Физическая культура и спорт как социальные феномены

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 13:00, реферат

Описание работы

Физическая культура – органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область и одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды.

Файлы: 1 файл

Физическая культура и спорт как социальные феномены.docx

— 152.77 Кб (Скачать файл)

Физическое развитие тесно  связано со здоровьем человека. Здоровье выступает как ведущий фактор, который определяет не только гармоничное  развитие молодого человека, но и успешность освоения профессии, плодотворность его  будущей профессиональной деятельности составляет общее жизненное благополучие. Благодаря профессионально-прикладной физической культуре создаются предпосылки  для успешного овладения той  или иной профессией и эффективного выполнения работы. На производстве это  вводная гимнастика, физкультпаузы, физкультминутки, послерабочие реабилитационные упражнения и др.

Фоновые виды физической культуры. К ним относят гигиеническую физическую культуру, включенную в рамки повседневного быта (утренняя гимнастика, прогулки, другие физические упражнения в режиме дня, не связанные со значительными нагрузками) и рекреативную физическую культуру, средства которой используются в режиме активного отдыха (туризм, физкультурно-оздоровительные развлечения). Фоновая физическая культура оказывает оперативное влияние на текущее функциональное состояние организма, нормализуя его и способствуя созданию благоприятного функционального «фона» жизнедеятельности. Ее следует рассматривать как компонент здорового образа жизни. Она особенно эффективна в сочетании с другими компонентами физической культуры и прежде всего с базовой.

. Физическая культура студента

Hits: 2633 

 

Структура физической культуры студента представлена на схеме 1.2.

Мотивационно-ценностный компонент  отражает активно положительное  эмоциональное отношение к физической культуре, сформированную потребность  в ней, систему знаний, интересов, мотивов и убеждений, организующих и направляющих волевые усилия личности, познавательную и практическую деятельность по овладению ценностями физической культуры, нацеленность на здоровый образ  жизни, физическое совершенствование.

Кругозор личности в сфере  физической культуры определяют знания. Их можно разделить на теоретические, методические и практические. Теоретические знания охватывают историю развития физической культуры, закономерности работы организма человека в двигательной деятельности и выполнения двигательных действий, физического самовоспитания и самосовершенствования. Методические знания обеспечивают возможность использовать теоретические знания на практике.

Схема 1.2. Структура физической культуры личности  

 

Практические знания применяются  для эффективного выполнения физического  упражнения.

Знания необходимы для  самопознания личности и своей самооценки – а это результат сравнительного познания себя, а не просто констатация  наличных возможностей. В связи с  самооценкой возникают такие  личностные качества, как самоуважение, тщеславие, честолюбие. Студент ставит перед собой цели определенной трудности, т.е. имеет определенный уровень  притязаний, который должен быть адекватным его реальным возможностям. Если уровень  притязаний занижен, то это может  сковывать инициативу и активность личности в физическом совершенствовании; завышенный уровень может привести к разочарованию в занятиях, потере веры в свои силы.

В процессе физического воспитания осуществляется воздействие не только на биологическую основу личности, но и на ее биосоциальную целостность. Поэтому невозможно судить о физической культуре личности, опираясь лишь на развитие ее физических возможностей, без учета ее мыслей, чувств, ценностных ориентации, направленности и степени развитости интересов, потребностей, убеждений.

Физическая культура и спорт  как средства сохранения и укрепления здоровья студентов, их физического  и спортивного совершенствования.

Владея и активно используя  разнообразные физические упражнения, человек улучшает свое физическое состояние  и подготовленность, физически совершенствуется. Физическое совершенство отражает такую  степень физических возможностей личности, ее пластической свободы, которые позволяют  ей наиболее полно реализовать свои сущностные силы, успешно принимать  участие в необходимых обществу и желательных для нее видах  социально-трудовой деятельности, усиливают  ее адаптивные возможности и рост на этой основе социальной отдачи.

Физическая культура личности проявляет себя в трех основных направлениях:

1.                Определяет способность к саморазвитию, отражает направленность личности «на себя», что обусловлено ее социальным и духовным опытом, обеспечивает её стремление к творческому «самостроительству», самосовершенствованию;

2.                Физическая культура – основа самодеятельного, инициативного самовыражения будущего специалиста, проявление творчества в использовании средств физической культуры, направленных на предмет и процесс его профессионального труда.

3.                Отражает творчество личности, направленное на отношения, возникающие в процессе физкультурно-спортивной, общественной и профессиональной деятельности, т.е. «на других». Чем богаче и шире круг связей личности в этой деятельности, тем богаче становится пространство ее субъективных проявлений.

Физическое совершенствование  правомерно рассматривать как динамическое состояние, характеризующее стремление личности к целостному развитию посредством  избранного вида спорта, или физкультурно-спортивной  деятельности. Тем самым обеспечивается выбор средств, наиболее полно соответствующий ее морфофункциональным и социально-психологическим особенностям, раскрытию и развитию ее индивидуальности. Физическое совершенство является не просто желаемым качеством будущего специалиста, а необходимым элементом его личностной структуры. 

 

Организационно-правовые основы физической культуры и спорта

Высокая социально-экономическая  значимость физической культуры и спорта потребовала создать для этой сферы жизнедеятельности законодательные  основы. Президентом Российской Федерации 27 апреля 1993 г. были подписаны «Основы  законодательства Российской Федерации  о физической культуре и спорте». Этот документ направлен на то, чтобы  обеспечить всестороннее развитие человека, утвердить здоровый образ жизни, сформировать потребность в физическом и нравственном совершенствовании, создать условия для занятий  любыми видами физической культуры и  спорта, организации профессионально-прикладной подготовки, профилактики заболеваний, вредных привычек и правонарушений'. Гарантируются права граждан  заниматься физической культурой и  спортом (в том числе спортом  как профессией), объединяться в  организации физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, физкультурно-спортивные общества, федерации по видам спорта, ассоциации, клубы и иные объединения. Государство признает и поддерживает Олимпийское движение в России, его деятельность координируется Олимпийским комитетом, который является неправительственной независимой организацией и официально представляет Россию во всех мероприятиях, проводимых Международным Олимпийским комитетом.

Система физической культуры направлена на то, чтобы организовать физическое воспитание населения с  учетом интересов каждого человека, требований производства, образования  и культуры народов Российской Федерации. Система существует в государственных  и общественных формах деятельности. Физическое воспитание в образовательных  учебных заведениях и дошкольных учреждениях происходит на основе государственных  образовательных программ (не менее  пяти часов в неделю), также используется внеучебная физкультурно-оздоровительная и спортивная работа.

С обучающимися, имеющими отклонения в развитии, занятия проводятся в рамках индивидуальной программы реабилитации. В физическом воспитании населения приглашают участие учреждения дополнительного образования: спортивные школы, секции, клубы и другие внешкольные и внеучебные физкультурно-оздоровительные и спортивные организации. Администрации учреждений, организации, предприятий и объединений обязаны создавать работникам условия для реализации их право на занятия физической культурой, включая реабилитационные, профессионально-прикладные занятия в режиме рабочего дня, после трудовое восстановление, профилактические занятия, спортивно-массовую работу, спортивно-оздоровительный туризм. Муниципальные органы создают условия для занятий физической культурой по месту жительства и в местах массового отдыха. Администрация санаторно-курортных учреждений, домов отдыха и туристских баз обязана создавать условия для использования в процессе отдыха и лечения различных компонентов физической культуры в целях укрепления здоровья отдыхающих, профилактики и лечения заболевании. Физическая подготовка военнослужащих и личного состава правоохранительных органов должна обеспечить выполнение ими воинского долга и основных служебных обязанностей. Командованием создаются необходимые для этого условия.

Развитие физической культуры и спорта среди инвалидов направлено на повышение их двигательной активности. Это непременное условие их всесторонней реабилитации и социальной адаптации. Этим занимаются образовательные учреждения, учреждения здравоохранения, социального  обеспечения и организации физической культуры и спорта.

Органы управления здравоохранением (государственные, на предприятиях, в  учреждениях) используют физическую культуру как средство профилактики и лечения  заболеваний; осуществляют врачебный  контроль за лицами, занимающимися  физической культурой и спортом, в том числе спортивно-оздоровительным  туризмом; организуют и проводят подготовку и повышение квалификации специалистов здравоохранения, создают центры и  пункты оздоровления и реабилитации средствами физической культуры, диагностико-консультационные пункты и кабинеты, врачебно-физкультурные диспансеры.

Работники физической культуры и спорта обязаны соблюдать нормы  и правила безопасности при проведении занятий, не наносить вред здоровью и  ущерб чести и достоинству  участников и зрителей, не проявлять  жестокости и насилия. К судейству  спортивных соревнований допускаются  лица, прошедшие специальную подготовку и аттестованные спортивными федерациями как судьи по виду спорта.

Чтобы подготовить спортсменов  высокого класса, создаются специализированные организации (государственные, муниципальные, не государственные, в том числе  частные и общественные). Граждане имеют право заниматься профессиональным спортом в качестве спортсменов  или судей. Нельзя использовать с  целью достижения спортивных результатов  приемы, способы и средства, запрещенные  в спорте регламентирующими документами, утвержденными спортивными организациями  и объединениями.

К профессиональной педагогической деятельности в области физической культуры и спорта допускаются лица, имеющие документ установленного образца  о профессиональном образовании  по специальности, выданный образовательным  учреждением, или разрешение, выданное государственным органом управления физической культурой и спортом. К профессиональной деятельности в  области лечебной физической культуры допускаются лица, имеющие профессиональное образование по специальности «Физическая  культура и спорт» или медицинское  образование. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества

 

Поскольку молодое поколение  у нас занято в профессионально-образовательной  сфере, его самостоятельность следует  понимать особым образом, а именно как  самостоятельность действий и самостоятельность  мышления, тесно между собой связанные. Самостоятельность действий семья  и школа воспитывают постепенно приучая детей начиная с дошкольного и младшего школьного возраста к самостоятельному выбору и планированию труда, выполнению работ, проверке выполненной работы и т.д. Следовательно, для того, чтобы физические упражнения стали необходимыми в жизни, уже с раннего возраста важно предъявлять определенные требования к выполнению различных движений и действий с целью улучшения своего физического состояния. Самостоятельное выполнение заданий по физической культуре стимулирует деятельность учащихся, повышает возбудимость определенной динамической структуры коры больших полушарий и т.д.

Говоря о самостоятельном  мышлении, следует иметь в виду, что наши познавательные процессы являются формой деятельности и как таковые  отвечают принципам самостоятельной  деятельности: мы планируем ее ход, реализуем ее и проверяем результаты. Самостоятельность имеет также  свой эмоциональный характер, подвергающийся изменениям вместе с развитием личности. Первый период этого развития характеризуется  неумением и эмоциональной зависимостью ребенка от окружения, в основном от родителей, поиском доброжелательности и страхом перед новыми людьми в своем окружении, а также  перед новыми явлениями. Эта несамостоятельность  постепенно уменьшается в дошкольном возрасте и в начальных классах, особенно под влиянием доброжелательного  окружения и помощи, оказываемой  ребенку в преодолении трудностей.

Недостатки домашнего  или общественного воспитания, постоянное навязывание ребенку воли взрослых, особенно в атмосфере запугивания, - это факторы, которые могут уничтожить веру в собственные силы и укрепить недоверие к окружающему миру, стабилизируя тем самым эмоциональную  зависимость и тормозя развитие жизненной самостоятельности.

Физическое воспитание - это  вид воспитания, специфическим содержанием  которого является обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение  специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности  в физкультурных занятиях.

Система физического воспитания - это исторически обусловленный  тип социальной практики физического  воспитания, включающий мировоззренческие, научно-методические, программно-нормативные  и организационные основы, обеспечивающие физическое совершенство людей.

Физическая подготовка в  широком смысле трактуется как процесс  воспитания физических качеств и  овладения базовыми (жизненно важными) движениями. Физическая подготовка в  узком смысле (в теории и практике спорта) трактуется только как процесс  воспитания физических качеств.

Физическое развитие понимается как процесс и результат изменения  биологических норм и функций  организма человека, достигнутый  под влиянием наследственности, окружающей среды и уровня двигательной активности.

Физическое совершенство - это исторически обусловленный  идеал физического развития и  физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям  жизни.

Термин “физическая культура”  является центральным понятием всего  физкультурного образования. Термин встречается  не только в профессиональной сфере, но и в обычной жизни. В постижении смысла физической культуры происходит парадоксальная ситуация. Чем чаще на обыденном, житейском уровне мы пользуемся термином “физическая культура", тем дальше удаляемся от понимания  ее истинной сущности.

Можно ли всякую деятельность, связанную с физическими нагрузками (бытовую, трудовую, военную и т.д.) идентифицировать с физической культурой? Такое утверждение было бы неправильным. Культура - это, прежде всего, основной способ, а также мера человеческого  развития. Не всякий труд или боевые действия развивают человека в гуманном направлении, нередко получается наоборот.

Когда в процессе эволюции человек начал преобразовывать  окружающую природу не грубыми невежественными  способами, а подлинно гуманными  и целесообразными, когда человек  пытается совершенствовать свою телесность, умственные и физические способности  в соответствии с объективными законами - только тогда его деятельность можно назвать по-настоящему культурной. Отсюда, в самом первом приближении, физическая культура есть способ и  мера преобразования человека, его  собственной природы и двигательных способностей.

Информация о работе Физическая культура и спорт как социальные феномены