Акклиматизация спортсмена как фактор успешной спортивной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 11:09, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить акклиматизацию спортсмена как фактор успешной спортивной деятельности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………....3
Глава 1. Общенаучная характеристика спортивной деятельности…………...5
1.1. Понятие спортивной деятельности………………………………………….5
1.2. Анализ факторов успешной спортивной деятельности…………………….11
Выводы по 1 главе………………………………………………………………..21
Глава 2. Значение акклиматизации спортсмена как фактора успешной спортивной деятельности………………………………………………………...23
2.1. Акклиматизация как адаптивное свойство организма……………………23
2.2. Роль акклиматизации спортсмена в успешности спортивной
деятельности……………………………………………………………………….31
Выводы по 2 главе…………………………………………………………………38
Заключение…………………………………………………………………………40
Список литературы……………………………………………………………….44

Файлы: 1 файл

готовая работа Жека.doc

— 218.00 Кб (Скачать файл)


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Шадринский государственный педагогический институт»

Кафедра теоретических основ физического воспитания и безопасности жизнедеятельности

 

Акклиматизация спортсмена как фактор успешной спортивной деятельности

 

Выпускная квалификационная работа

по специальности 050720  Физическая культура

 

Допущена к защите

«__»_________2012 г.

Зав.кафедрой:__________

 

Исполнитель:

студент очного отделения 572 группы

Евгений Александрович Завьялов

Научный руководитель:

к.п.н., доцент

Ольга Николаевна Суетина

Рецензент:

к.п.н., доцент

 

 

 

 

 

 

 

Шадринск 2012


Оглавление

Введение…………………………………………………………………………....3

Глава 1. Общенаучная характеристика спортивной деятельности…………...5

1.1. Понятие спортивной деятельности………………………………………….5

1.2. Анализ факторов успешной спортивной деятельности…………………….11

Выводы по 1 главе………………………………………………………………..21

Глава 2. Значение акклиматизации спортсмена как фактора успешной спортивной деятельности………………………………………………………...23

2.1. Акклиматизация как адаптивное свойство организма……………………23

2.2. Роль акклиматизации спортсмена в успешности спортивной

деятельности……………………………………………………………………….31

Выводы по 2 главе…………………………………………………………………38

Заключение…………………………………………………………………………40

Список литературы……………………………………………………………….44


Введение

 

Трансформация системы спортивных соревнований в последние годы связана как с существенным расширением международного спортивного календаря, так и с пересмотром ряда устоявшихся положений о планировании соревнований высококвалифицированных спортсменов. У таких спортсменов значительно изменилась структура индивидуальной системы спортивных соревнований в годичном цикле подготовки. Увеличилось число международных соревнований типа Кубков мира, Гран-при, коммерческих стартов со значительными призовыми фондами, с большой психической напряженностью. Причем изменения в области спорта высших достижений и тенденции его развития наиболее ярко проявляются в ходе Олимпийских игр. Прежде всего, это ускоренное развитие профессионального спорта, его сближение с олимпийским движением, фактически открытый доступ профессиональным спортсменам к участию в Олимпийских играх.

Спортсмену предоставлен широкий выбор для реализации своей соревновательной программы. Плотность соревнований чрезвычайно высока. Расширилась география проведения международных соревнований, что повышает актуальность акклиматизации спортсмена как фактор успешной деятельности.

В.А. Плахтиенко и Ю.М. Блудов отмечают, что одной из главных причин появления этой проблемы является возрастание социальной значимости спорта, проявившееся, прежде всего, в изменении отношения общества к спорту, непосредственно к спортсменам, в повышении требований к их подготовке и акклиматизации к окружающим условиям, к личностным характеристикам, моральным и нравственным качествам. Рост спортивных результатов влечет за собой увеличение интенсивности физических и психических нагрузок. Все это обуславливает привлечение интереса к акклиматизации спортсмена в внешним условиям.

Мы считаем, что тема нашей работы «Акклиматизация спортсмена как фактор успешной спортивной деятельности » чрезвычайно актуальна.

         Цель исследования: изучить акклиматизацию спортсмена как фактор успешной спортивной деятельности.

Объект исследования:  спортивная деятельность.

Предметом исследования: роль акклиматизации спортсмена в успешной спортивной деятельности.

Задачи исследования:

1. Дать определение понятия спортивной деятельности.

2. Рассмотреть факторы успешной спортивной деятельности.

3. Охарактеризовать акклиматизацию как адаптивное свойство организма.

4. Изучить роль акклиматизации спортсмена в успешности спортивной деятельности.

Теоретико-методологическая база исследования включает в себя: основные положения спортивной деятельности (И.Ю. Зайцева, Г.К. Красухин, В.Р. Колов и др.); научные подходы к проблеме акклиматизации спортсмена (Л.И. Абрамова, Г.Л. Опанасенко, И.И. Баранова, С.Ю. Ялынко и др.).

Основным методом написания работы явился анализ специальной и психолого-педагогической литературы по теме исследования.

Работа состоит изведения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка литературы.

 


Глава 1. Общенаучная характеристика спортивной деятельности

 

1.1. Понятие спортивной деятельности

 

В настоящее время выделяют три типа психологического знания о спорте и спортивной деятельности:

а) созерцательно-объяснительный тип - когда при продуцировании знаний о спорте как специфическом виде человеческой деятельности исследователь не вмешивался преднамеренно, активно и целенаправленно в ход изучаемых событий;

б) эмпирический тип знаний, который уже отличался опытным подходом к той или иной практической потребности спорта. На эмпирическом уровне происходит скрупулезный анализ различных сторон изучаемых явлений спортивной деятельности. Этот тип знаний наиболее ярко проявлялся в практической деятельности психологов в комплексных научных группах, которые были созданы в 90-е гг.

Следует подчеркнуть, что эмпирические закономерности не выходят за пределы логики практической деятельности. Они отображают способ спортивной деятельности, достигшей положительного или отрицательного эффекта в какой-либо конкретной ситуации; и, наконец,

в) третий тип - это действенно преобразующий тип знаний, соответствующий построению аналитико-синтетических моделей практической деятельности, что и определяет построение и развитие различных психологических теорий [2].

Психология выполняет роль фокуса и роль отправной точки теории психологического знания о природе, механизмах, формах и функциях взаимодействия между такими понятиями (компонентами), как "человек-мир", "организм-среда", "субъект-объект", "субъект-субъект". Вот почему сегодня психология так важна и необходима при описании феномена "мир спорта" и всех поведенческих проявлений человека в спортивной деятельности[2].

Роль психологии в спорте - это сознательная ориентация нате достижения современной психологии (естественно, в ее различных направлениях), нате ее идеи и гипотезы, которые открывают наиболее значительные перспективы в исследовании спортивной деятельности и личности спортсменов. Психология спорта с первых лет своего становления тесно связана с общей психологией, развивающейся на основе диалектико-материалистической методологии. Например, первые советские спортивные психологи, изучавшие общие психофизиологические закономерности поведения спортсменов, сформулировали общепсихологическую проблему, связанную с определением роли осознания человеком внешних воздействий в организации и координации движений. Решение этой проблемы служило одним из важнейших оснований построения общей теории спортивной психологии как теории единства сознания и деятельности спортсмена [20].

Понятие "советская психология" употребляется, чтобы было понятно отнесение к историко-политическому времени и чтобы отдать должное украинским, белорусским, грузинским, армянским и некоторым другим выдающимся психологам, которые внесли соответствующий вклад в построение фундамента современной теории спортивной психологии.

На основе подхода к деятельности спортсменов при должном учете указанной выше теории связи сознания и деятельности советские спортивные психологи провели оригинальные исследования условий и особенностей формирования двигательных навыков. Известно, что в своем традиционном толковании навык выступал лишь как автоматизированный и лишенный элементов сознания компонент более широкого круга действий. Результаты исследования спортивных навыков опровергли такое их понимание. Было показано, что достаточно совершенные навыки представляют собой сложную и целостную систему действий, выполняемую под контролем сознания [2].

Методика спортивной тренировки получила при этом более адекватную психологическую основу, чем традиционное представление о навыках и условиях их формирования. Подлинные возможности теории навыка, созданной в советской психологии, еще далеко не использованы при рациональной организации обучения и тренировки в спорте. В этой области нужны конкретные прикладные работы.

Спортсмены редко выступают или тренируются в социальном вакууме. Даже при самостоятельных тренировках спортсмен часто соотносит свои результаты с показателями соперников, а также прогнозирует возможные реакции на свои выступления со стороны своего тренера, друзей, болельщиков, членов семьи. Он также знает, что позже его выступление заслужит либо аплодисменты, либо порицание, недовольство и критику со стороны более крупной и индифферентной группы зрителей. Телевидение, интервидение, средства массовой информации еще больше усиливают социально-психологическое давление, испытываемое спортсменами высокого класса.

Таким образом, спортивная деятельность включает в себя широкую и разнообразную систему человеческих отношений (и опосредуется ими), характер которых существенно влияет на эффективность деятельности спортсмена. Этот факт отражает общепсихологический принцип - принцип изменчивости психических и физических процессов человека под влиянием различных социальных ситуаций. Вот почему средства и методы социальной психологии становятся значительным достоянием различной спортивной практики и, следовательно, между спортивной и социальной психологией устанавливаются содержательные связи [19].

Полностью сохраняет свое значение проблема психологической подготовки спортсменов, как общей подготовки к занятиям спортом, так и специальной - к соревнованиям. В этом плане особенно важны исследования психических состояний, возникающих у спортсменов в различных условиях их жизни и деятельности, в частности причин возникновения и средств устранения стресса. С этим тесно связана проблема психологической надежности в спортивной деятельности, важным моментом которой выступает устойчивость ее осуществления на должном уровне в различных экстремальных обстоятельствах.

Еще далек от завершения психологический анализ спортивной деятельности и ее отдельных видов. Особенно актуальна задача уточнения и углубления психограмм по разным видам спорта, задача построения адекватных социально-психологических моделей "идеальных" представителей каждой спортивной профессии.

Психологи часто используют термин "деятельность". Однако не все и не всегда употребляют его в современном психологическом значении и в теоретически выверенном смысле, что является обязательным условием разумного рассмотрения и решения многих частных психологических вопросов. В спортивной психологии, в частности в российской, сложился определенный способ анализа деятельности, его следует кратко изложить.

Деятельность - это целесообразное приобретение объекта субъектом для получения продукта, удовлетворяющего некоторую потребность. Это взаимодействие субъекта с объектом, в процессе которого объект приобретает субъективную форму образов, ориентирующих на его преобразование. Продукты деятельности, удовлетворяющие соответствующие потребности, представляют собой ее мотив. Превращение исходного предмета в продукт - сложный и многоступенчатый процесс, разделяемый во времени. Поэтому в нем выделяются промежуточные продукты. Получение каждого из них выступает как цель. Система целей определяет общее направление деятельности, последовательность действий и последовательность преобразования исходного объекта в продукт [24].

Спортивная деятельность - одна из сфер деятельности, где способности играют определяющую роль в достижениях человека. Однако до сих пор в проблеме способностей остается много спорных и дискуссионных моментов не только общетеоретического характера, но и применительно к специфике конкретной деятельности. Как показывает анализ многочисленных данных, это связано с тем, что в качестве способностей рассматривается любое проявление возможностей человека, определяющееся как социальными, так и врожденными биологическими факторами [15]. В результате не представляется возможным проанализировать то многообразие определений понятия "способности", которое встречается в научной литературе.

Каждая цель выступает перед субъектом в определенных условиях ее достижения; связь цели и условий характеризует задачу. Преобразование условий при достижении цели - это действие субъекта (решение задачи). Условия достижения одной и той же цели могут меняться, поэтому меняется и содержание действия, т.е. его операция (одно и тоже действие может иметь разный состав операций).

Итак, первый этап анализа предметного содержания спортивной деятельности заключается в выделении ее потребностей-мотивов, вычленении входящих в нее целей-задач и действий-операций. Целостная деятельность соотносится с понятиями потребностей - мотивов; действие - с понятием цели, операция - с понятием условий; с понятием задачи соотносится связь данного действия с реализующими его конкретными операциями. В настоящее время важнейшая задача психологии и всех ее отраслей состоит в разработке общих методов выявления предметного содержания различных видов деятельности[22].

Следующий этап анализа спортивной деятельности состоит в выяснении тех процессов, благодаря которым реализуется ее предметное содержание. Так, необходимо изучить процессы возникновения самих потребностей и их превращения в мотивы (процесс опредмечивания потребности). Следует отметить, что в этом заключен особенно ответственный момент жизни человека, так как с появлением мотивов его деятельность получает четкую направленность. Далее необходимо выделить и изучить механизмы самого целеполагания, процессы определения субъектом системы целей и постановки ряда задач. Процессы их решения заключаются в выборе и построении действий и операций, адекватных целям и условиям. Этот этап анализа может быть достаточно эффективным лишь в том случае, если предварительно точно определено предметное содержание деятельности. К сожалению, экспериментаторы нередко игнорируют это обстоятельство и пытаются, например, изучать особенности мотивов или целей без точного знания предметных характеристик деятельности в целом и ее компонентов [6].

Информация о работе Акклиматизация спортсмена как фактор успешной спортивной деятельности