Физиологические особенности осанки и ее роль в развитии здорового школьника
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2015 в 22:42, курсовая работа
Описание работы
Цель: определение влияния специальных физических упражнений на коррекцию осанки младших школьников. Задачи: 1) Изучить состояние позвоночника у младших школьников 2) Выявить причины нарушения осанки у младших школьников 3) На основе анализа научно-методической литературы выбрать методику коррекции и экспериментально проверить ее эффективность
Содержание работы
Введение…………………………………………………………2-4 Физиологические особенности осанки и ее роль в развитии здорового школьника…………………………………………………………….. 5- Понятие осанки, ее виды и анатомо-физиологические особенности...5-13 Причины нарушений осанки и группы риска……13-17 Развитие здорового школьника и осанки……..17-21 Методы профилактики и коррекции нарушения осанки ………21- 26 Организация и методика исследования……………………………. 27-30 Организация исследования…………………………………………27-28 Методики измерения нарушения осанки…………………………..28-29 Результаты исследования……………………………………………..30 3.1 Результаты исследования состояния позвоночника у школьников30-33 3.2 Результаты выявления причин нарушения осанки у младших школьников……………………………………………………………… 33-34 3.3 Результаты педагогического эксперимента……………………….34 4. Заключение…………………………………………………………..35-37 5. Список используемой литературы…………………………......... 37-38
В верхней половине дуги искривления
остистые отростки изгибаются в выпуклую
сторону, в нижней – в вогнутую. На вогнутой
стороне сколиоза мышцы и связки укорочены,
на выпуклой – стянуты. Растянутые мышцы
на выпуклой стороне развиты значительно
слабее, чем укороченные мышцы на вогнутой
стороне позвоночной дуги. Ребра повернуты;
грудина смещена и наклонена в сторону
вогнутости. Грудная клетка более всего
деформируется сколиозом в области грудных
позвонков, смещение ребер вызывает изменение
ее формы. На выпуклой стороне ребра направлены
косо – вниз – вперед, промежуток между
ребрами расширен.
На вогнутой стороне ребра менее
наклонены спереди и располагаются близко
друг к другу. Лопатки находятся на разной
высоте; в случае сколиоза в грудной части
позвоночника лопатки также имеют торсию.
Таз наклонен с торсией вокруг крестца.
Эти структурные изменения
проводят к нарушению деятельности сердечно-сосудистой
и дыхательных систем, желудочно-кишечного
тракта, других систем организма. Поэтому
правильно говорить не просто о сколиозе,
а о сколиотической болезни.
По форме искривления
и степени сложности сколиозы делятся на две группы:
простые и сложные. Простые сколиозы характеризуются
простой дугой искривления. При этом позвоночный
столб напоминает букву «С» и отклоняется
в одну сторону. Такие сколиозы могут быть
локальными (поражающими один отдел позвоночника)
и тотальным (поражающим весь позвоночник) 1 . Сложные сколиозы характеризуются
двумя и более отклонениями позвоночника
в разных направлениях. Это так называемые
S-образные сколиозы.
По направлению дуги
искривления сколиозы делятся на правосторонние
и левосторонние.Сложные сколиозы образуются
из простых: основная, первичная дуга искривления
компенсируется вторичной дугой искривления.
Тип сколиоза определяется локализацией
первичной дуги искривления 2.
Этиологически различают сколиозы врожденные
(они встречаются у 23%) и приобретенные.
К приобретенным
сколиозам относится:
1. Ревматические, возникающие внезапно и обуславливающие
мышечной контрактурой на здоровой стороне
при наличии явлений миозита или спондилоартрита;
__________________________________________________________________ 1.Матюшонок М.Т. Физиология и
гигиена детей и подростков./ М.Т. Матюшонок,
Г.Г. Турик, А.А. Крюкова; Под ред. М.П. Кравцова. –
2-е изд., перераб. – Мн.: Высшая школа, 1980.
-288с. (cтр. 220).
2. Вайнруб Е.М. Гигиена обучения и воспитания
детей с нарушениями осанки и больных
сколиозом. – Киев: Здоровье, 1988. – 133 с.(
стр.117)
2. Рахитические – рано проявляется различными
деформациями опорно-двигательного аппарата.
Мягкость костей и слабость мышц, ношение
ребенка на руках (преимущественно на
левой), длительное сидение, особенно в
школе, – благоприятствует проявлению
и прогрессированию сколиоза;
3. Паралитические – возникающие после детского
паралича, при одностороннем мышечном
поражении, могут наблюдаться и при других
нервных заболеваниях;
4. Привычные – на почве привычной плохой
осанки (часто их называют «школьными»,
так как в этом возрасте они получают наибольшее
выражения). Непосредственной причиной
их могут быть неправильно устроенные
парты, ношение портфелей с первых классов,
держание ребенка во время прогулки за
одну руку и т.д. 1 [c. 45].
Дефекты осанки ухудшают функцию
внутренних органов. Уменьшение амплитуды
движений грудной клетки диафрагмы нарушает
функцию органов дыхания, ухудшаются условия
для работы сердечнососудистой системы.
Уменьшение колебаний внутрибрюшного
давления оказывает неблагоприятное влияние
на желудочно-кишечный тракт1 [ c. 46].
Различают три степени нарушения
осанки
1. Первая степень характеризуется
изменением тонуса мышц. Все дефекты
осанки исчезают, когда человек
выпрямляется. Нарушение легко исправляется
при систематических занятиях корректирующей
гимнастикой 1[c. 15].
2. Вторая степень характеризуется
изменения в связочном аппарате
позвоночника. Изменения могут быть
исправлены лишь при длительных
_____________________________________________________________________________________________1.Вайнруб Е.М. Гигиена
обучения и воспитания детей с нарушениями
осанки и больных сколиозом. – Киев: Здоровье,
1988. – 133 с.
занятиях корректирующей гимнастикой
под руководством медицинских работников 1 [c. 15].
3. Третья степень характеризуется
стойкими изменениями в межпозвоночных
хрящах и костях позвоночника.
Изменения не исправляются корректирующей
гимнастикой, а требует специального
ортопедического лечения 1 [c. 16].
Анатомо-физиологические особенности
при нарушениях осанки
Осанка ребенка, с позиции физиологических
закономерностей, является динамическим
стереотипом и в раннем возрасте носит
устойчивый характер, легко изменяясь
под действием позитивных или негативных
факторов. Гетерохронность развития костного,
связочного, суставного аппарата и мышечной
системы является основой неустойчивости
осанки. Неумеренность развития уменьшается
по мере снижения темпов роста опорно-двигательного
аппарата и стабилизируется к окончанию
роста человека.
При правильной осанке все части
тела расположены симметрично, относительно
позвоночника, нет поворотов таза и позвонков
в горизонтальной плоскости, изгибов позвоночника
или косого расположения таза – во фронтальной
плоскости, остистые отростки позвонков
расположены по средней линии спины. Проекция
центра тяжести тела при хорошей осанке
находится в пределах площади опоры, образованной
стопами, на линии, соединяющей передние
края лодыжек 1 [c. 20].
Пропорции тела с возрастом
меняются: размеры головы уменьшаются,
конечностей – увеличиваются. Поэтому
устойчивое вертикальное положение тела
в различные возрастные периоды достигается
за счет разного __________________________________________________________________ 1.Вайнруб Е.М. Гигиена обучения
и воспитания детей с нарушениями осанки
и больных сколиозом. – Киев: Здоровье,
1988. – 133 с.
взаимоположения частей тела
и разных усилий мышц, поддерживающих
туловище. Правильная осанка у дошкольника,
школьника, а так же у юноши и девушки в
период полового созревания различается.
При нормальной осанке, у школьника
плечи расположены горизонтально, лопатки
прижаты к спине (не выступают). Физиологические
изгибы выражены умеренно. Выпячивание
живота уменьшается, передняя поверхность
брюшной стенки расположена кпереди от
грудной клетки. Правая и левая половины
туловища симметричны. Остистые отростки
расположены по средней линии, ноги выпрямлены,
надплечья опущены и находятся на одном
уровне. Грудная клетка симметрична, молочные
железы у девушек и соски у юношей симметричны,
находятся на одном уровне. Треугольники
талии (просветы между руками и туловищем)
хорошо заметны и симметричны. Живот плоский,
втянут, по отношению к грудной клетке.
Физиологические изгибы хорошо выражены,
у девушек подчеркнут поясничный лордоз,
у юношей – грудной кифоз [6, c. 26].
Неправильная осанка отрицательно
влияет на работу внутренних органов:
затрудняется работа сердца, легких, желудочно-кишечного
тракта, уменьшается жизненная емкость
легких, снижается обмен веществ, появляются
головные боли, повышается утомляемость,
падает аппетит, ребенок становиться вялым,
апатичным, избегает подвижных игр.
1.2 Причины нарушений
осанки и группы риска
Нарушение формы позвоночника
у школьников может быть вызвано самыми
разными причинами:
1. Врожденные дефекты. Касаются,
прежде всего, клиновидных позвонков,
сросшихся и лишних ребер. Эти
дефекты весьма опасны, но достаточно
редки (не более 0,5 – 0, 25% всех случаев).
Проявляются очень рано и требуют
чрезвычайно интенсивного лечения.
При врожденных дефектах сколиоз
обычно сочетается с деформацией грудной
клетки, кифозом и лордозом 1 [ c. 76].
2. Родовые травмы. При
тяжелых родах страдает головной
мозг ребенка, нарушается симметрия
иннервации (снабжение, какого-либо
органа или ткани нервами, обеспечивающими
их связь с центральной нервной
системой) тела. Часто дефекты развития
позвоночника после таких травм
начинают проявляться примерно
с 5–6 лет. Форма заболевания бывает
самой разной – от легкой до очень
тяжелой. Ранее родовые травмы были основной
причиной нарушений позвоночника 1 [c. 77].
3. Индуцированные нарушения.
Встречаются очень часто и
бывают вызваны внешними причинами,
к которым относятся виды спорта,
требующие несимметричной нагрузки
разных групп мышц (теннис, стрельба
из лука, фехтование, метание спортивных
снарядов и т.д.), а также игра
на скрипке, привычка сидеть в
развалку или поджав ногу. Индуцированный
сколиоз может развиваться вследствие
разной длины ног. В этом случае
перекошенный таз вызывает изгиб
позвоночника в поясничной области
и появляется контризгиб в противоположную
сторону 1 [ c. 77].
4. Разнообразные травмы
позвоночника. Травмировать позвоночник
можно при падениях, активных играх, занятиях
спортом. Травмированный позвонок или
диск запускает механизм развития дефекта
осанки 1 [c. 78].
5. Последствия операционных
вмешательств и ожог. Обширные
повреждения участков кожи, мышц,
нервов при серьезных полостных
операциях или ожогах приостанавливают
развитие пострадавших участков
и вызывают нарушение осанки 1 [c. 78].
__________________________________________________________________ 1. Каштанова Г.В. Лечебная физкультура
и массаж. Методики оздоровления детей
школьного и младшего школьного возраста
– М.: АРКТИ, 2006. – 104 с.
6. Дисковые грыжи или
ущемление крупных нервов. Вызывают
функциональный, адаптационный сколиоз
или кифоз 1 [ c. 79].
7. Чрезмерно быстрый рост
ребенка. Во время полового созревания
бывают периоды взрывного роста,
при этом рост мышц в длину сильно
отстает от роста скелета. И ребенка может
перекосить 1 [c. 79].
8. Остеохондропатия. Недоразвитие
костно-хрящевого аппарата1 [ c. 79].
13. Слишком мягкая кровать
– способствует формированию
так называемой круглой спины;
слишком жесткая кровать сглаживает
физиологические изгибы позвоночного
столба и способствует формированию
плоской спины 1 [c. 89].
14. Мебель, не соответствующая
возрасту и росту ребенка. Низкая
парта способствует формированию
круглой спины, если наоборот
слишком высока, школьник все
время вынужден поднимать плечи
вверх. Если школьник сидит за
круглым столом, локти не имеют
должной опоры, поэтому он вынужден
наклоняться вперед и усиленно сгибать
спину 1 [c. 38].
15. Дефекты зрения 1 [c. 50].
16. Отсутствие привычки
к соблюдению правильной осанки 1 [c. 12].
__________________________________________________________________ 1. Каштанова Г.В. Лечебная физкультура
и массаж. Методики оздоровления детей
школьного и младшего школьного возраста
– М.: АРКТИ, 2006. – 104 с.
17. Постоянное ношение
тяжести (сумки, портфеля) в одной
и той же руке или на одном и том
же плече 1 [c. 67].
18. Постоянная привычка
стоять, отставляя ногу в сторону 1 [c. 50].
19. Длительное сгорбленное
положение тела во время работы 1 [c. 49].
20. Ношение тесной одежды 1 [c. 23].
21. Раннее сидение или
вставание ребенка на ножки 1 [c. 109].
22. Ожирение или ослабление
мышц брюшного пресса, спины и ягодичных
мышц 1 [ c. 49].
23. Слабость костной системы 1 [c. 50].
Исследования показали, что
далеко не у всех детей, находящихся в
неблагоприятных условиях может развиваться
то или иное заболевание. Хотя организм
очень чувствителен к различным неблагоприятным
факторам 1 [c. 93].
К группам риска относятся те
люди, у которых вероятность развития
заболевания выше среднестатистической.
В целях профилактики члены таких групп
требуют повышенного внимания, особенно
в детском и юношеском возрасте.
На основании многолетних наблюдений
к группам риска можно отнести следующие
категории:
1. Дети, родители которых
имеют значительные нарушения
осанки. Сколиоз у одного или
обоих родителей сильно повышает
вероятность заболевания ребенка
__________________________________________________________________ 1. Каштанова Г.В. Лечебная физкультура
и массаж. Методики оздоровления детей
школьного и младшего школьного возраста
– М.: АРКТИ, 2006. – 104 с.
2. Дети высоких родителей.
Дети вырастают высокими, у них вероятность
заболеть сколиозом гораздо выше, чем
у других детей
3. Вундеркинды и дети,
обучающиеся в элитных школах.
В специализированных школах
мало времени отводится на
физическое развитие.
4. Спортсмены. Занятия гимнастикой,
акробатикой, борьбой могут привести
к травмам позвоночника. Теннис,
метание спортивных снарядов, бокс,
гребля на каноэ, стрельба из
лука требуют неравномерного
распределения нагрузок на позвоночник
и вызывают развитие сколиоза.
5. Молодые матери. Гормональная
перестройка при рождении ребенка
способствует развитию у женщин
заболеваний позвоночника и суставов.
6. Манекенщицы и фотомодели.
Высокие изящные девушки (юноши)
с тонким телосложением страдают
от сколиоза 1 [c. 53].
1.3 Развитие здорового
школьника и осанки
В первые годы жизни ребенка
необходимо полноценное питание, массаж
и физкультура для здоровья в целом и нормального
формирования позвоночника. Регулярные
визиты к врачу позволят своевременно
выявить нарушения опорно-двигательного
аппарата.2 [c.79].