Физическая культура и спорт как социальные феномены

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 13:00, реферат

Описание работы

Физическая культура – органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область и одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды.

Файлы: 1 файл

Физическая культура и спорт как социальные феномены.docx

— 152.77 Кб (Скачать файл)

Физическая культура - это  вид культуры, содержанием которой  является оптимальная двигательная деятельность, построенная на основе материальных и духовных ценностей, специально созданных в обществе для физического совершенствования  человек.

Большой спорт обычно считают  сферой, состояние которой наиболее точно отражает успехи социума в  деле совершенствования физической культуры.

Вопрос о том, какое  место спорт высших достижений занимает в системе физической культуры, иногда решается очень прямолинейно. Считается, например, что спорт высших достижений в лице своих - атлетических видов - является наиболее концентрированным  выражением достижения общества современного общества в развитии физической культуры. Соответственно полагают, что спортсмен  высокого класса безоговорочно должен быть признан человеком, физическая культура которого отвечает самым высоким стандартам. Если возможны в отношении культурного развития спортсмена какие-то сомнения, то они, как правило, касаются его интеллектуального, эстетического или нравственного или какого-либо иного развития, но только не физического.

За такими утверждениями  стоит ошибочная убежденность, что  сами по себе функциональная подготовленность и высокие физические кондиции человека - это и есть то, что само по себе непосредственно воплощает и  выражает суть физической культуры личности.

С другой стороны широко распространено следующее мнение: спорт высших достижений (в его сегодняшнем варианте) не способствует здоровью и долголетию человека.

В отношении большинства  иных видов культурного развития человека, как правило, даются утвердительные ответы. Вполне признано, что человек  может на протяжении практически  всей своей жизни наращивать и  укреплять свою интеллектуальную или  эстетическую, а тем более нравственную культуру. Если же мы ставим под сомнение возможность увеличивать потенциал  своей физической культуры в течение  всей жизни, то мы должны рассматривать  физическую культуру как не равнозначное явление по отношению к другим видам культуры, не связанную с  иными типами культуры и не обусловленную  ими.

Сложность проблемы физической культуры также обусловлена тем, что часто понятие “физкультурная деятельность", под которой понимается целенаправленное использование двигательной активности для развития физических качеств или для решения задач  рекреации, реабилитации и др. полностью  отождествляется с деятельностью  по развитию физической культуры.

Рассматривая феномен  физической культуры, следует прежде всего принимать во внимание, что перед нами один из вариантов культуры как таковой, т.е. многопланового целостного феномена (нравственной, интеллектуальной, эстетической и др. видов культур), имеющего дело с человеческой телесностью.

Глава 2. Физическая культура личности и ценности

 

Физическая культура, так  же, как и общая культура, имеет  две части - предметную и личностную. Это значит, что она существует как в виде конкретных материальных реалий, так и в форме личностного  достояния человека, занимающегося  физическими упражнениями.

Физическая культура - достаточно сложное социальное образование. В  ее структуре можно выделить три  самостоятельных аспекта: деятельностный, ценностный и личностный.

Результативный аспект физической культуры включает в себя всю совокупность полезных результатов, которые человек  приобрел в процессе деятельного  использования ценностей физической культуры в своей жизни.

К таким полезным результатам  можно отнести:

полученные в процессе физкультурных занятий двигательные умения и навыки;

саму способность быстро овладевать новыми движениями, развитую в ходе занятий;

возросшую физическую работоспособность;

пропорционально развитое телосложение и осанку;

физкультурные знания;

нравственные и эстетические качества, возвышающие личность человека и т.д.

Данный аспект правомерно отождествляется с понятием “личная  физическая культура", т.к. он полностью  персонифицирован в личности занимающегося  в виде его собственного достояния  и достижения.

Термин “физическая культура личности” можно выразить как  реальную физкультурно-спортивную деятельность конкретного человека, мотивом которого является удовлетворение его индивидуальных интересов и потребностей в физическом самосовершенствовании.

Основными признаками физической культуры можно считать:

систематические занятия  физическими упражнениями для решения  задач физического самосовершенствования;

специальные физкультурные  занятия, позволяющие с пользой  применить их на практике;

владение определенными  двигательными умениями и навыками для решения лично значимых задач;

владение достаточными организационно-методическими  умениями построения своих самостоятельных  физкультурно-спортивных занятий, т.к самостоятельная физкультурная деятельность по праву считается высшей формой личной физической культуры.

Прогрессивный вариант характеризует  процесс постоянного преодоления  противоречий, преодоления себя для  нового полного раскрытия своих  сил и способностей. В этом случае происходит непрерывное наращивание  личностного потенциала через самоотрицание  и самоопределение в результатах  и процессе физкультурно-спортивной деятельности.

Регрессивный вариант  представляет собой уход на узкие  сферы самореализации, основой которого служат иллюзии прошлого опыта, успокоенности.

Неполнота выражения в  физкультурно-спортивной деятельности порождает неудовлетворенность  ею, ее результатами, что ведет к  ограничению культурного пространства жизнедеятельности.

Чем богаче и шире круг связей личности в этой деятельности, тем  богаче становится пространство ее субъективности, так как она сама начинает творить  те общественные отношения, совокупным ансамблем которых является.

Деятельностный аспект физической культуры заключается в том, что физическое совершенствование происходит только в результате оптимальной, целенаправленной двигательной активности человека. Причем не любой, а только той, которая осуществляется по законам физического воспитания, т.е. по законам развития силы, выносливости, законам формирования техники движений, законам активного отдыха и т.д.

В процессе жизни человек  занимается многими видами деятельности, которые в той или иной степени  связаны с двигательной активностью  и значительными физическими  нагрузками. Однако далеко не все они  могут быть отнесены к физической культуре. Поэтому сущностным ядром  физической культуры можно считать  только двигательную активность, связанную  с обязательным выполнением физических упражнений.

Выполняемые при этом физические нагрузки могут быть разной величины, зависящие от поставленных задач - восстановить, поддержать или развить свои физические кондиции. Поэтому не всякая, а только окультуренная (полезная, целесообразная) двигательная деятельность, воздействующая положительным образом на психофизическую  сферу человека, может быть отнесена к культуре физической. А вот двигательная деятельность, например, грузчика к  физической культуре напрямую не имеет  непосредственного отношения, т.к. она  имеет цель не развитие самого себя, а выполнение производственного  задания, которое может быть достигнуто любой ценой, даже перенапряжением. Подобная ситуация в физической культуре в принципе недопустима и вредна.

Физкультурная деятельность обязательно содержит двигательный компонент, который в ней, как  правило, является преобладающим;

Деятельность в сфере  физической культуры представлена наиболее рациональными формами двигательных действий, имеющими свою конкретную методику занятий. При воспитании скоростных способностей, например, методика будет  существенно отличаться от таковой  при воспитании общей выносливости практически по всем параметрам;

Физкультурная деятельность человека всегда направлена на совершенствовании  самого себя в аспекте овладения  рациональной техникой упражнения, воспитания физических качеств, формирования правильной осанки, укрепления здоровья и т.д. Цели, лежащие вне самого человека, хотя и могут существовать и решаться параллельно, но ведущими при этом не являются.

Все эти признаки в своей  совокупности присущи только физической культуре. Для других аспектов человеческой деятельности в полном объеме они  не характерны.

Ценностный аспект физической культуры представлен обширной совокупностью  материальных и духовных ценностей, специально созданных для эффективного физического совершенствования  человека.

Материальные ценности воплощены  в физкультурно-спортивных сооружениях (стадионы, бассейны, залы), специальном  оборудовании и инвентаре (легкоатлетические  и гимнастические снаряды, лыжи, мячи, тренажеры и т.д.)

Духовные ценности физической культуры представлены исторически  отобранными и апробированными  на практике физическими упражнениями, сконцентрированными в форме  гимнастики, спорта, игры и туризма, основанных на физической активности.

Кроме того, к духовным ценностям  физической культуры относятся накопленные  практикой и наукой специальные  физкультурные знания, отраженные в  соответствующих теориях физической культуры и спорта, и содержащиеся в различных методических пособиях, учебниках, монографиях, справочниках достижений, правилах соревнований.

При этом важно отметить, что все эти предметные материальные, а также духовные ценности значимы  не сами по себе и не для всех, а  лишь по мере их вовлечения в сферу  физкультурной деятельности людей. Например, бассейн для человека, который не желает в нем заниматься, вряд ли представляет какую-то реальную ценность. Люди же, приобщенные к  физической культуре, данные ценности осваивают, с пользой применяют, а по возможности и развивают.

Заключение

 

С переходом России в начале 1990-х годов к новой политико-экономической  модели общественного развития, существенные изменения претерпела и система  физической культуры.

Направленность и функционирование системы физической культуры и спорта на протяжении нескольких десятков предыдущих лет определялась утилитарной направленностью (физическая подготовка к труду, защите Родины), а также престижной функцией отечественного спорта на международной  арене.

В последние годы наблюдается  смещение цели физической культуры в  сторону приоритета психофизического развития личности, формирование ее физической культуры.

Основные положения государственной  политики в области физической культуры и спорта в Российской Федерации  и олимпийского движения России были определены в Федеральном законе “О физической культуре и спорте в  Российской Федерации" и Концепцией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 г.

В Концепции развития физической культуры и спорта в Российской Федерации  дана характеристика современного состояния  физической культуры и спорта в нашей  стране и определена основная цель государства в области физической культуры и спорта - оздоровление нации, формирование здорового образа жизни  населения, гармоническое воспитание здорового, физически крепкого поколения, а также достойное выступление  российских спортсменов на крупнейших международных спортивных соревнованиях.

 

1.3. Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении.

Hits: 3476 

 

В соответствии с государственным  образовательным стандартом высшего  профессионального образования  физическая культура с 1994 г. объявлена  обязательной дисциплиной гуманитарного  образовательного цикла.

Гуманитарные знания дают возможность преодолеть технократическое и узкопрофессиональное мышление будущего специалиста, воспитывают духовно  богатую личность, обладающую развитым чувством социально-профессиональной и нравственной ответственности. Системная  и целенаправленная гуманитарная подготовка и формируемая в ее процессе личностная культура студента определяют свойства его адаптивности, самообучаемости, самостоятельности и инициативности как будущего специалиста, закладывая тем самым основы его высокого профессионализма.

Гуманитарная подготовка в сфере физической культуры означает его очеловечивание, выдвижение личности студента в качестве главной ценности педагогического процесса. Физическая культура направлена на то, чтобы развить целостную личность, гармонизировать ее духовные и физические силы, активизировать готовность полноценно реализовать свои сущностные силы в здоровом и продуктивном стиле жизни, профессиональной деятельности в самопостроении необходимой социокультурной комфортной среды, и являющейся неотъемлемым элементом образовательного пространства вуза.

Физическая культура прямо  и опосредованно охватывает такие  свойства и ориентации личности, которые  позволяют ей развиваться в единстве с культурой общества, достигать  гармонии знаний и творческого действия, чувств и общения, физического и  духовного, разрешать противоречия между природой и производством, трудом и отдыхом, физическим и духовным. Достижение личностью такой гармонии обеспечивает ей социальную устойчивость, продуктивную включенность в жизнь  и труд, создает ей психический  комфорт. 

формируются в процессе усвоения личностью социального опыта и отражаются в ее целях, убеждениях, идеалах, интересах. В них отражены представления студентов, о желаемом. В формировании определенных ценностей, способных удовлетворить потребности студентов, проявляется единство физического, психического и социального развития личности.

В сфере физической культуры ценности по качественному критерию могут быть представлены как:

1. Материальные (условия занятий,  качество спортивной экипировки, льготы со стороны общества);

2. Физические (здоровье, телосложение, двигательные умения и навыки, физические качества, физическая  подготовленность);

3. Социально-психологические (отдых, развлечение, удовольствие, трудолюбие, навыки поведения в коллективе, чувства долга, чести, совести, благородства, средства воспитания и социализации, рекорды, победы, традиции);

Информация о работе Физическая культура и спорт как социальные феномены