Анализ техники и методика обучения прыжкам в длину различными способами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 10:33, курсовая работа

Описание работы

Потребуется дальнейшая специализация скоростно-силовой подготовки с учетом индивидуальных способностей атлетов. Возрастут тренировочные нагрузки в спринтерской подготовке и прыжках с большого разбега. Будут способствовать более четкая организация и планирование тренировки, использование средств срочной информации и более широкое проведение восстановительных мероприятий.
Цель данной курсовой работы проанализировать технику и методику обучения прыжкам в длину различными способами.

Файлы: 1 файл

Анализ техники и методика обучения прыжкам в длину различными способами.docx

— 333.01 Кб (Скачать файл)

Задача 4-я - обучить занимающихся ритму  разбега в целом и последних  шагов перед отталкиванием, а  также установить занимающимся длину  полного разбега.

Под данной задачей надо понимать овладение ритмом разбега, подготовкой  к отталкиванию и переходом от разбега к толчку. Сначала занимающимся объясняют особенности последних шагов перед отталкиванием. Можно также предложить занимающимся проделать ряд упражнений, способствующих обучению этому важному элементу техники прыжка. В первую очередь выполняют повторные пробежки на 40-50 м с 2-3 ускорениями. Это дает занимающимся возможность несколько раз как бы повторить набегание на брусок для отталкивания. Затем проводится пробежка на 20-25 м с ускорением в конце разбега и с выполнением отталкивания. При этом отталкивание только обозначается, а приземление осуществляется без выполнения движений, характерных для техники прыжков.

Следует напомнить занимающимся, что  только наиболее простые по внешней  форме и содержанию, а следовательно, и ритму действия прыгуна в разбеге будут способствовать освоению им прочного двигательного навыка, выработке точности и уверенности разбега с самого его начала и до последнего шага и выполнению правильного отталкивания в различных условиях соревнований. На практике нередко приходится наблюдать отклонения в длине шагов уже в самом начале разбега, а в конце его попытки выправить создавшееся положение растягиванием или сокращением наиболее важных последних шагов (что вызывается стремлением точно попасть на брусок). Чтобы предупредить или исправить эти нежелательные явления, надо рекомендовать занимающимся начинать разбег из следующего исходного положения; ступни на одной линии на ширине 10-15 см, ноги согнуты в колейных суставах, кисти на бедрах или опущены вниз, взгляд направлен на 2-3 м вперед. Движение начинается с падения вперед, а затем «подхватывается» разгибанием толчковой ноги, махом рук и выносом маховой ноги.

Преимущество описанного исходного  положения перед всеми другими  заключается в том, что движение начинается с падения, а следовательно, всегда с одним и тем же ускорением. Ограниченная, амплитуда движения маховой ноги в первом шаге и стандартность наклона тела также обеспечивают минимальное отклонение в длине первых шагов.

Начало разбега желательно выполнять  так же, как бег со старта, но не на полной скорости. При этом необходимо учитывать, что выбору определенной длины разбега должны соответствовать  скоростные способности прыгуна.

Число беговых шагов служит ориентиром при установлении длины разбега, что облегчает соблюдение строгой  последовательности и постепенности  при обучении не только ритму разбега, но и технике прыжка.

Если первый шаг в разбеге  выполняется с маховой ноги, число  шагов будет четным, а если с  толчковой, то нечетным.

Разбег в 6-8 беговых шагов обычно считают малым, в 10--14 беговых шагов - средним и в 16-22 беговых шага - большим. При разметке разбега в условиях тренировки исходят из того, что 2 беговым соответствуют 3 растянутых шага ходьбы, или расстояние, равное 12-14 ступням.

Определенное постоянное число  беговых шагов в соревновательном разбеге отражает зону скоростных способностей прыгуна (например, разбег в 16-18 беговых  шагов должен соответствовать зонам 4,5-4,3 сек. и 12,5- 12,0 сек.), хотя длина разбега  может изменяться по мере повышения  скорости бега в пределах зоны. При  переходе в следующую зону скоростных способностей в разбег добавляется  два беговых шага.

Соблюдение этого правила позволяет  избегать встречающегося в практике выполнения разбега излишне растянутыми  и замедленными шагами перед отталкиванием.

Объективный контроль за разбегом осуществляется по следам, оставленным прыгуном на дорожке или на полу. Постоянное сопоставление объективных показателей (следов) с субъективными ощущениями прыгуна в значительной мере ускоряет сознательное формирование правильного ритма разбега.

Для овладения ритмом начала разбега  занимающимся дается задание многократно  начинать разбег из исходного положения  и каждый раз отмечать место отталкивания на пятом шаге. Занимающиеся, контролируя  длину шагов по следам на дорожке  и сопоставляя свои ощущения с  действительной длиной шагов, добиваются стабильности ритма начала разбега. После 5-6 пробежек переходят к контролю за местом отталкивания на седьмом шаге и т. д.

Полный разбег целесообразно выполнять  на заровненной дорожке, чтобы иметь  возможность по следам сравнить один разбег с другим и выяснить причины  ошибок.

Во время совершенствования  в разбеге можно использовать контрольную отметку, наносимую  за 6 шагов до отталкивания. Эта отметка  дает прыгуну возможность объективно оценить длину, а до некоторой  степени и ритм последних шагов  разбега. В разбеге прыгун не должен смотреть на отметку, а стремиться попасть  на нее путем изменения длины  шагов. Отметка служит только для  контроля за правильностью разбега по оставленным на дорожке следам.

Хорошо подготовленным прыгунам можно  рекомендовать выполнение разбега  в ином варианте, когда контрольная  отметка приближена к начальной  линии разбега и вторая, большая, половина разбега выполняется стремительнее, чем обычно, по принципу бега с хода. При достижении прочного навыка в  разбеге контрольную отметку  лучше не применять.

Для развития и укрепления зрительного  восприятия расстояния до места отталкивания и правильной оценки этого расстояния, особенно в конце разбега, прыгунам предлагают место отталкивания отмечать мелом, яркими флажками и ограничивать бамбуковой щепкой, связкой прутьев  или соломы и другими безопасными  предметами.

Во время обучения ритму последних  шагов разбега перед отталкиванием  можно использовать также прыжки через планку или другие препятствия. При многократном повторении таких  прыжков в сочетании с прыжками без преодоления препятствий  вырабатывается умение выполнять правильное отталкивание. Очень важно, чтобы  занимающиеся во время бега не отклоняли  плечи назад и не выставляли далеко вперед толчковую ногу с упором на пятку. Особенно это касается бега на последних шагах перёд отталкиванием. Надо стремиться к тому, чтобы на последних шагах разбега туловище было слегка наклонено вперед или  находилось в вертикальном положении. При постановке ноги на место отталкивания вместе с выведением таза туловище должно пройти в вертикальном положении  вперед па толчковую ногу.

Добиваясь правильного ритма последних  шагов разбега и правильного  положения туловища, необходимо обучать  занимающихся и учащению этих шагов. Занимающимся надо чаще напоминать о свободном, ненапряженном выполнении бега, особенно последних шагов. Последние шаги надо пробегать высоко на передней части стопы. Особенно об этом нельзя забывать тем занимающимся, которые растягивают последние шаги и бегут на полусогнутых ногах.

Для проверки правильного выполнения ритма последних шагов разбега  следует периодически измерять длину  предпоследнего и последнего шагов  перед отталкиванием. Задача 5-я - обучить  занимающихся технике приземления. Для осуществления этой задачи в первую очередь надо повторить прыжки с места. Основное внимание следует обратить на подтягивание коленей вперед-вверх при приземлении и группировку с опусканием рук вниз и слегка назад. Все эти движения выполняют вслед за обозначением паузы полета. Обычно начинающие не выносят ноги высоко вверх-вперед. При прыжках с места продвижение вперед небольшое, поэтому во время приземления при активном «выбрасывании» ног вперед возможно падение назад. Однако это не должно смущать занимающихся. Если активное «выбрасывание» ног при приземлении в прыжках с места будет вызывать частое падение назад, то при прыжках с разбега при таком же приземлении этого не будет, так как инерция будет способствовать выходу прыгуна вперед.

При обучении приземлению с разбега  применяют следующее упражнение (Рис 7). Примерно па расстоянии 1 м до предполагаемого места приземления  ставится планка на высоте 20-30 см. С  разбега в 7-9 беговых шагов после  отталкивания и вылета в шаге занимающиеся активно поднимают ноги вверх-вперед так, чтобы не задеть планку.

 

Рис. Прыжок через планку для обучения технике приземлеиия

Многократное повторение упражнения при использовании ориентира  в виде планки способствует образованию  навыка активного поднимания ног  в полете перед приземлением.

Планку можно заменять какой-нибудь белой полоской (бумага, веревка), положенной на предполагаемом месте приземления. Это упражнение также помогает освоению техники приземления.

Прыжки с обозначением места  приземления надо выполнять в  сочетании с обычными прыжками.

Для эффективного выполнения приземления  можно использовать специальное  упражнение, направленное на совершенствование  в технике приземления. Отталкиваясь двумя ногами, занимающиеся стараются  поднять обе ноги, слегка согнутые в коленных суставах, до уровня таза. При этом руки опускают вперед-вниз, а туловище не наклоняют вперед. Выполняют упражнение на месте, ходьбе или медленном беге.

Если упражнение осуществляется в  ходьбе или в медленном беге, отталкиваться  можно одной ногой, а остальные  движения выполнять так же, как  в предыдущем упражнении. Проделывают  упражнение серийно на беговой дорожке  или на секторе для прыжков. После  выполнения 8-10 прыжков занимающимся предоставляется отдых, после чего упражнение повторяют.

Задача 6-я - обучить занимающихся технике полетной фазы прыжка

 

 

.1 Способ «согнув ноги»

 

После овладения техникой основных частей прыжка - разбега, отталкивания и приземления- занимающиеся изучают общую схему прыжка способом «согнув ноги».

Этот способ наиболее прост и  естествен и поэтому используется в начальном обучении. Новички  без предварительного обучения прыгают  в длину именно этим способом. После  отталкивания в положении шага надо ногу, находящуюся сзади, подтянуть  к передней и приблизить обе ноги к груди. Туловище а этом положении не следует сильно наклонять вперед. Примерно за 0,5 м до приземления ноги почти полностью выпрямляются. Руки, продолжая начатое движение, опускаются вперед-назад. Это компенсаторное (возмещающее) движение способствует лучшему разгибанию голеней перед приземлением и сохранению устойчивости.

Для обучения высокому взлету и активному  подниманию ног во время приземления  используют прыжки с преодолением двух препятствий (упражнения приведены  при изложении задач 3-й и 5-й). Первое препятствие высотой 50-60 см, как говорилось выше, ставится примерно на расстоянии 1\3 или 1\2 всей длины прыжка для стимулирования мощного отталкивания и активного  маха свободной тогой. Второе препятствие, высотой 20-30 см, устанавливается примерно за 1 м до приземления для активного  поднимания ног перед приземлением.

В дальнейшем совершенствование в  технике прыжка в длину в целом  должно происходить с применением  среднего и полного разбега. При  этом основное внимание обращается па правильное выполнение разбега и  отталкивания. Можно также устраивать соревнования по прыжкам в длину  со среднего и полного разбега  на результат и с оценкой техники  прыжка.

 

2.2 Способ «ножницы»

Для создания представления о технике  прыжка способом «ножницы» преподаватель  показывает прыжок со среднего разбега (Рис 8).

Этот прыжок более эффективен за счет сохранения координирующей структуры  бегового шага в переходе от разбега  к отталкиванию и в движениях  полетной фазы.

Главное- научить занимающихся широкому и свободному движению ног в полете. Непосредственное обучение начинается с выполнения прыжков с разбега в 5-7 беговых шагов. После вылета в положение шага прыгун должен сразу же опустить маховую ногу вниз и приземлиться на нее (Рис 9). Толчковую ногу при этом надо вынести вперед, активно поднимая бедро вверх, и затем перейти на бег по песку.

Затем занимающиеся выполняют тот  же прыжок, но с продолжением движения ног в полетной фазе прыжка (с  разбега в 5-7 беговых шагов, с толчком  в направлении вверх).

По окончании отталкивания нужно, не задерживаясь, опустить маховую  ногу вниз-назад, закидывая голень. В это время толчковую ногу надо вынести вперед-вверх и далее, опуская ее, приземлиться на нее. Маховую  ногу прыгун активно выносит коленом  вперед-вверх и переходит на бег.

Рис . Прыжок в длину с разбега способом «ножницы» (И. Тер- Ованесян)

                                 

Рис Прыжок в длину с малого разбега с приземлением на маховую ногу

Руки после вылета в шаге поднимаются  вверх и разносторонними круговыми  движениями поддерживают равновесие. С опусканием маховой ноги (левой) разноименная рука (правая), выпрямляясь  до конца в локтевом суставе, отводится  назад и через сторону вверх. Другая рука, будучи согнутая в конце  отталкивания, выпрямляется вперед в  сторону и затем идет вверх. Вместе с руками плечи прыгуна поворачиваются навстречу движению таза, что также  способствует сохранению равновесия прыгуна. После выноса ног вперед, опускания  рук и наклона туловища происходит приземление. Все движения в прыжке, напоминающем бег по воздуху, естественны, следуют одно за другим и координационно вытекают из разбега. В этом наибольшая ценность прыжка способом «ножницы».

Нередко способом «ножницы» прыгают  с прогибом в грудной и поясничной областях, наподобие способа «прогнувшись», чтобы противодействовать вращению тела вперед и эффективнее выполнить  приземление.

 

2.3 Способ «прогнувшись»

Обучение технике прыжка способом «прогнувшись» начинают с показа прыжка с полного или среднего разбега (Рис 10). Затем занимающиеся выполняют прыжок в длину с короткого разбега (3- 5 шагов). В отталкивании надо стараться направлять усилие больше вверх и принимать положение в шаге. Не задерживаясь в этом положении, нужно сразу же активно опустить маховую ногу вниз, приземлиться на нее и пробежать по яме с песком.

Информация о работе Анализ техники и методика обучения прыжкам в длину различными способами