Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 09:43, реферат
Описание работы
Физи́ческая культу́ра — сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. Физи́ческая культу́ра — часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития (в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»).
Содержание работы
1. Основные понятия и их краткая характеристика 2. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества 3. Физическая культура как часть общечеловеческой культуры 4. ФК как учебная дисциплина 5. Основные положения организации физического воспитания в вузе 6. Контрольные вопросы
Однако
отношение к физической культуре в странах
бывшего социалистического пространства
такое, какое было в странах Запада примерно
50 лет назад. В странах Запада около 2/3 населения занимается массовым
спортом, а в странах Восточной Европы
— от 8 до 12%. Данное обстоятельство свидетельствует
о том, что население постсоциалистического
пространства все еще не осознает важности
и без альтернативности оптимального
двигательного режима в деле укрепления
функциональных систем организма; снижения
негативного влияния гипокинезии и гиподинамии
на организм3.
Основными
действующими лицами в формировании менталитета
населения в нужном направлении являются 6специалисты
— выпускники вузов и факультетов физической
культуры. Следовательно, решение данной
проблемы неразрывно связано с совершенствованием
качества профессионального физкультурного
образования. Открытие новых специальностей
в вузах является запоздалой реакций на
социальный запрос. При формировании стратегии
профессионального высшего образования
необходимо изучить структуру и тенденции
рынка труда в области физической культуры.
«Роль
и место физической культуры и спорта
в жизни общества и государства, как составляющая
часть охраны здоровья населения»
Любое государство
берет на себя ответственность по сохранению
и укреплению здоровья своего населения,
которую Устав Всемирной организации
здравоохранения определил как «не только
отсутствие болезней и физических дефектов,
а состояние полного и социального и духовного
благополучия». Государственная программа
и Федеральный закон о физической культуре
и спорту от 13. 01. 1999г. определяет принципы
профилактики заболеваний, укрепления
здоровья, сохранение высокой работоспособности,
подготовку граждан к защите Родины, гарантирует
права граждан на равный доступ к занятиям
физической культурой и спортом.
В нашей стране
созданы все условия для развития массовых
и индивидуальных форм физкультурно-оздоровительной
и спортивной работы в учебных заведениях,
на предприятиях, с детьми в дошкольных
и школьных учебных учреждениях, с сельским
населением, инвалидами, пенсионерами
и другими категориями граждан.
Федеральный
закон рассматривает физическую культуру
как составную часть общей культуры населения
в целях физического развития человека,
укрепления его здоровья и совершенствование
его двигательной активности.
- физическое
воспитание – как педагогический
процесс, направленный на формирование
здорового физически и духовно
совершенного подрастающего поколения
- спорт –
как составляющую часть физической
культуры в форме подготовки
человека к соревновательной
деятельности
- систему
физической культуры и спорта
– совокупность государственных
и общественных организаций, осуществляющих
свою деятельность в целях
физического воспитания населения
и развития спорта в России.
- физкультурное
движение – как содействие
повышенного уровня физической
культуры населения
- олимпийское
движение – развитие спорта, как
средства достижения физического
и духовного совершенства человека
- физкультурно-спортивные
объединения – самоуправляемые,
некоммерческие организации, создаваемые
по инициативе граждан
- Всероссийские
комплексы и классификации –
совокупность программ, нормативов,
требований физического населения
России
- любительский
и профессиональный спорт –
часть системы физического воспитания
населения с целью удовлетворения
интересов перспективных и талантливых
спортсменов
- спортсмены
(любители, высокого класса, профессионалы),
лица, занимающиеся спортом и
выступающие в спортивных соревнованиях
Государство
ежегодно финансирует программу ФК и С,
содержит физкультурно-оздоровительные
и спортивные сооружения по месту жительства
граждан, увеличивает сеть ДЮСШ, клубов,
оздоровительных лагерей, диспансеров
Организовывает физкультурно-оздоровительные
и спортивные мероприятия, обеспечивает
пропаганду физической культуры
и спорта, реализует федеральные
программы в области ФК и
спорта.
Уровень обусловленности
здоровья человека определяют несколько
групп факторов: на 50% и более здоровье
зависит от социальных условий и образа
жизни, на 20-25 % - от уровня ЗАГРЯЗНЕНИЯ
СРЕДЫ ОБИТАНИЯ, до 20 % - от влияния генетических
факторов и на 8-10 % - от уровня здравоохранения.
Львиную долю среди всех уровней здоровья
занимают условия и образ жизни.
Основные факторы,
влияющие на здоровье: режим труда и отдыха,
достаточная двигательная активность
и закаленность организма, рациональное
питание, умение бороться с влиянием стрессов,
профилактика самосохранения.
Человек в различные
периоды жизни приобщается к физической
культуре по определенной схеме: в дошкольные,
школьные, студенческие годы на уроках
физкультуры, в спортивных секциях, кружках,
клубах, в кругу семьи. В даль-
нейшем, здоровье человека зависит
от него самого, будет он его поддерживать
или нет, все будет зависеть от личных
мотиваций.
Здоровье
нельзя запасти впрок, поэтому нужна система
самооздоровления. К этой системе относятся:
закаливание организма, выбор видов двигательной
активности – плавание, бег трусцой, ходьба,
велопрогулки, лыжные прогулки, катание
на коньках, занятия в тренажерном зале,
аэробика, спортивные игры, занятия
в группах «здоровья», туризм.
Современная
государственная концепция оздоровления
нации выглядит следующим образом: введение
спортивно -оздоровительной работы среди
различных слоев населения, рекламирование
массовой оздоровительной работы, принятие
различных государственных программ по
здоровому образу жизни,
увеличение различных сетей спортивно-массовых
и физкультурно-оздоровительных объединений,
союзов, учреждений, подготовка специалистов
в области физкультуры и спорта, поощрение
на
государственном уровне людей,
занимающихся физкультурой и спортом.
Список использованной
литературы:
Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория
и методика физического воспитания и спорта:
Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 480 с
·
Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика
физического воспитания и спорта: Учеб.
пособие для студ. высш. учеб. заведений.
- М.: Издательский центр "Академия",
2000. - 480 с.
1 Бароненко В.
А., Рапопорт Л. А. Здоровье и физическая культура
студента. М., 2003. С. 12.
2 Шашкин Г. А.
Организационно-методические аспекты
подготовки специалистов вузами физической
культуры Российской Федерации в условиях
реформы высшего образования: Дис. ... д-ра
пед. наук. СПб., 1998. С. 129.
3 Прохорова
М. В. Теоретические и методические основы
формирования управленческой компетентности
специалистов по физической культуре
и спорту в условиях высшего физкультурного
образования: Дис. ... д-ра пед. наук. СПб.,
1993. С. 49.