Физическая культура и спорт как социальные феномены

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 13:00, реферат

Описание работы

Физическая культура – органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область и одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды.

Файлы: 1 файл

Физическая культура и спорт как социальные феномены.docx

— 152.77 Кб (Скачать файл)

4. Психические (эмоциональные  переживания, черты характера,  свойства и качества личности, творческие задатки);

5. Культурные (познание, самоутверждение, самоуважение, чувство собственного достоинства, эстетические нравственные качества, общение, авторитет).

Ценностные ориентации студентов  рассматриваются как способы, с  помощью которых дифференцируют объекты физической культуры по их значимости.

Исследования М.А. Арвисто позволили выделить три ранга ценностных ориентации студентов в физкультурно-спортивной деятельности:

1. Эмоциональный компонент  основывается на привлекательности,  а рациональный на полезности, они дополняют друг друга и  деятельность регулируют вместе, хотя между ними существует  определенное несоответствие;

2. Ценности, связанные с физическим Я (физические качества, здоровье, телосложение), с функциональным содержанием деятельности (высокая подвижность, физические нагрузки, эмоциональные переживания), с актуализацией (успех, самовыражение, самоутверждение);

3. Морально-волевые качества (воля, настойчивость), чувство долга,  составляют главный ранг.

Поэтому в физкультурно-спортивной деятельности этим ценностям необходимо уделять особое внимание, чтобы не ослабевала ориентация на эту деятельность.

Основы организации физического  воспитания в вузе

Содержание курса физического  воспитания регламентируется государственной  учебной программой для вузов  и включает теоретический, практический и контрольный учебный материал.

Теоретический раздел программы  предполагает усвоение студентами упорядоченной  системы естественнонаучных, психолого-педагогических и специальных знаний по физической культуре и состоит из 11 обязательных тем.

Теоретические знания сообщаются в форме лекций, бесед, на практических занятиях, а также путем самостоятельного изучения студентами учебной и специальной  литературы.

Учебно-тренировочные занятия  базируются на использовании теоретических  знаний для приобретения практического  опыта физкультурно-спортивной деятельности, таким образом теоретический раздел вплотную связан с методико-практическими занятиями.

Занятия физической культурой  и спортом должны иметь комплексный  характер и непременно являться составной  частью образа жизни.

Физическая культура в  вузе выполняет следующие социальные функции:

1. Преобразовательно-созидательную, что обеспечивает достижение необходимого уровня физического развития, подготовленности и совершенствования личности, укрепления ее здоровья, подготовку ее к профессиональной деятельности;

2. Интегративно-организационную, характеризующую возможности объединения молодежи в коллективы, команды, клубы, организации, союзы для совместной физкультурно-спортивной деятельности;

3. Проективно-творческую, определяющую возможности физкультурно-спортивной деятельности, в процессе которой создаются модели профессионально-личностного развития человека, стимулируются его творческие способности, осуществляются процессы самопознания, самоутверждения, саморазвития, обеспечивается развитие индивидуальных способностей;

4. Проективно-прогностическую, позволяющую расширить эрудицию студентов в сфере физической культуры, активно использовать знания в физкультурно-спортивной деятельности и соотносить эту деятельность с профессиональными намерениями;

5. Ценностно-ориентационную. В процессе ее реализации формируются профессионально и личностно-ценностные ориентации, их использование обеспечивает профессиональное саморазвитие и личностное самосовершенствование;

6. Коммуникативно-регулятивную, отражающую процесс культурного поведения, общения, взаимодействия участников физкультурно-спортивной деятельности, организации содержательного досуга, оказывающую влияние на коллективные настроения, переживания, удовлетворение социально-этических и эмоционально-эстетических потребностей, сохранение и восстановление психического равновесия, отвлечение от курения, алкоголя, токсикомании;

7. Социализации, в процессе которой происходит включение индивида в систему общественных отношений для освоения социокультурного опыта, формирования социально ценных качеств.

Изучение социальных функций  физкультуры в вузе позволит глубже понять содержание учебной дисциплины «Физическая культура», зафиксированной  в примерной программе для  вузов в соответствии с государственным  образовательным стандартом. Примерной  она названа потому, что отражает только требования «Стандарта», но в  каждом вузе может быть расширена  и дополнена с учетом регионально-территориальных, социокультурных, климатических факторов, а также особенностей подготовки профессиональных кадров, материально-технических  условий.

Чтобы достичь цели физического воспитания – сформировать физическую культуру личности и создание предпосылок для их эффективной работы по избранной специальности, важно решить следующие воспитательные, образовательные, развивающие и оздоровительные задачи:

1. Понимать роль физической  культуры в развитии личности  и подготовке ее к профессиональной  деятельности;

2. Знать научно-практические  основы физической культуры и  здорового образа жизни;

3. Формировать мотивационно-ценностное  отношение студентов к физической  культуре, установку на здоровый  образ жизни, физическое самосовершенствование  и самовоспитание, потребность в  регулярных занятиях физическими  упражнениями и спортом;

4. Овладеть системой практических  умений и навыков, обеспечивающих  сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие  и совершенствование психофизических  способностей и свойств личности, самоопределение в физической  культуре;

5. Обеспечить общую и  профессионально-прикладную физическую  подготовленность, определяющую психофизическую  готовность студентов к будущей  профессии;

6. Приобрести опыт творческого  использования физкультурно-спортивной  деятельности для достижения  жизненных и профессиональных  целей.

Обязательный минимум  дисциплины «Физическая культура»  включает следующие дидактические  единицы, освоение которых предусмотрено  тематикой теоретического, практического  и контрольного учебного материала:

1. Физическая культура  в общекультурной и профессиональной  подготовке студентов;

2. Социально-биологические  основы физической культуры;

3. Основы здорового образа  и стиля жизни;

4. Оздоровительные системы  и спорт (теория, методика и  практика);

5. Профессионально-прикладная  физическая подготовка студентов.

Физическое воспитание в  институте проводится на протяжении 1–3 курсов и осуществляется в форме  обязательных (практических, теоретических), учебных занятий, которые предусматриваются  в учебных планах по всем специальностям в объёме 4 часов в неделю и  включаются в учебное расписание в течение всего периода обучения студентов.

Кроме того, предусматриваются  внеучебные формы занятия:

занятия в спортивных клубах, секциях, группах по интересам;

выполнение физических упражнений и рекреационных мероприятий  в режиме учебного дня;

самодеятельные занятия  физическими упражнениями, спортом, туризмом;

массовые оздоровительные, физкультурно-спортивные мероприятия.

В каждом семестре система  практических занятий строится как  законченный цикл, в котором по преимуществу решаются те или иные задачи.

Использование всех форм занятий  должно обеспечить необходимый уровень  двигательной активности студентов  и выполнение требований учебной  программы по физическому воспитанию.

Основной формой физического  воспитания являются учебные практические занятия:

теоретические, практические, контрольные;

элективные методико-практические и учебно-тренировочные занятия;

индивидуальные и индивидуально-групповые  дополнительные занятия или консультации;

самостоятельных занятий  по заданию и под контролем  преподавателя;Они характеризуются постоянным составом занимающихся, обязательным присутствием преподавателя, строгим расписанием и программой, определяющей содержание занятий. Процесс обучения многогранен, в нем должны быть учтены как физиологические, так и психические закономерности деятельности человека. Эти закономерности нашли отражение в основных методологических принципах и методах физического воспитания.

Теоретический материал формирует  мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение студентов  к физической культуре. Эти знания необходимы, чтобы понимать природные  и социальные процессы функционирования физической культуры общества и личности, уметь их творчески использовать для профессионально-личностного  развития, самосовершенствования, чтобы  организовать здоровый стиль жизни  при выполнении учебной, профессиональной и социокультурной деятельности.

Практический раздел учебного материала состоит из двух подразделов: методико-практического и учебно-тренировочного. Первый подраздел обеспечивает операциональное овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения личностью учебных, профессиональных и жизненных целей.

Освоение второго учебно-тренировочного подраздела помогает приобрести опыт творческой практической деятельности, развить самодеятельность в физической культуре и спорте. Содержание занятий  базируется на широком использовании  знаний и умений в том, чтобы применять средства физической культуры, использовать спортивную и профессионально-прикладную физическую подготовку для приобретения индивидуального и коллективного опыта физкультурно-спортивной деятельности. На них студенты учатся регулировать свою двигательную активность, поддерживать необходимый уровень физической и функциональной подготовленности в период обучения, приобретают опыт совершенствования к коррекции индивидуального физического развития, учатся использовать средства физической культуры для организации активного отдыха, профилактики общих и профессиональных заболеваний, предотвращения травматизма, овладевают средствами профессионально-прикладной физической подготовки.

Контрольный раздел занятий  обеспечивает оперативную, текущую  и итоговую информацию о степени  и качестве освоения теоретических  и методических знаний-умений, о  состоянии и динамике физического  развития, физической и профессионально-прикладной подготовленности студентов. Оперативный  контроль создает информацию о ходе выполнения конкретного раздела, вида учебной работы. Текущий раздел позволяет  оценить его степень освоения, темы, вида учебной работы. Итоговый контроль (зачеты, экзамен) выявляет уровень  сформированности физической культуры студента и самоопределение в ней путем комплексной проверки.

Чтобы быть допущенным к итоговой аттестации, необходимо выполнить обязательные тесты по общефизической и профессионально-прикладной физической подготовке (не ниже оценки «удовлетворительно»), предусмотренные  в течение последнего семестра обучения (табл. 1). Упражнения и тесты по профессионально-прикладной подготовке, а также для студентов  специального учебного отделения определяет кафедра физического воспитания.  

 

Таблица 1.

Обязательные тесты физической подготвленности студентов основного и спортивного учебных отделений

Аттестация проводится в  форме устного опроса по теоретическому и методико-практическому содержанию программы. Студент, завершающий обучение по дисциплине «Физическая культура», должен:

понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста;

знать основы физической культуры и здорового образа жизни;

иметь мотивационно-ценностное отношение и самоопределиться в  физической культуре с установкой на здоровый стиль жизни.

При итоговой аттестации в  окончательной оценке учитывается  уровень выполнения студентом практического  раздела программы.

Освоить содержание дисциплины «Физическая культура» необходимо за 408 учебных часов, его можно  дополнить элективными (по выбору) и  факультативными курсами различной  направленности, учитывающими индивидуальность студента, его мотивы, интересы, потребности.

Для практических занятий  студентов распределяют по учебным  отделениям: основному, специальному, спортивному. Распределение проводится в начале учебного года после медицинского обследования с учетом состояния  здоровья, пола, физического развития, физической и спортивной подготовленности, интересов. Студенты, не прошедшие медицинского обследования, к практическим учебным  занятиям не допускаются.

В основное отделение зачисляются  те, кто отнесен в основную и  подготовительную медицинские группы. В специальное учебное отделение  зачисляются студенты, отнесенные к  специальной медицинской группе, с учетом уровня их функционального  состояния, пола.

Тех, кто по состоянию здоровья освобожден от практических занятий  на длительный срок, зачисляют в  специальное учебное отделение  для освоения доступных разделов программы.

В спортивное отделение, состоящее  из учебных групп по видам спорта (системам физических упражнений), зачисляют, студентов основной медицинской  группы, показавших хорошую общую  физическую и спортивную подготовленность и проявивших желание углубленно заниматься одним из видов спорта, организованном в вузе. Студенты этого отделения, имеющие высокую спортивную квалификацию, могут быть переведены на индивидуальный график занятий, но с обязательным выполнением в установленные сроки зачетных требований.

Перевести студента из одного учебного отделения в другое можно  по его желанию только после успешного  окончания семестра или учебного года. Перевод студентов в специальное  учебное отделение на основе медицинского заключения может производиться  в любое время учебного года.

Информация о работе Физическая культура и спорт как социальные феномены