Анализ программы по физической культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 10:41, курсовая работа

Описание работы

Цель, задачи и направленность физической культуры. Распределение учебного времени в соответствии с программой по физическому воспитанию. Физическое воспитание детей среднего школьного возраста. Физическое воспитание детей с ослабленным здоровьем.

Файлы: 1 файл

Анализ программы по физической культуре.docx

— 57.73 Кб (Скачать файл)

- воспитание интереса к самостоятельным  занятиям физической культурой  и внедрение их в режим дня  учащихся;

- создание предпосылок, необходимых  для будущей трудовой деятельности  учащихся [10].

Для решения этих задач организуются занятия лечебной физической культурой (ЛФК). Конкретная программа занятий  составляется учителем физической культуры совместно с лечащим врачом.

В зависимости от характера заболеваний  учащихся, отнесенных специальной медицинской  группе, рекомендуется разделять  на подгруппы: с болезнями сердца, верхних дыхательных путей и  легких, с аномалиями рефракции глаз, с ожирением, с заболеваниями  желудочно-кишечного тракта.

Основной формой физического воспитания учащихся с отклонениями в состоянии  здоровья является урок, который строится по стандартной схеме: подготовительная, основная и заключительная части. Однако от обычных уроков физической культуры он имеет свои принципиальные особенности. В отличие от обычного урока продолжительность  подготовительной и заключительной частей увеличивается. В подготовительной части (до 20 мин) выполняются общеразвивающие упражнения (в медленном и среднем темпе), чередуясь с дыхательными. Нагрузка повышается постепенно, применяются такие упражнения, которые обеспечивают подготовку всех органов и систем к выполнению основной части урока. Подбор упражнений в основной части урока (20-22 мин) предусматривает решение ряда задач: овладение простейшими двигательными навыками, развитие (в пределах возможностей занимающихся) основных физических качеств. Наиболее широко используются гимнастические упражнения, позволяющие дозировать физическую нагрузку, избирательно влиять на отдельные органы и системы, мышечные группы и суставы.

Полностью исключаются акробатические упражнения и упражнения, связанные  с натуживанием, продолжительными статическими напряжениями. В заключительной части урока (3-5 мин) выполняются простые упражнения на расслабление, ходьба в медленном темпе, дыхательные упражнения.

Двигательные режимы для детей  с ослабленным здоровьем рекомендуется  выполнять при ЧСС 120-130 уд./мин, с постепенным увеличением интенсивности физических нагрузок в основной части урока и частоты пульса до 140-150 уд./мин.

Двигательные режимы при ЧСС 130-150 уд./мин являются оптимальными для кардиореспираторной системы в условиях аэробного дыхания и дают хороший тренирующий эффект [8].

Учитель физической культуры контролирует нагрузку по пульсу, дыханию и внешним  признакам утомления детей.

Кроме уроков используются и другие формы физического воспитания учащихся с отклонениями в состоянии здоровья: утренняя гигиеническая гимнастика; гимнастика до уроков; физкультурные  минутки во время общеобразовательных  уроков; физкультурные паузы во время  выполнения домашних заданий; подвижные  игры небольшой интенсивности на переменах, различные спортивные развлечения  на свежем воздухе в летнее и зимнее время года и др.

 

4. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО  ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ

В системе физического воспитания школьников применяются разнообразные  формы организации занятий физическими  упражнениями.

1. Урок физической культуры. Основной  формой занятий физическими упражнениями  в школе является урок физической  культуры. По сравнению с другими  формами физического воспитания  урок физической культуры имеет  ряд преимущества, так как он:

а) является самой массовой формой организованных, систематических и  обязательных занятий школьников;

б) проводится на базе научно обоснованной государственной программы, рассчитанной на длительные сроки обучения;

в) осуществляется под руководством педагога при учете возрастно-половых  и индивидуальных особенностей школьников;

г) содействует всестороннему и  гармоничному физическому совершенствованию  всех учащихся вне зависимости от их двигательных способностей, спортивных результатов, распределения на медицинские  группы и т.д.

Уроки физической культуры в общеобразовательной  школе проводятся 2 раза в неделю по 40-45 мин каждый. Их основное содержание - двигательная деятельность [2].

2. Физкультурно-оздоровительные мероприятия  в режиме учебного дня. В  процессе проведения физкультурно-оздоровительных  мероприятий решаются следующие  задачи: активизация двигательного  режима в течение учебного  дня и внедрение физической  культуры в повседневный быт  школьников; поддержание оптимального  уровня работоспособности в учебной  деятельности; укрепление здоровья  и совершенствование культуры  движений; содействие улучшению  физического развития и двигательной  подготовленности учащихся; овладение  навыками самостоятельных занятий  физической культурой. К физкультурно-оздоровительным  мероприятиям относят несколько  разновидностей (форм) занятий.

Утренняя гимнастика до учебных  занятий. Ее цель - способствовать организованному  началу учебного дня, улучшению самочувствия и настроения, повышению работоспособности  учащихся на первых уроках. Основа гимнастики до занятий - это комплексы из 7-9 физических упражнений динамического характера, воздействующих на различные мышечные группы, выполняемые в течение 6-7 мин (в младших классах - не более 5-6 мин). Комплексы упражнений обновляются через 2-3 недели, т.е. 2-3 раза в четверти. Утренняя гимнастика проводится на открытом воздухе, а при неблагоприятной погоде - в помещении (в проветренных коридорах, рекреациях). Общее руководство и организацию утренней гимнастики осуществляет учитель физической культуры. Ему помогают учителя-предметники, ведущие первый урок в данном классе [10].

Физкультминутки и физкулътпаузы на уроках. Их цель -- снятие утомления, повышение продуктивности умственной или физической работы, предупреждение нарушения осанки. Физкультминутки проводятся на общеобразовательных уроках при появлении первых признаков утомления (нарушения внимания, снижения активности и т.п.) под руководством учителя или физорга. Время начала физкультминутки определяет педагог, проводящий урок. Комплексы физкультминуток состоят из 3-5 упражнений (потягивания, прогибания туловища, наклоны и полунаклоны, полуприседы и приседы с различными движениями руками), повторяемых по 4-6 раз. Продолжительность выполнения комплекса упражнений 1 -2 мин.

В старших классах проводятся физкультпаузы во время занятий в учебно-производственных мастерских (на уроках труда).

Игры и физические упражнения на удлиненных переменах являются хорошим  средством активного отдыха, укрепления здоровья и восстановления работоспособности  учащихся в процессе учебного дня. Важными  условиями проведения физических упражнений и игр на перемене являются наличие  хорошо заранее подготовленных мест занятий, достаточное количество инвентаря  и оборудования. Как правило, во всех играх дети участвуют добровольно, по желанию.

Ежедневные физкультурные занятия  в группах продленного дня (спортивный час) направлены на решение следующих  задач: укрепление здоровья; закаливание  организма учащихся; повышение уровня физической и умственной работоспособности; поддержание ее устойчивости на протяжении всего учебного года; совершенствование  двигательных умений и навыков, изученных  на уроках физической культуры; формирование умений и воспитание привычки самостоятельно заниматься физическими упражнениями [5].

Физкультурные занятия в группах  продленного дня проводятся, как  правило, на свежем воздухе. Они не регламентируются так строго по структуре и времени, как уроки физической культуры. Распределение  времени выполнения различных упражнений и игр зависит от климатических условий, материальной базы, подготовленности детей. Каждое занятие состоит из трех частей. Первая часть - подготовительная (10-15 мин). Состоит из построения, разновидностей ходьбы, медленного бега, общеразвивающих или подготовительных упражнений. Вторая часть - основная (от 30 до 60 мин, в зависимости от общего времени занятия). Она содержит и себе подвижные игры и эстафеты, спортивные развлечения, а также самостоятельную двигательную деятельность (игры, физические упражнения). Третья часть - заключительная (5-7 мин). В основном направлена на организованное окончание занятий, включает общее построение, спокойную ходьбу, малоинтенсивные подвижные игры, игры на внимание. При такой структуре занятия обеспечивается постепенное нарастание физической нагрузки в начале его и постепенное снижение к концу. Организация физкультурных занятий возлагается на воспитателей групп продленного дня.

3. Внеклассные формы организации  занятий. К внеклассным формам физического воспитания школьников относятся: 1) спортивные секции по видам спорта; 2) секции общей фзической подготовки; 3) секции ритмической и атлетической гимнастики; 4) школьные соревнования; 5) туристские походы и слеты; 6) праздники физической культуры; 7) фестивали, дни здоровья, спорта и туризма; 8) комплексные соревнования по народным, спортивны, подвижным играм.

Цель внеклассных форм занятий  соостоит в том, чтобы: а) содействовать успешному и полному овладению материала программы по предмету "Физическая культура" ("Физическая культура"); б) удовлетворяти интересы школьников к занятиям массовыми видами спорта и на этой основе выявлять детей, имеющих хорошие способности к занятиям определенными видими спорта; в) обеспечивать здоровый, активный, содержательный отдых. Содержание занятий по внеклассной работе определяется с учетом возраста, пола и интереса школьников [2,10].

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Содержание уроков физического  воспитания определено программами, которые  разработаны для каждого класса, но составляют единство, обусловленное  общей направленностью, задачами, а  также последовательным развертыванием учебного материала. Этим обеспечивается системность и целостность учебно-воспитательного  процесса на протяжении всего периода  обучения. Физическое воспитание включено в учебный план наравне с другими  предметами. Его значение и равноправность подчеркнуты введением оценок в аттестат о среднем образовании.

Без знания возрастных особенностей детей невозможно правильно осуществлять физическое воспитание. Наиболее типичными  из них являются следующие: 1) непрерывный, быстрый, неравномерный рост и развитие детского организма, особенно психики; 2) незрелость и недостаточная устойчивость детского организма, легкая ранимость; 3) высокий уровень возбудимости, реактивности на различные внешние  воздействия.

Требования к учету возрастных особенностей: 1) содействовать прогрессивному их изменению; 2) принимать во внимание возрастные проявления и строить  педагогический процесс на основе реальных возможностей детей

Основными средствами физического  воспитания детей среднего и старшего школьного возраста являются физические упражнения, с помощью которых  у подростков формируются жизненно важные умения и навыки, повышаются физические способности (качества) и  адаптивные свойства организма: гимнастические и акробатические упражнения, легкоатлетические  упражнения, лыжная подготовка, спортивные игры, плавание

В соответствии с состоянием здоровья, физическим развитием, уровнем физической подготовленности все школьники  распределяются (на основании углубленного медицинского осмотра) на три медицинские  группы: основную (не имеющую отклонений в состоянии здоровья), подготовительную и специальную.Основной формой занятий физическими упражнениями в школе является урок физической культуры.

Таким образом, в данной курсовой работе было обосновано социально-педагогическое значение, определены цель и задачи физического воспитания детей школьного  возраста, а также были раскрыты содержательные и методические основы физического воспитания учащихся среднего и старшего школьного возраста в соответствии с программой по физической культуре.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Железняк,Ю.Д.Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений[Текст] /Железняк, Ю.Д., Петров П.К.// - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 264с.

Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры[Текст]/ Матвеев, Л.П //: Учебн. для ин-тов физ. культ. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.

Кофман, Л.Б Настольная книга учителя физической культуры [Текст] / Под ред. проф.Л.Б.Кофмана; Авт.-сост. Г.И.Погадаев; Предисл. В.В.Кузина, Н.Д.Никандрова.//- М.: Физкультура и спорт, 1998. - 496 с..

Гужаловский,А.А. Основы теории и методики физической культуры[Текст]: Учеб. для техн. физ. культ. / Под ред. А. А. Гужаловского.// - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 352с.

Программа по физической культуре для  учащихся 5-11 классов 
общеобразовательной школы (переработанная и дополненная) [Текст]. - Мн.,1999. - 38с.

Ашмарин, Б. А. Теория и методики физического воспитания[Текст]: Учеб. для студентов фак. физ. культуры пед. ин-тов по спец. 03.03 «Физ. культура» / Б. А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов, 3. Н. Вяткина и др.; Под ред. Б. А. Ашмарина.// - М.: Просвещение, 1990. - 287 с.

Железняк,Ю.Д Теория и методика обучения предмету «Физическая культура» [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Ю.Д. Железняк, В.М. Минбулатов//. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 272 с.

Курамшина, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры[Текст]: Учебник / Под. ред. проф. Ю.Ф. Курамшина//. - М.: Советский спорт, 2003. - 464 с.

Новиков,А. Д. Теория и методика физического воспитания[Текст]. Учебник для ин-тов физ. культуры./ Под общей ред. Л. П. Матвеева и А. Д. Новикова//- Изд. 2-е, испр. И доп. (В 2-х т.). М.: Физкультура и спорт, 1976. - Т 2 - 254 с.

Холодов,Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта[Текст] /Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. // : Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 480 с.

Ворсин, Е.Н. Физическое воспитание в  школе [текст]: Метод, пособие / А.А. Гужаловский, Е.Н. Ворсин//. - Мн.: Полымя, 1988. - 95с.

Максименко, А.М. Основы теории и методики физической культуры [текст]./ А.М. Максименко. - М.,1999.

Кофман, Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры [текст] / Под ред. Л.Б. Кофмана. - М., 1998.

Сермеев, Б.В. Определение физической подготовленности школьников [текст]/ Под ред. Б.В. Сермеева. - М.,1973.

Гужаловский, А.А.. Основы теории и методики физической культуры: Учеб. для техникумов физ. культ. [текст]/ Под ред. А.А. Гужаловского. - М.,1986.

Информация о работе Анализ программы по физической культуре