Физкультура и основные понятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 17:50, контрольная работа

Описание работы

Физи́ческая культу́ра — сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. Физи́ческая культу́ра — часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития (в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»).

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).docx

— 33.38 Кб (Скачать файл)

 

 

Тема:           Физкультура и основные понятия

 

                                            ВВЕДЕНИЕ

Физи́ческая  культу́ра — сфера социальной  деятельности. Основные понятия

 

:физкультура, спорт, физическая   и   функциональная подготовка.  Всё  это нужно человеку, для   развития, для поддержания себя  в форме

 

Физи́ческая культу́ра — сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. Физи́ческая культу́ра — часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития (в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»).

 

Термин «физическая культура»  появился в конце XIX века в Англии в период бурного становления  современного спорта, но не нашел широкого употребления на Западе и со временем практически исчез из обихода. В  России, напротив, войдя в употребление с начала XX века, после революции 1917 года термин «физическая культура»  получил свое признание во всех высоких  советских инстанциях и прочно вошел  в научный и практический лексикон. В 1918 году в Москве был открыт институт физической культуры, в 1919 году Всеобуч  провел съезд по физической культуре, с 1922 года выходил журнал «Физическая  культура», а с 1925 года и по настоящее  время — журнал «Теория и практика физической культуры».

 

В понятиях и терминах раскрывается предмет изучения и преподавания любой дисциплины. В понятиях и  терминологии концентрируются накапливаемые  наукой знания. Понятие считается  полным, если оно имеет определение, т.е. краткую формулировку критериев  отличия одного понятия от других, способов его повторения и употребления. Ниже дается определение основных понятий  и терминов, которые имеют место  в учебном пособии. Исходя из современных концепций теории культуры потребностно-деятельностного подхода представляется возможным дать следующее определение.

 

Физическая культура –  это вид культуры, который представляет собой специфический процесс  и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования  людей для выполнения ими своих  социальных обязанностей.

 

Это сложное и многофункциональное  явление, которое имеет свою структуру, отражающую ее формы и содержание, а также собственное специфическое  функционирование. Ее компоненты полностью  удовлетворяют все потребности  общества и личности в физической подготовке людей к их жизнедеятельности (в труде, быту, военном деле, в  активном отдыхе).

 

Под структурой понимаются состав и строение системы (объекта, пред-мета), другими словами – количество элементов (компонентов, частей) и характер связей между ними. Эти связи могут быть иерархическими, субординационными (соподчиненными по вертикали), либо координационными, расположенными в одной плоскости и на одном уровне.

 

Исходя из концепции потребностно-деятельностного подхода, можно вы-делить следующие структурные элементы (части) в системе физической культуры как вида культуры: неспециальное (непрофессиональное) физ-культурное образование (НФО), физическую рекреацию, спорт, двига-тельную реабилитацию, адаптивную физическую культуру.

 

Неспециальное (непрофессиональное) физкультурное образование пред-ставляет процесс чаще всего самодеятельного образования (формирования) нового, более высокого, чем дано природой, уровня развития физических качеств, полученных человеком при рождении, от природы, а также образования (формирования) двигательных навыков, не данных человеку от рождения (гребля, плавание, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, бег на коньках), движения в акробатике, гимнастике, спортиграх и т.п.

 

Физическое воспитание –  вид физической культуры, процесс  формирования потребности в занятиях физическими упражнениями в интере-сах всестороннего развития личности, положительного отношения к физической культуре, выработке ценностных ориентации, убеждений, вкусов, привычек, наклонностей.

 

Спорт – вид физической культуры, игровая, соревновательная деятельность и подготовка к ней, основанные на использовании физических упражнений и направленные на достижение наивысших  результатов.

 

Спортивная деятельность направлена на раскрытие резервных  возможностей и выявление предельных для данного времени уровней  функционирования организма человека в процессе двигательной деятельности. Состязательность, специализация, направленность на наивысшие достижения, зрелищность являются специфическими признаками спорта как вида фи-зической культуры.

 

Физическая рекреация  – вид физической культуры: использование  физических упражнений, а также видов  спорта в упрощенных формах для активного  отдыха людей, получения удовольствия от этого процесса, раз-влечения, переключения с одного вида деятельности на другой, отвлечения от обычных видов трудовой, бытовой, спортивной, военной деятельности.

 

Она составляет основное содержание массовых форм физической куль-туры и представляет собой рекреативную деятельность.

 

Двигательная реабилитация – вид физической культуры: целенаправленный процесс использования физических упражнений для восстановления или  компенсации частично или временно утраченных двигательных способностей, лечения травм и их последствий.

 

Этот процесс осуществляется комплексно, под воздействием специально подобранных физических упражнений, массажа, водных и физиотерапевтических процедур и некоторых других средств. Это восстановительная деятельность.

 

Физическая подготовка –  вид не специального физкультурного образования: процесс формирования двигательных навыков и развития физических способностей (качеств), необходимых  в конкретной профессиональной или  спортивной деятельности (физическая подготовка летчика, монтажника, сталевара  и т.п.).

 

Она может определяться и  как вид общей подготовки спортсмена (фи-зическая подготовка спринтера, боксера, борца и т.п.).

Физическое развитие –  процесс изменения форм и функций  организма либо под воздействием естественных условий (питания, труда, быта), либо под воздействием целенаправленного  использования специальных физических упражнений.

 

Это также и результат  воздействия указанных средств  и процессов, который можно измерить в данный конкретный момент (размеры  тела и его частей, показатели различных  двигательных качеств и способностей, функциональные возможности систем организма).

 

Физические упражнения –  движения или действия, используемые для развития физических способностей (качеств), органов и систем, для  формирования и совершенствования  двигательных навыков.

 

С одной стороны – это  средство физического совершенствования, те-лесного преобразования человека, его биологической, психической, интеллектуальной, эмоциональной и социальной сущности. С другой – это метод (способ) физического развития человека. Физические упражнения являются основным, «сквозным» средством всех видов физической культуры (неспециального физкультурного образования, спорта, физической рекреации и двигательной реабилитации).

Первостепенную роль в  приобщении людей к систематическим  занятиям физическими упражнениями, использовании, усвоении, передаче и  умножении многообразных ценностей  в сфере физического совершенствования  человека играет система физической культуры. Она представляет собой  относительно самостоятельное, целостное  сложно-организованное образование динамического характера. Как и в любой другой социальной системе (науке, экономике, политике и др.), в системе физической культуры можно выделить составные части (элементы) и их определенные взаимосвязи, взаимоотношения (структуру).

Ядром системы физической культуры является непосредственная деятельность по использованию физической культуры по государственной и общественно-самодеятельной линии.

 

Необходимо отметить, что  каждая составная часть системы  физической культуры тоже своего рода система, только более мелкая, подчиненная, и называется подсистемой. Иначе  говоря, все элементы системы могут  выступать в качестве систем и, наоборот, несколько систем вместе могут рассматриваться  как одна система. В частности, можно  говорить о системе управления физической культурой на федеральном и муниципальном  уровнях, системе научно-методического  обеспечения, системе физкультурно-оздоровительной  и спортивно-рекреационной работы среди населения, системе подготовки спортсменов и т.д.

С переходом России в начале 90-х гг. к новой политико-экономической модели общественного развития, существенные изменения претерпела и система физической культуры.

 

Разработка и обоснование  новых концептуальных основ развития физической культуры потребовали коренного  пересмотра направленности функционирования системы физической культуры, которая  концентрированно выражается в целях, задачах и наиболее общих принципах, исходя из которых осуществляется деятельность по воспитанию в обществе. Так, если на протяжении многих десятков лет в системе физической культуры доминировала утилитарная направленность (физическая подготовка к труду, защите Родины), которая привела к деформированной оценке роли физической культуры как жизненно важной ценности, то в последние годы наблюдается смешение цели физической культуры в сторону приоритета психофизического развития личности, формирования ее физической культуры.

 

Стратегической целью  системы физической культуры является формирование физической культуры человека как неотъемлемого компонента всесторонне  развитой личности, характеризующегося деятельностным самоопределением к творческому освоению физкультурных ценностей.

В физической культуре можно  выделить две основные ценности:

- общественную (общенародную);

- личную (индивидуальную).

Основой общественной группы ценностей является общий уровень  знаний о методах и средствах  развития и совершенствования физического  потенциала человека. Этот общий научно-технологический  потенциал физической культуры составляет ее интеллектуальную основу, включающую в себя обширный комплекс специализированных знаний о физической активности человека, правилах, методах и условиях реализации их при воспитании человека. Эти  знания, добытые медициной, физиологией, педагогикой, психологией и спортивной наукой во взаимодействии со многими  другими науками есть главная  ценность физической культуры, общее  достояние всего человечества.

 

Вместе с тем это  знание тысячами нитей связывает  физическую культуру с другими областями  человеческого знания и с общей  культурой. Через него происходит их взаимное обогащение.

Другой физкультурной  ценностью является накопленный  обществом опыт физического воспитания и физической подготовки молодежи, опыт организации физической активности. Еще в сравнительно недалеком про-шлом такой опыт, по существу, был единственным путем накопления знаний о физической активности, о способах телесного совершенствования, физической тренировки человека. Благодаря традициям, обычаям и обрядам развивалась и обогащалась физическая культура народов, ценности ее передавались из поколения в поколение. В наше время значение опыта, практики в большей мере сводится к проверке новых идей, хотя и передача его по каналам культурной преемственности до сих пор не теряет своей актуальности, особенно в сфере семейного физического воспитания.

 

Подобно тому, как в фондах музыкальной культуры и живописи хранятся шедевры выдающихся старых и новых мастеров, в летописях  культуры физической хранятся шедевры  достижений совершенства движений, физической деятельности человека. К сожалению, до недавнего времени не удавалось  запечатлеть для потомства многие из этих достижений, и их культурная ценность порой ограничивалась констатацией взятия нового рубежа в процессе физического  совершенствования человека и раскрытии  его физических возможностей. Однако даже эти достижения оставались и  остаются немалой ценностью, вполне материальным свидетельством повышения  уровня физической культуры человечества.

 

Важной и еще недостаточно осмысленной ценностью в сфере  физической культуры является общественное мнение, уровень престижности физической культуры и структура факторов, определяющих её популярность в обществе. Именно эти обстоятельства позволяют в  определенной мере оценивать уровень развития и качественные показатели физической культуры в том или ином обществе, тех или иных регионах.

 

Следующей ценностью можно  назвать уровень активности общества в сфере физической культуры. Деятельность государственных и общественных институтов, политическая, организационная, пропагандистская, образовательная  и воспитательная, финансово-экономическая  и производственная, направленная на создание условий для полноценной  физической активности, спортивной подготовки и физического воспитания населения  региона, коллектива.

 

Физическая культура личности определяется теми же факторами, что  и общественная. На первое место  правомерно поставить уровень, глубину, полноту и основательность знания каждого человека о сущности и  правилах подготовки, методах организации  физической активности, путях и средствах  физического совершенствования, законах  функционирования своего организма  в процессе физической активности, двигательной деятельности и её социальной, нравственной, духовной и эстетической ценности. При этом нельзя не отметить, что подобный уровень физической образованности пока еще в основном является достоянием довольно узкого круга специалистов и не является типичным для большинства людей.

 

Личный опыт организации  физической активности как культурной ценности приобретается в процессе занятий физическими упражнениями в период обучения в университете, на занятиях по физическому воспитанию, спортивной подготовке при участии  в различных спортивно-массовых мероприятиях. К этой же категории  ценностей можно добавить двигательный опыт, приобретенный в процессе труда.

Информация о работе Физкультура и основные понятия