Физическая культура её формы и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 06:10, курсовая работа

Описание работы

В нашей курсовой работе мы рассмотрим совокупность форм и функций физической культуры как закономерное соотношение друг с другом и их связь с основными сферами жизнедеятельности человека, и общую структуру физической культуры как целостного социального явления. А также рассмотрим государственную поддержку развития физической культуры и спорта – современные принципы спортивного менеджмента и сущность управления физической культурой и спорта. Актуальность темы. Физическую культуру следует рассматривать как особый род культурной деятельности, результаты которой полезны для общества и личности.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………. 3
Глава 1 Физическая культура как социальное явление……...……………...5
1.1 Формы физической культуры …………………………………………… 5
1.1.1 Базовая физическая культура 10
1.1.2 Спорт как компонент физической культуры 13
1.1.3 Профессионально-прикладная физическая культура 15
1.1.4 Оздоровительно-реабилитационная физическая культура 17
1.1.5 «Фоновые» виды физической культуры 18
1.2 Функции физической культуры…………………………...……………… 8
1.2.1 Специфические функции физической культуры .19
1.2.2 Общекультурные, общевоспитательные и другие
социальные функции физической культуры 21
Выводы ………………………………………………………………………... 9
Глава 2 Управленческая функция и её появление в Республики Беларусь
2.1 Сущность и взаимосвязь функций управления………………..…….....9
2.2 управленческая функция в Республике Беларусь……………………….
Выводы ………………………………………………………………………….38
Заключение ……………………………………………………….....................40
Список литературы …………………………….…………………….. ………42

Файлы: 1 файл

курсачИК.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

Министерство спорта и туризма Республики Беларусь

Учреждение образования 

 «Белорусский государственный университет физической  культуры»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кафедра теории и методики физического воспитания и спорта

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа на тему:

«Физическая культура её формы и функции»

 

 

 

 

Исполнитель:

Научный руководитель:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2010

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ………………………………………………………………………. 3

Глава 1 Физическая культура как социальное явление……...……………...5

1.1 Формы физической культуры …………………………………………… 5

1.1.1 Базовая физическая культура 10

1.1.2 Спорт как компонент физической культуры 13

1.1.3 Профессионально-прикладная физическая культура 15

1.1.4 Оздоровительно-реабилитационная физическая культура 17

1.1.5 «Фоновые» виды физической культуры 18

1.2 Функции физической культуры…………………………...……………… 8

  1.2.1 Специфические функции физической культуры .19

1.2.2 Общекультурные, общевоспитательные и другие

социальные  функции физической культуры 21

Выводы ………………………………………………………………………... 9

Глава 2 Управленческая функция и её появление в Республики Беларусь

2.1 Сущность и взаимосвязь функций управления………………..…….....9

2.2 управленческая функция в Республике Беларусь……………………….

Выводы ………………………………………………………………………….38

Заключение ……………………………………………………….....................40

Список литературы …………………………….…………………….. ………42

 

ВВЕДЕНИЕ

Для углубления представления  о сущности физической культуры, ее роли и месте в системе общественных явлений первостепенное значение имеет  анализ ее основных функций и форм. Без этого невозможно понять закономерности целесообразного использования физической культуры и управления ее развитием.

 Основными функциями физической культуры являются:

    • Специфические
    • Общекультурные, общевоспитательные и другие социальные функции физической культуры

Функции физической культуры реализуются через активную деятельность человека, направленную на использование его двигательной активности, оптимизировать на этой основе физическое состояние и развитие организма соответственно закономерностям укрепления здоровья и обеспечивать физическую дееспособность, необходимую в жизни. В определенных социальных условиях, создаваемых обществом, основные специфические функции находят свое выражение в целенаправленном использовании физической культуры, в качестве фактора достижения физического совершенства, присущего всесторонне и гармонично развитой личности [II].

Поэтому в функциях физической культуры раскрывается ее содержание, а с ним – значение физической культуры для индивида и общества. Неотделимы от функций физической культуры ее формы, на основе которых по существу материализуется содержательная сторона физической культуры.

Физическую культуру можно подразделить на ряд больших  разделов, которые по своим особенностям соответствуют различным направлениям и сферам её использования в обществе. Каждый раздел включает виды и разновидности физической культуры определенного типа.

Наиболее крупными из них являются:

  • Базовая физическая культура
  • Спорт как компонент физической культура
  • Профессионально-прикладная физическая культура
  • Оздоровительно-реабилитационная физическая культура
  • «Фоновые» виды физической культуры

В нашей курсовой работе мы рассмотрим совокупность форм и функций физической культуры как закономерное соотношение друг с другом и их связь с основными сферами жизнедеятельности человека, и общую структуру физической культуры как целостного социального явления. А также рассмотрим государственную поддержку развития физической культуры и спорта – современные принципы спортивного менеджмента и сущность управления физической культурой и спорта.

Актуальность  темы. Физическую культуру следует рассматривать как особый род культурной деятельности, результаты которой полезны для общества и личности. В социальной жизни в системе образования, воспитания, в сфере организации труда, повседневного быта, здорового отдыха физическая культура проявляет свое воспитательное, образовательное, оздоровительное, управленческое, экономическое и общекультурное значение. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность. В своей основе физическая культура имеет целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений, позволяющих эффективно формировать необходимые умения и навыки, физические способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспособность. А так же  представлена совокупностью материальных и духовных ценностей.

Именно такие взгляды, убеждения и принципы должны формироваться, и зависят они в первую очередь  от идейной направленности, от того, какие социальные силы её организуют и направляют.

Цель: изучить физическую культуру как часть социального явления и определить её основные формы и функции.

Задачи исследования:

  1. Изучить физическую культуру как социальное явление.
  2. Рассмотреть формы и функции физической культуры.
  3. Рассмотреть управленческую функцию и ее проявление в Республике Беларусь

Гипотеза: Знания физической культуры в социальном двигательном аспекте будут способствовать более эффективному освоению средств и функций, и применению их в специфической эстетической жизни общества.

Методы исследования:

  1. анализ научно-методической литературы
  2. обобщение

Структура и  объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Курсовая работа имеет объем 43 листа формата А4, а также 20 использованных литературных источников.

 

Глава 1 Физическая культура как социальное явление.

Физическая культура является, по своей сущности социальным явлением. Как многогранное общественное явление, она связана со многими  сторонами социальной действительности, всё шире и глубже внедряется в общую структуру образа жизни людей. «Социальная природа физической культуры, как одной из областей социально необходимой деятельности общества, определяется непосредственными и опосредованными потребностями труда и других форм жизнедеятельности человека, стремлениями общества к широкому использованию её в качестве одного из важнейших средств воспитания и заинтересованностью самих трудящихся в собственном совершенствовании». Общественный труд создал условия для выделения физической культуры в особую сферу человеческой деятельности. (В. М. Выдрин, 1980).

Воздействуя на физическую природу человека, физическая культура содействует развитию его жизненных  сил и общей дееспособности. Общественный труд создал условия для выделения физической культуры в особую сферу человеческой деятельности. Это в свою очередь, способствует совершенствованию духовных возможностей и, в конечном итоге, приводит к всестороннему и гармоническому развитию личности. «Нельзя сводить физическую культуру только к оздоровительному её влиянию, к укреплению организма - это было бы упрощением. Это значит, не видеть её одухотворяющей роли как источника творческих сил, бодрого, жизнерадостного ощущения» (В. П. Тугаринов, 1965).

Физическая культура - явление исторически обусловленное. Её возникновение относится к древнейшим временам. Она, как и культура в целом, является результатом общественно-исторической практики людей. В процессе труда люди, воздействуя на окружающую их природу, в то же время меняют и свою собственную природу. Необходимость подготовки людей к жизни, и, прежде всего к труду, а также к другим необходимым видам деятельности исторически обусловила возникновение и дальнейшее развитие физической культуры.

Культура в целом  была и есть результат совокупного творчества народных масс. Физическая культура — органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности.

При исходном определении  понятия физической культуры отмечалось, что она составляет неотъемлемую сторону как материальной, так  и духовной культуры общества. Как  многогранное общественное явление, она  связана со многими другими сторонами, социальной действительности, всё шире и глубже внедряется в общую структуру образа жизни людей.

Физическая культура имеет непосредственное отношение  к производительным силам общества. Воздействуя на главную созидательную  силу общественного производства – человека, содействуя развитию его естественных жизненных сил и общей дееспособности, она тем самым способствует умножению самого ценного «капитала» общества. Физическая культура связана вместе с тем с различными формами духовной жизни общества, с его идеологической и политической надстройкой.

Особенности этих связей вытекают из того, что ряд специфических  элементов физической культуры, сложившихся  в качестве средств и методов  воздействия на физическое развитие человека, само по себе не обладает классово-надстроечным характером  [15]

На основании выше написанного можно сделать вывод  того, что физическая культура как  социальное явление – это составная  часть социологической науки  и строится на методологии общей  социологии. Суть её заключается в  том, что социальная жизнь, к которой относится и физическая культура – результат совместной деятельности и взаимодействия людей. Функционирование общества обусловлено, прежде всего, тем, что человек, действуя в одиночку, не может обеспечить себя совместными благами цивилизации. Все, что ему необходимо для комфортного обитания, он приобретает благодаря взаимодействию с другими людьми. Физическая культура является неотъемлемой частью социальной жизни – результат целостного общественного развития  [4]

Физическая  культура – органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область, которой присущи прежде всего общекультурные социальные функции, направленная совокупность которых дает общее представление о месте того или иного процесса в происхождении, существовании, развитии глобального целого, а также о взаимосвязи и взаимозависимости его составляющих.

Более того, являясь одной  из человеческих и социальных ценностей, физическая культура выступает и  как культура образа жизни общества в целом. В определенном смысле физическая культура становится и предпосылкой других уровней общекультурного бытия культуры мировоззренческой, нравственной и т.д. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ формирования личности.

В самом общем виде социология физической культуры отвечает на вопросы: почему возникла физическая культура; зачем люди разных возрастов, различных социально-демографических  групп занимаются физкультурно-спортивной деятельностью; что в результате этих занятий получает каждый человек и общество в целом; чего люди ожидают, к чему стремятся.

 

1.1 Форма физической культуры

С известной условностью  физическую культуру можно подразделить на ряд больших разделов, которые  по своим особенностям соответствуют  различным направлениям и сферам ее использования в обществе. Каждый раздел сферы включает виды и разновидности физической культуры определенного типа. Наиболее крупными из них являются базовая физическая культура, спорт (в той части, в какой он относится к физической культуре), а также профессионально-прикладная, оздоровительно реабилитационная и “фоновая” физическая культура. Фактически эти компоненты не только взаимосвязаны, но и отчасти совпадают. Вместе с тем они имеют вполне определенные различия, как по функциям, так и по структуре.

Поэтому в теории физической культуры дополнительно вводится термин «формы». Он означает структурные отличия  выделяемых в физической культуре видов  и разновидностей. К видам физической культуры принято относить сочетания  элементов, структурно оформившиеся в связи с объединяющей их функцией (или функциями), а к разновидностям — менее крупные формы, представляющие собой варианты видов. Следует отметить, что вся совокупность видов и разновидностей физической культуры в обществе, взятых в их закономерном соотношении друг с другом и в их связях с основными сферами жизнедеятельности человека, характеризует общую структуру физической культуры как целостного социального явления. В качестве признаков выделения функций и форм физической культуры служат свойства, объективно присущие ей в действительности, и ее объективные соотношения с другими явлениями, сторонами или процессам.

Теория рассматривает  физическую культуру в виде относительно самостоятельных разделов, которые  по своим особенностям соответствуют различным направлениям и сферам ее использования в обществе. Каждый из них включает виды и разновидности физической культуры определенного типа.

К наиболее крупным часто  относят: базовую физическую культуру, спорт, профессионально - прикладную, оздоровительно - реабилитационную и «фоновую» физическую культуру.

 

1.1.1 Базовая физическая культура

Давая определение базовой  физической культуры, можно отметить, что к ней, в первую очередь, относится  та фундаментальная часть физической культуры, которая включена в систему образования и воспитания подрастающего поколения в качестве фактора основного физического образования и обеспечения базового уровня общей физической подготовленности.

Информация о работе Физическая культура её формы и функции