Формирование двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 14:52, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: Выявление и апробация условий обеспечивающий формированию двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста в образовательной процессе дошкольного учреждения.
Объект исследования: Процесс формирования двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста в образовательной процессе дошкольного учреждения.

Содержание работы

Введение
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Сущность понятия двигательная активность
1.2. Возрастные особенности двигательной активности старшего дошкольного возраста
1.3. Условий формирования двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольного учреждения
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
2.1. Характеристика методики констатирующего эксперимента
2.2. Анализ хода реализации формирующего эксперимента
2.3. Результаты контрольного эксперимента
Заключение
Список литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 148.00 Кб (Скачать файл)

Возрастные и индивидуальные особенности двигательной активности детей в значительной мере определяются условиями организации, характером и содержанием их деятельности. Особенно велика роль целенаправленного руководства  двигательной активностью детей  старшего дошкольного возраста. Это обусловлено тем, что к этому времени дети приобретают уже достаточно большой двигательный опыт, овладевают сложными видами движений, однако без правильного руководства они не всегда могут наилучшим образом реализовать свои возможности.

Как в организованных, так и в самостоятельных играх  важно своевременное переключение с одного вида занятий на другой и рациональное сочетание их по степени  подвижности. Поэтому очень важно, чтобы двигательная активность детей  регулировалась в дошкольном учреждении.

Основными задачами являются:

• дальнейшее расширение двигательного  опыта детей, обогащение его новыми, более сложными движениями;

• совершенствование имеющихся  у детей навыков в основных движениях путем применения их в  изменяющихся игровых ситуациях;

• развитие двигательных качеств: ловкости, быстроты, выносливости;

• воспитание самостоятельности, активности, положительных взаимоотношений  со сверстниками.

Совершенствование двигательных навыков  в повседневной жизни обеспечивает условия для активизации самостоятельной двигательной деятельности ребенка. Именно самостоятельное и творческое использование ребенком двигательного опыта в физических упражнениях и подвижных играх на прогулке способствует развитию личностных и психофизических качеств; повышает интерес к двигательной деятельности, активизирует мыслительную и эмоциональную сферу. Организация двигательной деятельности должна проходить в дружелюбной, радостной обстановке.

Дошкольное образовательное учреждение выполняет многообразные функции: с одной стороны, его коллектив уделяет значительное внимание воспитанию двигательной культуры, развитию личностных и психофизических качеств, приобщению ребенка к здоровому образу жизни; с другой – оно осуществляет пропаганду физической культуры и спорта, приобщает родителей к активной совместной работе по физическому воспитанию.

1.3 Условий формирования  двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольного учреждения

Возрастные и индивидуальные особенности детей в значительной мере определяются как условиями организации деятельности, так и ее характером и содержанием. Особенно велика роль целенаправленного руководства двигательной активностью детей, воспитывающихся в старших возрастных группах детского сада. Это обусловлено тем, что к старшему дошкольному возрасту дети, имея высокую потребность, не всегда могут ее реализовать на должном уровне. При этом надо учитывать, что самостоятельная двигательная активность детей на шестом-седьмом году жизни все больше ограничивается созданными условиями в детском саду и семье (увеличивается продолжительность образовательных занятий с преобладанием статических поз), а также возрастающими познавательными интересами детей (компьютерные игры, конструирование, просмотр телепередач и видеокассет и т.д.). В связи с этим именно у детей этого возраста уже могут сформироваться вредные привычки малоподвижного образа жизни. Следует также помнить, что старшие дошкольники еще не умеют соотносить свои желания со своими истинными возможностями, что может повлечь к переоценке своих сил и привести к нежелательным последствиям (переутомлению, нервному перевозбуждению, травмам). Все это свидетельствует о том, что необходимо обеспечение рациональным уровнем детей, который может быть достигнут путем совершенствования двигательного режима в дошкольном учреждении.

Формами организации оздоровительной  работы, по нашему мнению, являются: самостоятельная деятельность детей, подвижные игры, утренняя гимнастика, двигательно-оздоровительные физкультминутки, физические упражнения после дневного сна, физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами, физкультурные прогулки (в парк, в лес, к водоему), физкультурные досуги, спортивные праздники, Дни здоровья, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейн).

При изучении двигательной активности детей важным явились два аспекта:

- определение наиболее адекватной  деятельности, способствующей полноценному  удовлетворению потребностей ребенка  в движении, его моторному развитию;

- поиск путей и средств рациональной организации двигательной активности детей в организованной и самостоятельной деятельности.

Двигательная активность дошкольника  должна быть направлена и соответствовать  его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребенку. Поэтому мне, как педагогу, необходимо позаботиться об организации детской двигательной деятельности, ее разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к ее содержанию. Содержательная сторона двигательного режима дошкольников должна быть направлена на развитие умственных, духовных и физических способностей детей.[7;стр.18]

Придавая особую значимость роли двигательной активности в укреплении здоровья дошкольников, необходимо определились приоритеты в режиме дня.

Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным  занятиям. К ним относятся общеизвестные  виды двигательной активности: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой и т.д.

С целью оптимизации  двигательной активности и закаливания  детей в практику внедряются дополнительные виды занятий двигательного характера, взаимосвязанных с комплексом закаливающих мероприятий, а также вносятся нетрадиционные формы и методы их проведения. К таким занятиям относятся: оздоровительный бег на воздухе, пробежки по массажным дорожкам в сочетании с воздушными ваннами, гимнастика после дневного сна, двигательная разминка во время перерыва между занятиями при открытых фрамугах, индивидуальная работа с детьми по развитию движений и регулированию детей на вечерней прогулке, прогулки-походы в лес, корригирующая гимнастика.

Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной детей. Рекомендую проводить занятия по физической культуре не менее трех раз в неделю в первой половине дня (одно на воздухе).

Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности.

Наряду с перечисленными видами занятий по физической культуре немаловажное значение отвожу активному  отдыху, физкультурно-массовым мероприятиям. К таким занятиям относится неделя здоровья, физкультурный досуг, физкультурно-спортивные праздники на воздухе и воде, игры-соревнования, спартакиады.

В домашних условиях надо постараться предоставить малышу место, достаточное для занятий гимнастикой  и игр. Часть времени, проводимого с детьми, необходимо уделять развитию двигательных умений и подвижным играм. Занятия должны проводиться систематически, желательно в одно и то же время. В комплекс имеющихся игрушек нужно обязательно включить 2 обруча, гимнастическую палку длиной, маленькую палочку (40см), 2 скакалки, большой и маленький мячи, мешочек с песком (масса — 250г).

Ежедневно занятия проводятся с применением какого-либо из этих предметов.

Учитывая анатомо-физиологические  особенности детей до 6 лет, необходимо соблюдать определенную последовательность упражнений в занятиях: ходьба, бег, прыжки, лазание, метание, сохранение равновесия, упражнения для мышц спины, живота, ног.

Между выполнением упражнений нужно делать небольшие перерывы для «отдыха», когда происходит переключение внимания и подготовка к следующему упражнению (взять мяч, поставить стул, положить обруч и т. д.).

При недостатке времени  следует провести хотя бы краткие  занятия, например, дать ребенку побегать за мячом, попрыгать.

Большое значение для  воспитания ребенка в домашних условиях имеет пребывание на воздухе. Его необходимо использовать для развития основных движений. Двигательная активность на свежем воздухе— наилучший способ воспитания здоровых, закаленных детей.

При прогулке летом для  развития и совершенствования ходьбы рекомендуется использовать пересеченную местность — небольшие кочки, неровности. При этом надо пройти по узкой дорожке, бревну, что поможет научиться сохранять равновесие. Развития метания и бега можно достигнуть, бросая мяч и догоняя его. Полезно залезть на пенек, скамейку (элементы лазания), перепрыгнуть через канавку с помощью и без помощи взрослого. Следует посмотреть на деревья (какие они высокие), на птичек (как они летают, какие они красивые). Последние упражнения способствуют воспитанию осанки. Прогулка, вызывающая положительные эмоции, никогда не бывает утомительна.

Летом дети часто играют на специально отведенных площадках  около жилых домов. Обычно здесь  имеются необходимые условия  для развития лазания, бега, умения сохранять равновесие. Любимая детьми игра с песком должна чередоваться с подвижными играми.

В старшем дошкольном возрасте все большее место начинают занимать игры с правилами, в которых результат зависит от четкого выполнения правил, а также от взаимодействия играющих.

Во время проведения подвижных игр нужно создавать  радостную и непринужденную обстановку, чтобы достичь большей заинтересованности и желания ребенка.

Детям старшего дошкольного  возраста можно предлагать упражнения:

- серии прыжков на  двух ногах на месте с постепенным увеличением их количества от 25 до 40 прыжков с повторами 2-4 раза и с изменением положений ног (ноги накрест - ноги врозь, одна нога вперед - другая назад, попеременно на правой и левой ноге, с поворотом и т.д.);

- многообразные прыжковые упражнения - спрыгивание с пенька, запрыгивание на невысокие препятствия (скамейку, холм), перепрыгивание через предметы;

- прыжки в длину  с места и с разбега;

- прыжки в высоту  с разбега;

Во время прогулок зимой дети должны быть всегда активны. Одежда рекомендуется теплая и легкая. В качестве пособий используются игрушечные метелки, лопатки и машинки для перевозки снега. Рекомендуется катание на санях с гор, с маленьких горок можно покататься на ногах (при внимательном наблюдении взрослых).

В возрасте 5-6 лет можно начинать ходить на лыжах. Впервые дни такая ходьба должна продолжаться не более 20 мин, постепенно это время может быть увеличено до 1 ч.

Для поддержания двигательной активности детей на улице в зимнее время можно организовать ряд упражнений.

Таким образом, мы считаем, что двигательный режим в дошкольном учреждении включает всю динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную.

При разработке рационального  двигательного режима важно, по нашему мнению, не только обеспечить удовлетворение биологической потребности детей в двигательной активности, но и предусмотреть рациональное содержание, основанное на оптимальном соотношении разных видов занятий, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Смена деятельности дает возможность поддерживать у ребенка активное состояние, что позволяет избегать охлаждения, улучшает кровообращение, углубляет дыхание.

 

 

 

 

Глава 2: ОСОБЕННОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ  У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ  ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 

 

После изучения теории, мы обратились к традиционной практике работа с родителями по повышению двигательной активности детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи. Нами был разработан констатирующий эксперимент.

Цель констатирующего этапа исследования: определить особенности знаний о двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Выработать критерии  оценивания сформированности знаний о двигательной активности детей старшего дошкольного возраста.

2. Выявить особенности знаний о двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

3. Проанализировать полученные данные, соотнести в соответствующие уровни двигательной активности.

Экспериментальное исследование проходило на базе МБДОУ № 31  г. Усолье-Сибирское с март по апрель в исследовании участвовали 1 старшая группа (в экспериментальной группе  14д, и в контрольной 14  д).

В процессе констатирующего  эксперимента нами исследовались следующие методы: беседа с воспитателями, беседа с детьми

2. Беседа с воспитателями

Цель: выявить знания у родителей по развитию двигательной активности детей.

Беседу мы провели  по следующим вопросам:

  1. Знакомите ли Вы родителей с информацией по двигательной активности детей?
  2. Какие методы и приемы Вы используете?

В ходе беседы мы выявили, что большинство воспитателей не проводят работу с родителями по двигательной активности детей. Так как, отвечая  на второй вопрос, какие методы и приемы они используют в работе с детьми по двигательной активности.

На основе полученных данных, мы выявили уровень двигательной активности у детей.

Высокий – в экспериментальной  группе 21%, в контрольной группе 43%

Средний - в экспериментальной  группе 50%, в контрольной группе 36%

Низкий - в экспериментальной  группе 29%, в контрольной группе 21%

Данный мы представляем в диаграмме (Рисунок №1)

 

Мы также выяснили компетентность педагогов в ДОУ, и можем сделать вывод, о том, что воспитатели недостаточно внимание уделяют данной проблеме.

Проблеме двигательной активности детей в ДОУ уделяется недостаточно внимания, одной из причин этого явления, отсутствие полного методического обеспечения данной стороны работы с детьми.    

Информация о работе Формирование двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста