Формирование двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 14:52, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: Выявление и апробация условий обеспечивающий формированию двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста в образовательной процессе дошкольного учреждения.
Объект исследования: Процесс формирования двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста в образовательной процессе дошкольного учреждения.

Содержание работы

Введение
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Сущность понятия двигательная активность
1.2. Возрастные особенности двигательной активности старшего дошкольного возраста
1.3. Условий формирования двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольного учреждения
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
2.1. Характеристика методики констатирующего эксперимента
2.2. Анализ хода реализации формирующего эксперимента
2.3. Результаты контрольного эксперимента
Заключение
Список литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 148.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание 

 

Введение

 

Глава 1.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ  СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

1.1.

Сущность понятия двигательная активность

 

1.2.

Возрастные особенности  двигательной активности старшего дошкольного возраста

 

1.3.

Условий формирования  двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольного учреждения

 

ГЛАВА 2.

ОСОБЕННОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ  У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 

 

2.1.

Характеристика методики констатирующего эксперимента

 

2.2.

Анализ хода реализации формирующего эксперимента

 

2.3.

Результаты контрольного эксперимента

 
 

Заключение

 
 

Список литературы

 
 

Приложение

 
     

 

 

 

 

Введение

Как медиков, так  и педагогов, волнует прогрессирующее  ухудшение здоровья детей. На сегодняшний день в дошкольном возрасте практически здоровые дети составляют 3-4 %. Рождение здорового ребенка стало редкостью, растет число недоношенных детей, число врожденных аномалий, число детей с речевыми расстройствами. Причин роста патологии множество. Это и плохая экология, и несбалансированное питание, информационные и нейропсихические перегрузки, и снижение двигательной активности. А двигательная активность  в свою очередь является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма.

В перечне наиболее важных причин, определяющих сложившуюся  ситуацию, называют снижение общего уровня жизни и социальной защищенности населения, нарушение постоянства внешней среды обитания (экологический синдром), ухудшение состояния здоровья и дефицит двигательной активности детей, недостаточная квалификация педагогов и массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения, укрепления и формирования здоровья детей. К решению обозначенной проблемы приковано внимание ведущих ученых России (В.К Бальсевич, Л.И. Лубышева, В.И. Усаков, А.И. Кравчук, М.И. Сергеев, В.В. Шабунин, Л.К. Сидоров и др.).

Потребность в  движениях составляет одну из основных физиологических

потребностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития. Движения в любой форме, адекватные физиологическим возможностям детей, всегда выступают как оздоровительный фактор – этим можно объяснить высокую эффективность самых разнообразных методик и форм проведения занятий, когда их основой является общее воздействие на организм в сочетании со специальными физическими упражнениями.

Существенной  стороной влияния физических упражнений является повышение эмоционального тонуса. Во время занятий по физическому воспитанию у ребенка улучшается настроение, появляется чувство радости, удовольствия. Физические упражнения при правильном психолого-педагогическом подходе являются мощным оптимизирующим фактором, а также средством всестороннего гармонического развития ребенка.

Отметим также известный  факт появления за последнее время  в России так называемых «групп развития»  и «групп подготовки к школе». Как  показывает анализ, они чаще всего  ориентированы на решение достаточно узкого круга образовательных задач и не обеспечивают физическую готовность ребенка к обучению в школе. Вследствие этого весь процесс физического воспитания ребенка в условиях семьи поставлен в зависимость от знаний и умений родителей, которые, как показывает практика, должны владеть педагогическими технологиями контроля за физическим состоянием ребенка на последующих после рождения этапах жизни. Однако дошкольное учреждение недооценивает роль физической культуры как определяющего фактора укрепления здоровья своего ребенка и недостаточно осознанно походят к процессу физического воспитания, при этом занижая и свою роль в этом процессе.

Таким образом, в результате отмеченных негативных тенденций в дошкольном учреждении возникла проблема несоответствия физической подготовленности детей их физическому развитию. Данные противоречия актуализируют научное обоснование и поиск новых подходов к решению важнейшей проблемы повышению эффективности физического воспитания детей дошкольного возраста в дошкольное учреждение с целью укрепления их здоровья и полноценного физического и интеллектуального развития. Однако нами не было выявлено научных работ, исследующих социально-педагогические условия, а также научно обоснованного программно-методического обеспечения физического воспитания детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения, что свидетельствует о недостаточной педагогической разработанности данной проблемы. В этой связи актуальность, теоретическая, практическая значимость и недостаточная разработанность данной проблемы обусловили выбор темы «Условий формирования  двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольного учреждения»

Цель исследования: Выявление и апробация условий обеспечивающий формированию двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста в образовательной процессе дошкольного учреждения.

Объект исследования: Процесс формирования  двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста в образовательной процессе дошкольного учреждения.

       Предмет исследования: Условия формирования  двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста в образовательной процессе дошкольного учреждения.

        Задачи исследования:

  1. Изучить теоретические основы формирования  двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста в образовательной процессе дошкольного учреждения.
  2. Подобрать диагностические методики для выявления уровня двигательной активности.
  3. Выявить уровень сформированности двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста в образовательной процессе дошкольного учреждения.
  4. Апробация условий формирования  двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста в образовательной процессе дошкольного учреждения.

Методологическая  основа: К решению обозначенной проблемы приковано внимание ведущих ученых России (В.К Бальсевич, Л.И. Лубышева, В.И. Усаков, А.И. Кравчук, М.И. Сергеев, В.В. Шабунин, Л.К. Сидоров и др.).

      Методы исследования: анкетирование, беседа.

Структура работы: введение, 2 главы, заключение, список литературы, приложение.

Гипотиза исследования: 

 

ГЛАВА 1: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА

1.1. Сущность понятия двигательная активность

Физиологи считают движение врожденной, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.

Гигиенисты и врачи  утверждают: без движений ребенок  не может вырасти здоровым. По мнению Анохина П.К. движение - это предупреждение разного рода болезней, особенно таких, которые связаны с сердечно - сосудистой, дыхательной, нервной системами. А также Аршавский И.А. выделяет движение как эффективнейшее лечебное средство.

Все известные педагоги с древности до наших дней отмечают: движения - важное средство воспитания.

Асташина М.П. утверждает, что движение - фундамент настоящего и будущего здоровья детей, их гармонического физического развития. Это важнейшее условие и средство общего развития ребенка, формирования его психики, способностей, жизненной активности.

В педагогике утвердилось  мнение, что для интеллектуального  развития детей необходимы специальные  «сидячие» занятия. Ребят усаживают, чтобы заниматься с ними развитием  речи, счетом, конструированием. Такие занятия связывают также с воспитанием усидчивости - специального качества, необходимого будущему школьнику.

Наблюдения показывают, что многие дети уже на четвертой, пятой минуте занятия начинают отвлекаться. Некоторые дети вообще не проявляют активности в восприятии материала. Основной причиной такого поведения дошкольников является то, что воспитатели недооценивают роль двигательного анализатора в речевом развитии малышей.

Если обратиться к  литературе, то можно отметить, что  все выдающиеся педагоги всегда прямо или косвенно считали движения важнейшим условием и средством всестороннего развития, в том числе и речевого. Еще Ж.-Ж. Руссо писал о движении как средстве познания окружающего мира. Он указывал, что без движений немыслимо усвоение таких понятий, как пространство, время, форма. К.Д.Ушинский неоднократно подчеркивал роль движений в овладении ребенком родного языка. Врач и педагог В.В. Гореневский в результате глубоких медицинских исследований пришел к выводу, что недостаток движений не только отрицательно сказывается на здоровье детей, но и снижает их умственную работоспособность, тормозит общее развитие, делает детей безразличными к окружающему.

По мнению Е.А.Аркина, интеллект, чувства, эмоции возбуждаются к жизни движениями. Он рекомендовал предоставлять возможность детям двигаться как в повседневной жизни, так и на занятиях.

Академик Н.Н.Амосов назвал движения «первичным стимулом» для  ума ребенка.

Физиологи, занимаясь  изучением развития мозга и его  функцией, объективно доказали, что при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг.

Движения необходимы ребенку, так как они способствуют совершенствованию его физиологических  систем и, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма.

Здоровье ребенка зависит  от ряда факторов: биологических, экологических, социальных гигиенических, а также  от характера педагогических воздействий. Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит  более чем остро. Словосочетание “формирование здорового образа жизни” заняло прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы педагогов всех элементов образовательной структуры. Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту задачу взрослым (педагогам и родителям) нужно начинать решать с самых ранних лет жизни ребенка, решать системно и сообща.

Забота о здоровье ребёнка взрослого человека стала  занимать во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своих детей. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально физиологически адаптирован. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а так же необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Рост количества детских заболеваний связан не только с социально-экологической обстановкой, но и самим образом жизни семьи ребенка, во многом зависящим от семейных традиций и характера двигательного режима. Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, Н.Н.Амосов выделяет двигательную активность – как естественную потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Благоприятное воздействие на организм оказывает только двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин. Так при гиподинамии (режиме малоподвижности) возникает целый ряд негативных для ребенка последствий: происходит нарушение функций и структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивление организма к изменяющимся внешним условиям. Гиперкинезия (чрезмерно большая двигательная активность) также нарушает принцип оптимальной физической нагрузки, что может повлечь за собой перенапряжение сердечнососудистой системы и неблагоприятно отразиться на развитии организма ребенка. Поэтому требуется особое внимание к созданию предпосылок для обеспечения детей рациональным уровнем. При недостаточной двигательной активности ребенка (гиподинамии) неизбежно происходят ухудшение развития двигательной функции и снижение физической работоспособности ребенка.

А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, А.П.Усова считают, что одним из основных условий совершенствования двигательного режима являлось глубокое изучение индивидуальных особенностей детей в разных видах двигательной активности и осуществление на этой основе принципа индивидуально-дифференцированного подхода. В основу его положены концептуальные положения дошкольной педагогики и психологии и формирования личности в процессе деятельности.

1.2. Возрастные особенности двигательной активности старшего дошкольного возраста

Информация о работе Формирование двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста