Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 20:55, курсовая работа
Задачей настоящей работы является попытка определить состояние физического развития и физической подготовленности студентов ДВГУПС как показателей физического здоровья для прогнозирования и составления индивидуального “паспорта здоровья” студента. Выявить мотивационные блоки непостоянства занятий физическими упражнениями студентов, а также причины, влияющие на переход мотивов в потребность занятий физической культурой и спортом.
Таблица 4
Изменение мотивации у студентов ДВГУПС по курсам обучения
Наименование мотивов |
Курс место | ||
1 n = 151 |
2 n = 69 |
3 n = 60 | |
Укрепление здоровья |
45,0 1 |
13,0 5 |
60,0 1 |
Желание подготовить себя к трудовой деятельности |
9,3 4 |
20,3 2 |
6,7 7–8 |
Желание чаще встречаться с товарищами |
5,9 6 |
17,4 3 |
11,7 5–6 |
Желание укрепить свою волю |
18,5 2 |
24,6 1 |
18,3 3 |
Желание чаще выезжать на соревнования |
0,7 9–10 |
1,4 12–15 |
6,7 7–8 |
Желание улучшить свой досуг |
7,9 5 |
14,5 4 |
31,7 2 |
желание побывать в других городах |
1,9 8 |
2,9 8–11 |
3,3 9–10 |
Желание укрепить свое материальное положение |
0,7 09–10 |
2,9 8–11 |
1,7 11–15 |
Занимаюсь просто без всякой причины |
5,3 7 |
7,2 7 |
11,7 5–6 |
Из-за привлекательности вида спорта |
11,9 3 |
11,6 6 |
16,7 4 |
Из-за высокого престижа вида спорта в вузе |
0,7 12–15 |
1,4 12–15 |
1,7 11–15 |
Желание похудеть, иметь хорошую фигуру |
0,7 12–15 |
2,9 8–11 |
3,3 9–10 |
Желание держать себя в форме, укрепить мышцы |
1,3 11 |
2,9 8–11 |
1,7 11–15 |
Просто нравиться |
0,7 12–15 |
1,4 12–15 |
1,7 11–15 |
Просто хочется |
0,7 12–15 |
1,4 12–15 |
1,7 11–15 |
Третьим по значимости у первокурсников является мотив “привлекательность самого вида спорта” (11,9 %), который у второкурсников занимает только шестое место (11,6 %), а III курс ставит его на четвертое место (16,7 %). Значимость такого мотива как “желание улучшить свой досуг” возрастает к III курсу: 7,9 % – I курс (пятое место); 14,5 % – II курс (четвертое место); 31,7 % – III курс (второе место). Остальные мотивы у студентов всех трех курсов имеют очень низкую значимость.
Таким образом, проведенный анализ показывает, что основными мотивами занятий физической культурой в ДВГУПС являются “укрепление здоровья”, “желание улучшить собственный досуг” и “привлекательность самого вида спорта”. Это приводит к выводу о необходимости усиления мотивации самих занятий и укреплении роли физической культуры в подготовке студентов к профессиональной деятельности, а также в формировании потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.
4. Сравнительная характеристика двигательной активности студентов
Двигательная активность – это физическая работа, которая является естественной потребностью организма человека. При недостатке двигательной активности (гипокинезии или гиподинамии) появляется почва для массы заболеваний: нарушение обмена веществ; болезней сердечно-сосудистой системы; органов пищеварения; астмы; ожирение и многие другие. Подготовка высококвалифицированных специалистов в высшей школе невозможна без приобщения студентов к активным занятиям физической культуры и спортом.
Практика показывает, что учебный труд студента является достаточно напряженным в эмоциональном и умственном плане и нагрузка из года в год не снижается, а возрастает. Так студенты на учебную и самостоятельную работу в среднем затрачивает 9–11 часов в день. Кроме того, у студентов нередки случаи нарушения режима: у 87 % студентов отход ко сну затягивается до 1–3 часов ночи (особенно во время сессии), только 29 % студентов соблюдают режим питания. Оздоровительные мероприятия в режиме дня являются важным фактором укрепления здоровья. Однако лишь 3,4 % студентов выполняют гигиеническую гимнастику, 0,8 % – закаливающие процедуры.
Негативное воздействие рассмотренных факторов на протяжении всех лет обучения в вузе, может привести к возникновению заболеваний сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, пищеварения, нервному перенапряжению.
Все это убедительно говорит
о необходимости повышения
Наряду с обязательными посещениями учебных занятий по физическому воспитанию важное место в повышении двигательной активности занимают различные формы вне учебных занятий физической культурой и спортом.
Как показали исследования,
суммарная двигательная активность
студентов в период занятий составляет
56–65 %, а во время экзаменов и
того меньше – 39–46 % от ее уровня. Из этого
мы видим, что на лицо дефицит движений
у большинства студентов в
течение 80 % времени учебного года. В
сравнении со спортсменами высокой
квалификации, которые выполняю до
38 тысяч локомоций в день, студенты
технических вузов ущербны, суммарная
значимость их локомоций составляет
максимум до 5–8 тысяч локомоций
в сутки. Оптимальные границы
определяет уровень физической активности,
при котором достигается
Для более полного изучения физического здоровья студентов университета путей сообщения, была распространена и затем проанализирована анкета “здоровы ли вы физически” (прил. 2).
Дело в том, что среди проблем высшего образования, особое внимание на наш взгляд, необходимо обратить на физическую культуру студента, как будущего специалиста, жителя Дальнего Востока и его подготовку к активной производственной деятельности и творческой жизни.
В последние годы возрастает
необходимость в формировании у
студентов потребности в
За основу анализа двигательной активности студентов ДВГУПС была взята методика самооценки. Самооценка в психологии понимается как оценка своих качеств и свойств, своих потенциалов и способностей, своего места и роли в социальных структурах и жизненных ситуациях. Самооценка включает в себя не только осознание своих характеристик, поступков, но и оценочное отношение к ним. Самоанализ у большинства людей естественно стремится к высокой самооценки.
Известно, что самооценка
рождается в деятельности, когда
происходит неоднократная оценка его
действий, поступков, сформированных для
реализации необходимых в деятельности
знаний, умений, навыков, способностей.
Чем раньше человек включается в
полезную практическую и престижную
деятельность, тем быстрее формируется
высокий уровень его
В настоящей анкете, было, предложено пять вопросов, характеризующих, возможные варианты двигательной активности студентов к каждому вопросу предлагалось 3–4 варианта ответов: респонденты должны были выбрать только один подходящий для них ответ.
В результате были определены основные варианты двигательной активности студентов ДВГУПС (табл. 5).
На первый вопрос 77,1 % студентов ответили, что занимаются два раза в неделю, только 22,9 % занимаются четыре раза в неделю.
На вопрос “Какое расстояние Вы проходите пешком за день?” 32,5 % студентов ответили, что проходят 4 км, 39,8 % проходят около 4 км, 27,7 % проходят менее 1,5 км.
На следующий вопрос “Как Вы добираетесь до места учебы?” были получены следующие ответы: идут пешком 54,2 %, пешком и на транспорте 38,6 %, всегда используют транспорт 7,23 %.
На четвертый вопрос были получены следующие ответы: поднимаются всегда по лестнице 12,1 %, поднимаются по лестнице, если нет груза 34,9 %, иногда пользуются лифтом 42,2 %, всегда пользуются лифтом 10,8 %.
На вопрос “Чем Вы заняты по выходным дням?” студенты ответили: несколько часов работают по дому или в саду 31,3 %, целый день в движении, но без физического труда 45,8 %, совершают несколько коротких прогулок 24,5 %, читают и смотрят телевизор 2,4 %.
В конце анкеты всеми респондентами подсчитывалось общее количество баллов, набранных в процессе ответов на вопросы анкеты.
Градация набранных баллов была представлена в следующем соотношении:
За ответ “а)” – 4 балла
За ответ “б)” – 3 балла
За ответ “в)” – 2 балла
За ответ “г)” – 1 балл
Таблица 5
Варианты двигательной активности студентов ДВГУПС
№ п/п |
Вопросы и варианты ответов |
Кол-во ответов (п = 83) |
% |
1 |
Как часто Вы занимаетесь физическими упражнениями: а) четыре раза в неделю б) два раза в неделю в) один раз в неделю г) никогда |
19 64 90 0 |
22,9 77,1 00 0 |
2 3 4 5 6 |
Какое расстояние Вы проходите пешком за день: а) 4 км б) около 4 км в) менее 1,5 км г) 500 м. Как Вы добираетесь до места учебы: а) идете пешком б) на велосипеде в) пешком и на транспорте г) всегда используете транспорт Если перед Вами выбор лестница, лифт, Вы: а) поднимаетесь всегда по лестнице б) поднимаетесь по лестнице, если нет груза в) иногда пользуетесь лифтом г) всегда пользуетесь лифтом По выходным дням Вы: а) несколько часов работаете по дому или в саду б) целый день в движении без физического труда в) совершаете несколько прогулок г) читаете и смотрите телевизор Общее количество набранных баллов: менее 8 баллов 8-12 баллов 13-18 баллов более 18 баллов |
27 33 23 0 45 0 32 6 10 29 35 9 26 38 17 2 0 5 78 0 |
32,5 39,8 27,7 0 54,2 0 38,6 7,23 12,1 34,9 42,2 10,8 31,3 45,8 24,5 2,4 0 6,1 93,9 0 |
Студентам набравших в сумме менее 8 баллов даются рекомендации об обязательном занятии физическими упражнениями;
от 8-12 баллов – вам нужно больше заниматься физическими упражнениями;
от 13 до 18 баллов – вы активны и сохраняете физическую форму;
19 баллов и выше – вы активны и вполне здоровы физически.
Результаты анализа выглядят следующим образом:
Менее 8 баллов – 0 % студентов;
От 8 до 12 баллов – 6,1 % студентов;
От 13 до 18 баллов – 93,9 % студентов;
Более 19 баллов – 0 % студентов.
Таким образом, результаты самооценки
являются вполне адекватными, что подтверждают
преподаватели кафедры
Основной контингент студентов ДВГУПС
“активны и сохраняют физическую форму”,
большую роль в этом играют обязательные
занятия физическим воспитанием на 1–3
курсах университета. Но с другой стороны
двух занятий физическими упражнениями
в неделю явно недостаточно, для плодотворной
учебы в университете, более успешного
формирования профессионально важных
физических качеств молодого специалиста,
которые необходимых в его последующей
производственной деятельности.
Заключение
Знание основ физического развития и физической подготовленности дают возможность студентам в условиях вуза более эффективно использовать средства и методы для самообучения и саморазвития.
Успешное использование средств физической культуры в учебном процессе и научно обоснованный контроль студента за физической подготовленностью поможет ему сохранить: физическую работоспособность, сформирует способность к быстрой адаптации, ускорит процессы восстановления после больших физических и умственных нагрузок. У студента формируется успешное выполнение учебных требований и хорошая успеваемость. Воспитывается высокая организованность и дисциплина в учебе, быту, отдыхе. Физическая подготовленность способствует рационально использовать бюджет свободного времени для личностного и профессионального развития будущего специалиста железнодорожного транспорта.
Приложение 1
АНКЕТА
Мотивы занятий физической культурой студентов вуза
Уважаемый студент просим вас ответить вариант ответа по каждому вопросу. От искренности ваших ответов будет зависеть правильность наших выводов, направленных на совершенствование спортивно-массовой работы среди студенчества. Анкета носит анонимный характер, и мнение каждого отдельного человека не будет оглашено.
Информация о работе Анализ показателей здоровья студентов университета