Физическая культура её формы и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 06:10, курсовая работа

Описание работы

В нашей курсовой работе мы рассмотрим совокупность форм и функций физической культуры как закономерное соотношение друг с другом и их связь с основными сферами жизнедеятельности человека, и общую структуру физической культуры как целостного социального явления. А также рассмотрим государственную поддержку развития физической культуры и спорта – современные принципы спортивного менеджмента и сущность управления физической культурой и спорта. Актуальность темы. Физическую культуру следует рассматривать как особый род культурной деятельности, результаты которой полезны для общества и личности.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………. 3
Глава 1 Физическая культура как социальное явление……...……………...5
1.1 Формы физической культуры …………………………………………… 5
1.1.1 Базовая физическая культура 10
1.1.2 Спорт как компонент физической культуры 13
1.1.3 Профессионально-прикладная физическая культура 15
1.1.4 Оздоровительно-реабилитационная физическая культура 17
1.1.5 «Фоновые» виды физической культуры 18
1.2 Функции физической культуры…………………………...……………… 8
1.2.1 Специфические функции физической культуры .19
1.2.2 Общекультурные, общевоспитательные и другие
социальные функции физической культуры 21
Выводы ………………………………………………………………………... 9
Глава 2 Управленческая функция и её появление в Республики Беларусь
2.1 Сущность и взаимосвязь функций управления………………..…….....9
2.2 управленческая функция в Республике Беларусь……………………….
Выводы ………………………………………………………………………….38
Заключение ……………………………………………………….....................40
Список литературы …………………………….…………………….. ………42

Файлы: 1 файл

курсачИК.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

Она называется "базовой" так как:

  1. Характеризуется приобретением основного фонда жизненно важных двигательных умении и навыков наряду с необходимым в жизни уровням общего разностороннего развития физических способностей;
  2. Является общей фундаментальной предпосылкой ("базой") для специализации в той или иной избранной деятельности (профессиональной, спортивной).

Традиционно к базовой  относят физическую культуру в существующей системе образования и воспитания подрастающего поколения как  фактор обеспечения должного уровня общей физической подготовленности. Поэтому эту форму физической культуры часто называют «школьной». Под ней подразумевают физическую культуру, являющуюся обязательным учебным предметом в общеобразовательных школах и других образовательных учреждений, где ее применение направлено на формирование жизненно необходимых двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний, а также разностороннее развитие физических и связанных с ними психических качеств.

Важными элементами школьной физической культуры, по Л.П. Матвееву, являются, в частности:

  1. Аналитическая "школа движения", это система гимнастических упражнений и правил  выполнения, с помощью которых формируют умение дифференцировано управлять отдельными движениями, и развивают способность координировать их в различных сочетаниях.
  2. Система упражнений, рассчитанных на освоение основных способов рационального использования своих сил для перемещения в пространстве, преодоления препятствий и оперирования с предметами. Это основные способы ходьбы, бега, плавание, передвижения с помощью вспомогательных средств, прыжки, метание, поднимание и переноска тяжестей и др.
  3. "Школа" единоборства, противодействия и взаимодействия в условиях сложных форм двигательной деятельности, включающих межличностные контакты (типа спортивной борьбы, игр и т.п.)

Педагогически организованный многолетний процесс использования базовой физической культуры в образовательно-воспитательных целях представляет собой процесс основного физического воспитания. При этом в школьных формах наиболее последовательно и полно воплощаются дидактические и воспитательные принципы оптимизации данного процесса, создаются благоприятные условия для его педагогически оправданной организации. Определяющие черты школьной физической культуры во многом и обусловлены именно тем, что она органически включена в общую систему образования и воспитания и функционирует по закономерностям этой системы (т.е. по общим закономерностям образования и воспитания).

Тем не менее, базовая физическая культура не ограничивается лишь школьной формой. Ее конкретная направленность, содержание и способы использования изменяются в зависимости от этапов возрастного развития человека и условий его жизни. В связи с этим различают и пролонгирующие ("пролонгировать" — продлевать действие) разновидности базовой физической культуры, играющие основную роль в повышении уровня физической подготовленности и возможно длительном сохранении достигнутой общей физической дееспособности взрослого населения. Такие компоненты базовой физической культуры представлены в системе секционных и самостоятельных занятий по общей физической подготовке и обще кондиционной тренировке различных контингентов населения.

Содержание этих занятий  могут составлять как соответственно усложненные элементы школьной физической культуры, так и другие средства и методы физического совершенствования, применяемые комплексно. Например, атлетическая гимнастика, тренировка в беге или езде на велосипеде, направленная на увеличение, аэробных возможностей организма, спортивные игры и т.п.

Базово пролонгирующая физическая культура используется практически здоровыми людьми, не имеющих серьезных отклонении в физическом состоянии и здоровье.

Основными формами занятий  физическими упражнениями являются секции общей физической подготовки и самостоятельные занятия.

 

1.1.2 Спорт как компонент физической культуры

Большинство современных видов спорта сформировалось в качестве специфических элементов, составив в совокупности крупную ветвь физической культуры. Спорт предоставляет наибольшие возможности для поступательного развития физических качеств и непосредственно связанных с ними способностей человека, требующихся в деятельности, избранной в качестве предмета спортивной специализации.

Целью спортивной деятельности является достижение высокого спортивного  результата, выраженного в общепринятых критериях — в мерах времени, расстояния, веса, в факте физической победы либо выигрыша, оцениваемых в баллах, очках, и т. п. Через достижение этой цели достигаются и более существенные результаты, ощущаемые в совершенствовании человеческих качеств, способностей.

Специфические функции спорта выражаются в том, что он служит фактором достижения высших показателей в совершенствовании определенных человеческих способностей, фактором максимальной реализации возможностей их развития. Такая направленность спорта вытекает из существа спортивной деятельности, которая строится в форме систематической подготовки к состязаниям и участия в них и обеспечивается всей совокупностью специальных условий ее организации.

Сказанное о сути специфических  функций спорта характеризует его, прежде всего как особый тип деятельности, выявляющей в специально создаваемых условиях человеческие возможности и неуклонно раздвигающей рубежи кажущихся их границ. Этим во многом определяется как личностная, так и обще социальная ценность спорта, его вклад в культуру общества, все более широкое использование в общественно значимых целях. Но только этим далеко не исчерпываются его социальные функции и значение.(14)

 «Функциями спорта» при строгом истолковании их принято называть производные от его сущности и вместе с тем зависящие от конкретных условий его культивирования свойства, которые выражаются в характере воздействия спорта на человека и человеческие отношения, позволяют удовлетворять через спорт определенные потребности личности и общества. В этой связи говорят о роли спорта, его значении и назначении в обществе.(15)

В связи с этим ряд  функций физической культуры в спорте получают свое специфическое выражение. А выражаются они в различных разделах спортивного движения, таких как: спорт высших достижений и массовый спорт.

Массовый спорт

Массовый спорт, выступая в качестве одной из основных частей базовой физической культуры, широко используется для повышения и сохранения общей физической подготовленности различных слоев населения (например, сегодня широко известна международная программа «спорт для всех», реализуемая для широких слоев населения европейских государств). Здесь существенным является то, что содержание и физические нагрузки в тренировочных занятиях обусловлены условиями и содержанием основной (учебной или профессиональной) деятельности. При этом затраты времени и сил лимитируются тем жестче, чем больше их требует основная деятельность, лимитируя тем самым и собственно уровень достижений.

Основные отличия массового, или ординарного, спорта определяются тем, что обычная спортивная деятельность строится в зависимости от иной деятельности, доминирующей в жизни (учебной, трудовой), и потому занимает подчиненное место в индивидуальном образе жизни; затраты времени и сил на спортивные занятия здесь довольно жестко ограничены, что объективно лимитирует и уровень достижений. Действительно же выдающиеся достижения в современном спорте становятся реальными при повседневных больших затратах времени и сил на спортивную деятельность на протяжении ряда лет, причем и при условии, конечно, спортивной одаренности.

Естественно, что спортивная деятельность в сфере спорта высших достижений, превращается в основную, занимая доминирующее положение в индивидуальном образе жизни спортсмена на многие годы. Это направление спортивного движения по самой природе своей — удел немногих. Так, в странах, развитых в спортивном отношении, спортсмены, фактически достигающие уровня международного класса, составляют всего лишь сотые доли процента от общего числа занимающихся спортом[11]

Спорт высших достижений

Спорт высших достижений ориентирован непосредственно на абсолютные параметры спортивных результатов, включая достижения международного масштаба. Именно в этом направлении спортивного движения в полной мере выражена роль спорта как деятельности, преодолевающей «пределы» возможностей человека. Как неоднократно отмечал известный спортсмен и специалист сферы спорта профессор В.В. Кузнецов, автор концепции «антропомаксимологии» как науки о резервных возможностях человека, при воплощении подобной установки спортивная деятельность становится во многом подобной предельно напряженному творческому труду. Она занимает в определенный период жизни спортсмена одно из доминирующих положений в общем режиме его жизнедеятельности и требует особой его организации в соответствии с закономерностями достижения высших спортивных результатов.

Есть своя дифференциация и в спорте высших достижений. На его развитие в современный период существенно влияет, кроме других факторов, переход определенной части, так называемого любительского спорта на профессиональные рельсы.

Спорт высших достижений в качестве авангардной части  спортивного движения играет по отношению к остальной практике спорта не просто лидирующую, но и по-своему оплодотворяющую роль: проторяет пути к спортивным достижениям, делая их в какой-то мере доступнее для многих, вооружает массовый спорт передовым опытом. Вместе с тем спорт высших достижений развивается в определенной (хотя и не в прямой) зависимости от массовой спортивной практики: пополняется из нее, функционирует в обусловленной ею атмосфере. Связи между ними, таким образом, обоюдосторонние. Это не значит, однако, что возникающие в обществе соотношения массового спорта и спорта высших достижений всегда гармоничны [12]

Выявляемые и фиксируемые в спорте достижения (в виде коли- чественно оцениваемых рекордов, выполняемых классификационных нормативов и т. д.), приобретая широкое признание, служат своеобразными измерителями индивидуальных и "общечеловеческий возможностей, реализуемых в спорте, а вместе с тем и наглядными, четкими ориентирами на пути реализации этих возможностей. Проявляются они в специфическом выражении функций физической культуры в спорте и являются неотделимой от самой сути его как деятельности, направленной на самоопределение и самоутверждение индивида через гуманно отлаженные формы честного соперничества.

 

1.1.3 Профессионально - прикладная физическая культура

Данный раздел физической культуры обычно рассматривается в  виде собственно профессионально-прикладной (в частности, производственной) и военно-прикладной. Особенности этих компонентов физической культуры определяются тем, что они включены в систему специальной подготовки человека к конкретной профессиональной деятельности, являющейся для него основной, а также непосредственно в сферу самой деятельности, где функционируют в зависимости от ее специфических требований. Следовательно, профессионально-прикладная физическая культура направлена на создание предпосылок успешного освоения профессии, на оптимизацию профессиональной деятельности и ее воздействия на человека, способствует формированию двигательных умений и навыков для избранной профессии, развития профессионально значимых способностей. В этой связи процесс профессионально-прикладная подготовка представляет собой профилированный процесс физического воспитания, который организуется в средних и высших специальных учебных заведениях, других учреждений и организаций. Имеется немало профессий, требующих, чтобы профессионально-прикладная подготовка не только предшествовала профессиональной деятельности, но и постоянно сопутствовала ей (особенно военные и другие профессии, предъявляющие повышенные требования к физическим качествам человека).

В сфере трудовой деятельности факторы физической культуры применяются  в соответствии с требованиями оптимальной организации трудовых процессов, в зависимости от характера труда, условий его производительности, особенностей воздействия на человека. В силу этого физическая культура на производстве приобретает специфические черты — черты производственной физической культуры, традиционно представляемой через вводную гимнастику, физкультпаузы, физкультминуты, послерабочие реабилитационные упражнения.

Физкультурные паузы (продолжительностью в несколько минут) проводятся для активизации текущего восстановления работоспособности по механизму активного отдыха. Число и периодичность их зависят от особенностей трудового процесса, особенно от его напряженности (первую паузу при умеренной напряженности труда вводят обычно спустя 2—3 ч после начала рабочего дня, а последнюю—за 2—2,5 ч до его окончания;

Во время физкультурной  паузы выполняется обычно 5—7 упражнений, которые могут вызвать эффект восстановления работоспособности в результате переключения — смены характера деятельности или чередования работы различных звеньев двигательного аппарата. Этот эффект бывает особенно значительным при оптимальном содержании физкультурных пауз и введении их в момент появления первых признаков утомления.

Согласно закономерностям  активного отдыха, часть упражнений в физкультурных паузах должна иметь подчеркнуто контрастный характер по отношению к трудовым действиям. Общая динамика физической нагрузки во время физкультурной паузы, характеризуется постепенным нарастанием с максимумом в середине паузы и последующим снижением. У работников же физического труда физкультурная пауза отличается на протяжении большей своей части невысокой физической нагрузкой и лишь некоторым ее повышением в заключительной части.

Физкультминутка является как бы сокращенной формой физкультпаузы и имеет продолжительность 1-3 мин. За это время выполняется обычно 2-3 упражнения, преимущественно «на расслабление». Число и периодичность физкультминут в трудовом процессе зависят от его особенностей. Причем физкультминуты вводятся не вместо физкультурных пауз, а в дополнение к ним при появлении начальных признаков утомления. В последние годы наряду с физкультминутками стали проводить по ходу трудового процесса микропаузы восстановительного и профилактического характера. В них входят чаще всего отдельные, преимущественно локальные, движения с элементами мышечных напряжений и расслаблений, потряхивание конечностями и смена поз. По имеющимся данным (Л. Н. Нифонтова и др.), микропаузы могут служить одной из полезных вспомогательных форм производственной физической культуры [12].

Информация о работе Физическая культура её формы и функции