Двигательный режим. Сочетание труда и отдыха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 22:01, контрольная работа

Описание работы

Еще в начале века выдающийся физиолог И.М. Сеченов установил, что во время труда и после него быстрее устраняет утомление не полный покой, а смена деятельности – активный отдых, т.е. физкультура1. В 60-е годы киевский профессор И.В. Муравов установил «эффект погашения» утомления при выполнении движений нагруженными мышцами. Оказалось, что это связано с возбуждением центров, бездействовавших во время работы, и более глубоким торможением утомленных центров. Отсюда нормализация функций нервной системы, кровообращения, дыхания, органов чувств.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3

Работоспособность и влияние на нее различных факторов. Влияние на работоспособность периодичности ритмичных процессов в организме……………………………………………………………….4

Изменение состояния организма студентов под влиянием различных режимов и условий обучения…………………………………………6

Виды отдыха……………………………………………………………9

Физкультурно-спортивные занятия для активного отдыха и повышения функциональных возможностей………………………..11

Заключение……………………………………………………………… 13

Список литературы……………………………………………………….1

Файлы: 1 файл

Двигательный режим - сочетание труда и отдыха.docx

— 36.78 Кб (Скачать файл)

 

Содержание:

 

           Введение……………………………………………………………………3

 

    1. Работоспособность и влияние на нее различных факторов. Влияние на работоспособность периодичности ритмичных процессов в организме……………………………………………………………….4

 

    1. Изменение состояния организма студентов под влиянием различных режимов и условий обучения…………………………………………6

 

    1. Виды отдыха……………………………………………………………9

 

    1. Физкультурно-спортивные занятия для активного отдыха и повышения функциональных возможностей………………………..11

 

Заключение………………………………………………………………  13

 

Список литературы……………………………………………………….14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Двигательный режим –  одно из основных слагаемых здоровья.

Еще в начале века выдающийся физиолог И.М. Сеченов установил, что  во время труда и после него быстрее устраняет утомление  не полный покой, а смена деятельности – активный отдых, т.е. физкультура1. В 60-е годы киевский профессор И.В. Муравов установил «эффект погашения» утомления при выполнении движений нагруженными мышцами. Оказалось, что это связано с возбуждением центров, бездействовавших во время работы, и более глубоким торможением утомленных центров. Отсюда нормализация функций нервной системы, кровообращения, дыхания, органов чувств. Получалось, что упражнение – универсальный стимулятор и восстановитель физической и умственной работоспособности2.

Двигательный режим - это  обязательный процесс занятий физическими  упражнениями на протяжении всей жизни  человека с постепенным изменением задач и методов, в зависимости  от динамики возраста, состояния здоровья и подготовленности занимающихся.

Двигательный режим в  массовой физкультуре отличается от такового в лечебной физкультуре  тем, что направлен не столько  на лечение заболеваний, сколько  на устранение или смягчение остаточных их признаков, укрепление здоровья, повышение  физической подготовленности и работоспособности, привитие необходимых навыков и  стремления к здоровому образу жизни.

 

 

 

 

    1. Работоспособность и влияние на нее различных факторов. Влияние на работоспособность периодичности ритмичных процессов в организме

Работоспособность — это  способность человека выполнять  конкретную деятельность в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. С одной стороны, она отражает возможности биологической  природы человека, служит показателем  его дееспособности, с другой —  выражает его социальную сущность, являясь показателем успешности овладения требованиями какой-то конкретной деятельности. Основу работоспособности  составляют специальные знания, умения, навыки, определенные психические, физиологические, физические особенности. Кроме того, для успеха в деятельности большое  значение имеют и такие свойства личности, как сообразительность, ответственность, добросовестность и др.; совокупность специальных качеств, необходимых  в конкретной деятельности. Работоспособность  зависит и от уровня мотивации, поставленной цели, адекватной возможностям личности3.

В каждый момент работоспособность  определяется воздействием разнообразных  внешних и внутренних факторов не только по отдельности, но и в их сочетаний. Эти факторы можно разделить на три основные группы: 1-я — физиологического характера — состояние здоровья, сердечно-сосудистой системы, дыхательной и другие; 2-я — физического характера — степень и характер освещенности помещения, температура воздуха, уровень шума и другие; 3-я психического характера — самочувствие, настроение, мотивация и др. В определенной мере работоспособность в учебной деятельности зависит от свойств личности, особенностей нервной системы, темперамента. Так, лицам, обладающим хорошей работоспособностью, присуща подвижность торможения, преобладание процесса внутреннего возбуждения. Наряду с этим успешность обучения может быть обусловлена такой типологической характеристикой, как «усидчивость», которой в большей степени обладают лица с преобладанием внутреннего и внешнего торможения. Аккуратность и сдержанность связаны с инертностью процессов возбуждения и торможения. Работу, требующую большой концентрации внимания, более успешно выполняют студенты, которые обладают слабой нервной системой с преобладанием внешнего торможения или уравновешенностью, а также инертностью нервных процессов. Задания, не требующие напряженного внимания, лучше выполняют лица с инертностью возбуждения, большой силой нервной системы, с преобладанием внутреннего торможения. При выполнении учебной работы монотонного характера у лиц с сильной нервной системой быстрее наблюдается снижение работоспособности, чем у студентов со слабой нервной системой.

Интерес к эмоционально привлекательной  учебной работе увеличивает продолжительность  ее выполнения. Результативность выполнения оказывает стимулирующее воздействие  на сохранение более высокого уровня работоспособности. В то же время  мотив похвалы, указания или порицания  может быть чрезмерным по, силе воздействия, вызвать настолько сильные переживания  за результаты работы, что никакие  волевые усилия не позволят справиться с ними, что приводит к снижению работоспособности. Поэтому условием высокого уровня работоспособности  является оптимальное эмоциональное  напряжение.

Высокая работоспособность  обеспечивается только в том случае, если жизненный ритм правильно согласуется  со свойственными организму есте-ственными биологическими ритмами его психофизиологических функций. Чем точнее совпадает начало учебно-трудовой деятельности с подъемом жизненно важных функций организма, тем продуктивнее будет учебный труд.

 

 

    1. Изменение состояния организма студентов под влиянием различных режимов и условий обучения

 

В процессе умственного труда  основная нагрузка приходится на центральную  нервную систему, ее высший отдел — головной мозг, обеспечивающий протекание психических процессов — восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоций. В среднем масса мозга составляет 2— 2,5% общей массы тела, однако кислорода мозг потребляет до 15—20% используемого организмом. В течение 1 мин мозгу необходимо 40— 50 см3 кислорода, что свидетельствует о высокой интенсивности обменных процессов в нем. Для этого мозг должен иметь высокий уровень стабильности кровообращения. Тем не менее энергетический баланс организма при умственной деятельности изменяется незначительно — на 500—1000 ккал выше, чем уровень основного обмена4.

Выявлено отрицательное  воздействие на организм длительного, пребывания в характерной для  лиц умственного труда «сидячей»  позе. При этом кровь скапливается в сосудах, расположенных ниже сердца. Уменьшается объем циркулирующей  крови, что ухудшает кровоснабжение ряда органов, в том числе мозга. Ухудшается венозное кровообращение. Когда мышцы не работают, вены переполняются  кровью, движение ее замедляется. Сосуды быстрее теряют свою эластичность, растягиваются. Ухудшается движение крови  и по сонным артериям головного мозга. Помимо этого, уменьшение размаха движений диафрагмы отрицательно сказывается  на функции дыхательной системы.

Кратковременная интенсивная  умственная работа вызывает учащение сердечных сокращений, длительная работа — замедление. Иное дело, когда умственная деятельность связана с эмоциональными факторами, нервно-психическим напряжением. Все то, что обозначается как неприятности, волнения, нетерпение, все условные рефлексы на обстановку, в которой неоднократно действовали «отрицательные эмоции», напряженная работа в условиях дефицита времени, высокой ответственности за результат, — все это неизменно сказывается на циркуляторном аппарате кровообращения.

При утомлении деятельность внешних органов чувств или заметно  повышается, или до крайности ослабевает; снижается сила памяти — быстро исчезает из памяти то, что незадолго до этого было усвоено. Наступление утомления не всегда обнаруживается в одновременном ослаблении всех сторон умственной деятельности. В связи с этим условно различают местное и общее утомление. Так, снижение эффективности в одном виде учебного труда может сопровождаться сохранением его эффективности в другом виде. Например, устав заниматься вычислительными операциями, можно успешно заниматься чтением. Но может быть и такое состояние общего утомления, при котором необходим отдых, сон.

Основной фактор утомления — сама учебная деятельность. Однако утомление, возникающее в процессе ее, может быть значительно осложнено дополнительными факторами, которые также вызывают утомление (например, плохая организация режима жизнедеятельности). Кроме того, необходимо учитывать ряд факторов, которые сами по себе не вызывают утомления, но способствуют его появлению (хронические заболевания, плохое физическое развитие, нерегулярное питание и др.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Виды отдыха

 

Различают отдых пассивный  и активный.

Активный отдых предполагает различную деятельность, отличную от той, которая вызвала утомление. Для людей умственного труда  отдых должен включать в значительной мере физическую нагрузку. Это могут  быть спортивные игры, танцы, посещение  бассейна или фитнесс-центров, работа на даче и др. Даже для людей физического труда полезен активный отдых. Сеченов И.М. установил, что утомленные мышцы лучше отдыхают при работе других мышечных групп. К активному отдыху относятся также различные культурные мероприятия, например, посещение театра и музея, общение с друзьями, коллегами, родными, их социальная поддержка и т.д.

Преимущество активного  отдыха заключается в том, что  он поддерживает и даже повышает работоспособность  человека и улучшает его физическое и психическое здоровье. Многолетние  исследования показали, что всякое движение, всякая активность, умственная и физическая, это не только трата  энергии, но и её накопление. Когда  человек идёт, бежит, работает, творит, наслаждается прекрасным, его дыхание  становится чаще, энергичнее бьётся сердце, интенсивнее бежит кровь по сосудам, ткани полнее насыщаются кислородом и питательными веществами. То есть организм сам себе возвращает потраченную  энергию. Кроме того, от работающих мышц в кору головного мозга поступают  импульсы, которые поддерживают тонус  корковых структур и подкорковых  образований, обеспечивая нормальную работу дыхательного и сосудодвигательного  центров и всего организма  в целом.

Активный вид отдыха снижает  уровень гормона стресса и  повышает устойчивость организма к  стрессовым ситуациям, увеличивает  количество гормонов удовольствия (так  называемых эндорфинов), что само по себе уменьшает частоту употребления алкоголя и табака, а также облегчает отвыкание от них. Активный отдых также повышает сопротивляемость организма при различных заболеваниях, работоспособность человека, нормализует артериальное давление и снижает риск развития острых сосудистых проблем (инфаркта миокарда и инсульта). Физические упражнения, кроме того, нормализуют свёртываемость крови, уменьшая склонность к тромбозам и усиливая (до 6 раз) её активность по растворению уже имеющихся тромбов. Они являются основными регуляторами показателей холестеринового обмена, улучшают усвоение кальция, снижают содержание глюкозы в крови и риск развития сахарного диабета и остеопороза.

Пассивный отдых, напротив, предполагает относительный покой, расслабление, отсутствие активной двигательной деятельности, позволяет попросту не совершать никаких лишних движений. Этот вид отдыха предполагает спокойное, размеренное времяпровождение, относительно не обремененное напряжением, потоком  мыслей и какими-то сложными задачами. Некоторые люди любят пассивный  отдых проводить в одиночестве, чтобы никто им не мешал полностью  расслабиться.

К пассивному виду отдыха можно  отнести просмотр фильма лежа на диване перед телевизором, принятие ванны, получение загара в солярии или  на пляже и др., то есть э то «ленивый»  вид отдыха. Не следует, кстати, путать пассивный отдых с вынужденным  бездействием (например, с ожиданием), которое отдыхом не является вообще. Пассивный отдых показан, если человек  устал физически или истощён  эмоционально, если его работа связаны  с неблагоприятными условиями, если он себя неважно чувствует или  у него существуют проблемы личного  характера.

Если по времени пассивный  отдых продолжается дольше, чем это  необходимо для восстановления сил, он становится бесцельным и переходит  в стадию развлечения и получения  удовольствия, может привести к разрушению, агрессии, выплеску накопившейся в  процессе восстановления сил энергии, что часто можно наблюдать  среди незанятой молодёжи.

 

    1. Физкультурно-спортивные занятия для активного отдыха и повышения функциональных возможностей

 

Рабочая поза у лиц умственного  труда, в том числе студентов, является причиной поверхностного дыхания, застойных явлении в области  малого таза и нижних конечностях. При  этом сердечно-сосудистая система работает с меньшей интенсивностью, мышцы нижних конечностей находятся в расслабленном состоянии, мышцы грудной клетки сокращены, а мышцы спины растянуты. Все это приводит к уменьшению кровообращения, снижения обмена веществ, ослаблению скелетных мышц, нарушения осанки.

   Поэтому студентам  в течении рабочего дня необходимо проводить производственную гимнастику, куда должны входить упражнения для улучшения кровоснабжения нижних конечностей, органов малого таза и брюшной полости, а также дыхательные упражнения.

Даже если вы сильно утомились и буквально валитесь с ног, не спешите присесть или прилечь. Активный отдых поможет гораздо быстрее восстановить силы, но к выбору его форм и методов нужно подойти особо, с учетом индивидуального сочетания четырех основных признаков утомления: падение внимания, потери интереса к работе, сонливости, перевозбуждения.

Информация о работе Двигательный режим. Сочетание труда и отдыха