Физическое развитие детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 11:07, лекция

Описание работы

Под термином «физическое развитие ребёнка» понимают динамический процесс роста (увеличение длины, массы, отдельных частей тела) в разные периоды детства. На физическое развитие детей влияет множество факторов, что иногда чрезвычайно затрудняет выявление причин его нарушения. К основным критериям физического развития относят массу и длину тела, окружность готовы и грудной клетки, пропорции тела (телосложение, осанку).

Содержание работы

1 Физическое развитие ребенка до 3лет
Рост
Масса тела
Пропорциональность развития
Статистические функции
Своевременное прорезывание молочных зубов
Развитие движений
Зрение
Физкультура для детей до 1 года
2 Средства и методы физического воспитания
3 .Методики проведений занятий
Методика проведения общеразвивающих упражнений
Методика проведений подвижных игр
4 .Роль родителей в физическом воспитании
5 Подвижные игры – основное средство физической культуры в развитии ребенка
Образовательное и оздоровительное значение подвижных игр
Примеры подвижных игр

Файлы: 1 файл

физкультура Microsoft Office Word.docx

— 46.83 Кб (Скачать файл)

 

Умение перемещать центр  тяжести и сохранять при этом устойчивость дает ребенку возможность  освоить новый способ движения —  перешагивание через низкие предметы.

 

Развитие подвижности  и равновесия создает основу для  совершенствования бега. Ближе к 3 годам ребенку все больше и  больше нравятся игры, в которых  нужно быстро убегать от преследователя, оглядываться на него и увертываться от его рук. Но малыш еще не может  спрыгивать со ступенек, так как  у него пока не сформировалась двусторонняя координация движений ног, когда  обе ноги должны выполнять одновременно одно и то же движение. Ребенок этого  возраста может прыгать, только держась  за перила и выбрасывая одну ногу вперед.

 

Одновременно с совершенствованием движений в возрасте 2,5 года—3 лет  продолжается развитие начальных представлений  о величине, форме и расположении предметов в пространстве. Ребенок начинает подбирать предметы по образцу, составлять пирамидки, строить башни из 6 —7 кубиков, а также располагать кубики в ряд в горизонтальной плоскости — построение поезда, забора и т. д., пытается сложить бумагу по вертикали, для чего требуются хорошо координированные двусторонние движения.

 

С развитием дифференцируемых и контролируемых движений в лучезапястном  суставе ребенок получает возможность  одновременно действовать обеими руками, но по-разному. Например, когда малыш  рвет бумагу, одна его рука тянет  лист по направлению к телу, а  другая то же делает в противоположную  сторону. Однако процесс одновременного движения рук в разные стороны  в этом возрасте еще недостаточно совершенен.

 

Увеличение силы мышц пальцев  позволяет ребенку пользоваться в игре прищепками для белья. Малыш  уже способен резать бумагу ножницами, если ему помочь надеть ножницы на пальцы.

 

В 2,5 года ребенок в состоянии  приспосабливать двигательные навыки к различным условиям. Это можно  наблюдать, когда он, играя, ходит  на цыпочках, переступает одновременно через 2 предмета на полу, идет по узкой  доске, положенной на пол, ставя одну ногу на доску, а другую на пол. При  спуске с лестницы он попеременно  выносит вперед то одну, то другую ногу и спускается довольно легко, держась  за перила.

 

К концу 3-го года жизни координация  движений у ребенка уже достаточно развита. Это проявляется как  в совершенствовании ходьбы, так  и в других видах деятельности. Например, малыш может лазать по шведской лестнице, кататься на маленьком  трехколесном велосипеде. Он уже может  произвольно начать и прекратить движение, обойти препятствие, резко  повернуться, чтобы обежать какой-нибудь предмет. При ходьбе вверх по лестнице он ставит ноги попеременно на каждую ступеньку и сохраняет равновесие, не держась за перила. Однако если он спускается по лестнице без поддержки, то идет приставным шагом.

 

Во время игры 3-летний ребенок все еще пользуется преимущественно  одной рукой (ведущей), наиболее часто  — правой. Большинство действий он начинает одной рукой, а другую использует для поддержки предметов, которыми манипулирует.

 

В 3 года малыш осваивает  достаточно тонкое манипулирование  предметами: он может нанизывать бусы, застегивать "молнию" на одежде, делает попытки расстегивать пуговицы, вынимать шнурки из обуви, завязывать бант. Кроме  этих довольно сложных манипулятивных действий малыш начинает овладевать навыками одевания и раздевания.

 

Таким образом, благодаря  интенсивному развитию двигательных функций  ребенок к 3 годам уже владеет  способами употребления многих предметов, а также начальными навыками самообслуживания.

 

Нормальное развитие моторики имеет важное значение для становления  психических функций, формирования игровой деятельности и речи.

 

Зрение.

 

За два года у ребенка  формируется образ предмета, который  обладает набором признаков: форма, цвет, твердый, мягкий,... В начале раннего  детства ребенок воспринимает предмет  ситуативно. Вот он сидит с мамой и ест ложкой суп. А вот эта же ложка на другом столе совершенно новая для него, и ему интересно ее изучить.

 

К концу третьего года с  помощью предметно-манипулятивной деятельности малыш выделяет основные признаки и как следствие отходит от непосредственной ситуации. К этому прибавляется еще и формирование обобщения как мыслительной операции.

 

В 2 года ребенок может  узнавать и называть не только цвет, но и форму: квадрат, круг, треугольник; размер предмета. Все это происходит благодаря обучению и многократным действиям. Также очень важно  и обучение во время общения, т.е. словесное называние предмета и  его характеристик во время игры с предметом взрослого и ребенка.

 

Физкультура для детей  до года жизни.

 

Физкультура для детей  до года жизни невероятно благоприятным  образом влияет на физическое и психическое  развитие. Физкультура для детей  способствует своевременному возникновению  двигательных и речевых навыков, их правильному развитию и совершенствованию.

 

 

Особенно необходима физкультура  для детей с плохим аппетитом, малоподвижных, недоношенных, находящихся  на искусственном вскармливании, нервно возбудимых, перенесших болезни. А также физкультура для детей особенно необходима тем, кто имеет какие-либо отклонения в физическом или психическом развитии.

 

Физкультура для детей  до года жизни включает рефлекторные, пассивные и активные упражнения. Рефлекторные упражнения – это неосознанные движения, которые совершает ребенок  в ответ на какое-либо раздражение. Пассивные упражнения – это когда  занимающийся с ребенком сам делает упражнения за него. А активных упражнения – это те, которые ребенок выполняет  самостоятельно. А также физкультура  для детей сопровождается массажем.

 

Физкультура для детей  от 1,5 до 3-х месяцев. В этом возрасте у детей повышен тонус мышц, выявляются некоторые врожденные рефлексы. В это время используют только рефлекторные упражнения. Физкультура  для детей рекомендует следующие  упражнения:

 

·           разгибание позвоночника – рефлекс  вызывают, проводя двумя пальцами по обеим сторонам позвоночника от ягодиц до плечевого пояса, при этом ребенок лежит на боку (выполнять  по 2-3 раза на каждом боку);

 

·           поднимание головы – рефлекс вызывают, поднимая ребенка, лежащего на животе на одной ладони, придерживая за стопы и голени другой (1-2 раза);

 

·           сгибание и разгибание пальцев стопы  – рефлекс вызывают, захватив ноги ребенка одной рукой, а другой сначала надавливая на подошву у  корней пальцев, а потом проводя  пальцем по наружному краю стопы (3-4 раза);

 

·           «пританцовывание» - рефлекс вызывают, поддерживая ребенка под мышки и ставя на стол (4-6 раз)

 

Физкультура для детей  от 3-х до 4-х месяцев. В этом возрасте устанавливается равновесие тонуса сгибательных и разгибательных мышц рук. Вводят пассивные упражнения. Физкультура для детей рекомендует:

 

·           скрещивание рук на груди –  пассивное упражнение, совершаемое  в положении ребенка на спине (4-6 раз);

 

·           поворот со спины на живот вправо и в влево – пассивное упражнение, для которого удерживают ребенка  одной рукой за стопы, а другой за согнутую в локте сначала одну, затем другую руку (1-2 раза);

 

·           разгибание позвоночника и ног –  рефлекторное упражнение, для которого нужно, удерживая ребенка одной  рукой под живот, а другой за ноги, поднимать его над столом (2-3 раза);

 

·           отведение и приведение стоп –  рефлекторное упражнение, для которого нужно положить ребенка на спину  и пальцем проводить с легким нажимом по краю и вокруг стопы (2-3 раза);

 

·           «пританцовывание» (6-8 раз).

 

Физкультура для детей  от 4-х до 5 месяцев. В этом возрасте устанавливается тонус мышц ног  и шеи. Физкультура для детей  этого возраста рекомендует следующие  упражнения:

 

·           скрещивание рук на груди со сгибанием  и рзгибанием – пассивное упражнение дополняют сгибанием и разгибанием рук (6-8 раз);

 

·           сгибание головы, позвоночника и ног  в положении ребенка на спине  – рефлекторное упражнение, при  котором нужно взять ребенка  под спину и ягодицы и удерживать над столом (1-2 раза);

 

·           «топание» - пассивное упражнение, для которого нужно обхватить голени ребенка руками, сгибать ноги в тазобедренных и коленных суставах, опускать стопы на стол попеременно и обе сразу (8-12 раз);

 

·           поворот со спины на живот вправо и влево – рефлекторное упражнение (1-2 раза);

 

·           разгибание позвоночника и ног –  рефлекторное упражнение, при котором  ребенка приподнимают, держа под  живот (1-2 раза);

 

·           «присаживание» - пассивное упражнение, для которого берут руки лежащего на спине ребенка выше кисти, отводят в стороны и слегка тянут (2-3 раза);

 

·           приподнимание ребенка на ноги –  пассивное упражнение, для которого ребенка кладут на живот, а затем  отводят руки, согнутые в локтях, назад (2-3 раза);

 

·           «переступание» - активное упражнение, для которого держат ребенка под  мышки и приставляют стопами  к столу (1 раз).

 

Физкультура для детей  от 6-ти до 9-ти месяцев. В этом возрасте развиваются произвольные движения. В комплекс вводят активные упражнения, побуждающие ребенка ползать, сидеть и стоять. Физкультура для детей  рекомендует:

 

·           поднимание прямых рук и круговые движения в плечевых суставах –  пассивное упражнение, которое делается из положения на спине (4-6 раз);

 

·           поднимание прямых ног – пассивное  упражнение, для которого нужно руками зафиксировать колени и поднимать  ноги до вертикального положения (4-6 раз);

 

·           круговые движения ног в тазобедренных  суставах – пассивное упражнение, делается из положения на спине (4-6 раз);

 

·           поворот со спины на живот вправо и влево – рефлекторное упражнение (1-2 раза);

 

·           отведение плеч назад до сведения лопаток – пассивное упражнение, для которого нужно положить ребенка  на живот и отводить его руки назад (1-3 раза);

 

·           сгибание и разгибание ног – пассивное  упражнение, делается из положения  на спине (3-5 раз);

 

·           ползание – активное упражнение, для  которого перед ребенком нужно положить яркую игрушку, а стопы зафиксировать  так, чтобы ноги были согнуты в  коленных и тазобедренных суставах (4-6 раз).

 

·           ультура для детей от 9-ти до 12-ти месяцев. В этом возрасте развиваются координированные движения, стремление ребенка к ходьбе. Физкультура для детей рекомендует использовать следующие упражнения:

 

·           сгибание и разгибание ног – активное упражнение, выполняется из любого положения (5-6 раз);

 

·           вставание на ноги – активное упражнение, для него нужно лишь поддерживать и направлять ребенка, (1-2 раза);

 

·           наклон и выпрямление туловища в  положении стоя – активное упражнение, для которого ребенка прислоняют спиной к взрослому, у ног кладут игрушку, и предлагают ребенку ее поднять (2-3 раза);

 

·           доставание игрушки – активное упражнение, аналогичное предыдущему, с той  лишь разницей, что игрушку располагают  на уровне плеч ребенка (4-6 раз);

 

·           сгибание и разгибание рук – активное упражнение, для которого ребенку  предлагают обхватить кольца и тянут  за них, сгибая и разгибая руки (5-6 раз);

 

·           приседание – активное упражнение, при котором предлагают ребенку  присесть, придерживая и помогая;

 

·           ходьба – активное упражнение (1-2 минуты).

 

Физкультура для детей  должна иметь ежедневный характер и  доставлять ребенку радость. Попросите  педиатра показать вам все эти  упражнения, и только затем выполняйте их дома сами.

 

Что касается детей с отклонениями в здоровье, то, чтобы физкультура  для детей дала положительные  результаты, необходимо проводить их в строгом соответствии с рекомендациями лечащего врача, то есть с учетом особенностей патологии, возраста и индивидуальных особенностей ребенка.

 

2 Средства и методы  физического воспитания

 

К средствам физического  воспитания относятся гигиенические  факторы, естественные силы природы, физические упражнения. На физическое развитие ребенка  оказывают также влияние разнообразные  движения, входящие в различные виды деятельности (труд, лепка, рисование, одевание и др.), безусловные рефлексы, массаж.

 

Полноценное решение задач  физического воспитания достигается  только пр комплексном применении всех средств, так как каждое из них по-разному влияет на организм.

 

Гигиенические факторы. (режим  занятий, отдыха, сна и питания, гигиена  помещения, площадки, одежды, обуви, физкультурного инвентаря и др.) повышают эффективность  воздействия физических упражнений на организм. Если упражнения проводятся в чистом, светлом помещении, то у  ребенка возникают положительные  эмоции, повышается работоспособность, облегчается усвоение этих упражнений и развитие физических качеств.

Информация о работе Физическое развитие детей