школьников [4, c.44].

3. Опыт работы со спортсменами  в адаптивном спорте

3.1. Подготовка спортсмена-лыжника

В процессе подготовки спортсмена-лыжника из числа инвалидов по зрению мелочей нет, и тренерское участие требуется задолго до того, как спортсмен наденет лыжи.

Как правило, к месту соревнования или прогулки слепые лыжники вынуждены добираться в общественном транспорте. Это небезопасно как для них, так и для окружающих. Затруднительно или просто невозможно слепому самостоятельно пользоваться услугами лыжных баз и прокатом лыжного инвентаря. Нужен зрячий сопровождающий, лидер.

Незрячему лыжнику и его лидеру требуются хорошая физическая подготовка и опыт совместного катания, чтобы чувствовать себя уверенно на многолюдных трассах или холмистой местности.

При общении незрячего лыжника с его зрячим помощником не исключены осложнения психологического характера, так называемые «трения». Иногда появление слепого лыжника на лыжне или его присутствие в коллективе незнакомых зрячих спортсменов может вызвать неадекватную и обидную реакцию с их стороны. Все эти специфические трудности можно и нужно научиться преодолевать.

Зрячий инструктор должен пройти специальную подготовку, чтобы стать лидером незрячего лыжника. Добровольного, искреннего желания быть таковым мало, спортсмен-лидер должен быть сам увлечен лыжами, а также обладать способностью пробудить, развить и поддержать интерес незрячего человека к этому виду спорта.

Каждый лыжник прекрасно знает, какими последствиями грозит любое, даже незначительное, препятствие на лыжне, если им пренебречь или же попросту «зевнуть»: поломанные лыжи, травмы, вплоть до тяжелейших. Жесткая, льдистая или разъезженная с выбоинами лыжня, извивающаяся среди кустарника и деревьев, крутые спуски с «закрытыми» поворотами, встречные туристы на лыжах и без них – таких сюрпризов немало на пути. Немного нужно воображения, чтобы представить, какому риску подвергается при этом незрячий лыжник, и то психологическое напряжение, которое испытывает сопровождающий его человек.

Даже самому опытному лыжнику, решившему посвятить себя работе с незрячим спортсменом, необходимо время, чтобы понять, как, исходя из физических и психологических возможностей своего подопечного, наиболее эффективно использовать свои навыки и умения. Первичная подготовка будущего лидера начинается с занятий в паре с опытным действующим лидером. Такие занятия обычно организуются в условиях учебно-тренировочного сбора незрячих лыжников. Здесь есть возможность подготовиться теоретически, понаблюдать за тренировками, затем перейти к практическим урокам.

Сначала лидер-новичок опускает на глаза шапочку, как бы выключая зрение, и выполняет команды опытного лидера. Самое интересное начинается спустя час-полтора такого катания «вслепую». Лидер-новичок испытывает необычные, неведомые ранее ощущения: неустойчивость, потерю равновесия на поворотах. При ускорении и попытках держать скорость малейшие извилины лыжни тотчас дают о себе знать. Руки и ноги тяжелеют от напряжения.

Затем новичок и опытный лидер меняются ролями. Новичок становится ведущим, и это оказывается тоже не так просто. Нужно успевать все: держать в поле зрения лыжню, убегающую вперед, постоянно контролировать ведомого, оглядываясь назад, внятно информировать его о ситуации на лыжне. Важно также держать правильную дистанцию, т. е. не убегать далеко и не позволять идти впритык к себе, иначе можно упасть и поломать лыжи.  Главная задача – с некоторым опережением сообщать незрячему о поджидающих его неприятностях, чтобы не гасла скорость. Так продолжается несколько дней. Новичок приобретает уверенность, лидируя своего наставника в роли незрячего. После этого занятия переносятся на сложные участки трассы.

И вот настала пора новоиспеченному лидеру совершить прогулку с незрячим. Это своеобразный экзамен.

Неторопливо передвигаясь по лыжне, новичок держит под наблюдением своего подопечного. Одновременно он может рассказывать ему обо всем интересном, что встречается на маршруте.

Незрячему лыжнику легче держать оптимальную дистанцию до лидера, ориентируясь по слуху на звуковой сигнал от маяка, закрепленного на спине лидера. Такой способ сигнализации избавляет лидера от необходимости часто оборачиваться назад и напрягать голосовые связки.

Ведя незрячего по лыжне, лидеру приходится часто подавать команды «направо» или «налево». Во время соревнований важно назвать угол поворота быстро, но не всегда это получается. Можно использовать циферблат с часовой и минутной стрелками и договориться таким образом: движение вперед в прямом направлении всегда вдоль часовой стрелки, застывшей на 12 часах. При повороте направо на 30 градусов – это угол между минутной стрелкой, указывающей пять минут, и часовой, застывшей на цифре 12. Соответственно должна звучать команда «плюс пять». Если же требуется повернуть налево на тридцать градусов, то команда звучит «минус пять» и т. д. (Могут быть и другие способы сигнализации о поворотах, здесь следует учитывать индивидуальные особенности восприятия и быстроту реакции незрячего на команду лидера.)

Ошибки того и другого категорически исключаются, так как последствия могут быть неприятными и даже трагическими. При движении по лыжне тандем должен действовать исключительно слаженно. Особенно это важно на соревнованиях.

Двигаясь следом за лидером и слыша команду «присесть», незрячий немедленно ее выполняет, но выпрямиться он должен только после команды «встать», то есть, когда препятствие пройдено. Лидер всегда должен контролировать исполнение команды подопечным, так как тот может не расслышать сигнал из-за шума ветра или скрежета лыж по насту.

  Если во время прогулки незрячего с лидером на лыжне появляется встречный лыжник, нужно, чтобы с ним не столкнуться, уступить дорогу. Встречному ведь неизвестно, что один из двух лыжников незрячий. Пускаться в объяснение нет смысла. Разумнее дать команду «шаг вправо». Если же встречный освободил лыжню раньше, его следует поблагодарить.

Очень удобно лидеру и подопечному передвигаться по параллельным лыжням. Лидер движется чуть впереди, и для наблюдения за незрячим ему достаточно слегка повернуть голову в его сторону. В этом случае незрячий лучше слышит даже негромкий голос лидера. Наиболее безопасно для незрячего лыжника преодолевать спуск с горы, находясь рядом с лидером и держась за его лыжную палку. Таким приемом обеспечивается синхронное движение вниз по склону обоих лыжников.

Информация о работе Адаптивная физическая культура для лиц с поражением зрения