Физическое развитие детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 11:07, лекция

Описание работы

Под термином «физическое развитие ребёнка» понимают динамический процесс роста (увеличение длины, массы, отдельных частей тела) в разные периоды детства. На физическое развитие детей влияет множество факторов, что иногда чрезвычайно затрудняет выявление причин его нарушения. К основным критериям физического развития относят массу и длину тела, окружность готовы и грудной клетки, пропорции тела (телосложение, осанку).

Содержание работы

1 Физическое развитие ребенка до 3лет
Рост
Масса тела
Пропорциональность развития
Статистические функции
Своевременное прорезывание молочных зубов
Развитие движений
Зрение
Физкультура для детей до 1 года
2 Средства и методы физического воспитания
3 .Методики проведений занятий
Методика проведения общеразвивающих упражнений
Методика проведений подвижных игр
4 .Роль родителей в физическом воспитании
5 Подвижные игры – основное средство физической культуры в развитии ребенка
Образовательное и оздоровительное значение подвижных игр
Примеры подвижных игр

Файлы: 1 файл

физкультура Microsoft Office Word.docx

— 46.83 Кб (Скачать файл)

 

Гигиенические факторы имеют  и самостоятельное значение: они  способствуют нормальной работоспособности  всех органов и систем. Например, доброкачественное и регулярное питание обеспечивает своевременную  доставку всем органам необходимых  питательных веществ, содействует  нормальному росту и развитию ребенка, а также положительно влияет на деятельность пищеварительной системы  и предупреждает ее заболевание. Нормальный сон обеспечивает отдых  и повышает работоспособность нервной  системы. Правильное освещение предупреждает  возникновение заболеваний глаз (близорукость и т.д.) и создает  наиболее благоприятные условия  для ориентировки детей в пространстве. Чистота помещения, физкультурного оборудования, инвентаря, игрушек, атрибутов, а также одежды, обуви, тела детей  служит профилактикой заболеваний. Соблюдение режима дня приучает детей  к организованности, дисциплинированности.

 

Естественные силы природы (солнце, воздух, вода) усиливают эффективность  влияния физических упражнений на организм ребенка. Во время занятий физическими  упражнениями на воздухе, при солнечном  излучении у детей возникают  положительные эмоции, больше поглощается  кислорода, увеличивается обмен  веществ, повышаются функциональные возможности  всех органов и систем. Солнце, воздух и вода используются для закаливания  организма, для повышения приспособляемости  организма к повышенной и пониженной температуре. В результате упражняется  терморегулирующий аппарат и  организм человека приобретает способность  своевременно реагировать на резкие и быстрые изменения метеорологических  факторов. При этом сочетание естественных сил природы с физическими упражнениями увеличивает эффект закаливания. Естественные силы природы используются и как самостоятельное средство. Вода применяется для очищения кожи от загрязнения, для расширения и сужения ее кровеносных сосудов, механического воздействия на тело человека. Воздух лесов, садов, парков, содержащий особые вещества (фитонциды), способствует уничтожению микробов, обогащает кровь кислородом. Солнечные лучи благоприятствуют отложению витамина С под кожей, охраняют человека от заболеваний. Важно применять все естественные силы природы, наиболее целесообразно сочетая их.

 

Физические упражнения –  специфическое средство физического  воспитания, используемое для решения  оздоровительных, образовательных  и воспитательных задач. Поэтому  физические упражнения широко применяются  в разные периоды жизни человека.

 

Танцевальные упражнения, сопровождаемые музыкой, способствуют формированию правильной осанки, развитию физических качеств (ловкость, быстрота, глазомер и др.), а также ритмичности, плавности, непринужденности, выразительности  движений, вызывают положительные эмоции.

 

Примерный комплекс упражнений для детей в возрасте от 1 года до 1 года и 2 месяцев.

 

1. Ходьба. Взрослый стоит  перед ребенком и манит его  к себе яркой игрушкой, подбадривая  ласковыми словами. для укрепления  мышц туловища, ног и плечевого  пояса

 

2.  Малыш охватывает  обруч сверху двумя руками, взрослый  держит его с другой стороны  и со словами: “приседаем”  - приседает на корточки вместе  с ребенком. Обруч опускается  вниз, потом со словами: “встаем”  – оба выпрямляются, поднимая  обруч вверх. 

 

3. Ползание. Ползание (1-2 раза) под палку с последующим выпрямлением  туловища (для укрепления мышц  туловища, рук, ног, кистей, развития  координации, внимания, смекалки). Ребенок  ползет за игрушкой под палку,  поднятую на высоту 30-35 см от  пола. Потом игрушку кладут на  табуретку высотой 45 см, малыш  должен встать, чтобы взять ее.

 

4. Ползание. Ползание (1-2 раза) через обруч с последующим  выпрямлением туловища. Взрослый  держит обруч, перед ребенком  кладут на пол яркую игрушку,  которую постепенно отодвигают, предлагая, таким образом, ребенку  проползти через обруч, поставленный перед ним, еще раз. Потом игрушку кладут на табуретку (стул) высотой 45 см на расстоянии 1-2 метра от обруча. Малыш должен встать, чтобы взять ее.

 

Примерный комплекс упражнений для детей в возрасте от 1 года и 2 месяцев до 1 года и 6 месяцев.

 

1. игра “Беги ко мне” (2-3 раза) служит для повышения  эмоционального тонуса ребенка.  Взрослый становится на расстоянии 2-6 метров от ребенка (в зависимости  от его умения бегать) и зовет  малыша к себе, а когда тот  подбежит – подхватывает на  руки и подбрасывает вверх.  Потом быстро переходит в другое  место и упражнение повторяется. 

 

2. Ходьба (1-2 раза) по коврику  (длиной 2 м, шириной 35 см), лежащем  на полу. Упражнение помогает  малышу развить чувство равновесия, внимание. В дальнейшем ширину  коврика можно уменьшить до 25 см. Возле другого конца коврика  кладут игрушку и предлагают  ребенку принести ее, пройдя по  дорожке приставным шагом или  обычным шагом. Можно также  провести ребенка по коврику,  поддерживая за руку.

 

3. Перешагивание через  палку, лежащую на полу (2-3 раза). Упражнение необходимо для развития  чувства равновесия, координации  движений, внимания, умения переступать  (поднимать ноги на определенную  высоту). Необходимо положить на  пол палку и показать, как через  нее можно переступить. Если  малышу поначалу это еще сложно, помогите ему.

 

Примерный комплекс упражнений для детей в возрасте от 1 года и 6 месяцев до 2 лет.

 

1. игра “Догони собачку” (2-3 раза) служит для повышения  эмоционального тонуса ребенка.  Взрослый держит в руках большую  игрушечную собаку (или любую  другую большую игрушку: кошку,  мишку и т.д.) и бежит, предлагая  малышу догнать его (20-25 секунд), потом переходит на спокойную  ходьбу.

 

2. Ходьба с разведенными  в стороны руками по наклонной  доске развивает чувство равновесия  при ходьбе, умение держаться  направления, координировать свои  движения, воспитывает смелость. Доска  длиной 2 м, шириной 25 см с одного  конца поднята над уровнем  пола на 20-25 см (этого можно достичь,  положив ее, например, на тумбочку). Ребенок с разведенными в стороны  руками поднимается по доске  на тумбочку, потом возвращается  вниз.

 

3. Ползание на четвереньках  по лавке (1-2 раза) помогает укреплению  мышц туловища, развитию координации  движений рук и ног, внимания. Малыш ползет по гимнастической  лавке по всей ее длине, потом  выполняет какое-нибудь задание  для выпрямления туловища, например, берет со стола кубик и кладет  его в коробку.

 

Примерный комплекс упражнений для детей в возрасте 2–3 лет.

 

Идеальный вариант - именно с этого возраста начинать приучать детей к физкультуре. В 2–3 года дети импульсивны, легко возбуждаются и  утомляются, поэтому длительность занятий  должна быть 3–5 минут, включая 4–5 упражнений. Каждое упражнение надо повторять 4–6 раз, большое количество повторений будет утомлять ребёнка. Все упражнения должны показывать родители и делать вместе с детьми

 

.«Птички». Ноги слегка  расставлены, руки опущенные висят  вдоль тела. Развести руки в  стороны, помахать ими и опустить.

 

«Птички пьют». Ноги шире плеч, руки внизу. Наклон вперёд, руки отвести  назад, выпрямиться

 

.«Прыг – скок». Ребёнок  стоит произвольно и выполняет  подскоки на месте. Можно чередовать  с ходьбой. 

 

«Хлопки». Ноги слегка расставлены, руки опущены, висят вдоль тела. Поднять  руки вперёд, хлопнуть, опустить.

 

«Пружинки». Ребёнок стоит  произвольно. Мягкие пружинистые полуприседания на месте.

 

Движения, входящие в различные  виды деятельности, оказывают положительное  влияние на организм ребенка, если соблюдается  правильная осанка, а также дозировка  физической нагрузки.

 

Массаж, воздействуя на кожу, влияет на весь организм человека. В  коже в ответ на раздражение нервных  окончаний возникают сосудистые рефлексы и расширяются капилляры кожи, усиливается кровообращение, увеличивается теплоотдача. В связи с этим массаж может предохранить организм от перегревания в жаркую погоду. Под влиянием массажа улучшается секреторная функция сальных и потовых желез, усиливаются окислительные, восстановительные процессы в мышцах и повышается их сократительная способность; быстрее проходит утомление мышц и восстанавливается работоспособность.

 

Безусловные (врожденные) рефлексы проявляются у ребенка с первых дней жизни. Так, если ребенка положить на живот, то он поднимает и поворачивает голову (защитно-оборонительный рефлекс): в положении на весу на животе –  голову отклоняет назад, а на спине  – вперед, на правом боку – влево, на левом – вправо (рефлексы положения  и расположения частей тела; при  прикосновении к коже ног ребенок  начинает ползать (кожно-ножной рефлекс), а коже спины – выгибает позвоночник (спинной рефлекс). Таким образом, безусловные рефлексы вызывают сокращение мышц и могут быть использованы для  их развития, а также организма  в целом. Ценность безусловных рефлексов  заключается в том, что они  могут быть применены в первые недели жизни ребенка, когда из-за гепертонтт мышц сгибателей рук и ног невозможно еще ипользовать физические упражнения

 

Обязательным условием полноценного решения задач физического воспитания является комплексное использование  всех средств при правильном их соотношении. Так, в первые три месяца жизни  ребенка наибольшее значение имеют  гигиенические факторы и естественные силы природы, безусловные рефлексы. В дальнейшем на первом году жизни  используются массаж, пассивные, пассивно-активные и активные упражнения, основные движения (плавание и др.). с возрастом ребенка  роль гигиенических факторов, естественных сил природы не снижается, но затрачивается, меньше времени на сон, питание и  создаются условия для использования  более сложных физических упражнений.

 

Также в работе с малышами применяются наглядные, словесные  и практические методы физического  воспитания.

 

3 Методики проведения  занятий

 

Методика проведения общеразвивающих упражнений.

 

В методику проведения упражнений входят: организация детей, подготовка, раздача пособий и непосредственно  методы и приемы обучения детей движениям.

 

Организация детей для  проведения общеразвивающих упражнений имеет существенное воспитательное значение. В процессе организации ребенок учится быстро реагировать на указания, ориентироваться в пространстве, появляется психологическая настроенность на выполнение занятий.

 

Раздача пособий. Для проведения упражнений могут использоваться различные  предметы: погремушки, флажки, ленточки, платочки, колечки, кубики, мячики средних  размеров, стулья.

 

Необходимо приготовить  предметы заранее. Ребенку нужно  показать как брать, держать предмет. Все указания даются ребенку по ходу действия с предметом.

 

Методы и приемы обучения. В работе с малышами особенно ярко выражено комплексное применение наглядных, словесных и практических методов  и приемов обучения. Детям нужен  постоянный образец для подражания. Словесные методы и приемы в работе с маленькими детьми направлены на то, чтобы усилить действие показа, добиться яркости, убедительности образа, создать у него радостное настроение.

 

Все упражнения усваиваются  малышами только в процессе многократного  повторения, каждое упражнение повторяется  целиком, в неизменном виде.

 

Правильно выполнять движения помогают зрительные ориентиры, которыми служат предметы находящиеся в комнате. Это дается в игровой, занимательной  форме. Например, можно сказать: «Повернись, посмотри, где мишка сидит. Мишенька пришел к нам заниматься. А теперь повернись ко мне. Количество ориентиров разного типа должно быть ограничено, так как дети быстро отвлекаются.

 

При проведении каждого  упражнения нужно пользоваться оценкой. Она должна носить положительный  характер независимо от того, как ребенок  выполнил движение.

 

Методика проведения подвижных  игр.

 

Выбор игры. Игры выбираются в соответствии с задачами воспитания, возрастными особенностями детей, их состоянием здоровья, подготовленностью. Принимается также место игры в режиме дня, время года, метеоролого-климатические  и другие условия. 

 

Создание интереса к игре. Прежде всего нужно создать у  ребенка интерес к игре. Тогда  он лучше усвоит ее правила, более  четко будет выполнять движения, испытывать эмоциональный подъем. Можно, например, прочитать стихи, спеть  песню на соответствующую тему, показать ребенку предметы, игрушки, которые  встретятся в игре. Ребенку можно  показать флажок, мишку, зайчика и  тут же спросить: «Хочешь поиграть с ним?». Хороший результат дает и короткий рассказ, рассказанный непосредственно  перед игрой.

 

Объяснение игры. Все объяснения делаются, как правило, в ходе самой  игры. Не прерывая ее, перемещать ребенка, рассказывать как нужно действовать.

 

Проведение игры. Игровой  деятельностью ребенка руководит  взрослый. Играя с ребенком он действует  на равнее с ним, и в то же время  руководит игрой. Непосредственное участие взрослого в игре делает ее поднимает интерес к ней, делает ее эмоциональнее.

 

Взрослый подает команды  или звуковые и зрительные сигналы  к началу игры: удар в бубен, барабан, погремушку, хлопки в ладоши, взмах  рукой. Звуковые сигналы не должны быть слишком громкими: сильные удары, резкие свистки возбуждают маленьких  детей.

Информация о работе Физическое развитие детей