Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 11:09, курсовая работа
Цель исследования: изучить акклиматизацию спортсмена как фактор успешной спортивной деятельности.
Введение…………………………………………………………………………....3
Глава 1. Общенаучная характеристика спортивной деятельности…………...5
1.1. Понятие спортивной деятельности………………………………………….5
1.2. Анализ факторов успешной спортивной деятельности…………………….11
Выводы по 1 главе………………………………………………………………..21
Глава 2. Значение акклиматизации спортсмена как фактора успешной спортивной деятельности………………………………………………………...23
2.1. Акклиматизация как адаптивное свойство организма……………………23
2.2. Роль акклиматизации спортсмена в успешности спортивной
деятельности……………………………………………………………………….31
Выводы по 2 главе…………………………………………………………………38
Заключение…………………………………………………………………………40
Список литературы……………………………………………………………….44
Акклиматизация - сложный биологический процесс, зависящий от природно-климатических, гигиенических и психологических факторов, а также функционального состояния спортсмена, его возраста и пола.
Акклиматизация – длительный процесс и зависит от ряда факторов: функционального состояния здоровья, возраста и пола спортсмена.
На успешную акклиматизацию спортивной деятельности спортсмена очень большое и важное влияние оказывают психологические факторы, на них мы остановимся более подробно.
Стремление быть мужественным. Считается, что единственным средством, воспитывающим мужественность в современном цивилизованном обществе, являются занятия спортом.
Различные виды материальных поощрений. Для мотивации спортсменов тренеры довольно часто используют материальное поощрение, награды (звездочки, прикрепляемые к шлемам игроков в американском футболе или другие виды вознаграждения).
Стремление к совершенству. Пол Вейс в своей книге, посвященной рассмотрению философских аспектов спорта, отмечает, что занятия спортом представляют собой один из немногих путей, где молодежь может проявить свое совершенство, используя физические возможности для достижения определенных вершин, обычно недоступных тем, кто занимается интеллектуальной деятельностью.
Статус. Большинству спортсменов не нужно говорить, что успехи в спорте повышают их престиж в обществе.
Потребность быть частью коллектива. Для некоторых юношей и девушек быть членом спортивной команды означает возможность иметь тесные контакты со своими сверстниками, быть частью их коллектива.
Стремление к стрессу и преодоление его. Бороться, чтобы преодолеть препятствия, подвергать себя воздействию стресса, изменять обстоятельства и добиваться успеха представляется, по-видимому, одним из мощных мотивов в спортивной деятельности.
Мотивационный фактор. В последнее время мотивационный фактор стал приобретать все большее значение, поскольку, уделяя внимание индивидуальным особенностям занимающегося возможно подобрать такой комплекс упражнений, который позволит развить интерес к занятиям физической культурой и спортом.
Акклиматизации организма обусловлена совокупностью специфических физиологических изменений. Главными из них являются усиление потоотделения, снижение температуры ядра и оболочки тела и уменьшение ЧСС при нагрузке по мере пребывания в условиях повышенной температуры.
Основные механизмы акклиматизации организма направлены на усиление отдачи тепла телом во внешнюю среду. По мере акклиматизации происходит усиление потообразования: увеличивается число функционирующих потовых желез, а также количество секретируемого пота при выполнении одной и той же физической нагрузки. Снижается температурный порог потоотделения - оно начинается при более низкой температуре кожи и ядра тела и усиливается быстрее с повышением температуры тела.
У адаптированного к жаре человека меньше пота стекает в виде капелек, не испаряясь, так как пот более равномерно распределяется по поверхности тела, чем у неадаптированного человека. В результате возрастает площадь поверхности тела для усиленной теплоотдачи потоиспарением.
Процесс акклиматизации организма развивается не только при непрерывном многодневном проживании в жарких условиях, но и при повторных кратковременных (в течение нескольких часов в день) пребываниях в них: в термокамере, в специальной одежде с подогревом или с повышенными теплоизолирующими свойствами. Степень тепловой адаптации невелика, если, находясь в жарких условиях, человек не выполняет физической нагрузки.
Роль акклиматизации спортсмена в успешной спортивной деятельности очень сложный процесс, как для самого спортсмена, так и для его тренера. Ведь календарный план соревнований каждый год меняется и спортсмену очень тяжело акклиматизироваться к тем или иным условиям соревнований, а спортсмену необходимо показать наилучший результат в своем избранном виде спорта.
Велосипедный спорт. Подготовка велосипедистов в условиях горной местности проводится по двум направлениям. Это участие в многодневных гонках, трассы которых проходят на определенных высотных уровнях с достаточно большим перепадом высот в Мексике, Колумбии, Боливии, Перу, Испании и других странах, а также специальные сборы, особенно в подготовительном периоде.
Спортивная борьба. В процессе подготовки высококвалифицированных борцов широко используются условия среднегорья. Так спортсмены Болгарии, специализирующиеся в греко-римской и вольной борьбе, готовясь к чемпионатам мира и Олимпийским играм, тренировались в Цахкадзоре и Бельмекене. Дзюдоисты ГДР тренировались в Аддис- Абебе (2300 м).
Спортивные игры. Строгих научных данных об эффективности условий среднегорья для подготовки квалифицированных спортсменов-игровиков очень мало.
Особо следует отметить повышение эффективности элементов соревновательной деятельности во втором тайме матчей официального календаря первой лиги по отношению к исходным данным до горного сбора во все дни наблюдений. Игроки могли применить прессинг почти на протяжении всего матча.
Таким образом, влияние акклиматизации спортсмена в первую очередь сказывается на его спортивной деятельности (на его результате выступлений), чем лучше спортсмен будет подготовлен к, тем или иным условиям акклиматизации, тем успешнее его будет спортивная деятельность. Отсюда следует что спортсмен, выступавший первый раз в условиях ему не знакомых, то успешность его спортивной деятельности будет не велика. Успешность спортивной деятельности спортсмена будет во многом зависеть и от мастерства самого спортсмена.
Список литературы
1. Озолин, Н. Г. Акклиматизация спортсменов в условиях жаркого климата [Текст] / Н. Г. Озолин. - М.: 2002 – 167 с.
2. Гриженя, В. Е. Организация спортивной деятельности [Текст] / В. Е. Гриженя.: М.: Советский спорт, 2005 – 40 с.
3. Былеев, Л. В. Спортивная деятельность спортсмена [Текст] / Л. В. Былеев. – М.: 1990 – 356 с.
4. Васильков, Г.А. От игр к спорту [Текст] / Г. А. Васильков. – М.: 1989 – 211 с.
5. Глязер, А. С. Факторы успешной спортивной деятельности [Текст] / А. С. Глязер. – М.: 1993 – 78 с.
6. Дусовицкий, А. К. Воспитывая интерес [Текст] / А. К. Дусовицкий. – М.: 2005 – 571 с.
7. Жуков, М. Н. Акклиматизация в горных условиях [Текст] / М. Н. Жуков. – М.: 2000. – 78 с.
8. Железняк, М. Н. Спорт в школе [Текст] / М. Н. Железняк. – М.: 2001 – 89 с.
9. Коробейников, Н. К. Физическое воспитание [Текст] / Н. К. Коробейников. – М.: 1989 – 312 с.
10. Коротков, И. П. Подготовка спортсмена в разных условиях тренировки [Текст] / И. П. Коротков. – М.: 1991– 128 с.
11. Литвинов, М. Ф. Спорт в школе [Текст] / М. Ф. Литвинов. – М.: 1986. – 435 с.
12. Миньков, Н. Б. Игры и воспитание способностей [Текст] / Н. Б. Миньков. – М.: 1999 – 245 с.
13. Осокина, Т. И. Акклиматизация спортсмена в услвоиях пониженного давления [Текст] / Т. И. Осокина. – М.: 1989 – 98 с.
14. Портных, Ю. И. Роль акклиматизации на организм [Текст] / Ю. И. Портных. – М.: 1984 – 412 с.
15. Соловейчик, С. Л. От интересов к способностям [Текст] / С. Л. Соловейчик. – М.: 1998 – 75 с.
16. Шапкова, Л. В. Подвижные игры [Текст] / Л. В. Шапкова. – М.: 2002 - 160 с.
17. Шмаков, С. А. Факторы влияющие на организм человека [Текст] / С. А. Шмаков - М.: 1996 – 80 с.
18. Шебеко, В. Н. Все о спорте [Текст] / В. Н. Шебеко. - М.: 1996– 57 с.
19. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М.: 1978– 453 с.
20. Яковлев, В. Г. Соревновательная деятельность спортивных игр [Текст] / В. Г. Яковлев. - М.: Просвещение, 1977– 321 с.
21. Шимор, Г. Средства физического воспитания школьников [Текст] / Г.Шимор. – М. : 1999. – 464 с.
22. Хоменкова, Л. С. Сборник уроков для всех классов. [Текст] / Л.С.Хоменкова. – М. : 2002. – 712 с.
23. Волков, В. М. Оздоровительные уроки ФК [Текст] / В. М. Волков. - М.: Знание, 1988. – 142 с.
24. Дивиев, А.Н., Методика физического воспитания. [Текст] /А. Н. Дивиев. - Минск: Полымя, 1989. – 423 с.
25. Левитский, Н.Н. Нетрадиционный вид деятельности спортсмена [Текст] / Н. Н. Левитский. - М.: Физкультура и спорт, 1988. – 322 с.
26. Мильнер, О. А. Физкультурно-оздоровительные мероприятия [Текст] /О. А. Мильнер. - М.: Советская Россия, 1987. – 265 с.
27. Николаев, А.Н. Физкультура и спорт [Текст] / А. Н. Николаев. - М.: Юнити, 2001. – 454 с.
28. Роев, А. А. Физическое воспитание школьников [Текст] / А. А. Роев. - М.: Планета «Спорт», 1998. – 132 с.
29. Фрумкин, А.О. Физкультура и здоровье. [Текст] / А. О. Фрумкин. - М.: Юнити, 1995. – 292 с.
30. Семенов, В. А. Методика обучения ФК [Текст] / В. А. Семенов. – М. : 1997. – 532 с.
31. Фролов, П. Р. Методика преподавания физической культуры [Текст] / П. Р. Фролов. – М. : 2003. – 326 с.
46
Информация о работе Акклиматизация спортсмена как фактор успешной спортивной деятельности