К основным понятиям теории
физического воспитания относятся следующие:
1) «физическое воспитание»; 2) «физическая
подготовка»; 3) «физическое
развитие»; 4) «физическое
совершенство»; 5) «спорт».
Физическое воспитание. Это вид воспитания, специфическим
содержанием которого являются обучение
движениям, воспитание физических качеств,
овладение специальными физкультурными
знаниями и формирование осознанной потребности
в физкультурных занятиях.
В физическом воспитании выделяют
две стороны: физическое образование и
развитие физических качеств.
Таким образом, физическое воспитание
представляет собой процесс решения определенных
воспитательно-образовательных задач,
которому присущи все признаки педагогического
процесса. Отличительной же особенностью
физического воспитания является то, что
оно обеспечивает системное формирование
двигательных умений и навыков и направленное
развитие физических качеств человека,
совокупность которых в решающей мере
определяет его физическую дееспособность.
- Физическое совершенство
Физическое совершенство
- процесс физического образования и воспитания,
выражающий высокую степень развития
индивидуальных физических способностей.
Каждой исторической эпохе свойственно
свое понимание идеала физически совершенного
человека, так как в этом идеале отражаются
условия экономической и социальной жизни
людей, их мировоззрения.
К показателям физического совершенства
относятся:
физическая
подготовленность;
Физическое совершенство, взятое
само по себе, не может стать самоцелью.
Смысл и социальную значимость оно приобретет
лишь в органической связи с другими сторонами
гармонически развитой личности. Нарушение
таких связей в педагогическом процессе
может привести к однобокому развитию
личности, к преобладанию физических начал
в ущерб духовным и моральным качествам.
Физи́ческое
разви́тие — динамический процесс
роста (увеличение длины и массы тела,
развитие органов и систем организма и
так далее) и биологического созревания
ребёнка в определённом периоде детства[1]. Процесс
развития совокупности морфологических и функциональных
свойств организма[2] (скорость
роста, прирост массы тела, определённая
последовательность увеличения различных
частей организма и их пропорций, а также
созревание различных органов и систем
на определённом этапе развития), в основном
запрограммированных наследственными
механизмами и реализуемых по определённому
плану при оптимальных условиях жизнедеятельности[1].
Физическое развитие отражает
процессы роста и развития организма на
отдельных этапах постнатального онтогенеза (индивидуального развития),
когда наиболее ярко происходят преобразования генотипического потенциала в фенотипические проявления. Особенности физического
развития и телосложения человека в значительной мере зависят
от его конституции.
Физическое развитие, наряду
с рождаемостью, заболеваемостью и смертностью, является одним из показателей
уровня здоровья населения[2]. Процессы физического и полового
развития взаимосвязаны и отражают общие
закономерности роста и развития, но в
то же время существенно зависят от социальных,
экономических, санитарно-гигиенических
и других условий, влияние которых в значительной
мере определяется возрастом человека.
Под физическим развитием понимают
непрерывно происходящие биологические
процессы. На каждом возрастном этапе
они характеризуется определённым комплексом
связанных между собой и с внешней средой
морфологических, функциональных, биохимических,
психических и других свойств организма
и обусловленных этим своеобразием запасом
физических сил. Хороший уровень физического
развития сочетается с высокими показателями
физической подготовки, мышечной и умственной
работоспособности.
Неблагоприятные факторы, оказывающие
воздействие во внутриутробном периоде
и в раннем детском возрасте, способны
нарушить последовательность развития
организма, иногда вызывая необратимые
изменения. Таким образом, факторы внешней
среды (условия питания, воспитания, социальные,
наличие заболеваний и другие) в период
интенсивного роста и развития ребёнка
могут оказать бо́льшее влияние на рост,
чем генетические либо другие биологические
факторы[1].
- Психологическая подготовка спортсмена.
Психологическая подготовка
спортсмена (содержание, задачи, принципы).
Психическая подготовка
— это система психолого-педагогических
воздействий, применяемых с целью формирования
и совершенствования у спортсменов свойств
личности и психических качеств, необходимых
для успешного выполнения тренировочной
деятельности, подготовки к соревнованиям
и надежного выступления в них.
Одним из решающих
факторов успеха при относительно равных
уровнях физической и технико-тактической
подготовленности является психическая
готовность спортсмена к соревнованию,
которая формируется в процессе психической
подготовки человека. Исходя из того, что
психические состояния служат фоном, придающим
ту или иную окраску течению психических
процессов и действий человека, состояние
психической готовности можно представить
как уравновешенную, относительно устойчивую
систему личностных характеристик спортсмена,
на фоне которых развертывается динамика
психических процессов, направленных
на ориентировку спортсмена в предсоревновательных
ситуациях и в условиях соревновательной
борьбы, на адекватную этим условиям саморегуляцию
собственных действий, мыслей, чувств,
поведения в целом, связанных с решением
частных соревновательных задач, ведущих
к достижению намеченной цели.
Следовательно, психическая
подготовка направлена на формирование
у спортсмена установки на соревновательную
деятельность и на создание условий для
адаптации к экстремальным условиям такой
деятельности. Это обусловлено, с одной
стороны, неповторимостью условий соревнований,
а с другой - неповторимостью, индивидуальным
своеобразием личности спортсмена.
Психическая подготовка
помогает создавать такое психическое
состояние, которое способствует, с одной
стороны, наибольшему использованию физической
и технической подготовленности, а с другой
- позволяет противостоять предсоревновательным
и соревновательным сбивающим факторам
(неуверенность в своих силах, страх перед
возможным поражением, скованность, перевозбуждение
и т.д.).
- Физическая и функциональная
подготовленность – результат физической
подготовки, достигнутый в овладении двигательными
навыками и в развитии физических качеств
с одновременным увеличением физиологических
резервов организма, обусловленных повышением
уровня деятельности его функциональных
систем: сердечно-сосудистой, дыхательной,
нервной, эндокринной, пищеварительной,
выделительной и др.
двигательная активность
Двигательная активность - это любой вид деятельности,
направленный на улучшение или сохранении
вашей физической формы и здоровья в целом.
Может включать в себя:
• Повседневную деятельность.
Например, ходьба, работа по дому или любая
другая активная работа, которую вы можете
сделать частью вашей двигательной активности.
• Активные виды отдыха и развлечений.
Это могут быть танцы, активные игры с
детьми, пешие и велосипедные прогулки
• Спорт. Примером могут быть
занятия фитнесом, занятия в тренажерном
зале, бассейн и вообще любые виды спорта,
такие как футбол, баскетбол, волейбол
и т.д.
- Профессиональная направленность физического
воспитания .
Профессиональная
направленность физического воспитания
- это совокупность средств, форм, методов
и приемов воспитательной деятельности
в вузе, обеспечивающей формирование личности
будущих специалистов.
Существенные
свойства и меру проявления физической
культуры личности можно выявить, опираясь
на перечисленные ниже критерии:
-
степень
сформированности потребности в физической
культуре и способы ее удовлетворения;
-
интенсивность
сложности и творческий уровень этой деятельности;
-
выраженность
эмоционально-волевых и нравственных
проявлений личности в физкультурно-спортивной
деятельности (самостоятельность, настойчивость,
целеустремленность,
самообладание, коллективизм, патриотизм,
трудолюбие, ответственность,
дисциплинированность);
-
степень
удовлетворенности и отношение к выполняемой
деятельности;
-
проявление
самодеятельности, самоорганизации, самообразования,
самовоспитания и
самосовершенствования в физической культуре;
-
уровень
физического совершенства и отношение
к нему;
-
владение
средствами, методами, умениями и навыками,
необходимыми для физического
совершенствования;
-
системность,
глубина и гибкость усвоения научно-практических
знаний по физической культуре
для творческого использования в практике
физкультурно-спортивной деятельности;
-
широта диапазона и
регулярность использования знаний, умений,
навыков и опыта физкультурно-спортивной
деятельности в организации здорового
стиля.
Роль физической культуры
Значение
физической культуры как социального
феномена по мере развития общества будет
повышаться. Председатель Всемирной организации
здравоохранения (ВОЗ) Н. Вепа подчеркивает
возрастающую роль физической культуры
в современном мире. Физическая активность
является мощным фактором укрепления
здоровья, эффективным средством снятия
стрессов, профилактики асоциального
поведения и наркомании. В связи с этим
очевидна ярко выраженная экономическая
значимость физической культуры. Дефицит
двигательной активности негативно сказывается
на развертывании всех компонентов генетической
программы развития и жизнедеятельности
организма человека1.
В государственном
образовательном стандарте высшего профессионального
образования по специальности 022300 "Физическая культура
и спорт" указывается, что специалист
должен быть подготовлен для работы в
области физического воспитания, спортивной
тренировки и физкультурно-оздоровительной
работы с различными слоями населения.
Активно насаждаемое мнение о том, что
специалист должен быть подготовлен для
работы только в области спорта, является
глубоким заблуждением.
Все большая
роль отводится физической культуре не
только в деле профилактики заболеваний
и укрепления здоровья, но и как совокупности
эффективных психорегулирующих и воспитывающих
средств и методов. "Физическая культура
личности влияет на формирование ее мировоззрения,
общей культуры и характера общественных
отношений, является фундаментальным
базовым слоем всякой культуры, сквозным
фактором, важнейшим условием, определяющим
самодостаточность личности". Оптимальная
двигательная активность человека — необходимое
условие нормального функционирования
всех систем организма, включая интеллектуальную
и эмоциональную сферы.
Занятия
физической культурой для всех детей должны
рассматриваться как необходимые инвестиции
в будущее общества. Занятия физической
культурой оказывают положительное влияние
на психическое развитие детей, способствуют
социологизации личности, снижают показатели
вредных привычек у молодежи, а также вероятность
ухода подростков из школы (в США и Канаде
наметилась тенденция ухода подростков
из школы). "Мы не можем выполнить наши
обязательства — сделать мир лучшим для
наших детей, не приложив усилий к тому,
чтобы сделать их физически активными
и здоровыми. Мы должны настаивать на том,
чтобы наши руководители выполняли свои
обещания"2.
Участники
Всемирного саммита (Берлин, 3—5 ноября
1999 г.) по физической культуре под патронажем
МОК, ЮНЕСКО и ВОЗ были единодушны во мнении
об огромной социальной роли физической
культуры. Физическая активность молодежи
приводит к значительному сокращению
негативных явлений среди подрастающего
поколения (стресс, гиподинамия, наркомания
и т. п.). Физическая культура является
интегративным предметом в школьной программе
и вносит существенный вклад в общий процесс
образования детей, воспитание гармонически
развитой личности.
В процессе
физкультурной деятельности через эмоционально
окрашенное общение происходит активное
усвоение индивидуумом социально значимых
ценностей, норм и знаний, реализуется
процесс самопознания, идет формирование
собственного "я" по укреплению здоровья,
повышению самооценки и чувства самодостаточности.
В итоговом
документе саммита для министров правительств
подчеркивается, что физическая культура
— это единственный школьный предмет,
который преимущественно сфокусирован
на совершенствовании телосложения, физической
и двигательной подготовленности детей
и укреплении здоровья. Качество физической
культуры зависит от подготовленности
преподавателей. Признается исключительная
роль физической культуры в сохранении
здоровья, в достижении всеобщего развития
и безопасности.