Анализ программы по физической культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 10:41, курсовая работа

Описание работы

Цель, задачи и направленность физической культуры. Распределение учебного времени в соответствии с программой по физическому воспитанию. Физическое воспитание детей среднего школьного возраста. Физическое воспитание детей с ослабленным здоровьем.

Файлы: 1 файл

Анализ программы по физической культуре.docx

— 57.73 Кб (Скачать файл)

 

3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА  «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-11 КЛАССОВ

3.1 Распределение учебного времени  в соответствии с программой  по физическому воспитанию

Содержание уроков физического  воспитания определено программами, которые  разработаны для каждого класса, но составляют единство, обусловленное  общей направленностью, задачами, а  также последовательным развертыванием учебного материала. Этим обеспечивается системность и целостность учебно-воспитательного  процесса на протяжении всего периода  обучения. Физическое воспитание включено в учебный план наравне с другими  предметами. Его значение и равноправность подчеркнуты введением оценок в аттестат о среднем образовании.

На основании программы в  школах разрабатывается три основных документа: годовой план-график распределения  учебного материала, четвертные поурочные  планы и план-конспект урока [Приложения Б, В, Г].

Таблица 1

Распределение учебного времени на различные виды программного материала  в общеобразовательной школе, ч

 

№ п/п

Вид программного материала

Класс

 
   

IV

V

VI

VII

VII

IX

X

XI

 

1.

Основы знаний

7

8

8

8

8

8

8

8

 

2.

Гимнастика

10

20

20

20

20

20

16

16

 

3.

Легкая атлетика

20

30

30

24

24

20

20

20

 

4.

Спортивные игры

23

16

16

18

18

22

24

24

 

5.

Лыжная подготовка

15

12

12

16

16

16

18

18

 

6.

Плавание

16

16

16

16'

16

16

16

16

 
                     

Годовой план-график распределения  учебного материала составляется на 102 урока и должен содержать базовый  компонент: требования к знаниям, требовании к двигательным умениям и навыкам, развитие физических качеств, контрольные  нормативы по физической подготовленности и домашнее задание. Порядок размещения уроков, связанных с выполнением  разделов программы, является творческим процессом учителя физической культуры. На легкую атлетику отводятся осенние  и весенние месяцы, т.е. уроки в 1 -и  и 4-й четверти (табл. 1) [5].

В зависимости от условий и объективной  необходимости (отсутствие бассейна) учитель  может изменить объем учебного времени  на другие виды программного материала  за счет часов плавания.

3.2 Физическое воспитание детей  среднего школьного возраста

Средний школьный возраст (подростковый) охватывает детей в возрасте от 12 до 15 лет (У-УШ классы).

Особенности возрастного развития. Средний школьный возраст характеризуется  интенсивным ростом и увеличением  размеров тела. Годичный прирост длины  тела достигает 4-7 см главным образом  за счет удлинения ног. Масса тела прибавляется ежегодно на 3-6 кг. Наиболее интенсивный темп роста мальчиков  происходит в 13-14 лет, когда длина  тела прибавляется за год на 7-9 см. А  у девочек происходит интенсивное  увеличение роста в 11-12 лет в среднем  на 7 см.

В подростковом возрасте быстро растут длинные трубчатые кости верхних  и нижних конечностей, ускоряется рост в высоту позвонков. Позвоночный  столб подростка очень подвижен. Чрезмерные мышечные нагрузки, ускоряя  процесс окостенения, могут замедлять  рост трубчатых костей в длину.

В этом возрасте быстрыми темпами  развивается и мышечная система. С 13 лет отмечается резкий скачок в  увеличении общей массы мышц, главным  образом за счет увеличения толщины  мышечных волокон. Мышечная масса особенно интенсивно нарастает у мальчиков  в 13-14 лет, а у девочек - в 11-12 лет [9].

Наблюдаются существенные различия в  сроках полового созревания девочек  и мальчиков. Процесс полового созревания у девочек наступает обычно на 1-2 года раньше, чем у мальчиков. В  одном классе обучаются школьники  с разной степенью полового созревания, а следовательно, и с разными функциональными адаптационными возможностями. Отсюда очевидно, что в подростковом возрасте приобретает особую актуальность проблема индивидуального обучения в условиях коллективных форм воспитания [10].

У подростков на фоне морфологической  и функциональной незрелости сердечно-сосудистой системы, а также продолжающегося развития центральной нервной системы особенно заметно выступает незавершенность формирования механизмов, регулирующих и координирующих различные функции сердца и сосудов. Поэтому адаптационные возможности системы кровообращения у детей 12-15 лет при мышечной деятельности значительно меньше, чем в юношеском возрасте. Их система кровообращения реагирует на нагрузки менее экономично. Полного морфологического и функционального совершенства сердце достигает лишь к 20 годам.

В период полового созревания у подростков отмечается наиболее высокий темп развития дыхательной системы. Объем легких в возрасте с 11 до 14 лет увеличивается  почти в два раза, значительно  повышается минутный объем дыхания  и растет показатель жизненной емкости  легких (ЖЕЛ): у мальчиков - с 1970 мл (12 лет) до 2600 мл (15 лет); у девочек - с 1900 мл (12 лет) до 2500 мл (15 лет).

Режим дыхания у детей среднего школьного возраста менее эффективный, чем у взрослых. За один дыхательный  цикл подросток потребляет 14 мл кислорода, в то время как взрослый - 20 мл. Подростки меньше, чем взрослые, способны задерживать дыхание и  работать в условиях недостатка кислорода. У них быстрее, чем у взрослых, снижается насыщение крови кислородом.

Подростковый возраст - это период продолжающегося двигательного  совершенствования моторных способностей, больших возможностей в развитии двигательных качеств. Прирост основных двигательных способностей в среднем  школьном возрасте приведен в таблице 2 [10].

У детей среднего школьного возраста достаточно высокими темпами улучшаются отдельные координационные способности (в метаниях на меткость и на дальность, в спортивно-игровых двигательных действиях), силовые и скоростно-силовые  способности; умеренно увеличиваются  скоростные способности и выносливость. Низкие темпы наблюдаются в развитии гибкости.

Таблица 2

Темпы прироста различных физических способностей у детей среднего школьного  возраста

 

Физические способности

Среднегодовой

прирост

Общий прирост

 
 

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

 

Скоростные

3,9

2,9

15,4

11,5

 

Силовые

15,8

18,4

79,0

92,0

 

Общая выносливость

3,3

2,1

13,0

8,4

 

Скоростная выносливость

4,1

1,0

16,4

4,0

 

Силовая выносливость

9,4

3,3

37,5

13,1

 
           

Задачи физического воспитания в среднем школьном возрасте.

Многогранность задач, решаемых в  среднем возрасте, позволяет [5, 10]:

содействовать гармоничному физическому  развитию, закреплению навыков правильной осанки и устойчивости к неблагоприятным  условиям внешней среды, воспитанию ценностных ориентации на здоровый образ  жизни и привычки соблюдения правил личной гигиены;

осуществлять дальнейшее обучение основам базовых видов двигательных действий (легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры, лыжная подготовка, плавание);

продолжать развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и  точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения  и дифференцирования основных параметров движений) и кондиционных (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости) способностей;

формировать основы знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими  упражнениями на основные системы организма; развивать волевые и нравственные качества; вырабатывать представления  о физической культуре личности и  приемах самоконтроля;

углублять представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий  и оказании первой помощи при травмах;

воспитывать привычки к самостоятельным  занятиям в свободное время физическими  упражнениями, избранными видами спорта;

вырабатывать организаторские  навыки проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;

формировать умения адекватной оценки собственных физических возможностей;

воспитывать инициативность, самостоятельность, взаимопомощь, дисциплинированность, чувство ответственности;

10) содействовать развитию психических  процессов и обучению основам  психической саморегуляции.

Средства физического воспитания. Основными средствами физического  воспитания детей 12-15 лет являются физические упражнения, с помощью которых  у подростков формируются жизненно важные умения и навыки, повышаются физические способности (качества) и  адаптивные свойства организма. К ним  относятся:

Гимнастические и акробатические упражнения: 1) упражнения в построениях  и перестроениях; 2) общеразвивающие упражнения без предметов на месте и в движении; 3) общеразвивающие упражнения с предметами: мальчики с набивными мячами, гантелями (1-3 кг), девочки с обручами, булавами, большим мячом, палками, скакалками; 4) упражнения в висах и упорах на различных гимнастических снарядах; 5) опорные прыжки (прыжки через козла и коня с разбега); 6) акробатические упражнения (кувырки вперед и назад, стойка на лопатках, стойка на голове, длинный кувырок вперед с трех шагов разбега, «мост» и др.) [3, 5].

Гимнастические упражнения являются эффективным средством развития координационных и кондиционных способностей (силы рук, ног, туловища, силовой выносливости, гибкости), содействуют  воспитанию смелости, решительности, уверенности (упражнения на снарядах).

Легкоатлетические упражнения: 1) бег  с высокого и низкого старта (10-60 м); 2) бег с ускорением (20-50 м); 3) бег  с максимальной скоростью (40-80 м);

бег в равномерном темпе: мальчики - до 20 мин; девочки - до 15 мин;

кросс;

6) прыжки в длину с разбега  с 9-13 шагов способом «согнув  ноги»;

прыжки в высоту с разбега  с 6-8 шагов способом «перешагивание»;

метание малого мяча (150 г) в горизонтальную и вертикальную цель: мальчики - с  расстояния 8-18 м, девочки - 8-14 м;

метание малого мяча на дальность  с разбега и др.

Лыжная подготовка: 1) передвижения на лыжах различными классическими  ходами (попеременным двухшажным, одновременным бесшажным, одновременным одношажным, одновременным двухшажным); 2) подъемы на лыжах в гору; 3) спуски с гор на лыжах; 4) торможения при спусках; 5) повороты на лыжах и движении; 6) прохождение учебных дистанций (1, 2, 3 км) [5].

Спортивные игры. В качестве базовых  игр рекомендуются баскетбол, ручной мяч (гандбол), волейбол, футбол (для  мальчиков), а в качестве дополнительных - флорбол, настольный теннис, бадминтон и др. По своему воздействию спортивная игра является комплексным и универсальным средством физического воспитания. Специально подобранные игровые упражнения, выполняемые индивидуально, в группах, командах, подвижные игры и задания с мячом создают неограниченные возможности для развития координационных, скоростных, скоростно-силовых способностей, выносливости, оказывают многостороннее влияние на развитие психических процессов учащегося (восприятие, внимание, память, быстрота и рациональность мышления, воображение и др.).

Плавание: 1) специальные плавательные упражнения для изучения кроля на груди, спине, брасса; 2) повторное проплывание отрезков 25-50, 100-150 м; 3) игры и развлечения на воде.

Физическая подготовленность. Дети среднего школьного возраста должны показывать результаты не ниже среднего уровня показателей, характеризующих  развитие основных физических качеств.

Особенности методики физического  воспитания. Особенностью урочных форм занятий с детьми среднего школьного  возраста является углубленное обучение базовым видам двигательных действий (гимнастика, легкая атлетика, лыжный спорт, спортивные игры, плавание).

В подростковом возрасте увеличиваются  индивидуальные различия детей, что  необходимо учитывать в обучении движениям и при развитии двигательных способностей. В этой связи для  группы школьников и отдельных учащихся следует дифференцировать задачи, содержание, темп овладения программным материалом, оценку их достижений. Дифференцированный и индивидуальный подход особенно важен  для учащихся, имеющих или низкие или высокие результаты.

При выборе средств и методов, используемых на занятиях, необходимо в большей  мере, чем в младшем школьном возрасте, учитывать половые особенности  учащихся.

Соотношение практических методов (игрового, строго регламентированного упражнения) примерно равное [1,3].

3.3 Физическое воспитание детей  старшего школьного возраста

физический культура учебный программа

Старший школьный возраст (юношеский) охватывает детей с 16 до 18 лет (1Х-Х1 классы). К этому возрасту относятся и  учащиеся средних специальных учебных  заведений.

Информация о работе Анализ программы по физической культуре