Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 06:10, курсовая работа
В нашей курсовой работе мы рассмотрим совокупность форм и функций физической культуры как закономерное соотношение друг с другом и их связь с основными сферами жизнедеятельности человека, и общую структуру физической культуры как целостного социального явления. А также рассмотрим государственную поддержку развития физической культуры и спорта – современные принципы спортивного менеджмента и сущность управления физической культурой и спорта. Актуальность темы. Физическую культуру следует рассматривать как особый род культурной деятельности, результаты которой полезны для общества и личности.
Введение ………………………………………………………………………. 3
Глава 1 Физическая культура как социальное явление……...……………...5
1.1 Формы физической культуры …………………………………………… 5
1.1.1 Базовая физическая культура 10
1.1.2 Спорт как компонент физической культуры 13
1.1.3 Профессионально-прикладная физическая культура 15
1.1.4 Оздоровительно-реабилитационная физическая культура 17
1.1.5 «Фоновые» виды физической культуры 18
1.2 Функции физической культуры…………………………...……………… 8
1.2.1 Специфические функции физической культуры .19
1.2.2 Общекультурные, общевоспитательные и другие
социальные функции физической культуры 21
Выводы ………………………………………………………………………... 9
Глава 2 Управленческая функция и её появление в Республики Беларусь
2.1 Сущность и взаимосвязь функций управления………………..…….....9
2.2 управленческая функция в Республике Беларусь……………………….
Выводы ………………………………………………………………………….38
Заключение ……………………………………………………….....................40
Список литературы …………………………….…………………….. ………42
Вводная гимнастика служит как бы введением в трудовой процесс — она проводится непосредственно перед работой (в начале рабочего дня, а в определенных случаях и в начале его второй половины, после обеденного перерыва) для сокращения периода врабатывания, скорейшего достижения высоких показателей работоспособности. Продолжительность вводной гимнастики сравнительно небольшая — 5-7 мин. и состоит чаще всего из 6-8 упражнений, воздействующих на основные мышечные группы и активизирующих вегетативные функции, а так же относится к факторам психической настройки. Ей могут способствовать идеомоторные, психорегулирующие упражнения и соответственно подобранное музыкальное сопровождение.
Очевидно, что профессионально-прикладная физическая культура связана с базовой физической культурой. Их органическая связь заключается в том, что профессионально-прикладная физическая подготовка строится на основе предпосылок, создаваемых общей физической подготовкой. Кроме того, в состав элементов производственной и военно-прикладной физической культуры входят «специфические» элементы базовой физической культуры и спорта (например, прикладные виды спорта).
1.1.4 Оздоровительно-
Оздоровительно-
Лечебная физическая культура сегодня включает широкий комплекс специфических средств и методов (лечебная гимнастика, дозированные ходьба, бег и другие упражнения), разновидности которых используются в зависимости от характера заболеваний, травм и других нарушений функций и форм организма. Здесь определились режимы нагрузок («щадящий», «тонизирующий», «тренирующий»), а также типичные организационно-методические формы ее применения (индивидуальные сеансы процедуры, занятия урочного типа и пр.). Лечебная физкультура (ЛФК) - метод, использующий средства физической культуры с лечебно-профилактической целью для более быстрого и полноценного восстановления здоровья и предупреждения осложнений заболевания. Лечебная физкультура обычно используется в сочетании с другими терапевтическими средствами на фоне регламентированного режима и в соответствии с терапевтическими задачами.
Действующим фактором лечебной физкультуры являются физические упражнения, то есть движения, специально организованные (гимнастические, спортивно-прикладные, игровые) и применяемые в качестве неспецифического раздражителя с целью лечения и реабилитации больного. Физические упражнения способствуют восстановлению не только физических, но и психических сил[16].
Разделом оздоровительно
- реабилитационной физической культуры
выступает система мер
Физическая реабилитация — составная часть медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, система мероприятий по восстановлению или компенсации физических возможностей и интеллектуальных способностей, повышению функционального состояния организма, улучшению физических качеств, психоэмоциональной устойчивости и адаптационных резервов организма человека средствами и методами физической культуры, элементов спорта и спортивной подготовки, массажа, физиотерапии и природных факторов. (17)
Физические упражнения дают положительный эффект в реабилитации, когда они, во-первых, адекватны возможностям больного или инвалида, а во-вторых, оказывают тренирующее действие и повышают адаптационные возможности, при условии, что методист знает и учитывает ряд методических правил и принципов физической тренировки.
1.1.5 «Фоновые» виды физической культуры
Под этим условным наименованием объединены два подраздела физической культуры. Во-первых, эта так называемая физическая культура повседневно-бытового характера, во-вторых, рекреативная физическая культура, представленная в режиме расширенного отдыха — развлечения (активный туризм и охота с нестрого нормированными и нефорсированными физическими нагрузками, физкультурно-спортивными развлечениями как способ активного отдыха и т.п.).
При этом имеется в
виду преимущественно те формы двигательной
активности, которые являются факторами
оперативной оптимизации
В отличие от других компонентов физической культуры эти ее виды обеспечивают менее глубокое воздействие на физический статус и развитие организма. Тем не менее, они играют важною роль в оперативной регуляции текущего функционального состояния организма, создают определенные предпосылки жизненной активности, в немалой степени влияют на повседневное настроение, а в совокупности с другими компонентами физической культуры вносят свой вклад в сохранение здоровья и общую работоспособность.
"Фоновою" физическую
культуру правомерно
"Фоновые" виды
физической культуры могут в
некоторой степени
Использование физической культуры в быту чаще всего выражается в регулярном выполнении упражнений гигиенической гимнастики, закаливающих процедур и оптимизации режима домашних занятий и отдыха в соответствии с требованиями гигиены. Наряду с этим в быт трудящихся все шире внедряются оздоровительные прогулки, бег, ходьба на лыжах, плавание и другие физические упражнения.
Гигиеническая гимнастика, несмотря на ее кратковременность, чрезвычайно важный элемент физической культуры в быту.
В режиме дня взрослого человека следует выделять время для неоднократного применения гигиенической гимнастики. При этом она выполняет различные функции: утром (непосредственно после сна) способствует более быстрому переходу организма от сна к активно-деятельному состоянию, в дневное время предупреждает или отодвигает утомление, обеспечивая активный отдых, перед сном благоприятствует нормальному сну.
Достаточно физически подготовленные люди могут проводить ее с довольно значительными нагрузками, включая упражнения с дополнительными отягощениями. Гимнастика перед сном должна заканчиваться дыхательными и другими упражнениями, приводящими организм в спокойное состояние. [16]
Оздоровительные прогулки
желательно наряду с гигиенической
гимнастикой включать в обязательною
часть ежедневного
Особенно широкую популярность приобрел в последние годы оздоровительный бег, или бег трусцой. Это замечательное средство направленного улучшения жизнедеятельности сердечнососудистой и дыхательной систем, важный фактор противодействия бытовой и производственной гиподинамии. Оздоровительный бег доступен практически всем людям, не имеющих серьезных заболеваний.
Прогулки и оздоровительный
бег рекомендуется совершать
в любую погоду в целях закаливания
организма. Тем, кто страдает бессонницей,
целесообразно совершать
В выходные дни и отпускное время все шире используются средства физической культуры как фактор после рабочего восстановления, укрепления здоровья и организации культурного досуга трудящихся.
Оздоровительно-рекреативные формы организации досуга, целиком или в значительной мере основанные на применении средств физической культуры, весьма разнообразны. Это туристские походы в выходные дни и в отпускное время, экскурсии, связанные с двигательной деятельностью, физкультурно-массовые мероприятия, включающие подвижные игры, спортивные развлечения, открытые состязания и т.п.
При организации большинства
массовых физкультурно-оздоровительных
мероприятий необходимо учитывать,
что они должны быть рассчитаны на
широкий выбор занятий в
1.2 Функции физической культуры
Для углубления представления о сущности физической культуры, ее роли и месте в системе общественных явлений первостепенное значение имеет анализ ее основных функций и форм существования в обществе. Без этого невозможно понять закономерности целесообразного использования физической культуры и управления ее развитием.
Под «функциями» физической культуры понимают объективно присущие ей свойства воздействовать на человека и человеческие отношения, удовлетворять и развивать определенные потребности личности и общества.
Подразумевается, что функции физической культуры реализуются в полной мере через активную деятельность человека, направленную на использование соответствующих культурных ценностей. Когда кто-либо приобщается, например, к гимнастике или спорту, то в процессе использования этих компонентов физической культуры испытывает на себе их вполне определенное воздействие, обусловленное присущими им свойствами, удовлетворяет свои естественные потребности в движениях, одновременно вступает в те или иные отношения с другими людьми, приобщенными к физической культуре.
В функциях физической культуры раскрывается в действии ее содержание, а с ним - ее значение как для индивида, так и для общества в целом.
Функции физической культуры неотделимы от форм, на основе которых они проявляются.
Термин «формы» означает здесь то, что структурно отличает виды и разновидности физической культуры.
Видами называются относительно
более крупные сочетания
Вся совокупность видов и разновидностей физической культуры в обществе, взятых в их закономерном соотношении друг с другом и в их связях с основными сферами жизнедеятельности человека, характеризует общую структуру физической культуры как целостного социального явления.
Методологические положения, определяющие исходную позицию при подходе к анализу функций.
1. В качестве признаков выделения (определения) функций и форм физической культуры служат свойства, объективно присущие ей в действительности, и ее объективные отношения к другим явлениям, сторонам или процессам действительности.
2. Специфическими функциями
физической культуры
С учетом этого надо различаю специфические функции физической культуры и общие функции, характеризующие ее как одну из сторон культуры в целом. Общие функции основываются на функциональных связях, объединяющих физическую культуру с другими общественными явлениями.
3. Функции физической культуры необходимо рассматривать во взаимосвязи с ее формами, ибо функция и форма, как давно уже показано общенаучной методологией, не существуют независимо друг от друга, а взаимообусловливают друг друга.
4. При характеристике функций физической культуры, как и при выявлении особенностей ее отдельных составляющих, надо исходить также из того, что физическая культура органически входит в общую социальную структуру, тесно связана множеством взаимозависимостей с другими сторонами социальной действительности. На структуру физической культуры существенно влияет общая структура образа жизни людей. Причем особенности различных форм физической культуры, так или иначе отражают особенности тех социальных сфер (подсистем), в рамках которых она используется.
Известно, например, что физическая культура, непосредственно включенная в сферу производства (производственная физическая культура), существенно отличается от физической культуры, используемой в условиях повседневного домашнего быта, вместе с тем и та и другая также существенно отличается от физической культуры, включенной в систему общего образования-воспитания подрастающих поколений («школьной» физической культуры). Отсюда следует, что при рассмотрении основных частей, функций и форм физической культуры нельзя ограничиваться лишь некоторыми произвольно взятыми сферами ее функционирования в обществе — надо представить все социальные сферы, в которых она играет значительную роль и где ее отдельные составляющие приобретают свои специфические особенности.