Анализ показателей здоровья студентов университета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 20:55, курсовая работа

Описание работы

Задачей настоящей работы является попытка определить состояние физического развития и физической подготовленности студентов ДВГУПС как показателей физического здоровья для прогнозирования и составления индивидуального “паспорта здоровья” студента. Выявить мотивационные блоки непостоянства занятий физическими упражнениями студентов, а также причины, влияющие на переход мотивов в потребность занятий физической культурой и спортом.

Файлы: 1 файл

Анализы показателей здоровья.docx

— 136.84 Кб (Скачать файл)

Таблица 4

Изменение мотивации у  студентов ДВГУПС по курсам обучения

Наименование мотивов

Курс 

место

1

n = 151

2

n = 69

3

n = 60

Укрепление здоровья

45,0

1

13,0

5

60,0

1

Желание подготовить себя к трудовой деятельности

9,3

4

20,3

2

6,7

7–8

Желание чаще встречаться  с товарищами

5,9

6

17,4

3

11,7

5–6

Желание укрепить свою волю

18,5

2

24,6

1

18,3

3

Желание чаще выезжать на соревнования

0,7

9–10

1,4

12–15

6,7

7–8

Желание улучшить свой досуг

7,9

5

14,5

4

31,7

2

желание побывать в других городах

1,9

8

2,9

8–11

3,3

9–10

Желание укрепить свое материальное положение

0,7

09–10

2,9

8–11

1,7

11–15

Занимаюсь просто без всякой причины

5,3

7

7,2

7

11,7

5–6

Из-за привлекательности  вида спорта

11,9

3

11,6

6

16,7

4

Из-за высокого престижа вида спорта в вузе

0,7

12–15

1,4

12–15

1,7

11–15

Желание похудеть, иметь  хорошую фигуру

0,7

12–15

2,9

8–11

3,3

9–10

Желание держать себя в  форме, укрепить мышцы

1,3

11

2,9

8–11

1,7

11–15

Просто нравиться

0,7

12–15

1,4

12–15

1,7

11–15

Просто хочется

0,7

12–15

1,4

12–15

1,7

11–15


Третьим по значимости у  первокурсников является мотив “привлекательность самого вида спорта” (11,9 %), который  у второкурсников занимает только шестое место (11,6 %), а III курс ставит его на четвертое  место (16,7 %). Значимость такого мотива как “желание улучшить свой досуг” возрастает к III курсу: 7,9 % – I курс (пятое  место); 14,5 % – II курс (четвертое место); 31,7 % – III курс (второе место). Остальные  мотивы у студентов всех трех курсов имеют очень низкую значимость.

Таким образом, проведенный  анализ показывает, что основными  мотивами занятий физической культурой  в ДВГУПС являются “укрепление здоровья”, “желание улучшить собственный досуг” и “привлекательность самого вида спорта”. Это приводит к выводу о  необходимости усиления мотивации  самих занятий и укреплении роли физической культуры в подготовке студентов  к профессиональной деятельности, а  также в формировании потребности  в регулярных занятиях физическими  упражнениями.

4. Сравнительная характеристика двигательной активности студентов

Двигательная активность – это физическая работа, которая  является естественной потребностью организма  человека. При недостатке двигательной активности (гипокинезии или гиподинамии) появляется почва для массы заболеваний: нарушение обмена веществ; болезней сердечно-сосудистой системы; органов  пищеварения; астмы; ожирение и многие другие. Подготовка высококвалифицированных  специалистов в высшей школе невозможна без приобщения студентов к активным занятиям физической культуры и спортом.

Практика показывает, что  учебный труд студента является достаточно напряженным в эмоциональном  и умственном плане и нагрузка из года в год не снижается, а возрастает. Так студенты на учебную и самостоятельную  работу в среднем затрачивает 9–11 часов в день. Кроме того, у  студентов нередки случаи нарушения  режима: у 87 % студентов отход ко сну  затягивается до 1–3 часов ночи (особенно во время сессии), только 29 % студентов соблюдают режим питания. Оздоровительные мероприятия в режиме дня являются важным фактором укрепления здоровья. Однако лишь 3,4 % студентов выполняют гигиеническую гимнастику, 0,8 % – закаливающие процедуры.

Негативное воздействие  рассмотренных факторов на протяжении всех лет обучения в вузе, может  привести к возникновению заболеваний  сердечно-сосудистой системы, органов  дыхания, пищеварения, нервному перенапряжению.

Все это убедительно говорит  о необходимости повышения двигательной активности каждого студента. Занятия  физической культурой и спортом  являются единственным (природа лучшего  не придумала) из основных факторов противодействия  отрицательным последствиям гиподинамии, а так же умственной и нервно-эмоциональной  нагрузки. Затраты времени на занятия  физическими упражнениями в полной мере компенсируются повышением работоспособности  и укреплением здоровья.

Наряду с обязательными  посещениями учебных занятий  по физическому воспитанию важное место  в повышении двигательной активности занимают различные формы вне  учебных занятий физической культурой  и спортом.

Как показали исследования, суммарная двигательная активность студентов в период занятий составляет 56–65 %, а во время экзаменов и  того меньше – 39–46 % от ее уровня. Из этого  мы видим, что на лицо дефицит движений у большинства студентов в  течение 80 % времени учебного года. В  сравнении со спортсменами высокой  квалификации, которые выполняю до 38 тысяч локомоций в день, студенты технических вузов ущербны, суммарная  значимость их локомоций составляет максимум до 5–8 тысяч локомоций  в сутки. Оптимальные границы  определяет уровень физической активности, при котором достигается наилучшее, функциональное состояние организма  и составляет от 15 до 22 тысяч локомоций.

Для более полного изучения физического здоровья студентов  университета путей сообщения, была распространена и затем проанализирована анкета “здоровы ли вы физически” (прил. 2).

Дело в том, что среди  проблем высшего образования, особое внимание на наш взгляд, необходимо обратить на физическую культуру студента, как будущего специалиста, жителя Дальнего Востока и его подготовку к  активной производственной деятельности и творческой жизни.

В последние годы возрастает необходимость в формировании у  студентов потребности в самостоятельных  и регулярных занятиях физическими  упражнениями. Так как на фоне неблагоприятных  экономических и социально-экономических  условий жителей Дальнего Востока, происходит значительное снижение объема двигательной активности, что отрицательно сказывается на состоянии здоровья занимающихся. Ведущие ученые в области  теории и методики физического воспитания уделяют много внимания проблеме двигательной активности студентов, однако в настоящее время не в полной мере раскрывают все ее аспекты.

За основу анализа двигательной активности студентов ДВГУПС была взята  методика самооценки. Самооценка в  психологии понимается как оценка своих  качеств и свойств, своих потенциалов  и способностей, своего места и  роли в социальных структурах и жизненных  ситуациях. Самооценка включает в себя не только осознание своих характеристик, поступков, но и оценочное отношение  к ним. Самоанализ у большинства  людей естественно стремится  к высокой самооценки.

Известно, что самооценка рождается в деятельности, когда  происходит неоднократная оценка его  действий, поступков, сформированных для  реализации необходимых в деятельности знаний, умений, навыков, способностей. Чем раньше человек включается в  полезную практическую и престижную деятельность, тем быстрее формируется  высокий уровень его самооценки.

В настоящей анкете, было, предложено пять вопросов, характеризующих, возможные варианты двигательной активности студентов к каждому вопросу  предлагалось 3–4 варианта ответов: респонденты  должны были выбрать только один подходящий для них ответ.

В результате были определены основные варианты двигательной активности студентов ДВГУПС (табл. 5).

На первый вопрос 77,1 % студентов  ответили, что занимаются два раза в неделю, только 22,9 % занимаются четыре раза в неделю.

На вопрос “Какое расстояние Вы проходите пешком за день?” 32,5 % студентов  ответили, что проходят 4 км, 39,8 % проходят около 4 км, 27,7 % проходят менее 1,5 км.

На следующий вопрос “Как Вы добираетесь до места учебы?”  были получены следующие ответы: идут пешком 54,2 %, пешком и на транспорте 38,6 %, всегда используют транспорт 7,23 %.

На четвертый вопрос были получены следующие ответы: поднимаются  всегда по лестнице 12,1 %, поднимаются  по лестнице, если нет груза 34,9 %, иногда пользуются лифтом 42,2 %, всегда пользуются лифтом 10,8 %.

На вопрос “Чем Вы заняты по выходным дням?” студенты ответили: несколько часов работают по дому или в саду 31,3 %, целый день в  движении, но без физического труда 45,8 %, совершают несколько коротких прогулок 24,5 %, читают и смотрят телевизор 2,4 %.

В конце анкеты всеми респондентами  подсчитывалось общее количество баллов, набранных в процессе ответов  на вопросы анкеты.

Градация набранных баллов была представлена в следующем соотношении:

За ответ “а)” – 4 балла

За ответ “б)” – 3 балла

За ответ “в)” – 2 балла

За ответ “г)” – 1 балл

Таблица 5

Варианты двигательной активности студентов ДВГУПС

п/п

Вопросы и варианты ответов

Кол-во

ответов (п = 83)

%

1

Как часто Вы занимаетесь  физическими упражнениями:

а) четыре раза в неделю

б) два раза в неделю

в) один раз в неделю

г) никогда 

19

64

90

0

22,9

77,1

00

0


2

3

4

5

6

Какое расстояние Вы проходите  пешком за день:

а) 4 км

б) около 4 км

в) менее 1,5 км

г) 500 м.

Как Вы добираетесь до места  учебы:

а) идете пешком

б) на велосипеде

в) пешком и на транспорте

г) всегда используете транспорт 

Если перед Вами выбор  лестница, лифт, Вы:

а) поднимаетесь всегда по лестнице

б) поднимаетесь по лестнице, если нет груза 

в) иногда пользуетесь лифтом

г) всегда пользуетесь лифтом

По выходным дням Вы:

а) несколько часов работаете  по дому или в саду

б) целый день в движении без физического труда 

в) совершаете несколько  прогулок

г) читаете и смотрите телевизор 

Общее количество набранных  баллов:

менее 8 баллов

8-12 баллов 

13-18 баллов 

более 18 баллов

27

33

23

0

45

0

32

6

10

29

35

9

26

38

17

2

0

5

78

0

32,5

39,8

27,7

0

54,2

0

38,6

7,23

12,1

34,9

42,2

10,8

31,3

45,8

24,5

2,4

0

6,1

93,9

0


Студентам набравших в  сумме менее 8 баллов даются рекомендации об обязательном занятии физическими  упражнениями;

от 8-12 баллов – вам нужно  больше заниматься физическими упражнениями;

от 13 до 18 баллов – вы активны  и сохраняете физическую форму;

19 баллов и выше –  вы активны и вполне здоровы  физически.

Результаты анализа выглядят следующим образом:

Менее 8 баллов – 0 % студентов;

От 8 до 12 баллов – 6,1 % студентов;

От 13 до 18 баллов – 93,9 % студентов;

Более 19 баллов – 0 % студентов.

Таким образом, результаты самооценки являются вполне адекватными, что подтверждают преподаватели кафедры физического  воспитания.  
Основной контингент студентов ДВГУПС “активны и сохраняют физическую форму”, большую роль в этом играют обязательные занятия физическим воспитанием на 1–3 курсах университета. Но с другой стороны двух занятий физическими упражнениями в неделю явно недостаточно, для плодотворной учебы в университете, более успешного формирования профессионально важных физических качеств молодого специалиста, которые необходимых в его последующей производственной деятельности.

Заключение

Знание основ физического  развития и физической подготовленности дают возможность студентам в  условиях вуза более эффективно использовать средства и методы для самообучения и саморазвития.

Успешное использование  средств физической культуры в учебном  процессе и научно обоснованный контроль студента за физической подготовленностью  поможет ему сохранить: физическую работоспособность, сформирует способность  к быстрой адаптации, ускорит  процессы восстановления после больших  физических и умственных нагрузок. У студента формируется успешное выполнение учебных требований и  хорошая успеваемость. Воспитывается  высокая организованность и дисциплина в учебе, быту, отдыхе. Физическая подготовленность способствует рационально использовать бюджет свободного времени для личностного  и профессионального развития будущего специалиста железнодорожного транспорта.

Приложение 1

АНКЕТА

Мотивы занятий  физической культурой студентов  вуза

Уважаемый студент просим вас ответить вариант ответа по каждому  вопросу. От искренности ваших ответов  будет зависеть правильность наших  выводов, направленных на совершенствование спортивно-массовой работы среди студенчества. Анкета носит анонимный характер, и мнение каждого отдельного человека не будет оглашено.

Информация о работе Анализ показателей здоровья студентов университета