Анализ показателей здоровья студентов университета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 20:55, курсовая работа

Описание работы

Задачей настоящей работы является попытка определить состояние физического развития и физической подготовленности студентов ДВГУПС как показателей физического здоровья для прогнозирования и составления индивидуального “паспорта здоровья” студента. Выявить мотивационные блоки непостоянства занятий физическими упражнениями студентов, а также причины, влияющие на переход мотивов в потребность занятий физической культурой и спортом.

Файлы: 1 файл

Анализы показателей здоровья.docx

— 136.84 Кб (Скачать файл)

Богатый двигательный опыт – это необходимое условие  для успешного развития в овладении  студентами будущей профессией. Для  этого необходимо развивать качество – ловкость. При воспитании ловкости целесообразно использовать упражнения, которые выполняются в сложных  условиях, упражнения с меняющимися  условиями выполнения движения и  различными формами сопротивления, игровые виды спорта.

Развитию ловкости способствуют систематическое разучивание новых  усложненных движений и применение упражнений, требующих мгновенной перестройки  двигательной деятельности. Упражнения должны быть сложными, нетрадиционными, отличать новизной возможностью и неожиданностью решения двигательных задач. Развитие координационных способностей тесно  связано с совершенствованием специализированных сторон качества ловкости, восприятию: чувства времени, темпа, развиваемых  усилий, положения тела и его частей в пространстве.

Гибкость – это способность человека выполнять движения с наибольшей амплитудой.

Для воспитания гибкости применяются  упражнения с увеличением амплитуды, выполняемые с отягощениями и  без них.

Наличие гибкости связано  с фактором наследственности. На нее  влияют возраст и регулярность выполнения физических упражнений на растяжения мышц и разработку суставов. Различные  виды спорта по-разному воздействуют на развитие качества гибкости. Чаще гибкость выступает как вспомогательное  качество, способствующее освоению новых  высоко координированных двигательных действий или проявлению других двигательных качеств.

Гибкость бывает динамической и статической, активной и пассивной. Она зависит от эластичности мышц, связок, суставных сумок. Для увеличения гибкости, применяется предварительная  разминка, массаж, растягиваемых групп мышц или кратковременное их напряжение непосредственно перед выполнением движения. На гибкость влияет температура, время суток. Как правило, физически более сильные люди менее гибкие из-за высокого тонуса мышц. Считается, что гибкие люди менее способны к проявлению скоростно-силовых качеств.

Для воспитания гибкости применяются  упражнения на растягивание мышц, мышечных сухожилий и суставных связок с постепенно возрастающей амплитудой движения. Движения могут быть простыми, пружинистыми, маховыми, с внешней  помощью, с отягощениями и без  таковых. В научной литературе и  на кафедре “Физического воспитания и спорта” ДВГУПС разработаны  рекомендации по количеству повторений, темпу движений и времени “выдержки” развития качества гибкости. Для подвижности  в плечевых и тазобедренных суставах до 30–45 повторений в серии. Темп движений, при активных упражнениях в среднем, одно повторение в секунду и при  пассивных, одно повторение за 1–2 секунды, а выдержка в статических положениях 4-6 секунды. Пассивные статические  упражнения в растягивании целесообразно  применять в основном тогда, когда  с возрастом существенно возрастает масса мышц и связочный аппарат  мало поддается деформации. Установлено, что ежедневные двухразовые занятия  с 30-кратным повторением упражнений в каждом отдыхе через один-два  месяца приводит к заметному приросту гибкости. При прекращении же тренировочных  воздействий на развитие гибкости, оно довольно быстро возвращается к  исходному или близкому к нему уровню.

В последние году в нашей  стране стал распространяться стретчинг  – система упражнений, направляемых на увеличение гибкости и повышению  подвижности в суставах опорно-двигательного  аппарата. Выполнение упражнений данной направленности способствует снятию нервно-эмоционального напряжения, способствует активному  отдыху и увеличению свободы движений.

Таким образом, формирования физических качеств, для студентов  ДВГУПС, необходимых в их будущей  производственной деятельности требуется  тщательный подбор специальных физических упражнений. Особенности формирования двигательных качеств заключается  в том, что при высоком уровне подготовленности развитие одного физического  качества начинает тормозить развитие другого. Вот почему, например, штангисту  высокого класса трудно достичь высоких  показателей в упражнениях на выносливость, а бегуну на длинные  дистанции – в силовых упражнениях.

Показатели физической подготовленности во многом определяются условиями физической активности студентов. Авторы определяли физическую подготовленность студентов  ДВГУПС по тестам, предложенным ВНИИФКом в 1981 году: прыжок в длину с места, челночный бег, бег на  
60 метров, тест на гибкость, 12-и минутный бег (тест Купера), подтягивание на перекладине, подтягивание в висе лежа. Полученные нами данные на студентах университета были статистически обработаны и подверглись анализу для оптимизации процесса физического воспитания.

Так анализируя показатели теста прыжка в длину с места  можно заметить тенденцию к улучшению  результатов от первого к третьему курсу у девушек (163,0±2,2; 174,4±2,7) с  достоверностью различий на уровне Р < 0,01, у юношей (225,1±3,8; 231,5±2,9) уровень  достоверности Р < 0,01.

При сравнении результатов  в челночном беге отмечено достоверное  на уровне Р < 0,05 улучшение результатов  у девушек второго курса по сравнению с первокурсницами (8,7±0,27; 9,7±6,9).

Результаты челночного бега у студенток третьего и третьего курсов хуже, чем у второго, но лучше, чем у девушек первого курса.

Показатели теста на гибкость имеют такую же тенденцию изменений, как и данные теста на быстроту (Р { 0,01) как у девушек, так и  у юношей.

Данные выполнения теста  на выносливость показали стабильную тенденцию улучшения результата от первого к третьему курсу (Р < 0,05).

Наиболее подготовленными  к выполнению силовых нормативов оказались девушки третьего курса, вторыми оказались студентки  второго курса. У первокурсниц результаты намного хуже (Р < 0,01). У юношей наблюдается  стабильное улучшение показателя силы от первого к третьему курсу.

Результаты корреляционного  анализа выявили следующие особенности. Прослеживается отрицательная связь  тестов прыжок в длину с места  и челночный бег (r = 0,591). Тест, челночный  бег, на среднем отрицательном уровне связан с 12-ти минутным бегом (r = -0,423). В  тоже время заметна положительная  связь теста, 12-ти минутного бега с прыжком в длину с места (r = 0,370).

Подтягивание в висе и  тест на гибкость имеют слабую корреляционной связи с другими тестами.

Итак, говоря о качественной зависимости изучаемых показателей  можно констатировать, что методика физической подготовки требует дополнительного  исследования, а дальнейшее изучение полученных результатов позволит в  перспективе определить наиболее оптимальную  методику формирования физических качеств  у студентов в процессе физического  воспитания.

3. Мотивы занятий физической культурой студентов университета

Показатели физической подготовленности во многом определяются условиями физической активности студенческой молодежи.

В целях получения полной картины нами проведено анкетирование  студентов университета.

Задачей данной анкеты явилось  изучение мотивов занятий физической культурой студентов различных  курсов Дальневосточного государственного университета путей сообщения.

Всего в исследовании приняло  участие 280 студентов 1–3 курсов в возрасте от 16 до 22 лет, из них: 97 (34,6 %) – девушке  и 183 (65,3 %) – юношей. В анкете было представлено 20 вопросов, характеризующих  основные мотивы занятий физической культурой в техническом вузе. Респонденты могли одновременно сделать несколько выборов ответов по предложенной им анкете.

В ходе исследования был  выявлен довольно широкий спектр мотивов занятий физической культурой  студентов ДВГУПС, которые, различаются  по силе, направленности и интенсивности  использования средств физического  воспитания (табл. 3).

Среди положительных мотивов  занятий физической культурой больше всех выделяется мотив “желание укрепить здоровье”. Этот мотив отметило более  половины студентов (66,1 %). Следующим  по значимости оказался такой мотив  как “желание улучшить свой досуг” (17,5 %). И только 12,9 % всех студентов  занимаются физической культурой из-за мотива “привлекательности вида спорта”. А 32 студента (11,5 %) отметили, что они  занимаются из-за мотива “подготовить себя к трудовой деятельности”. На пятом месте – мотив “желание чаще встречаться с товарищами” (10,0 %). 24 студента (8,6 %) отметили, что  “занимаются просто без всякой причины”, а такой мотив как “желание укрепить свою волю” отметили всего 16 человек, что составило всего 5,7 %.

Таблица 3

Мотивы занятий физической культурой студентов ДВГУПС

Мотивы занятий

Кол-во  
студентов

%

Положительные мотивы

Укрепление здоровья

185

66,1

Желание улучшить свой досуг

49

17,5

Из-за привлекательности  вида спорта

36

12,9

Желание подготовить себя к трудовой деятельности

32

11,5

Желание чаще встречаться  с товарищами

28

10,0

Занимаюсь просто без всякой причины

24

8,6

Желание укрепить свою волю

16

5,7

Желание иметь хорошую  форму

11

3,9

Желание побывать в других городах

7

2,5

Желание чаще выезжать на соревнования

6

2,1

Желание улучшить свое материальное положение

5

1,8

Просто нравится

4

1,4

Из-за высокого престижа вида спорта в университете

3

1,1

Желание укрепить свои мышцы

2

0,7

Просто хочется

1

0,4

Отрицательные мотивы

Мало свободного времени

144

51,4

Желание есть, но как-то не до физкультуры

22

7,9

Отсутствие спортивных сооружений возле дома

22

7,9

Не могу заставить себя, хотя вижу пользу от занятий 

20

7,1

Не знаю куда обратиться, где есть группы здоровья

8

2,9

Не позволяет здоровье

5

1,8

Нет желания и интереса

3

1,1

Не вижу смысла в занятиях

2

0,7

Нет денег

1

0,4

Травма

1

0,4

Много задают

1

0,4

Усталость

1

0,4

Нет мест в секциях

1

0,4

Не интересно

1

0,4


Интересно, что “желание иметь хорошую фигуру” занимает только восьмое место (3,9 %), а мотив  “желание побывать в других городах” оказался еще ниже, на девятом место (2,5 %). Только 6 человек (2,1 %) занимаются физической культурой ради “желания чаще выезжать на соревнования”, незначительной число всех студентов (1,8 %) делают это  ради “желания улучшить свое материальное положение” (11 место), 4 студента (1,4 %) занимаются из-за того, что им просто нравится, трое студентов  
(1,1 %) – из-за высокого престижа вида спорта в университете. Невысок процент студентов (0,7 %) желающих “укрепить свои мышцы” и только одному студенту, что составило 0,4 % – “просто хочется заниматься”.

Среди мотивов, отрицательно влияющих на желание студентов активно  заниматься физической культурой, является “недостаток свободного времени”. Мотив – “мало свободного времени” (51,4 %). Второе и третье места делят, такие мотивы, как “отсутствие  спортивных сооружений возле дома” (7,9 %) и “желание есть, но как-то не до физкультуры” (7,1 %). Заниматься физической культурой мешает собственная лень, хотя они видят пользу от этих занятий. 2,9 % – просто “не знают куда обратиться”  и “где есть группы здоровья” хотя, по нашему мнению, это тоже можно  отнести к “лени”, т.к. узнать о  группах здоровья можно и у  преподавателя физического воспитания. Пяти студентам (1,8 %) заниматься физической культурой “не позволяет здоровье”, а у трех студентов (1,1 %) – “нет желания и интереса” и только двое (0,7 %) из обследованных студентов  “не видят смысла в занятиях”. По одному студенту (0,4 %) отметили такие  мотивы как: “нет денег”, “много задают”, “усталость”, “нет места в секциях”, “не интересно”, “травма” (этот мотив можно было бы отнести к мотиву “не позволяет здоровье”, но студенты выделили его как отдельный мотив).

Анализ зависимости мотивов  занятий физической культурой студентов  ДВГУПС от курса, на котором они учатся, свидетельствует, что она изменяется незначительно (табл. 4). Так желание  “укрепить свое здоровье” очень  высоко на III курсе (60,0 %) и достаточно высоко на 1 курсе – 45,05.  
У студентов II курса это “желание” занимает только 5-е место (13,0 %). “Желание подготовить себя к трудовой деятельности” является очень значимым для студентов II курса (20,3 % – 2 место), достаточно высоким для студентов I курса (9,3 % – 4 место) и не слишком важным для студентов III курса (6,7 % – 7–8 место). Интересно отметить, что желание чаще встречаться с товарищами” высоко на II курсе (17,4 % – третье место), не слишком высоко на III курсе (11,7 % – 5–6 место) и довольно незначительно на I курсе (5,9 % – шестое место).

“Желание укрепить свою волю” для студентов 1 курса является вторым по значению (18,5 %), первым – для  второкурсников (24,6 %) и третьим для  третьекурсников (18,3 %). Значимость такого мотива как “желание чаще выезжать на соревнования” довольно низок  у студентов всех трех курсов: 9–10 место – 1 курс (0,7 %); 12–15 место – 11 курс (1,4 %); 7–8 место – 111 курс (6,7 %).

Информация о работе Анализ показателей здоровья студентов университета