Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 17:50, контрольная работа
Физи́ческая культу́ра — сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. Физи́ческая культу́ра — часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития (в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»).
Тема: Физкультура и основные понятия
Физи́ческая культу́ра — сфера социальной деятельности. Основные понятия
:физкультура, спорт,
Физи́ческая культу́ра — сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. Физи́ческая культу́ра — часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития (в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»).
Термин «физическая культура» появился в конце XIX века в Англии в период бурного становления современного спорта, но не нашел широкого употребления на Западе и со временем практически исчез из обихода. В России, напротив, войдя в употребление с начала XX века, после революции 1917 года термин «физическая культура» получил свое признание во всех высоких советских инстанциях и прочно вошел в научный и практический лексикон. В 1918 году в Москве был открыт институт физической культуры, в 1919 году Всеобуч провел съезд по физической культуре, с 1922 года выходил журнал «Физическая культура», а с 1925 года и по настоящее время — журнал «Теория и практика физической культуры».
В понятиях и терминах раскрывается предмет изучения и преподавания любой дисциплины. В понятиях и терминологии концентрируются накапливаемые наукой знания. Понятие считается полным, если оно имеет определение, т.е. краткую формулировку критериев отличия одного понятия от других, способов его повторения и употребления. Ниже дается определение основных понятий и терминов, которые имеют место в учебном пособии. Исходя из современных концепций теории культуры потребностно-деятельностного подхода представляется возможным дать следующее определение.
Физическая культура – это вид культуры, который представляет собой специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования людей для выполнения ими своих социальных обязанностей.
Это сложное и многофункциональное
явление, которое имеет свою структуру,
отражающую ее формы и содержание,
а также собственное
Под структурой понимаются состав и строение системы (объекта, пред-мета), другими словами – количество элементов (компонентов, частей) и характер связей между ними. Эти связи могут быть иерархическими, субординационными (соподчиненными по вертикали), либо координационными, расположенными в одной плоскости и на одном уровне.
Исходя из концепции потребностно-
Неспециальное (непрофессиональное)
физкультурное образование
Физическое воспитание – вид физической культуры, процесс формирования потребности в занятиях физическими упражнениями в интере-сах всестороннего развития личности, положительного отношения к физической культуре, выработке ценностных ориентации, убеждений, вкусов, привычек, наклонностей.
Спорт – вид физической культуры, игровая, соревновательная деятельность и подготовка к ней, основанные на использовании физических упражнений и направленные на достижение наивысших результатов.
Спортивная деятельность направлена на раскрытие резервных возможностей и выявление предельных для данного времени уровней функционирования организма человека в процессе двигательной деятельности. Состязательность, специализация, направленность на наивысшие достижения, зрелищность являются специфическими признаками спорта как вида фи-зической культуры.
Физическая рекреация – вид физической культуры: использование физических упражнений, а также видов спорта в упрощенных формах для активного отдыха людей, получения удовольствия от этого процесса, раз-влечения, переключения с одного вида деятельности на другой, отвлечения от обычных видов трудовой, бытовой, спортивной, военной деятельности.
Она составляет основное содержание массовых форм физической куль-туры и представляет собой рекреативную деятельность.
Двигательная реабилитация
– вид физической культуры: целенаправленный
процесс использования
Этот процесс осуществляется
комплексно, под воздействием специально
подобранных физических упражнений,
массажа, водных и физиотерапевтических
процедур и некоторых других средств.
Это восстановительная
Физическая подготовка – вид не специального физкультурного образования: процесс формирования двигательных навыков и развития физических способностей (качеств), необходимых в конкретной профессиональной или спортивной деятельности (физическая подготовка летчика, монтажника, сталевара и т.п.).
Она может определяться и как вид общей подготовки спортсмена (фи-зическая подготовка спринтера, боксера, борца и т.п.).
Физическое развитие –
процесс изменения форм и функций
организма либо под воздействием
естественных условий (питания, труда,
быта), либо под воздействием целенаправленного
использования специальных
Это также и результат воздействия указанных средств и процессов, который можно измерить в данный конкретный момент (размеры тела и его частей, показатели различных двигательных качеств и способностей, функциональные возможности систем организма).
Физические упражнения – движения или действия, используемые для развития физических способностей (качеств), органов и систем, для формирования и совершенствования двигательных навыков.
С одной стороны – это средство физического совершенствования, те-лесного преобразования человека, его биологической, психической, интеллектуальной, эмоциональной и социальной сущности. С другой – это метод (способ) физического развития человека. Физические упражнения являются основным, «сквозным» средством всех видов физической культуры (неспециального физкультурного образования, спорта, физической рекреации и двигательной реабилитации).
Первостепенную роль в
приобщении людей к систематическим
занятиям физическими упражнениями,
использовании, усвоении, передаче и
умножении многообразных
Ядром системы физической
культуры является непосредственная деятельность
по использованию физической культуры
по государственной и общественно-
Необходимо отметить, что
каждая составная часть системы
физической культуры тоже своего рода
система, только более мелкая, подчиненная,
и называется подсистемой. Иначе
говоря, все элементы системы могут
выступать в качестве систем и, наоборот,
несколько систем вместе могут рассматриваться
как одна система. В частности, можно
говорить о системе управления физической
культурой на федеральном и муниципальном
уровнях, системе научно-методического
обеспечения, системе физкультурно-
С переходом России в начале 90-х гг. к новой политико-экономической модели общественного развития, существенные изменения претерпела и система физической культуры.
Разработка и обоснование новых концептуальных основ развития физической культуры потребовали коренного пересмотра направленности функционирования системы физической культуры, которая концентрированно выражается в целях, задачах и наиболее общих принципах, исходя из которых осуществляется деятельность по воспитанию в обществе. Так, если на протяжении многих десятков лет в системе физической культуры доминировала утилитарная направленность (физическая подготовка к труду, защите Родины), которая привела к деформированной оценке роли физической культуры как жизненно важной ценности, то в последние годы наблюдается смешение цели физической культуры в сторону приоритета психофизического развития личности, формирования ее физической культуры.
Стратегической целью системы физической культуры является формирование физической культуры человека как неотъемлемого компонента всесторонне развитой личности, характеризующегося деятельностным самоопределением к творческому освоению физкультурных ценностей.
В физической культуре можно выделить две основные ценности:
- общественную (общенародную);
- личную (индивидуальную).
Основой общественной группы
ценностей является общий уровень
знаний о методах и средствах
развития и совершенствования
Вместе с тем это знание тысячами нитей связывает физическую культуру с другими областями человеческого знания и с общей культурой. Через него происходит их взаимное обогащение.
Другой физкультурной ценностью является накопленный обществом опыт физического воспитания и физической подготовки молодежи, опыт организации физической активности. Еще в сравнительно недалеком про-шлом такой опыт, по существу, был единственным путем накопления знаний о физической активности, о способах телесного совершенствования, физической тренировки человека. Благодаря традициям, обычаям и обрядам развивалась и обогащалась физическая культура народов, ценности ее передавались из поколения в поколение. В наше время значение опыта, практики в большей мере сводится к проверке новых идей, хотя и передача его по каналам культурной преемственности до сих пор не теряет своей актуальности, особенно в сфере семейного физического воспитания.
Подобно тому, как в фондах
музыкальной культуры и живописи
хранятся шедевры выдающихся старых
и новых мастеров, в летописях
культуры физической хранятся шедевры
достижений совершенства движений, физической
деятельности человека. К сожалению,
до недавнего времени не удавалось
запечатлеть для потомства
Важной и еще недостаточно осмысленной ценностью в сфере физической культуры является общественное мнение, уровень престижности физической культуры и структура факторов, определяющих её популярность в обществе. Именно эти обстоятельства позволяют в определенной мере оценивать уровень развития и качественные показатели физической культуры в том или ином обществе, тех или иных регионах.
Следующей ценностью можно назвать уровень активности общества в сфере физической культуры. Деятельность государственных и общественных институтов, политическая, организационная, пропагандистская, образовательная и воспитательная, финансово-экономическая и производственная, направленная на создание условий для полноценной физической активности, спортивной подготовки и физического воспитания населения региона, коллектива.
Физическая культура личности
определяется теми же факторами, что
и общественная. На первое место
правомерно поставить уровень, глубину,
полноту и основательность
Личный опыт организации
физической активности как культурной
ценности приобретается в процессе
занятий физическими