Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 17:50, контрольная работа
Физи́ческая культу́ра — сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. Физи́ческая культу́ра — часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития (в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»).
Другой комплекс ценностей физической культуры личности формируется совокупностью его личных физических достижений. Он определяется развитием уровня его физических качеств и координационных способностей. Внешне это проявляется в физической работоспособности, умении управлять своими движениями, грамотно и рационально решать привычные и новые двигательные задачи и двигательные действия. Уровень культуры движений во многом зависит от способности человека правильно использовать свой физический потенциал.
В структуре физкультурно-
Уровень культуры общества в
большей мере определяется степенью
развития, раскрытия и использования
индивидуальных человеческих способностей.
При этом особенно важно подчеркнуть,
что в системе общечеловеческих
культурных ценностей одной из главных
составляющих является уровень здоровья
и физической подготовленности всей
популяции в различные
Физическая культура и спорт представляют собой самостоятельный вид деятельности человека, значение которого в развитии общества весьма многообразно. Они оказывают определенное влияние на общественное производство, на формирование человека как личности, на развитие общественных отношений.
В настоящее время возросло понимание физической культуры как общественной и индивидуальной ценности, что позволяет сформировать новые тенденции в развитии общественного мнения и личностных мотиваций к освоению ценностей физической культуры всеми и каждым.
Если еще в не очень
далеком прошлом занятия
Целью физической культуры и
спорта является также расширение диапазона
максимально предельных возможностей
организма здоровых людей для
сохранения устойчивого состояния
и способности к преодолению
экстремальных факторов, связанных
с определенными условиями
Она неразрывно связана с потребностями, поскольку вся история человеческого общества есть не что иное, как деятельность по удовлетворению его потребностей. Существует два класса, два условия потребностей – естественные, докультурные и человеческие – социальные, культурные. К первым относятся нужда в пище, воде, воздухе, движении, потребности размножения, защите потомства. Они в полной мере присущи как животным, так и человеку, но в человеческом обществе они детерминированы социальными условиями.
Культурные, человеческие потребности
не даны, а только «заданы» природой;
они формируются в процессе воспитания
и различных видов
Иначе говоря – потребность является одним из важнейших источников и условий развития личности и общества, побудительной причиной социальной деятельности людей. При этом имеется в виду, прежде всего, свободная активность, в основе которой может лежать как творческая вариативность, так и репродуктивная, стандартная деятельность.
К числу наиболее общих
социальных, сверх природных потребностей
относится необходимость
Стремительный прогресс производства,
снижение доли физического труда
в быту, значительное интеллектуальное,
эмоциональное и
Жизнь показала, что даже самые выдающиеся достижения современной медицины не в состоянии принципиально повлиять на процесс физической де-градации человека. Они могут в лучшем случае лишь замедлить его, спасти то, что еще можно спасти. Модный тезис о необходимости охраны природы теперь можно дополнить призывом к охране природы самого человека (В.К. Бальсевич, 1986 г.). Большинство ученых всего мира считают главным источником развития и укрепления здоровья систематическую физическую активность в течение всей жизни.
Осознание роли физической культуры в жизни человека и общества усилилось в последние десятилетия. Стимулом для этого является значение физической культуры как фактора совершенствования природы человека, как элемента компенсации развивающегося дисбаланса требуемого объема и качества двигательной активности с одной стороны, и реальной физической активности в повседневной жизни – с другой стороны.
Физическая культура посредством
физических упражнений готовит людей
к жизни и труду, используя
естественные силы природы и весь
комплекс гигиенических факторов, а
также режим труда, быт, отдых, определяющих
состояние здоровья человека и уровень
его общей и специальной
Показателями состояния физической культуры в обществе являются: массовость ее развития; степень использования средств физической культуры в сфере образования и воспитания; уровень здоровья и всестороннего развития физических способностей людей; уровень спортивных достижений; наличие и уровень квалификации профессиональных и общественных физкультурных кадров; пропаганда физической культуры и спорта.
Физическая культура и спорт привлекают все большее внимание социологов, медиков, историков, педагогов, философов и специалистов других наук. О спорте пишут статьи, книги, ему посвящаются спектакли и кинофильмы. Все это не просто дань моде, а отражение того места в жизни современного общества, которое заняли в нем физическая культура и спорт.
С мотивациями, уровнем физкультурной
образованности и объемом накопленного
опыта связана и
Таким образом, именно в физической
активности человека реализуется потенциал
его физической культуры, отражается
способность к
продолжение Актуальность системного подхода к определению основных понятий теории физической культуры обусловлена прежде всего необходимостью уточнения соотношения данных понятий с ведущими общепедагогическими понятиями и категориями. Например, в настоящее время вызывает большое сомнение чрезмерно широкое использование понятия "физическое воспитание", в содержание которого включаются помимо собственно воспитания также обучение и в целом образование. Такое нестрогое определение понятия физического воспитания вынуждает часть специалистов формулировать такие задачи, как, например, воспитание гибкости, т.е воспитание биологического качества (?!), что не укладывается ни в какие рамки логического рассуждения.
В настоящее время необходимо
уточнить соотношение части
С учетом вышесказанного в
статье сделана попытка логически
обосновать определения главных
понятий теории физической культуры
на основании уточнения
Философский уровень определения понятий. К данному уровню следует отнести, на наш взгляд, определение следующих понятий1 :
- физическое (телесное) развитие
есть комплекс изменений в
организме человека, характеризующихся
необходимостью, закономерностью и
определенной направленностью (
- физическое (телесное) формирование
- это воздействие окружающей, прежде
всего социальной, среды на человека
с целью изменения уровня его
телесной организации. Оно
- физкультурная деятельность
есть форма активного
- физическая культура
есть вид материальной
- теория физической культуры
представляет собой высшую
Общепедагогический уровень
определения понятий. После определения
наиболее общих (философских) понятий
следует перейти к более
- образование есть процесс
и результат целенаправленного
формирования человека. Его основными
элементами являются
- воспитание (в узком смысле
слова) представляет собой
- обучение есть
- цель образования есть
идеальный результат
- задача образования -
это часть цели, отражающая определенную
сторону идеального результата
целенаправленного
- принцип образования
представляет собой
- содержание образования
есть совокупность частей
- средство образования
- это предметы, отношения и виды
деятельности, используемые в процессе
целенаправленного
- метод образования есть способ использования средств в процессе целенаправленного формирования человека;
- форма организации образования
представляет собой общий