Физическая культура
в общекультурной и профессиональной
подготовке студентов
План:
1. Основные понятия и их краткая
характеристика
2. Физическая культура и спорт
как социальные феномены общества
3. Физическая культура как часть
общечеловеческой культуры
4. ФК как учебная дисциплина
5. Основные положения организации
физического воспитания в вузе
6. Контрольные вопросы
1. Основные понятия и их краткая
характеристика
Физи́ческая культу́ра — сфера социальной
деятельности, направленная на сохранение
и укрепление здоровья, развитие психофизических
способностей человека в процессе осознанной
двигательной активности. Физи́ческая культу́ра — часть культуры,
представляющая собой совокупность ценностей
и знаний, создаваемых и используемых
обществом в целях физического и интеллектуального
развития способностей человека, совершенствования
его двигательной активности и формирования
здорового образа жизни, социальной адаптации
путем физического воспитания, физической
подготовки и физического развития (в
соответствии с Федеральным законом Российской
Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической
культуре и спорте в Российской Федерации»).
Виды физической
культуры
1. Базовая физическая
культура - это часть физической культуры,
где закладываются основа - база - фундамент
для нормального физического развития
и дальнейшего совершенствования.
Базовая физическая культура
подразделяется на дошкольную и школьную
физическую культуру.
2. Спорт - это часть физической культуры
направленная на достижение высших результатов.
Спорт выделяет пять
направлений.
1)
детско-юношеский спорт, в нем учитываются половые,
возрастные, физиологические признаки.
Главное в детско-юношеском спорте - массовость,
т.к. в нем происходит естественный отсев,
и к спорту высших достижений доходят
единицы. Детско-юношеский спорт направлен
на высшие достижения.
2)
спорт высших достижений и профессиональный спорт можно
объединить, т.к. направлены на достижение
мировых рекордов. В профессиональном
спорте платят зарплату за выступления
и берут штрафы за плохую подготовленность
и выступление в соревнованиях. В профессиональном
спорте правила отличаются от любительского
спорта.
3) массовый спорт, в нем главное не
достижения, а участие.
4)
инвалидный спорт - для людей с врожденными и
приобретенными заболеваниями. Спортсмены
с ограниченными возможностями выступают
по своим нормативам. Соревнования проводятся
по степени заболевания, где каждый выступает
в своей группе. Для спортсменов это возможность,
не только укрепить своё здоровье, но и
социальной адаптации.
3. Прикладная физическая
культура
Профессионально-прикладная
физическая культура, в ней средства физической
культуры используются для повышения
профессиональзма и помогает легче освоить
профессию.
В специализированных учреждениях
физическая культура должна иметь также
специализированный характер.
Кроме этого, профессионально-прикладная
физическая культура направлена на восстановление
работающих мышц. Существует производственная
гимнастика, которая выполняется во время
максимального перенапряжения на работе,
Физкультминутки, активный отдых в выходные
дни.
Военно-прикладная
физическая культура - существует в военных полувоенных
заведениях: войска, МЧС, пожарники, маряходки
и т.д. К военно-прикладной физической
культуре относится и подготовка будущих
войнов в школах, в частности на уроке
общественной безопасности жизнедеятельности.
4. Оздоровительная
физическая культура - направлена на укрепление
всех функций организма.
Оздоровительная физическая
культура делится на лечебную физическую
культуру (ЛФК) и гигиеническую физическую
культуру.
К гигиенической физической
культуре - относится утренняя гигиеническая
гимнастика. Гигиена тела, обуви, одежды,
помещений, соблюдение режима дня, сна
, питания.
Физическая подготовка - это процесс в ходе которого
достигается тот или другой уровень физической
подготовленности.
Физическая подготовка. Это процесс воспитания физических
качеств и овладения жизненно важными
движениями. Термин «физическая подготовка»
подчеркивает прикладную направленность
физического воспитания к трудовой или
иной деятельности. Различают общую физическую
подготовку и специальную.
Общая физическая
подготовка направлена на повышение уровня
физического развития, широкой двигательной
подготовленности как предпосылок успеха
в различных видах деятельности.
Специальная физическая подготовка — специализированный процесс,
содействующий успеху в конкретной деятельности
(вид профессии, спорта и др.), предъявляющей
специализированные требования к двигательным
способностям человека. Результатом физической
подготовки является физическая подготовленность,
отражающая достигнутую работоспособность
в сформированных двигательных умениях
и навыках, способствующих эффективности
целевой деятельности (на которую ориентирована
подготовка).
- Спорт
Спорт - это утрированная, воздвигнутая
в ранг чего-то великого, особо популярная
и невыразимо зрелищная физкультура. Они
стали разделяться еще в древние времена,
когда в странах Древнего Мира, в частности,
в Греции стали появляться публичные состязания
на силу, выносливость, ловкость и смекалку.
И из обычных деревенских или городских
состязаний выросли вполне масштабные,
известные на весь мир Олимпийские Игры.
Они существовали тысячу лет, пока Древняя
Эллада не попала под власть Рима.
В Риме же имели хождение другие игры.
Он не стал первооткрывателем травли людей
и животных, но он явился законодателем
этой моды. И по примеру Рима сотни городов
и стран под его владычеством начали практиковать
гладиаторские игры. И это тоже был настоящий
спорт со всеми его характеристиками.
Отголоски гладиаторских боев и битв на
колесницах сегодня можно увидеть в автогонках,
соревнованиях по различным видам единоборств
и других видах спорта.
С самого начала все виды спортивных мероприятий
жестко регламентировались набором правил.
Всегда и сейчас существовали судебные
должности, брокеры, тренеры. И также во
всем этом крутились огромные денежные
средства, привлекающие к спорту и его
пращурам миллионы мошенников, бандитов
и менял.
Гладиаторские игры, как известно из достоверных
источников, не имели прямого смысла в
убийстве одним воином другого. И вооружение,
и защитные комплекты, и даже сам вид гладиаторских
боев был во многом родственен представлениям
актеров. Часто один воин, вооруженный
двумя мечами и защищенный одним лишь
вычурным шлемом выходил против другого,
защиту и оружие которого составляли соответственно
наручи и копье. В настоящем сражении они
прожили бы и нескольких секунд. И в этом
гладиаторские игрища дали начало спорту
как представлению. Сегодня спортивные
состязания также всегда включают в себя
элементы актерства, пантомимы и даже
фокусов.
Христианство средних веков поставило
крест на всех видах развлекательных игр.
Под запрет попали даже собачьи и петушиные
бои. Но, конечно, они проводились всегда,
проводятся и поныне, и никакие запреты
не смогут отвлечь некоторые народы от
тысячелетних исконных видов развлечений.
Однако Средневековье не было лишено соревнований
как таковых. И они были не менее кровавыми,
чем представления Древнего Мира. Так
пехотинцы и конники крайне редко тренировались
тупым оружием. А состязания всегда проводились
с оружием боевым. Мир был очень суров,
и только остро заточенные клинки и удары
в полную силу могли в достаточной мере
подготовить воина к реальным сражениям.
Совсем неудивительно, что фехтующие гибли
тысячами и в мирное время. Имела место
практика тренировок с беглыми каторжниками
и осужденными на смерть.
Позднее средневековье - самая романтичная
в глазах современного человека эпоха
- также отметилось своими видами "спорта".
В данном случае это были не только известные
турниры рыцарей и баронов, но и судебные
ристалища, когда с оружием в руках люди
отстаивали свою правоту, надеясь на Бога
и собственные руки.
Как видно, многие тысячи лет спорт или
некое его подобие были исключительным
достоянием военных или близких к нему
сословий. Это вполне можно объяснить.
Сила, ловкость и зрелищность требовались
только от них. Крестьянам, властителям,
священникам или купцам этого и не требовалось.
В результате все виды всех возможных
соревнованиях за все время, в которых
хотя бы отчасти требовались хорошие физические
и умственные данные, вылились сегодня
в то, что люди называют Большим спортом.
И он, успешно шагая по планете, через века
переродится тоже в нечто такое же зрелищное,
полное радости и горя, достижений и падений
- Физическая активность
Сидячий, малоподвижный образ жизни очень
распространён в современном обществе.
При этом низкая физическая активность,
наряду с курением, избыточной массой
тела, повышенным содержанием холестерина
в крови и повышенным артериальным давлением,
является независимым фактором риска
развития большинства хронических неинфекционных
заболеваний, таких как артериальная гипертония,
ишемическая болезнь сердца, обменные
заболевания, заболевания опорно-двигательной
аппарата и др. Доказано, что регулярная
физическая активность - неотъемлемая
часть здорового образа жизни.
В нашем Центре Вы
можете получить консультацию специалиста
по лечебной физкультуре. Запись на консультацию
- по телефону (343) 371-15-45.
В этом разделе Вы
узнаете, какую физическую активность
необходимо поддерживать, чтобы оставаться
здоровым.
Что
такое физическая активность?
Физическая активность
– это любые движения тела при помощи
мышечной силы, сопровождающиеся расходом
энергии.
Для оценки степени физической активности
используются две характеристики: двигательная
активность на работе и в часы досуга.
Последняя более важна с позиции профилактики
заболеваний и укрепления здоровья, так
как она может быть изменена волей и желанием
практически каждого человека. Только
повышение физической активности в свободное
от работы время оказывает положительный
эффект на здоровье.
Польза физической
активности
1. Улучшение дыхания
При физической активности
повышается потребность в кислороде, тренируется
система доставки кислорода. В дальнейшем,
при регулярных занятиях, ткани и органы
человека лучше снабжаются кислородом
и в состоянии покоя.
2. Улучшение состояния
сердечно-сосудистой системы
Сердце тренируется работать
эффективнее (прокачивает большее количество
крови при каждом ударе, пульс становится
медленнее); уменьшается риск образования
тромбов; снижается уровень холестерина,
уменьшается риск атеросклероза, ишемической
болезни сердца, артериальной гипертонии.
3. Улучшение состояния
опорно-двигательного аппарата:
- увеличение мышечной
силы, выносливости;
- улучшение гибкости;
- укрепление костной ткани,
улучшение подвижности суставов;
- снижение скорости возрастной
потери костного кальция у
пожилых людей → снижение скорости
развития остеопороза.
4. Улучшение работы
других органов:
- стимуляция перистальтики
кишечника → предотвращение запоров
и геморроя;
- снижение глюкозы в
крови, повышение чувствительности
к инсулину → уменьшение риска
развития сахарного диабета;
- снижение риска злокачественных
новообразований.
5. Снижение избыточной
массы тела и профилактика
ожирения
6. Психологический
эффект
Вырабатываются эндорфины,
создаётся хорошее самочувствие и настроение,
повышается устойчивость к стрессу, депрессии,
нормализуется сон.
Польза от занятий физической
активностью может быть получена с помощью
программы регулярных умеренных физических
нагрузок.
- Физическое воспитание
Физическое воспитание - это педагогический
процесс, направленный на совершенствование
формы и функций организма человека, формирования
двигательных умений, навыков, связанных
с ними знаний и развития физических качеств.
Возникновение физического
воспитания относится к самому раннему
периоду в истории человеческого общества.
Элементы физического воспитания возникли
в первобытном обществе. Люди добывали
себе пищу, охотились, строили жилье, и
в ходе этой естественной, необходимой
деятельности спонтанно происходило совершенствование
их физических способностей — силы, выносливости,
быстроты.
Постепенно в ходе исторического
процесса люди обратили внимание на то,
что те члены племени, которые вели более
активный и подвижный образ жизни, многократно
повторяли те или иные физические действия,
проявляли физические усилия, были и более
сильными, выносливыми и работоспособными.
Это привело к осознанному пониманию людьми
явления упражняемости (повторяемости
действий). Именно явление упражняемости
стало основой физического воспитания.
Осознав эффект упражняемости,
человек стал имитировать необходимые
ему в трудовой деятельности движения
(действия) вне реального трудового процесса,
например бросать дротик в изображение
животного. Как только трудовые действия
начали применяться вне реальных трудовых
процессов, они превратились в физические
упражнения. Превращение трудовых действий
в физические упражнения значительно
расширило сферу их воздействия на человека,
и в первую очередь в плане всестороннего
физического совершенствования. Далее,
в ходе эволюционного развития выяснилось,
что значительно лучший эффект в физической
подготовке достигается тогда, когда человек
начинает упражняться в детском, а не в
зрелом возрасте, т.е. когда его готовят
к жизни и к труду предварительно.
Таким образом, осознание человечеством
явления упражняемости и важности так
называемой предварительной подготовки
человека к жизни, установление связи
между ними послужили истоком появления
подлинного физического воспитания.
Формы организованного физического
воспитания возникли в Древней Греции
в виде специального обучения молодежи
военным и спортивным упражнениям, но
вплоть до Новейшей истории они оставались
достоянием немногих представителей привилегированных
классов или ограничивались рамками военного
обучения.