Анализ программы по физической культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 10:41, курсовая работа

Описание работы

Цель, задачи и направленность физической культуры. Распределение учебного времени в соответствии с программой по физическому воспитанию. Физическое воспитание детей среднего школьного возраста. Физическое воспитание детей с ослабленным здоровьем.

Файлы: 1 файл

Анализ программы по физической культуре.docx

— 57.73 Кб (Скачать файл)

Особенности возрастного развития. Старший школьный возраст характеризуется  продолжением процесса роста и развития, что выражается в относительно спокойном  и равномерном его протекании в отдельных органах и системах. Одновременно завершается половое  созревание. В этой связи четко  проявляются половые и индивидуальные различия, как в строении, так  и в функциях организма. В этом возрасте замедляются рост тела в  длину и увеличение его размеров в ширину, а также прирост в  массе. Различия между юношами и  девушками в размерах и формах тела достигают максимума. Юноши  перегоняют девушек в росте и  массе тела. Юноши (в среднем) выше девушек на 10-12 см и тяжелее на 5-8 кг. Масса их мышц по отношению  к массе всего тела больше на 13%, а масса подкожной жировой  ткани меньше на 10%, чем у девушек. Туловище юношей немного короче, а  руки и ноги длиннее, чем у девушек [10].

У старших школьников почти заканчивается  процесс окостенения большей  части скелета. Рост трубчатых костей в ширину усиливается, а в длину  замедляется. Интенсивно развивается  грудная клетка, особенно у юношей. Скелет способен выдерживать значительные нагрузки. Развитие костного аппарата сопровождается формированием мышц, сухожилий, связок. Мышцы развиваются  равномерно и быстро, в связи с чем увеличивается мышечная масса и растет сила. В этом возрасте отмечается асимметрия в увеличении силы мышц правой и левой половины тела. Это предполагает целенаправленное воздействие (с большим уклоном на левую сторону) с целью симметричного развития мышц правой и левой сторон туловища. В этом возрасте появляются благоприятные возможности для воспитания силы и выносливости мышц.

У девушек в отличие от юношей наблюдается значительно меньший  прирост мышечной массы, заметно  отстает в развитии плечевой пояс, но зато интенсивно развиваются тазовый  пояс и мышцы тазового дна. Грудная  клетка, сердце, легкие, жизненная емкость  легких, сила дыхательных мышц, максимальная легочная вентиляция и объем потребления кислорода также менее развиты, чем у юношей. В силу этого функциональные возможности органов кровообращения и дыхания у них оказываются гораздо ниже [6].

Сердце юношей на 10-15% больше по объему и массе, чем у девушек; пульс  реже на 6-8 уд./мин, сердечные сокращения сильнее, что обусловливает больший выброс крови в сосуды и более высокое кровяное давление. Девушки дышат чаще и не так глубоко, как юноши; жизненная емкость их легких примерно на 100 см3 меньше.

В 15-17 лет у школьников заканчивается  формирование познавательной сферы. Наибольшие изменения происходят в мыслительной деятельности. У детей старшего школьного  возраста повышается способность понимать структуру движений, точно воспроизводить и дифференцировать отдельные (силовые, временные и пространственные) движения, осуществлять двигательные действия в  целом [2].

Старшеклассники могут проявлять  достаточно высокую волевую активность, например настойчивость в достижении поставленной цели, способность к  терпению на фоне усталости и утомления. Однако у девушек снижается смелость, что создает определенные трудности  в физическом воспитании.

В старшем школьном возрасте по сравнению  с предыдущими возрастными группами наблюдается снижение прироста в  развитии кондиционных и координационных  способностей (табл. 3) [10].

Таблица 3

Темпы прироста различных физических способностей у детей старшего школьного  возраста

 

Физические способности

Среднегодовой прирост

Общий прирост

 
 

Юноши

Девушки

Юноши

Девушки

 

Скоростные

1,5

0,2

З,1

0,5

 

Силовые

14,0

9,0

28,0

18,0

 

Общая выносливость

2,1

0,7

6,4

2,1

 

Скоростная выносливость

2,1

-0,6

6,3

-1,8

 

Силовая выносливость

8,5

-2,0

26,7

-6,0

 
           

Тем не менее, в этот возрастной период сохраняются еще немалые резервы  для улучшения двигательных способностей, особенно если это делать систематически и направленно.

Задачи физического воспитания. К ним относятся [5, 10]:

содействие гармоничному физическому  развитию, выработка умений использовать физические упражнения, гигиенические  факторы и условия внешней  среды для укрепления здоровья, противостоять  стрессам; формирование общественных и личностных представлений о  престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физической подготовленности;

приобретение двигательного опыта  посредством овладения новыми двигательными  действиями и формирование умений применять  их в различных по сложности условиях;

дальнейшее развитие кондиционных (силовых, скоростно-силовых, выносливости, скорости и гибкости) и координационных (быстроты перестроения двигательных действий, согласования, способности  к произвольному расслаблению мышц, вестибулярной устойчивости и др.) способностей;

формирование знаний: о закономерностях  двигательной активности, спортивной тренировке; о значении занятий физическими  упражнениями для будущей трудовой деятельности; о выполнении функций  отцовства и материнства, о подготовке к службе в армии;

закрепление навыков в систематичных  и регулярных занятиях физическими  упражнениями и избранными видами спорта;

формирование адекватной самооценки личности, нравственного самосознания, мировоззрения, коллективизма; развитие целеустремленности, уверенности, выдержки, самообладания;

дальнейшее содействие в развитии психических свойств и качеств  личности и обучение основам психической  регуляции.

Средства физического воспитания. Программа физической активности детей  старшего школьного возраста весьма насыщенна и разнообразна. Наиболее целесообразными средствами физического  воспитания в этот период являются:

Гимнастические и акробатические упражнения: 1) общеразвивающие упражнения без предметов на месте и в движении; 2) общеразвивающие упражнения с предметами: юноши - с набивными мячами 3-5 кг, гантелями до 8 кг, гирями 16 и 24 кг; упражнения на тренажерах; девушки - с обручами, булавами, скакалкой, большими мячами; 3) упражнения на параллельных брусьях и перекладине (юноши), упражнения на бревне и разновысоких брусьях (девушки); 4) опорные прыжки через гимнастического коня; 5) акробатические упражнения: юноши - длинный кувырок через препятствие высотой до 90 см, стойка на руках, переворот боком с места и с разбега; девушки - сед углом, стойка на лопатках, «мост», кувырки вперед и назад; 6) ритмическая гимнастика; 7) эстафеты, игры, полосы препятствий с использованием гимнастического инвентаря и др.

Гимнастические и акробатические упражнения, включенные в программу  старших классов, занимают до 30% учебного времени, их отличает большая избирательная  направленность, и нацелены они прежде всего на развитие силы, силовой и скоростной выносливости различных групп мышц, координационных способностей и гибкости [10].

Гимнастические упражнения для  юношей имеют большое прикладное значение для их подготовки к будущей  трудовой деятельности и службе в  армии. Для девушек практическая значимость упражнений заключается  в том, что они направлены на воспитание грациозности, красоты движений и  способствуют развитию мышечных групп, играющих большую роль в выполнении функции материнства.

Легкоатлетические упражнения: 1) беговые  упражнения; 2) бег с ускорением; 3) бег с высокого и низкого старта до 40 м; 4) бег на 60 и 100 м с максимальной скоростью; 5) эстафетный бег; 6) бег в  равномерном и переменном темпе: юноши - 20-25 мин; девушки - 15-20 мин; 7) кросс: юноши - 3-5 км, девушки - 2-3 км; 8) прыжки в длину с 13-15 шагов разбега; 9) прыжки в высоту с 9-10 шагов разбега; 10) метание малого мяча и гранаты в цель с расстояния 18-20 м (юноши) и 12-14 м (девушки) и на дальность с разбега; 11) челночный бег 10x10 м (юноши) и др.

Лыжная подготовка: 1) повторное  прохождение отрезков: для развития скорости: юноши - 150-200 м, девушки - 100-150 м; для развития скоростной выносливости: юноши - 300-600 м; девушки - 300-450 м; 2) эстафеты на отрезках от 50 до 200 м; 3) прохождение  учебных дистанций: 5 км (юноши), 3 км (девушки) и др.

Спортивные игры. В качестве базовых  игр рекомендуются баскетбол, ручной мяч (гандбол), волейбол, футбол (для  юношей).

Регулярное использование спортивных игр в старших классах значительно  повышает интерес к занятиям физической культурой.

Плавание: 1) повторное проплывание отрезков 25-100 м; 2) плавание в умеренном и переменном темпе до 600 м (для развития выносливости); 3) игры и эстафеты на воде и др. [5].

Физическая подготовленность. Юноши  и девушки старшего школьного  возраста должны показывать результаты не ниже показателей среднего уровня развития основных физических качеств [Приложение А].

Особенности методики физического  воспитания. В старшем школьном возрасте уроки физической культуры с юношами  и девушками проводятся раздельно. Анатомо-физиологические и психические  особенности юношей и девушек  требуют различного подхода к  организации занятий, подбору средств  и методов обучения двигательным действиям и воспитанию физических качеств, к дозировке физической нагрузки.

Функциональные возможности для  осуществления интенсивной и  длительной работы у юношей выше, чем  у девушек. Физические нагрузки они  переносят лучше при относительно меньшей частоте пульса и большем  повышении кровяного давления. Период восстановления этих показателей до исходного уровня у юношей короче, чем у девушек.

При организации занятий с юношами  надо помнить, что они должны быть готовы к службе в армии. Поэтому  с ними следует предусмотреть  занятия на местности, в нестандартных  условиях, с различными помехами, в  условиях дефицита времени, при максимальных физических и волевых нагрузках.

В старшем школьном возрасте в первую очередь следует уделить внимание развитию силовых и скоростно-силовых  возможностей, различным видам выносливости (силовой, аэробной, статической и  др.). Среди координационных способностей особое внимание необходимо обратить на воспитание быстроты перестроения и согласование двигательных действий, способности произвольно расслаблять  мышцы и вестибулярной устойчивости [1].

На занятиях со старшеклассниками  увеличивается доля упражнений сопряженного воздействия на кондиционные и координационные  способности, а также упражнений, при которых одновременно закрепляются и совершенствуются двигательные навыки (техника) и физические качества.

Интенсификация обучения в этом возрасте идет по пути усиления тренировочной  направленности уроков. Доля игрового метода сокращается, а соревновательного - увеличивается.

В работе со старшеклассниками рекомендуется  шире, чем в предыдущих возрастах, применять метод индивидуальных заданий, дополнительных упражнений, заданий  по овладению двигательными действиями, развитию физических способностей с  учетом типа телосложения, наклонностей, физической и технико-тактической  подготовленности [9].

Прохождение и освоение учебного материала  должно осуществляться в логической последовательности, в системе взаимосвязанных  уроков.

3.4 Физическое воспитание детей  с ослабленным здоровьем

В соответствии с состоянием здоровья, физическим развитием, уровнем физической подготовленности все школьники  распределяются (на основании углубленного медицинского осмотра) на три медицинские  группы: основную (не имеющую отклонений в состоянии здоровья), подготовительную и специальную.

Подготовительная группа формируется  из учащихся, имеющих незначительные отклонения в физическом развитии и  состоянии здоровья (без существенных функциональных нарушений), а также  недостаточную физическую подготовленность.

Основными задачами занятий физическими  упражнениями с учащимися этой группы являются укрепление их здоровья, улучшение  физического развития и физической подготовленности и перевод в  основную группу.

При изучении и выполнении различных  двигательных действий, связанных с  повышенными нагрузками, требования к учащимся снижаются. Материал учебной  программы проходят с облегчением  сложности, сокращением длительности упражнений и количества их повторений. Исключаются упражнения, связанные  с большими мышечными напряжениями. Ограничивается нагрузка в беге, прыжках, в упражнениях с отягощениями, с преодолением препятствий, в эстафетах.

Двигательные задания школьникам данной группы могут быть как групповыми, так и индивидуальными [3].

В специальную группу включают учащихся, имеющих такие отклонения и состоянии  здоровья, которые являются противопоказанием к повышенной физической нагрузке. Включение учащихся в специальную медицинскую группу может носить как временный, так и постоянный характер (в зависимости от вида заболевания и других отклонений в состоянии здоровья).

Основными задачами физического воспитания учащихся, отнесенных по состоянию  здоровья к специальной медицинской  группе, являются:

-укрепление здоровья, содействие  правильному физическому развитию  и закаливанию организма;

-повышение функционального уровня  органон и систем ослабленных  болезнью;

- повышение физической и умственной  работоспособности;

-повышение иммунологической реактивности  и сопротивляемости организма  как средств борьбы с аллергизацией, провоцируемой простудными заболеваниями и наличием очагов хронической инфекции;

формирование правильной осанки, а  при необходимости ее коррекция;

обучение рациональному дыханию;

освоение основных двигательных умений и навыков;

воспитание морально-волевых качеств;

Информация о работе Анализ программы по физической культуре