Но одна из самых острых проблем - уменьшение
мотивации к занятиям физкультурой при
переходе от класса к классу. Младшие школьники
активно занимаются физкультурой, участвуют
в соревнованиях, спортивных праздниках.
В подростковом возрасте у тех, кто не
занимается спортом в секциях, интерес
уменьшается, а в старших классах вообще
угасает. Причем у девочек гораздо больше,
чем у мальчиков. Выйти из положения можно,
лишь используя новые формы занятий, укрепляя
межпредметные связи физической культуры
с дисциплинами естественнонаучного и
гуманитарного циклов.
Сегодня количество больных детей и детей
с отклонениями в развитии становится
все больше, а методик для их физического
воспитания все меньше. Абсолютно здоровые
дети и дети, имеющие небольшие отклонения
в здоровье, занимаются физкультурой вместе.
Учителя не делают между ними разницы,
хотя на самом деле эта разница есть, и
такое отношение к детям числа здоровых
не прибавляет. Ситуация неблагополучная,
но небезвыходная. Необходим широкий спектр
модульных программ, специализированных
для занятий с такими детьми. Подобные
программы есть, но в них мало конкретики,
ведь каждый ребенок имеет свои индивидуальные
особенности в развитии, и их нужно учитывать
учителям физкультуры. Вторая проблема
- нет специалистов, которых бы готовили
для работы с часто болеющими детьми.
Подводя итог вышесказанному и основываясь
на экспериментальные данные, полученные
в ходе выполнения курсовой работы, можно
утверждать, что школьники сознательно
относятся к урокам физкультуры и могут
достаточно определенно указать на их
недостатки. Основные замечания, высказанные
школьниками, позволяют сделать следующие
выводы:
- недостаточно реализуется дифференцированный
подход на уроках физкультуры, что приводит к неадекватности
физических нагрузок на занятиях (25%);
- не учитываются интересы школьников
при выборе физических упражнений, которые включены в программу
физкультуры в школе (22-32 %), что требует
пересмотра соответствующих программ,
включения большего количества часов на вариативный компонент
и адаптации к интересам учащихся конкретной школы;
- при проведении занятий, особенно в первой
части необходимо использовать музыкальное сопровождение, что
делает занятия физическими упражнениями более эмоциональными и привлекательными
как для девочек, так и для мальчиков;
- использование соревновательного метода
в уроке физической культуры эффективно в старших классах.
Список использованных источников
- Аболин, В. С. Игры на воздухе : метод, рекомендации / В. С. Аболин. - СПб. : СП ГПУ, 2002. - 79 с.
- Авохин, С. И. Общепедагогическая подготовка учителя физической культуры : уч.-метод, пособие / С. И. Авохин. - М : Новая школа, 2006. - 119 с.
- Асмолкин, А. Г. Физкультура для маленьких : метод, рекомендации / А. Г. Асмолкин. - М. : ВНМЦ, 1991. - 76 с.
- Бабушкин, Г. Д. Психологическая совместимость
и срабатываемость в различных видах спортивной деятельности / Г. Д. Бабушкин // Теория и практика физической культуры. - 2005. - № 10.
- С. 28-30.
- Безверхняя, Г. В. Возрастная динамика мотивационных приоритетов школьников к занятиям физической культурой и спортом / Г. В. Безверхняя. - М. : Логос, 2004. - С. 84.
- Больсевич, В. К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи
/ В. К. Больсевич // Физическая культура, 2006.-№2.-С. 3-9.
- Больсевич, В. К. Теоретико-методологические основания концепций формирования физической культуры человека в дошкольном возрасте. Здоровый образ жизни : сущность, структура, формирования на пороге XXI века : монография / В. К. Больсевич. - Томск : ТГУ, 2006. - С. 21-26.
- Богданова, Б. П. Методика уроков физической
культуры 1-8 классов : уч.-метод, пособие / Б. П. Богданова. - М. : Просвещение, 1991. - 192 с.
- Возняк, Н. Е. Методика преподавания физической
культуры : уч.- метод. пособие / Н. Е. Возняк. - М. : Овал, 2008. - 354 с.
Ю.Войкин, М. С. Активные игры в детском
возрасте : метод, рекомендации / М. С. Войкин.
- Одесса : ОГПИ, 2003. - 37 с.
11. Воробьева, М. В. К вопросу об
изучении профессиональной мотивации
студентов / М. В. Воробьева, С. М. Тищенко
// Среднее профессиональное образование.
- 2009. - № 11. - С. 61-64.
- Воробьева. М. В. Структура профессиональной
мотивации будущих специалистов сферы
туризма и ее развитие в процессе профессиональной
подготовки / М. В. Воробьева // Высшее образование
для XXI века : международная научная конференция. - Москва, 18-20
окт. 2007 / ред. Э. Ш. Камалдинова. - М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2007. - С. 34-39.
- Гадман, О. С. В школу с игрой : учеб-метод, рекомендации / О. С. Гадман, Н. Е. Харитонова. - М. : Просвещение, 1991. - 67 с.
- Дмитриев, А. А. Физическая культура в
специальном образовании : учебное пособие для вузов / А. А. Дмитриев. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 234 с.
- Ильин, Е. П. Психология спорта : учебник / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2008.-352 с.
- Кисапов, Н. Н. Противоречия традиционной системы физического воспитания школьников и пути их разрешения / Н. Н. Кисапов, Г. JI. Драндров, В. Т. Никоноров // Образование и саморазвитие. - Казань. - Изд-во «Центр инновационных технологий». -2007. -№ 2. - С.
145-151.
- Кисапов, Н. Н. Психофизиологические механизмы регуляции двигательной активности человека в процессе
занятий физической культурой / Н. Н. Кисапов, Г. JI. Драндров, О. Ю. Вербина // Актуальные проблемы физического воспитания учащейся молодежи
: материалы межвуз. науч.-практ конф. / Чуваш, гос. пед. ун-т. - Чебоксары : ЧГПУ, 2004. - С. 21-27.
- Конева, Е. В. Физическая культура : учебное пособие для вузов / Е. В. Конева. - М. : Феникс, 2005. - 258 с.
- Лукьяненко, В. П. Концепция модернизации
системы общего среднего физкультурного образования в России
/ В. П. Лукьяненко. - М. : Физкультура и спорт, 2007. - 120 с.
- Манукян, С. П. О взаимоотношении понятий «стимул» и «мотив» : уч. рекомендации / С. П. Манукян. - М. : ОМЕГА-Л, 2004. - 158 с.
- Маслоу, А. X. Мотивация и личность : монография (переизд.) / А. X. Маслоу. - СПб. : Евразия, 1999. - 347 с.
- Мухина, B.C. Возрастная психология : учебник /B.C. Мухина. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 344 с.
- Смирнова, С. А. Педагогика : педагогические теории, системы, технологии : учебник / С. А. Смирнова. - М. : Издательский центр «Академия», 2001.-337 с.
- Сосновникова, Ю. Е. К сравнительной характеристике психических состояний индивида и масс / Ю. Е. Сосновникова. - СПб. : Питер, 2001. - 235 с.
- Стамбулова, Н. Б. Психология спортивной карьеры : учебное пособие / Н. Б.Стамбулова. - СПб. : Изд во «Центр карьеры», 1999. - С. 65-69.
- Степаненкова, Э. А. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка / Э. А. Степаненкова. - М. : Аст, 2007. - 332 с.
- Степанова, Г. А. Воспитание интереса
к физическим упражнениям у школьников
начальных классов : уч.-метод, пособие / Г. А. Степанова. - Челябинск : ЧГИФК-ШГПИ, 2004. - 84 с.
- Тодоров, JI. В. Понятие культуры и построение теории содержания образования / Л. В. Тодоров // Педагогика. - 2009. - № 8. - С. 3-11.
- Трифонова, С. А. Использование «внешнего»
и «внутреннего» планов при построении ситуации / С. А. Трифонова
// Практическое мышление и опыт: ситуативность
и инструментальность обобщений : сб. статей / под ред. Ю. К. Корнилова. - Ярославль, 2000. - С. 50-66.
- Физкультура и спорт : учебник для институтов
физической культуры / под. ред. Ю. М. Портнова. - М. : Феникс, 1998. - 350 с.