Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 21:44, реферат
Плавание состоит из четырех разделов, которые получили название спортивного, игрового, прикладного и фигурного (художественного) плавания. Спортивное плавание содержит различного характера соревнования по видам и дистанциям, определяемым специальными правилами. Соревнования проводятся в бассейнах стандартных размеров (25 и 50 м) на дистанциях от 50 до 1500 м, а также на открытых водоемах в виде проплывов на разные расстояния. В соревнованиях применяются сппортивные (правильные) способы плавания, которые по сравнению с самобытными способами имеют большое преимущество в
скорости.
Введение…………………………………………………………………………………………………………………………3
1. Свойства воды……………………………………………………………………………………………………4
2. Техника спортивных способов плавания………………………………………4
3. Кроль на груди…………………………………………………………………………………………………4
4. Кроль на спине…………………………………………………………………………………………………6
5. Дельфин……………………………………………………………………………………………………………………7
6. Брасс…………………………………………………………………………………………………………………………12
7. Техника стартов………………………………………………………………………………………………13
8. Техника ныряния в длину и глубину………………………………………………16
9. Обучение плаванию…………………………………………………………………………………………18
10. Общая физическая подготовка…………………………………………………………20
11. Техническая подготовка………………………………………………………………………22
Заключение……………………………………………………………………………………………………………………24
Список литературы…………………………………………………………………………………………………26
силы, гибкости, быстроты, выносливости и ловкости; расширение круга
двигательных навыков и повышение функциональных возможностей организма;
использование физических упражнений с целью активного отдыха и
профилактического лечения.
Основными средствами ОФП являются физические упражнения, которые
выполняются на суше и в воде. Все упражнения, выполняемые в воде, включены
в раздел ОФП, который получил название общей плавательной подготовки.
Средствами общей плавательной подготовки решаются все основные задачи
ОФП, но в специфических условиях водной среды.
ОФП является действенным средством укрепления здоровья: большинство
физических упражнений выполняются на суше в хороших гигиенических условиях.
Кроме того, многочисленные упражнения позволяют улучшать физическое
развитие пловцов, способствуют уменьшению и ликвидации физических
недостатков (искривление позвоночника, слабая подвижность в суставах,
недостаточное развитие мускулатуры и др.), закаливают организм детей,
прививают необходимые гигиенические навыки.
Сила как физическое качество представляет собой способность человека
преодолевать различные
отдельных мышц или группы мышц. Когда спортсменов характеризуют по силовым
качествам, то обычно называют максимальные показатели силы у каждого из
них. Эта сила является результатом разносторонней силовой подготовки,
осуществляемой средствами ОФП пловца и направленной на повышение силовых
возможностей его мускулатуры.
Основными средствами для
развития силы являются
они делятся на две группы. К первой группе относятся упражнения,
способствующие развитию только силы. Они получили названия собственно
силовых упражнений (например, выжимание штанги). Ко второй группе
принадлежат упражнения, которые выполняются в скоростно-силовом режиме, т.
е. развивают как силу, так и быстроту (например, толкание ядра). Собственно
силовые упражнения вызывают значительные напряжения мышц, в то время как
скоростно-силовые—быстроту их сокращения.
Развитие гибкости
Гибкость — это способность пловца выполнять различные движения с
максимальной амплитудой. Эта способность зависит от развития подвижности в
суставах, которая в свою очередь определяется эластичностью мышц, сухожилий
и связок. Таким образом, упражнения для развития гибкости должны быть
направлены на увеличение подвижности в суставах, которая обеспечивается
растягиванием мышц, сухожилий и связок. Для этого необходимо, чтобы
средства ОФП обеспечили пловцу выполнение движений головой, руками,
туловищем и ногами с большей амплитудой, чем при обычном плавании. Эти
движения должны осуществляться в основном по таким же направлениям, по
которым выполняются движения пловца в воде.
Для того чтобы увеличить подвижность в суставах и обеспечить выполнение
движений большой амплитуды, необходимо длительное время выполнять
упражнения на растягивание.
Развитие быстроты
Быстрота характеризуется
движение с наименьшей затратой времени, т. е. с максимальной скоростью,
которая зависит от величины сопротивления этому движению и силовых
характеристик групп мышц, участвующих в движениях. Кроме этого, скорость
зависит от быстроты нервно-мышечных реакций, эластичности мышц и
технической совершенности движений. Поскольку скорость движения спортсмена
зависит от величины сопротивления этим движениям, то в условиях водной
среды пловец не может эффективно развивать быстроту и повышать скорость.
Поэтому основными средствами развития быстроты являются упражнения на суше.
Они создают фундамент для
Чтобы повысить уровень развития быстроты, необходимо овладеть всеми ее
проявлениями, а именно: быстротой реакции на внешний раздражитель
(стартовый сигнал, мяч в подвижных и спортивных играх, касание финишной
стенки при смене этапов в эстафетном плавании и др.), скоростью выполнения
отдельного движения и максимальным темпом мышечных сокращений.
Для развития быстроты необходима большая подвижность нервных
процессов, которая наблюдается у детей. Вот почему развитие быстроты у
детей следует всегда стимулировать, а не заглушать работой над техникой и
выполнением тренировочных упражнений в медленном темпе.
Развитие выносливости
Выносливость—это способность человека в течение продолжительного
времени выполнять интенсивную физическую работу. Эту способность обычно
определяют по двум показателям: скорости передвижения и времени, в течение
которого эта скорость сохранялась. В свою очередь уровень этих показателей
зависит от развития силы, быстроты и гибкости, от степени технической и
функциональной
В настоящее время
в спортивной тренировке
выносливость. Общая выносливость характеризуется длительной
работоспособностью пловца при выполнении любой работы (любых физических
упражнений), а специальная выносливость—длительной работоспособностью при
выполнении определенной работы (специфических физических упражнений).
В свою очередь специальная выносливость разделяется на силовую и
скоростную. Силовой выносливостью называется та, которая обеспечивает
длительное выполнение силовых упражнений. Силовая выносливость пловца в
достаточной степени обеспечивается упражнениями для развития силы.
Выполнение этих упражнений предусматривается как в общей, так и в
специальной физической подготовке пловца. Скоростная выносливость —
способность пловца проплывать основную дистанцию с максимальной равномерной
скоростью и показывать при этом наиболее высокий личный результатат.
Развитие ловкости
Ловкость—это собирательное двигательное качество человека, .которое
зависит от уровня развития всех других двигательных качеств. Уровень
развития ловкости выражается способностью пловца быстро осваивать различные
по сложности новые движения, умением правильно координировать свои
действия, т. е. быстро находить наилучшую зависимость между формой,
характером и временем выполнения отдельных частей двигательного действия. У
пловца ловкость проявляется в умении быстро осваивать элементы старта,
новые повороты, новые варианты отдельных движений и способов плавания в
целом. В процессе спортивной тренировки ловкость проявляется во всех новых
тренировочных упражнениях.
Техническая подготовка
Техническая подготовка направлена на непрерывное совершенствование движений
пловца во время различных режимов работы, которые изменяются в зависимости
от развития двигательных и волевых качеств, функциональной подготовленности
спортсмена. Конечной целью этой подготовки является формирование и
совершенствование стиля пловца.
Основными задачами технической подготовки пловца являются: а) развитие
двигательной ориентировки в воде
и способности управлять
б) выявление и исправление ошибок; в) формирование и совершенствование
стиля пловца.
Средствами развития двигательной ориентировки могут быть любые
плавательные движения циклического типа. Наилучшим образом эти движения
представлены в комплексном плавании: пловец лежит в воде на груди и на
спине, движения конечностями выполняются одновременно и попеременно,
движение головы для выполнения вдоха происходит в разных направлениях.
После приобретения навыка ориентировки в различных положениях основных
частей тела (голова, туловище, руки и ноги) пловец должен приобрести эти
навыки для определения различных положений кистей, стоп, голеней,
предплечья и других частей тела во время плавания.
Параллельно с развитием двигательной ориентировки пловец учится
управлять своими движениями в воде. Этот процесс является более сложным:
правильно управлять своими движениями — это значит уметь тонко их
координировать, т. е. точно заполнить отведенное для движения каждой части
тела место в полном цикле движений, определить форму, характер (усилие и
скорость) каждого движения и временные соотношения движений (ритм).
Если при формировании
стиля пловца его
в достаточной степени учтены, то в процессе его дальнейшей тренировки
совершенствование техники будет проходить успешно и осуществляться в
основном за счет достижения более высоких показателей в развитии
двигательных качеств. Если стиль пловца сформирован неудачно, необходимо
прекратить его
ослабить навык основного
Учет и контроль работы имеет большое значение для успешного
осуществления процесса подготовки пловца. Хорошо организованный учет
способствует выявлению положительных и отрицательных сторон в работе,
позволяет при составлении очередных планов использовать полученные данные.
Учет—это своего рода обобщение опыта работы, начальное и очень важное звено
в управлении процессом подготовки пловца. Его следует вести регулярно,
четко и отражать в соответствующей учетной документации.
Известны три вида учета: предварительный, текущий и итоговый.
Предварительный учет содержит анкетные данные на каждого' занимающегося,
характеристику его
Полученные данные регистрируются в личной карточке спортсмена. Документами
предварительного учета
занятий. Сбор указанных данных проводится, в частности, при приеме в ДЮСШ.
Текущий учет осуществляется на учебно-тренировочных занятиях,
соревнованиях, медицинских осмотрах. Он отражает и. контролирует весь ход
работы на протяжении учебного года. Документами текущего учета служат
журнал учета занятий, личная карточка спортсмена, медицинская карточка,
дневник тренера и спортсмена.
Личная карточка спортсмена служит для регистрации его спортивно-
технических показателей, перехода из группы в группу и является первичным
документом для оформления спортивного разряда.
Медицинская карточка ведется врачом и хранится в медпункте. В нее
заносятся данные углубленных и периодических осмотров, причины и сроки
болезней. Врач может регистрировать также рост спортивно-технических
результатов пловца. На основании медицинской карточки врач визирует заявки
на соревнования. Данные углубленных медосмотров врач заносит в журнал учета
и заверяет.
Дневник спортсмена должен вестись систематически и отражать не только
содержание учебно-
контроля и самоконтроля, самочувствие в процессе тренировки и после нее.
Тренер должен контролировать и разъяснять спортсмену, как правильно вести
дневник. Целесообразно ввести сокращенные записи упражнений и заданий.
Дневник имеет установленную форму, но он может быть и произвольным. Важно
не только регистрировать содержание тренировок, но и анализировать
результаты, показанные на соревнованиях.
В дневник тренера записывается рабочий (недельный, месячный или
цикловой) план тренирующихся, их результаты-ежедневное выполнение задания,
данные педагогического
Итоговый учет—это сжатое,
но конкретное изложение
определенный отчетный период (полугодие, год, цикл и пр.). Итоговый учет
должен охватывать и отражать все формы и содержание работы — учебно-
спортивной, административной, хозяйственной и пр. При характеристике учебно-
спортивной работы отражается выполнение планов по всем возрастным группам: