Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2014 в 10:18, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности мотивации к занятиям физической культурой и спортом у современных старшеклассников; разработка психологически обоснованной программы формирования мотивации к занятиям физической культурой и спортом у современных старшеклассников. Задачи исследования:
Анализ исследований, посвященных роли и особенностям формирования мотивации к занятиям спортом у учащихся.
Выявление специфических характеристик мотивационной сферы современных старшеклассников при занятиях физической культурой и спортом. Разработка и апробация программы формирования мотивации к занятиям физической культурой и спортом современных старшеклассников.
Введение……………………………………………………………………..….…3
1.Теоретические основы формирования мотивации в обучении…………………………………………………………………………...6
1.1Педагогические основы проблемы учебной мотивации ……………………6
1.2 Психолого-педагогические аспекты формирования мотивации в процессе обучения………………..12
1.3 Анализ мотивации занятий физической культурой и спортом (характеристика структуры мотивации у старшеклассников в середине ХХ века – в конце ХХ века)……………………………………………………..26
1.4 Исследования реальной структуры мотивации учащихся к занятиям физической культурой и спортом в начале ХХI века…………………………33
2 Характеристика используемых методов и методик…………………………38
2.1 Разработка программы психологического обеспечения занятий физической культурой и спортом на основе исследования мотивов………...38
2.2 Исследование реальной структуры мотивации учащихся к занятиям физической культурой и спортом ………………41
Заключение…………………………………………………………………….....44
Список использованных источников………………………………...………....47
ФГБОУ ВПО «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ М. Е. ЕВСЕВЬЕВА»
Факультет физической культуры
Кафедра теоретических основ физического воспитания
КУРСОВАЯ РАБОТА
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ
Автор курсовой работы
студент 4 курса группы КЗФ 209_________________________С. Н. Зайцев
Специальность 050720 «Физическая культура»
Руководитель работы
канд. психол. наук._________________________
Саранск 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1.1Педагогические основы
проблемы учебной мотивации ………
1.2 Психолого-педагогические
аспекты формирования
в процессе обучения…………………………………………………………
1.3 Анализ мотивации занятий физической культурой и спортом
(характеристика структуры мотивации у старшеклассников в середине
ХХ века – в конце ХХ века)……………………………………………………..26
1.4 Исследования реальной структуры мотивации учащихся к занятиям физической культурой и спортом в начале ХХI века…………………………33
2 Характеристика используемых методов и методик…………………………38
2.1 Разработка программы
психологического обеспечения
физической культурой и спортом на основе исследования мотивов………...38
2.2 Исследование реальной структуры мотивации учащихся к занятиям физической культурой и спортом ……………………………………………...41
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников………………………………...………..
Актуальность. Одной из самых важнейших проблем школьного обучения является формирование мотивации к учению. Эта проблема рассматривается многими известными педагогами и психологами. В настоящие время политика образования Российской Федерации направлена на переход к развивающему обучению, где меняются его цель, содержание и методы. И в новой ситуации организации обучения эта проблема стоит на повестке дня . По Российской Федерации переход на развивающее обучение осуществляется постепенно. Массовые школы организуют свою деятельность в основном по традиционной системе, но по-прежнему остро стоит вопрос: как формировать мотивацию обучения [5, c. 84].
Школьный возраст является переломным. У школьника начинается новая по-своему содержанию и по всей функции деятельность – деятельность учения. Переход к новому положению, отношения со взрослыми и сверстниками, а также в семье определяется тем, как они выполняют свои первые и важные обязанности, и все это ведет к тем проблемам, которые связаны не только с семьей, но с учебой.
Наряду с вопросами формирования у учащихся мотивации к учению, также необходимо решать вопросы формирования потребности к самостоятельным и систематическим занятиям физической культурой на базе создания представлений о здоровом образе жизни. Приобретение данных знаний способствует изменению отношения учащихся к физической культуре, побуждая стать сильными, хорошо физически развитыми.
Физическое воспитание – это совершенно особый образовательный предмет, который затрагивает биологическую, психологическую и социальную сущность ребенка. Адекватные формы физического воспитания способны не только раскрыть двигательные возможности, но и гармонизировать личность.
Специфическим для физкультурного воспитания ученика стал принцип объективности формирования мотиваций и потребности в самовоспитании. Физическое воспитание является единственным предметом в школе, по которому ученик может (и должен) получать объективную оценку собственного физического состояния в динамике. Реализация данного принципа потребовала разработки новых подходов к системе оценки физического здоровья ученика, чтобы он не только понимал, но и внутренне принимал стоящие перед ним задачи, переживал за свое физическое состояние.
Этой теме посвящены многочисленные работы как зарубежных, так и отечественных учёных, психологов-практиков (Марищук В. Л., Горбунов Г. Д., Вяткин Б. А., Визитей Н. Н., Т. Т. Джамгаров, А. Ц. Пуни, Попов А. Л., Пилоян Р. А., Рудик П. А. и многие другие). Тем не менее, остаётся не мало нерешенных вопросов. Так требует постоянного внимания вопрос о совершенствовании психологического обеспечения занятий физической культурой и спортом. Это необходимо, по мнению многих авторов (Пилоян Р. А.; Попов А. Л.) потому, что мотивационная структура личности формируется во многом под влиянием существующих в обществе социальных установок, приоритетов и т.п.
Серьёзные социальные и политические изменения в нашей стране предполагают исследования в области мотивации занятий физической культурой и спортом, разработку новых подходов, приёмов и методов психологического воздействия с целью создания психологически комфортных условий для занятий.
Объект исследования – процесс формирования мотиваций к занятиям физической культурой у старших школьников.
Предмет исследования – пути и средства формирования мотиваций к занятиям физической культурой у старших школьников
Цель исследования:
Задачи исследования:
Методы исследования. Основными методами сбора информации стали - комплексное тестирование, анкетирование, опрос, экспертная оценка, наблюдение. При обработке полученных данных применялись математико- статистические методы (критерий Фишера).
В исследовании были использованы такие методики, как:
Практическая значимость экспериментального исследования заключается в создании технологии занятий физкультурой и спортом со старшеклассниками, исходя из особенностей мотивации современной молодежи.
Для психики детского и подросткового возраста характерна несформированность мотивационной сферы. «Влияние улицы», а также расширяющееся информационное поле создают множество направлений формирования мотиваций, неподконтрольных ни родителям, ни учителю. Отсюда возникает необходимость пристального внимания к формированию мотивов к обучению школьника[6, c. 7].
На современном этапе психологической науки мы вправе просто констатировать, что ученик не хочет учиться, что влияет на формирование школьной мотивации.
Мотивационная сфера человека до сих пор очень мало изучена в психологии. Это не может объяснено отсутствием интереса к данному предмету: начинаю с древних времен и до наших дней вопрос о внутренних побудителях поведения человека неуклонно занимал ученных и философов и приводил их к построению различных умозрительных гипотез.
Итак, существуют определенные монистические представления о сущности мотива:
др);
др.);
Всю первую половину XX века в западной психологии господствовали психоаналитические представления о мотивации поведения, согласно которым, основные мотивы человека формируются в раннем детстве и последующем только проявляются, оставаясь в целом неизменным. Например, играющая значительную роль в обучении мотивация достижения (проявляющаяся в постановке новых целей, стремлении к успеху в деятельности и т. п.), согласно представлениям психоаналитиков, является следствием невротического по своей природе детского конфликта, когда ребенок, желая добиться расположения родителя противоположного пола (сын - матери, дочь - отца), пытается превзойти во всем родителя-конкурента. Естественно, что такие представления об источниках формирования амбиций человека, его мотивации достижения фактически закрывали всякую возможность целенаправленного формирования этих качеств в более поздних школьных возрастах [2, с. 96].
Педагогические рекомендации 80-х годов нацеливали учителей на повышение школьной мотивации путем разъяснения учащимся общественной значимости их обучения. Широкие общественные мотивы, занимавшие некогда ведущее место, ныне действует незначительно, и с этим нужно считаться. Без них отечественная педагогическая теория оказалась как бы опустевшей, она с трудом отыскивает новые мотивы в пока ещё старых ценностях. Несомненно, искать их следует, прежде всего, в удовлетворении личных интересов. В современном мире мы обречены ориентироваться на вечные ценности, на которые уже давно опирается западная гуманистическая педагогика [8, с. 77].
Обзор работ отечественных психологов показывает, что в настоящее время в психологии накоплены данные, как для уточнения некоторых исходных позиций, так и для дальнейшего, более широкого и глубокого исследования проблем мотивации.
Мотивация (от лат. moveo - двигаю) - общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования [11, с. 62].
Мотивация является стартовой площадкой любой деятельности и поэтому занимает ведущее место в ее структуре. В то же время мотивационная сфера сама по себе - сложное образование. Уровень развития мотивационной сферы зависит от сформированности потребностей, мотивов, интересов, целей и других ее компонентов. Важными аспектами мотивационной сферы являются потребность и мотив. В одних случаях познавательная потребность может удовлетворяться уже при получении хороших отметок, а в других - при правильно организованной учебной деятельности - организацией школьника на внутреннее содержание учебной деятельности, способы выполнения действий.
Исследуя отношение школьников к учению, ряд авторов установили, что одним из важнейших моментов, раскрывающих психическую сущность этого отношения, является та совокупность мотивов, которая определяет учебную деятельность школьников. Ею сделан вывод о том, что проблема формирования устойчивости личности есть, прежде всего, проблема становления социальных по своему происхождению и нравственных по содержанию мотивов поведения. Работы этих авторов имели большое значение для развития проблемы мотивации учения. Вместе с тем перспективным для дальнейшего развития этой области психологии является положение о взаимосвязи мотивов с направленностью личности и с ее отношением к окружающей действительности, а также о структурности мотивации [22, с. 125].
В зарубежных исследованиях изучению мотивов уделяется большое внимание. Выполнены многочисленные теоретические и экспериментальные работы по вопросам побуждений в поведении человека и животных. Разработка вопросов мотивации ведется интенсивно в различных областях психологической науки с использованием множества методов [4, с. 29].