Физиологические особенности осанки и ее роль в развитии здорового школьника
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2015 в 22:42, курсовая работа
Описание работы
Цель: определение влияния специальных физических упражнений на коррекцию осанки младших школьников. Задачи: 1) Изучить состояние позвоночника у младших школьников 2) Выявить причины нарушения осанки у младших школьников 3) На основе анализа научно-методической литературы выбрать методику коррекции и экспериментально проверить ее эффективность
Содержание работы
Введение…………………………………………………………2-4 Физиологические особенности осанки и ее роль в развитии здорового школьника…………………………………………………………….. 5- Понятие осанки, ее виды и анатомо-физиологические особенности...5-13 Причины нарушений осанки и группы риска……13-17 Развитие здорового школьника и осанки……..17-21 Методы профилактики и коррекции нарушения осанки ………21- 26 Организация и методика исследования……………………………. 27-30 Организация исследования…………………………………………27-28 Методики измерения нарушения осанки…………………………..28-29 Результаты исследования……………………………………………..30 3.1 Результаты исследования состояния позвоночника у школьников30-33 3.2 Результаты выявления причин нарушения осанки у младших школьников……………………………………………………………… 33-34 3.3 Результаты педагогического эксперимента……………………….34 4. Заключение…………………………………………………………..35-37 5. Список используемой литературы…………………………......... 37-38
остистыми отростками 7 шейного
позвоночника и вершиной межъягодичной
складки при наклоне назад у детей 7–11
лет должно уменьшатся примерно на 6 см,
у детей 12 лет и старше – на 4 см.
В точных нормах подвижности
позвоночника в целом и каждого из его
отделов в зависимости от возраста, пола,
типа конституции и других факторов. Намного
важнее обратить внимание на то, чтобы
гибкость не слишком отклонялась от нормы
ни в ту, ни в другую сторону. Следует обращать
внимание на асимметрию при наклонах туловища
вбок и поворотах в сторону: Различия в
объеме этих движений свидетельствует
о нарушениях осанки во фронтальной плоскости
или сколиозе 1 [c. 54].
Ограничение подвижности позвоночника
– явный признак нарушений в состоянии
опорно-двигательного аппарата, но и чрезмерная
гибкость, особенно в сочетании со слабыми
мышцами так же опасна для позвоночника.
Мышечный корсет. Правильная форма позвоночника,
хорошая осанка обеспечиваются способностью
мышц поддерживать статические усилия.
В формировании осанки и поддержки положения
туловища главную и важную роль играет
статическая силовая выносливость мышц
спины, живота и боковых поверхностей
туловища. Мышцы должны быть не просто
сильными, а гармонично развитыми, способными
как длительно удерживать туловище в правильном
положении, так и расслабляться и растягиваться
при сокращении мышц – антагонистов во
время движений. Спазматически сокращенные
или слабые, растянутые мышцы нарушают
нормальное положение позвоночника и
вызывают нарушения осанки. Представьте
себе плохо натянутую палатку – она выглядит
кривой из-за неравномерных или недостаточных
усилий от растяжек. Точно так же под влиянием
неравномерных усилий позных мышц или
их общей слабости (провисает) позвоночник 1 [ c. 55]. _____________________________________________________________________________________________1.
Коростелев Н.Б. От А до Я. – 2-е изд., перераб.
И доп. – М.: Медицина, 1987. – 288 с.
2. Организация
и методика исследования
2.1 Организация
исследования
Базой исследования является
Зимовниковская средняя общеобразовательная
школа №10. Исследование проводилось с
учащимися начальных классов. В экспериментальную
группу вошли 10 учащихся в возрасте 7–9
лет, имеющие незначительные нарушения
осанки. Занятия проводились 3 раза в неделю
(понедельник, среда, пятница) c 13:00 – 13:45.
На первом этапе исследования было
проведено исследование состояния опорно-двигательной
системы у учащихся, использовав тест
на силу и выносливость мышц спины и живота
(СВМ), а также измерена подвижность позвоночника
младших школьников.
На втором этапе исследования для
выявления причин нарушения осанки провели
анкетирование с детьми экспериментальной
группы. Была разработана анкета, которая
состояла из 8 вопросов (прил. 3). Каждому
респонденту выдавалась анкета, в которой
нужно было выбрать наиболее подходящий
ответ.
На третьем этапе исследования была
выбрана методика для коррекции нарушения
осанки, и проводился эксперимент среди
детей данной группы. Комплекс упражнений
выполнялся учащимися 3 раза в неделю по
45 мин (прил. 4)
На четвертом этапе проводилась
математическая обработка полученных
результатов, и сравнительный анализ результатов
до и после педагогического эксперимента.
Процентное соотношение учащихся с нарушением
осанки (%) мы находили по следующей формуле:
% =
·100,
где А – общее количество учащихся
с заболеванием,
В-общее количество учащихся
в школе.
Результаты силы выносливости
мышц живота и спины, результаты измерения
позвоночника в различных направлениях
(вперед, назад, вправо, влево) вычислялись
по формуле:
∑=
,
где С – сумма результатов,
D – количество исследуемых.
Методики измерения
нарушения осанки
В своем исследовании мы применили
следующие методики и методы, позволяющие
определить состояние опорно-двигательного
аппарата.
Самый простой метод – это встать
спиной к стене так, чтобы голова, плечи,
ягодицы опирались на стену. Попробовать
между поясницей и стеной просунуть кулак.
Если это невозможно просунуть ладонь.
Осанку следует считать нормальной, если
между поясницей и стеной проходит ладонь,
а не кулак 1 [c. 46]. __________________________________________________________________ 1. Носкова Л.А. Позвоночник –
осанка – здоровье. – М.: Феникс, 1999. –
98 с.
Для измерения силы и выносливости
мышц (СВМ) живота испытуемый ложится животом
на край стола, а грудная часть тела должна
находиться за пределами стола. Испытуемый
поднимает верхнюю часть туловища вверх
на 45 градусов – при этом руки необходимо
согнуть в локтях, кисти рук держать за
головой, плечи рук держать параллельно
полу, а ноги неподвижно закрепить в области
голени. Экспериментатор секундомером
измеряет время, за которое испытуемый
может держать верхнюю часть тела под
углом 45 градусов к поверхности стола.
Результаты заносили в таблицу.
Измерения СВМ спины проделывается
таким же образом, с той лишь разницей,
что испытуемый ложиться на поверхность
стола спиной. Результаты заносили в таблицу.
Измерения подвижности позвоночника
вперед, назад, вправо, влево проводились
следующим образом: при измерении подвижности
позвоночника вперед испытуемый, стоя
на скамейке, наклоняется вперед, руки
тянутся к полу, а экспериментатор измеряет
линейкой какое количество сантиметров
остается до скамейки, или насколько превышает
ее, от среднего пальца руки.
Измерение подвижности позвоночника
назад: у исследуемого измеряется расстояние
от 7-го шейного позвонка до последнего
поясничного позвонка. Затем исследуемый
наклоняет туловище назад и измеряется
это же расстояние заново. Подвижность
позвоночника спины равна разности между
первым и вторым измерениями.
Подвижность позвоночника в
стороны: у исследуемого, в положении стоя,
измеряется расстояние от среднего пальца
руки до пола. Затем исследуемый наклоняется
прямо в сторону и снова измеряется это
же расстояние. Подвижность позвоночника
в сторону равна разности между первым
и вторым измерениями.
3. Результаты исследования
3.1 Результаты
исследования состояния позвоночника
у школьников
В результате анализа медицинских
карт в Зимовниковской средней общеобразовательной
школе №10 за 2012-2013 уч. год получили следующие
данные: из 108 учащихся всех 1-4 классов
у 49 школьников выявлены нарушения осанки,
что составляет 45,4% и 17 учащихся страдают
различной степенью сколиоза, что составляет
15,75% от общего количества школьников,
и только 38,85% без нарушения осанки.
Таблица 1. Состояние осанки
у младших школьников Зимовниковской
средней школы по данным медицинского
осмотра за 2012-2013 уч. год
Вид осанки
2012-2013 уч. год
Количество учащихся
Процентное соотношение
Нарушения осанки
18
56,25
Сколиоз
5
15,63
Правильная осанка
9
28,12
Таблица 2. Результаты силы и
выносливости мышц спины и живота за 2014
уч.год
Группы мышц
СВМ (в сек)
Прирост
до экспер
после экспер
живота
18,6
24,2
5,6
спины
15,8
20,1
4,3
Если до эксперимента на выполнение
теста СВМ живота у исследуемых в среднем
уходило 18,6 секунд, то после эксперимента
время на выполнение этого теста увеличилось
на 5,6 секунд и составило 24,2 секунды.
Результаты эксперимента показывают
увеличение силы и выносливости мышц спины
на 4,3 секунд. Если до эксперимента на выполнение
этого теста уходило 15,8 сек, то после эксперимента
время на выполнение этого теста увеличилось
и составило 20,1 сек.
Таблица 3. Подвижность позвоночника
до и после эксперимента за 2014 уч.год
Направление
Подвижность позвоночника
(см)
Прирост (см)
до экспер.
после
экспер.
вперед
7,85
8,9
1,05
назад
11,4
13,61
2,21
вправо
11,2
15,2
4
влево
14,8
17,95
3,15
Если до эксперимента на выполнение
теста подвижности позвоночника вперёд
у исследуемых в среднем составляло 7,85 см,
то после эксперимента увеличилась на
1,05 см, и составило 8,9 см.
Если до эксперимента при выполнении
теста, подвижность позвоночника назад
у исследуемых в среднем составляло 11,4 см,
то после эксперимента подвижность позвоночника
увеличилась на 2,21 см, и составила 13,61 см.
Если до эксперимента при выполнении
теста, подвижность позвоночника вправо
у исследуемых в среднем составляло 11,2 см,
то после эксперимента она увеличилось
на 4 см, и составило 15,2 см.
Если до эксперимента при выполнении
теста, подвижность позвоночника влево
у исследуемых в среднем составляло 14,8 см,
то после эксперимента она увеличилась
на 3,15 см и составила 17,95 см.
3.2 Результаты
выявления причин нарушения осанки
у младших школьников
По результатам анкет выявлены
сведущие причины нарушения осанки:
Как сидишь за столом?
60% анкетируемых привыкли сидеть
за столом сутулясь, другие сидят прямо.
На какой постели
спишь?
на мягкой постели спят 60% анкетируемых,
на жесткой постели спят 40% анкетируемых.
На сколько высока,
объемна твоя подушка?
На средней подушке спят 80% анкетируемых
и 20% спят на низких подушках.
Как носишь тяжелую
сумку?
50% анкетируемых носят сумку
чередуя руки, 50% привыкли носить сумку
на одном и том же плече.
Много ли времени
проводишь на свежем воздухе?
90% анкетируемых проводят
на свежем воздухе всего 1–3 часа
и 10% – более 4–5 часов.
Часто ли чувствуешь
боли в спине?
10% анкетируемых часто чувствуют
боли в спине, у 30% анкетируемых иногда
появляются боли в спине, у 60% не появляются
боли в спине.
Часто ли контролируешь
свою осанку, когда сидишь за столом?
60% анкетируемых иногда контролируют
свою осанку (1 раз за урок) и 40% – не контролируют
свою осанку.
Есть ли у тебя своё
рабочее место?
У 100% опрошенных имеется свое
рабочее место.
3.3 Результаты
педагогического эксперимента
1. Оценка состояния позвоночника
у учащихся Зимовниковской средней школы
№ 10начальных классов показало, что у
37,04% выявлено нарушение осанки.
2. В результате проведенного
анкетирования, выявлены следующие
причины нарушения осанки у
школьников:
а) Привычка сидеть сутулясь
у 60% анкетируемых
б) Длительное нахождение в
положении сидя у 30% анкетируемых
3. Использованная методика
для коррекции осанки показала
эффективное и положительное
влияние на подвижность позвоночника,
на силу и выносливость мышц
у 100% испытуемых.
а). В среднем подвижность позвоночника
увеличилась вперед на 15,8 см; назад на 9,7 см;
вправо на 6,5 см; влево на 5 см.
б) Сила и выносливость мышц
спины увеличилось на 3,9 сек; живота на
7,9 сек.
Заключение
Нарушение осанки является
одной из основных патологий физического
развития школьников. Подавляющее большинство
нарушений осанки у детей школьного возраста
имеет приобретенный функциональный характер,
и связаны они с нерациональной организацией
учебного процесса. Его интенсификация
в последнее время привела к появлению
у школьников патологий различных органов
и систем, а также снижению общей работоспособности
и нарастанию психофизической перегрузки.
Для формирования правильной
осанки необходимо создание рациональной
среды не только в образовательных учреждениях,
но и в домашних условиях. Поэтому важное
значение в профилактике нарушений осанки
отводиться ЛФК, которая способствует
укреплению мышечного корсета и снятию
напряжения. Воспитание навыков поддержания
правильной осанки должно начинаться
в семье. С этой целью необходимо проводить
беседы с родителями и детьми.
Осанку предопределяет множество
факторов, в том числе и врожденные и наследственные
причины, перенесенные заболевания и травмы.
Но все же самый большой вред осанке приносит
пренебрежение социально – гигиеническими
правилами – нерациональный образ жизни,
несоответствующий физиологическим запросам
пассивный отдых, не закаленность, недостаточное
пребывание на свежем воздухе. Отрицательно
влияют на осанку и несоответствующая
гигиеническим нормам мебель, инвентарь
и оборудование дома и в школе, неудобная
одежда и обувь, привычка к неправильным
позам.
Правильная осанка дает экономию
сил в работе мышц, способствует правильному
положению и нормальной деятельности
внутренних органов, укреплению здоровья
и повышению работоспособности.
В связи с этим, анализ изученной
литературы показал, что профилактика
нарушений осанки является важным звеном
в гармоничном психофизическом развитии
детей и должна проводиться педагогом,
родителями и ребенком совместно. Лишь
их совместные усилия могут привести к
ощутимому результату и гарантировать
полноценную жизнь подрастающему поколению.
Учебная работа по физической
культуре рассчитана на три часа в неделю
в каждом классе, поэтому формировать
и следить за осанкой только на уроках
физической культуры невозможно, для этого
нужны дополнительный часы – часы здоровья,
которые зачастую не проводятся.
Осанка может изменяться как
в лучшую, так и в худшую сторону. Изменения
осанки могут происходить от улучшения
или ухудшения работы опорно-двигательного
аппарата. Некоторое влияние на осанку
оказывает и центральная нервная система.
Достаточно вспомнить, как выглядит человек
после тяжелого нервного потрясения.
Каждый рабочий день насыщен
движениями, которые связаны с перемещением
своего тела и с перемещением различных
предметов в пространстве. Чтобы такие
движения были пластичными, выполнялись
без лишнего напряжения, суетливости и
не вредили формированию правильной осанки,
школьников необходимо обучать правильной
структуре этой группы движений. Основой
структуры таких действий является взаимоотношение
общего центра тяжести и опорной площади.
Хорошими средствами для формирования
рациональных рабочих поз являются упражнения
в равновесии, балансировании и расслаблении.