Физическая культура в профессиональной подготовке студентов и социокультурное развитие личности студента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 21:05, реферат

Описание работы

Физическая культура представляет собой общественное явление, тесно связанное с экономикой, культурой, общественно-политическим строем, состоянием здравоохранения, воспитанием людей.
История физической культуры отражает специфическую сферу преобразования природы человеком и самого человека путем формирования все более совершенного организма, сознания, воли, а также развития соответствующих традиций, институтов и организаций.
Молодежь должна регулярно заниматься физической культурой, спортом, туризмом. Физическое и духовное развитие учащейся молодежи органически дополняет друг друга и способствует повышению социальной активности личности. Студенческий возраст имеет особо важное значение как период наиболее активного овладения полным комплексом социальных функций взрослого человека, включая гражданские, общественно-политические, профессионально-трудовые.

Содержание работы

1. Введение.
2. Физическая культура и спорт как социальный феномен современного общества.
3. Средства физической культуры.
4. Основные составляющие физической культуры.
5. Социальные функции физической культуры.
6. Формирование физической культуры личности.
7. Физическая культура в структуре профессионального образования.
8. Организационно – правовые основы физической культуры и спорта студенческой молодёжи России.
9. Общая психофизиологическая характеристика интеллектуальной деятельности и учебного труда студента.
10. Общие закономерности и динамика работоспособности студентов в учебном году и основные факторы её определяющие.
11. Признаки и критерии нервно-эмоционального и психофизического утомления.
12. Регулировка работоспособности, профилактики утомления студентов в отдельные периоды учебного года.
13. Оптимизация сопряженной деятельности студентов в учёбе и спортивном совершенствовании.
14. Заключение.
15. Список литературы.

Файлы: 1 файл

Готовый Реферат по физ-ре.docx

— 56.79 Кб (Скачать файл)
    1. СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Физическая культура и спорт относятся к социальной сфере общества и предусматривают специальную деятельность по формированию и развитию физических качеств и двигательных умений личности. С культурой их в определённой степени сближает способ телесного развития человека, однако культура в данном случае выступает как организация и сознательное управление содержательной стороной трудовой, бытовой и других видов деятельности. Физическая культура представляет собой специальную деятельность по формированию и поддержанию формы и функций организма человека. В социальной сфере она выполняет следующие функции:

  • Социализирующую – воспитание человека и подготовка его к общественно полезной жизни;
  • Интегрирующую - включение человека в непосредственную коллективную деятельность в интересах общества;
  • адаптационную - приспособление человека к различным видам трудовой деятельности;
  • регулирующую - развитие у человека необходимых для общества физических качеств и двигательных умений.

Социальные функции физической культуры и спорта направлены на воспитание подрастающего поколения, обучение молодежи активному отдыху, повышение работоспособности, на эффективность профессиональной деятельности, а также имеют лечебную и реабилитационную направленность.

  1. ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

Физическая культура личности – это совокупность всего того, что использовал и чего достиг человек помимо того, что ему дала природа в развитии физических способностей, двигательных качеств, состояния здоровья, и всего того, что явилось в данном плане итогом его деятельности, физической и духовной активности, направленной на самосовершенствование.

Физическая культура, как и культура в целом, призвана формировать всесторонне развитую личность, главного субъекта (и объекта) исторического процесса.

В качестве основных материальных ценностей физической культуры личности выступают необходимый объем двигательных навыков и умений, определенный уровень развития основных физических и специальных качеств, функциональных возможностей различных органов и систем организма. Они образуют материальную основу жизненных сил каждого человека, фундамент его рабочей силы и являются обязательным средством осуществления любого вида человеческой деятельности. К духовным же ценностям физической культуры личности необходимо отнести совокупность специальных знаний в области всестороннего физического развития, идеалы физического совершенства (спортивного мастерства), к которым стремится каждый конкретный человек, представления о способах их достижения, знание особенностей того или иного вида спорта, его истории, перспективы развития и т. д. Физическую культуру личности определяют её физическая подготовленность, физическая готовность и физическое совершенство.

Культурным уровнем человека можно считать степень его приобщения к процессам созидания и «потребления» ценностей в различных областях культуры — духовной, политической, физической и др. Это и степень удовлетворения потребностей человека в продуктах культуры. Для физической ультуры таковой является степень удовлетворения потребностей в движениях, физических упражнениях, которая непосредственно зависит от состояния его здоровья. Одним из критериев культурного уровня человека является его способность эффективно расходовать свободное время. В плане же физической культуры насыщение свободного времени двигательной деятельностью, связанной с физическими упражнениями, дает наслаждение человеку, сохраняет его силы и здоровье, позволяет творчески трудиться.

  1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Физическая культура студентов высших учебных заведений является частью гуманитарного образования, и она выступает результирующей мерой комплексного воздействия различных организационных форм, средств и методов общей и профессионально-прикладной физической подготовки на личность будущего специалиста в процессе формирования его профессиональной компетентности. Как учебная дисциплина, которая обязательна для всех специальностей, она служит целям укрепления здоровья, физического, интеллектуального и духовного совершенствования учащихся, является характеристикой ее общей и профессиональной культуры.

Обновление и углубление содержания образования в сфере физической культуры в большей степени зависит от наиболее полной реализации его культурообразующей и гуманизирующей функций. Социокультурная сущность такого образование состоит в том, чтобы сформировать новый образ мира и новую, вписанную в этот образ систему культурной деятельности личности. С одной стороны, образовательный процесс соотносится со своим социально значимым содержанием, а с другой – обусловлен опытом студента как субъекта образовательного процесса и носителя собственной культуры. В данном положении студент осуществляет свободу своего выбора, своеобразие своего образовательного пути, приобретаяя свою культурную идентичность. И в этом случае личность воспринимает образование в сфере физической культуры как важную часть собственного стиля жизни, и она вполне способна образовать себя сама, подчинять образование целям личностного роста.

Современная система физического воспитания студенческой молодежи нефизкультурных вузов является ведущей в формировании физической культуры как вида общей культуры молодого человека, здорового образа и спортивного стиля жизнедеятельности будущих специалистов производства, науки, культуры. Формирование социально активной личности должно проходить в гармонии с физическим развитием, и это является важным условием подготовки выпускника вуза к профессиональной деятельности в современном обществе. Взаимоотношение физического развития и нравственного становления личности в процессе занятий физическими упражнениями получило научное обоснование в теории и методике физического воспитания.

Традиционный путь освоения ценностей физической культуры с приоритетом физической подготовки, направленный на выполнение унифицированных программных зачетных нормативов, - это лишь базис для формирования всей системы ценностей физической культуры, которые далеко не исчерпываются только физическими кондициями молодого человека и представляют собой единство в развитии духовной и физической сфер.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ РОССИИ

Основы законодательства Российской Федерации физическую культуру студенческой молодежи определяют в качестве одного их основополагающих направлений среднего и высшего гуманитарного образования. Содержание федерального Закона №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ», вступившего в силу 4.12. 2007 г., определяет программное и нормативно-правовое обеспечение физкультурного образования студентов высших учебных заведений. Физическое воспитание здесь определяется как «педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически и духовно совершенного, морально стойкого подрастающего поколения, укрепления здоровья, повышения работоспособности, творческого долголетия и продления жизни человека. Основу преподавания физической культуры во всех образовательных учреждениях составляет культурологический подход, способствующий всестороннему раскрытию способностей личности человека. Статьи данного Закона дают право образовательным учреждениям самостоятельно, с учетом имеющихся ресурсов и условий определять формы занятий физической культурой, средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности, методы и продолжительность учебных занятий на основе федеральных государственных образовательных стандартов и нормативов подготовленности.

Приказ Минобразования РФ №788 «Федеральный образовательный стандарт высшего профессионального образования» от 22.12.2009 г. обязывает ректоров вузов обеспечить организацию процесса физического воспитания в соответствии с действующими государственными образовательными стандартами и предусмотреть в учебных планах по всем направлениям и специальностям высшего образования в цикле общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин выделение 400 часов на дисциплину «Физическая культура», организационно-методические мероприятия с участием органов управления физической культурой осуществляется при проведении дополнительных элективных и факультативных занятий с целью увеличения двигательной активности студентов до 5-6 часов в неделю.

Примерная учебная программа (декабрь 2010 г.) для высших учебных заведений по предмету «Физическая культура» определяет требования, предъявляемые к обязательному минимуму содержания и уровню подготовленности выпускников и предусматривает формирование устойчивой мотивации и потребности в здоровом образе жизни, личного опыта использования средств и методов физической культуры, достижения и поддержания своей психофизической подготовленности на высоком уровне.

На основании данной государственной программы кафедрами физического воспитания разрабатываются рабочие программы, в которых отражаются особенности ресурсного, материально-технического и кадрового обеспечения учебного процесса с учетом имеющихся на кафедрах условий, развитости инфраструктуры физической культуры, ресурсного и кадрового обеспечения учебного процесса. Она ориентирована на оптимизацию учебно-воспитательного процесса в направлении широкой просветительской работы среди студенческой молодежи и включает введение, цель и задачи физического воспитания, организационные формы занятий, распределение студентов по учебным отделениям, содержание учебного материала, зачетные требования. Поэтому многоуровневая структура подготовки высшего звена связана, прежде всего, с интеграцией общекультурной и общественно-научной подготовки выпускников при формировании у них профессионально значимых умений и навыков. На основе данных программных материалов на кафедрах физического воспитания разрабатываются учебные планы, в которых программные требования реализуются по годам обучения.

  1. ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТА
    1. ОБЩАЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УЧЕБНОГО ТРУДА СТУДЕНТА.

Дабы охарактеризовать психофизическое развитие студента, необходимо раскрыть такие понятия, как психофизиологическая характеристика труда, работоспособность, утомление, усталость, рекреация, релаксация.

Психофизиологическая характеристика труда – трудовые процессы ведутся в определенном направлении, планируются заранее, связаны с конкретными заданиями, выполнение которых требует определенных психофизиологических энергозатрат, соответствующих уровней мышления и умозаключений для получения конечного результата, имеющего общественное значение (обучение, самообучение, открытие, изобретение, рационализация и т. д.).

Работоспособность – сочетание соответствующих возможностей человека, обладающего специальными знаниями, умениями, навыками, физическими, психологическими и физиологическими качествами, совершать целенаправленные действия, формировать процессы мыслительной деятельности.

Утомление – объективное состояние организма, при котором в результате длительной напряженной работы снижается уровень работоспособности, дальнейшие процессы деятельности характеризуются отсутствием творческих начал, преобладанием «шаблонного» мышления и т. п.

Усталость – субъективное состояние индивидуума, для которого характерны резкие кратковременные снижения уровня работоспособности; выполнение последующих трудовых актов требует волевых усилий

и использования скрытых резервных возможностей организма.

Рекреация (лат. – восстановление) – широкое понятие, связанное с отдыхом, восстановлением сил, использованием природных возможностей и т. п.

Релаксация (лат. – ослабление, успокоение) – состояние покоя, расслабленности в результате снятия напряжения.

Одна из важнейших задач высшей школы – создание условий для максимальной реализации возможностей интеллектуальной деятельности студенческой молодежи.

Известно, что здоровье человека на 45-50% зависит от условий образа жизни, избранного стиля жизни, четко связанных с формированием граней личности. Каждый вуз имеет свою, рожденную им же и постоянно совершенствующуюся информационно-воспитательную среду. Ее многокомпонентность и положительное влияние на студента, особенно первокурсника, корреляционно зависит от уровня педагогического мастерства преподавателей до наиглавнейшего компонента – вузовской физической культуры, спорта, существенно сокращающей период адаптации недавних школьников к условиям пребывания в вузе с его «мягкими» на первых порах формами и видами обучения в течение семестра и неизмеримо жесткими по отношению к организму, порой еще недостаточно окрепшему, в периоды зачетов и экзаменов.

 

 

    1. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ДИНАМИКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНОМ ГОДУ И ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ЕЁ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ.

Любая человеческая деятельность, а интеллектуальная особенно, психологически увязывается с влиянием жизненных, обусловленных требованиями трудового процесса ритмов и свойственных организму биологических колебаний. Для человека наибольшее значение имеют так называемые «суточные ритмы», в процессе которых изменяются более пятидесяти физиологических функций организма. В период бодрствования, активной деятельности показатели функционального состояния сердечнососудистой, эндокринной, мышечной, выделительной и других систем достигают самого высокого уровня, а в период отдыха, сна реализуются на необходимом уровне восстановительные процессы. Чем больше и точнее осуществлен контакт начала учебно-трудовой деятельности с мобилизацией жизненно важных функций организма, тем продуктивнее будут результаты трудовых действий. Многими исследованиями установлено деление студенческого контингента на студентов, отнесенных к «утреннему» типу, так называемых «жаворонков», отличающихся наиболее приподнятым настроением, высокой работоспособностью в утреннее и дневное время, и студентов «вечернего» типа – «сов», несколько заторможенных в первой половине дня, высокий уровень работоспобности которых начинается с 17-18 часов.

Информация о работе Физическая культура в профессиональной подготовке студентов и социокультурное развитие личности студента