Физическая культура в профессиональной подготовке студентов и социокультурное развитие личности студента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 21:05, реферат

Описание работы

Физическая культура представляет собой общественное явление, тесно связанное с экономикой, культурой, общественно-политическим строем, состоянием здравоохранения, воспитанием людей.
История физической культуры отражает специфическую сферу преобразования природы человеком и самого человека путем формирования все более совершенного организма, сознания, воли, а также развития соответствующих традиций, институтов и организаций.
Молодежь должна регулярно заниматься физической культурой, спортом, туризмом. Физическое и духовное развитие учащейся молодежи органически дополняет друг друга и способствует повышению социальной активности личности. Студенческий возраст имеет особо важное значение как период наиболее активного овладения полным комплексом социальных функций взрослого человека, включая гражданские, общественно-политические, профессионально-трудовые.

Содержание работы

1. Введение.
2. Физическая культура и спорт как социальный феномен современного общества.
3. Средства физической культуры.
4. Основные составляющие физической культуры.
5. Социальные функции физической культуры.
6. Формирование физической культуры личности.
7. Физическая культура в структуре профессионального образования.
8. Организационно – правовые основы физической культуры и спорта студенческой молодёжи России.
9. Общая психофизиологическая характеристика интеллектуальной деятельности и учебного труда студента.
10. Общие закономерности и динамика работоспособности студентов в учебном году и основные факторы её определяющие.
11. Признаки и критерии нервно-эмоционального и психофизического утомления.
12. Регулировка работоспособности, профилактики утомления студентов в отдельные периоды учебного года.
13. Оптимизация сопряженной деятельности студентов в учёбе и спортивном совершенствовании.
14. Заключение.
15. Список литературы.

Файлы: 1 файл

Готовый Реферат по физ-ре.docx

— 56.79 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ

Государственное образовательное

учреждение высшего

профессионального образования

«Томский

государственный университет»

РЕФЕРАТ

«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ И СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА»

Выполнил работу

Студент группы №01402

Биологического факультета

Коковин Андрей Евгеньевич

Г. Томск- 2014г.

 

Содержание:

  1. Введение.
  2. Физическая культура и спорт как социальный феномен современного общества.
  3. Средства физической культуры.
  4. Основные составляющие физической культуры.
  5. Социальные функции физической культуры.
  6. Формирование физической культуры личности.
  7. Физическая культура в структуре профессионального образования.
  8. Организационно – правовые основы физической культуры и спорта студенческой молодёжи России.
  9. Общая психофизиологическая характеристика интеллектуальной деятельности и учебного труда студента.
  10. Общие закономерности и динамика работоспособности студентов в учебном году и основные факторы её определяющие.
  11. Признаки и критерии нервно-эмоционального и психофизического утомления.
  12. Регулировка работоспособности, профилактики утомления студентов в отдельные периоды учебного года.
  13. Оптимизация сопряженной деятельности студентов в учёбе и спортивном совершенствовании.
  14. Заключение.
  15. Список литературы.

 

ВВЕДЕНИЕ

Физическая культура представляет собой общественное явление, тесно связанное с экономикой, культурой, общественно-политическим строем, состоянием здравоохранения, воспитанием людей.

История физической культуры отражает специфическую сферу преобразования природы человеком и самого человека путем формирования все более совершенного организма, сознания, воли, а также развития соответствующих традиций, институтов и организаций.

Молодежь должна регулярно заниматься физической культурой, спортом, туризмом. Физическое и духовное развитие учащейся молодежи органически дополняет друг друга и способствует повышению социальной активности личности. Студенческий возраст имеет особо важное значение как период наиболее активного овладения полным комплексом социальных функций взрослого человека, включая гражданские, общественно-политические, профессионально-трудовые.

Постоянно растущий объем информации, усложнение учебных программ, различные общественные поручения делают учебный труд студенческой молодежи все более интенсивным и напряженным. Зачастую это приводит к уменьшению двигательной активности (гиподинамии), а одновременное увеличение нагрузки на психику отрицательно влияет на организм, затрудняет учебу и физическую подготовку к будущей производственной деятельности.

Исследования показали, что с улучшением антропометрических показателей физического развития, роста физической и умственной работоспособности у многих студентов отмечается различные отклонения в состоянии здоровья: нарушение осанки, сколиозы, близорукость (миопия слабой, средней  степени ), нервно-психическая неустойчивость, снижение  функциональной возможности  кардио-респираторной системы, стабильность регуляции деятельности сердца и сосудов с преобладанием тонуса симпатического  отдела вегетативной  нервной системы, снижение сопротивляемости организма, которое играет значительную роль в высокой заболеваемости ОРВИ.

О том, что современная молодежь  становится все слабее, что ее представители хуже прыгают, медленнее бегают, меньшее число раз отжимаются, можно прочесть во многих научных и популярных изданиях. В  нашей стране  это обычно объясняется гиподинамией, недостаточным вниманием к физкультуре, нарушением режима дня и питания. Зарубежные исследователи связывают это с хроническим недосыпанием, снижением интереса к активным занятиям спортом и туризмом.

Влияние неблагоприятных факторов на состояние здоровья молодого организма настолько велико и объемно, что внутренние защитные функции организма не в состоянии с ними справиться. Опыт десятков тысяч людей, испытавших на себе воздействие такого рода неблагоприятных факторов, показывает, что лучшим противодействием им являются регулярные занятия физическими упражнениями, которые помогают восстановлению и укреплению здоровья, адаптации организма к условиям внешней среды.

Занятия физическими упражнениями имеют огромное воспитательное значение - способствуют укреплению дисциплины, повышению чувства ответственности, развитию настойчивости в достижении поставленной цели. Это в одинаковой степени касается всех занимающихся, независимо от их возраста, социального положения, профессии.

 

 

 

 

  1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

«Физическое совершенство человека – это не дар природы, а следствие целенаправленного формирования его.»

Н. Г. Чернышевский

Важной тенденцией развития физической культуры и спорта является их социальная универсализация, которая заключается в стремлении общества привлечь к физкультурно-спортивной деятельности все слои населения. В начале XX столетия физическая культура и спорт в отдельных странах стали массовым явлением. В настоящее время наблюдается тенденция приобщить широкие слои населения к занятиям физической культурой и спортом, что вызвано общим ходом развития общественно-экономических отношений. В производстве уменьшается доля физического труда, быт становится комфортнее, не требуя от человека каких-либо значительных физических усилий. Это обусловливает растущую потребность общества в специальной деятельности по его физическому совершенствованию. Сложилась закономерность: чем выше уровень экономического развития страны, тем больше лиц, систематически занимающихся физической культурой и спортом. Значительно увеличиваются трудовые затраты, направленные на производство предметов для занятий физической культурой и спортом. Улучшается благосостояние народа, растет спрос на приобретение необходимого для занятий инвентаря, строятся новые физкультурно-спортивные сооружения, зоны отдыха. Физическая культура и спорт сформировались как особый социальный институт, который определяет государственную деятельность по образованию подрастающего поколения, обязательной физической подготовке личного состава Вооруженных сил, правоохранительных органов, других силовых ведомств России. Этот институт координирует сеть самодеятельных и коммерческих физкультурно-спортивных учреждений. В России введены в действие специальные законы о физической культуре и спорте, разработанные на принципах международного права. Средства массовой информации широко пропагандируют и рекламируют деятельность в сфере физической культуры и спорта, создают общественное мнение о направлениях их развития, формируют «моду» на занятия теми или иными видами физической культуры и спорта. В стране сложилась система профессионального и специального физкультурно-спортивного образования. Физическая культура и спорт относятся к социальной сфере общества и предусматривают специальную деятельность по формированию и развитию физических качеств и двигательных умений личности. С культурой их роднит способ телесного развития человека. Культура в данном случае выступает как организация и сознательное управление содержательной стороной трудовой, бытовой и других видов деятельности. Физическая культура представляет собой специальную деятельность по формированию и поддержанию формы и функций организма человека. В социальной сфере она выполняет следующие функции:

    • социализирующую – воспитание человека и подготовка его к общественно полезной жизни;
    • интегрирующую – включение человека в непосредственную коллективную деятельность в интересах общества;
    • адаптационную – приспособление человека к различным видам трудовой деятельности;
    • регулирующую – развитие у человека необходимых для общества физических качеств и двигательных умений.

 

    1. СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Основным средством физической культуры, развивающими и гармонизирующим все проявления жизни организма человека, являются сознательные (осознанные) занятия разнообразными физическими упражнениями (телесными движениями), большинство из которых придуманы или усовершенствованы самим человеком. Они предполагают постепенность возрастания физических нагрузок от зарядки и разминки к тренировке, от тренировки к спортивным играм и соревнованиям, от них к установлению как личных, так и всеобщих спортивных рекордов по мере роста личных физических возможностей. В качестве средств физической культуры используются: физические упражнения, естественные силы природы (солнце, воздух и вода, их закаливающее воздействие), гигиенические факторы (личная гигиена — распорядок дня, гигиена сна, режим питания, трудовой деятельности, гигиена тела, спортивной одежды, обуви, мест занятий, отказ от вредных привычек). Их комплексное заимодействие обеспечивает наибольший оздоровительный и развивающий эффект.

 

    1. ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В качестве основных компонентов физической культуры можно выделить следующие:

  • физическое воспитание,
  • физическое развитие,
  • оздоровительно-реабилитационная физическая культура,
  • фоновая физическая культура.

Физическое воспитание, включенное в систему образования и воспитания, начиная с дошкольных учреждений, характеризует основу физической подготовленности людей — приобретение фонда жизненно важных двигательных умений и навыков, разностороннее развитие физических способностей. Ключевыми элементами физического воспитания являются:

1) «школа»  движений - система гимнастических упражнений и правила их выполнения, при помощи которых у ребенка складываются умения дифференцированно управлять движениями, способность координировать их в различных сочетаниях;

2) система  упражнений - для рационального использования сил при перемещениях в пространстве (основные способы ходьбы, бега, плавания, бега на коньках, на лыжах и др.), при преодолении препятствий, в метаниях, в поднимании и переноске тяжестей;

3) «школа»  мяча (игра в волейбол, баскетбол, гандбол, футбол, теннис и др.).

Физическое развитие — это биологический процесс становления, изменения естественных морфологических и функциональных свойств организма в течение жизни человека (длина, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, максимальное потребление кислорода, сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость и др.).

Физическое развитие управляемо, и его показатели можно изменять при помощи физических упражнений, различных видов спорта, рационального питания, режима труда и отдыха. В основе управления физическим развитием лежит биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма. Между тем физическое развитие по мере обусловлено и наследственностью, которое может как благоприятствовать, так и препятствовать физическому совершенствованию человека. Процесс физического развития подчиняется также закону возрастной ступенчатости. Посему из этого всего следует, что вмешиваться в этот процесс с целью управления им можно, только учитывая особенности и возможности организма в различные возрастные периоды. Также нужно отметить, что физическое развитие связано с законом единства организма и среды и зависит от тех, условий, в котором живёт тот или иной человек. Посему, выбирая средства и методы физического воспитания, нужно учитывать влияние данных законов. Физическое развитие имеет тесную связь со здоровьем человека, и здесь оно выступает как важный фактор, определяющий как гармоничное развитие молодого человека, так и успешность освоения им профессии, эффективность его будущей профессиональной деятельности, что составляет общее жизненное благополучие.

Оздоровительно-реабилитационная физическая культура связана с направленным использованием физических упражнений для лечения заболеваний и восстановления функций организма, которые были нарушены или утрачены вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин. Ее разновидностью является лечебная физическая культура, имеющая широкий спектр средств и методов, которые связаны с характером заболеваний, травм или других нарушений функций организма. Средства ее используются в таких режимах, как «щадящий», «тонизирующий», «тренирующий» и др., а формами проведения могут быть индивидуальные сеансы-процедуры, занятия урочного типа и др.

К фоновым видам физической культуры относят гигиеническую физическую культуру, включенную в рамки повседневного быта и рекреативную физическую культуру, средства которой используются в режиме активного отдыха. Фоновая физическая культура оказывает оперативное влияние на текущее функциональное состояние организма, нормализуя его и способствуя созданию благоприятного функционального «фона» жизнедеятельности. Фоновую физическую культуру следует рассматривать как компонент здорового образа жизни, которая особенно эффективна в сочетании с другими компонентами физической культуры и прежде всего с базовой.

Информация о работе Физическая культура в профессиональной подготовке студентов и социокультурное развитие личности студента